Jump to content

Чан Санта Круз

Чан Санта Круз
У Но Ках Балам На Чан Санта-Крус
1849–1935
Флаг Чана Санта-Крус
Флаг Чана Санта-Крус
Районы, находящиеся под контролем майя, ок. 1870 г.
Районы, находящиеся под контролем майя, ок. 1870 г.
Капитал Но Ках Балам На Чан Санта-Крус
Общие языки языки майя
Халач Уйник (губернатор)  
• 1849-1852
Хосе Мария Баррера
Я Катун Киуик (верховный генерал)  
• Самая длинная порция
Бернардино Сен
• Последний
Франциско Мэй
История  
• Учредил
1849
• Упразднено
1935
Предшественник
Преемник
Республика Юкатан
Мексика
Сегодня часть Кинтана-Роо

Чан Санта-Крус был коренным государством майя конца 19-го века на территории современного Кинтана-Роо . Это также название святилища, служившего центром майя Крузуба. [примечание 1] религиозное движение и город, возникший вокруг святыни, ныне известный как Фелипе Каррильо Пуэрто . Город исторически был главным центром того, что сейчас является мексиканским штатом Кинтана -Роо , и он выступал в качестве фактической столицы майя во время кастовой войны на Юкатане .

До и во время испанской колонизации

[ редактировать ]

До испанской колонизации люди на земле, которая впоследствии стала штатом Чан-Санта-Крус, были преимущественно коренными потомками майя . Его северные пределы, вероятно, были частью штата Коба в классический период .

После того, как испанцы начали оккупировать близлежащие территории, государство майя Сю в западной половине полуострова Юкатан решило вступить в союз с недавно соседней Империей. Штат Ица продолжал обучать и обучать лидеров коренных народов майя в святилищах южной провинции, таких как озеро Петен-Ица . Генерал Мартин де Урсуа вторгся и разграбил Нойпетен , столицу острова Ица, 13 марта 1697 года.

Провинция Уаан оставалась практически неизвестной испанцам, но ее столица провинции Чабле (что означает «муравьед») несколько раз упоминалась в книгах Чилам Балама как место для велосипеда. [ нужны разъяснения ]

Испанцы завоевали западную половину штата Ица в 18 веке. Самый известный [ кому? ] Одна из испанских кампаний была против коренного канека (короля) и его последователей. [ нужны разъяснения ] закончившееся смертью Канека и его ближайших последователей 14 декабря 1761 года. [ нужна ссылка ]

Восстание

[ редактировать ]

Когда класс криолло провозгласил независимость Юкатекана в середине 19 века и начал борьбу за контроль над ресурсами своего зарождающегося государства, руководство майя увидело возможность обрести независимость. Письма, обнаруженные в XXI веке, показывают, что эту акцию они планировали уже давно. [ нужны разъяснения ] Эти письма представляли собой письменные приказы, отправленные через установленную военную командную цепочку, и были написаны после смерти батаба Чичимиллы Антонио Мануэля Ай 26 августа 1847 года (6 Кабан, 5 Ксул). Письма были написаны на священной площади в Саки, священном «белом» городе севера, расположенном недалеко от современного Вальядолида . Ровно через три дня после смерти Ай восточные майя, теперь называемые Уиз'об (что означает «набедренные повязки»), подняли всеобщее восстание, которое почти полностью изгнало юкатекос из Чан-Санта-Крус. [1] [ нужна проверка ]

Это восстание, названное Ла-Гуэрра-де-лас-Кастас мексиканцами , достигло своего апогея в 1848 году. Оно привело к обретению независимости старого штата Ица-Майя, который впоследствии стал Чан-Санта-Крус. Бывшее государство майя Сю оставалось в руках креолов Юкатеко. Потомки этого недолговечного свободного государства майя и те, кто живет подобно им, теперь широко известны как Крузубы . [2]

Независимое государство майя

[ редактировать ]

Государство Креста было провозглашено в 1849 году в Шосене, юго-восточном спутнике современного Вальядолида , где Провозглашение Хуана де ла Круса ( Иоанна Креста ). народу впервые было зачитано [ нужна ссылка ] Столица, Но Ках Балам На Чан Санта Крус, была основана примерно в 1850 году возле священного сенота , естественного колодца, обеспечивающего круглогодичный источник святой воды. Говорящий крест продолжает говорить в этой святыне. [ нужны разъяснения ] [2] [3]

Город был спроектирован в доколумбовом стиле майя: на центральной площади находился Балам Нах, «Дом святого покровителя», окруженный школой на востоке, домом понтифика на западе и домами генерала на севере. , а также склады и рынок на юге. [2]

Столицы регионов Бак-Халал, Чун-Пом, Вигиа-Чико и Тулум , вероятно, были расположены по тому же плану, что и столица. [ нужна ссылка ]

В наибольшей степени, с 1860-х по 1890-е годы, штат Чан-Санта-Крус охватывал все южные и центральные части мексиканского штата Кинтана-Роо . Наряду с связанными с ним буферными и отколовшимися группами это государство было ядром более широкого движения за независимость коренных народов, которое контролировало практически все территории старой Изы. [ нужны разъяснения ] Эти земли включали восточную, центральную и южную части полуострова Юкатан, простирающиеся от мыса Каточе до территории, которая сейчас является северо-западом Белиза и северо-востоком Гватемалы .

Падение свободного государства майя

[ редактировать ]

С конца 1850-х по 1893 год Соединенное Королевство признавало свободное государство майя де-факто независимой нацией, даже спонсируя переговоры по договору между мексиканским латиноамериканским штатом Юкатеко и государством майя Крузуб. Результатом этих переговоров стал подписанный международный договор, который так и не был ратифицирован ни одной из сторон. Государство майя имело обширные торговые отношения с британской колонией Британский Гондурас , а его вооруженные силы были значительно больше, чем гарнизон и ополчение в британской колонии. В отличие от жителей Юкатека и мексиканцев, британцы сочли целесообразным и выгодным поддерживать хорошие отношения со свободным государством майя в течение нескольких лет. [ нужна ссылка ]

Все это изменилось после того, как майя осадили и завоевали Бакалар , первоначально священный город майя Бак-Халал (что означает «декантация воды»). Они убили множество британских граждан, а также весь креольский гарнизон Юкатека. [2] Непонятно, почему командующий генерал приказал провести массовую резню гарнизона. Независимо от его мотивов, это действие напугало крошечный британский колониальный истеблишмент в соседнем Британском Гондурасе.

Британское правительство поручило сэру Спенсеру Сент-Джону отделить правительство Ее Величества от коренных свободных штатов и, в частности, от штата Чан-Санта-Крус. В 1893 году британское правительство подписало Договор Спенсера Марискаля , по которому все земли независимого государства майя уступались Мексике. Примерно в то же время креолы на западной стороне полуострова Юкатан начали признавать, что их мини-государство, управляемое меньшинством, не является политически жизнеспособным в долгосрочной перспективе. После того, как креолы предложили свою страну любой группе, которая была бы готова защитить свою жизнь и собственность, Мексика согласилась. Имея как юридический предлог, так и удобный плацдарм на западной стороне полуострова Юкатан, Чан Санта-Крус был оккупирован мексиканской армией в первые годы 20 века. [2]

Мексиканская оккупация не положила конец сопротивлению коренных народов майя, которые продолжали совершать партизанские нападения на мексиканцев под руководством генерала Франсиско Мэя . В 1935 году генерал Мэй подписал официальный мирный договор с правительством Мексики. [ нужна ссылка ]

Различные договоры с Мексикой, получившие название «Письма генерала Мэя», были подписаны лидерами местного государства в конце 1930-х и 1940-х годах. После смерти генерала Мэя оставшиеся официальные лица майя инициировали контакт с правительством Соединенных Штатов через археолога и американского шпиона Сильвануса Морли . [4] [5]

Памятник Чану Санта-Крусу на Косумеле

Одним из примечательных аспектов свободного государства майя было возрождение религии майя в частично синкретической форме, иногда называемой «Культом Говорящего Креста». Вероятно, это было продолжением местных верований , которые вновь возникли, когда гражданская война испанских колонистов освободила майя от религиозных репрессий латиноамериканского населения Юкатана. [ нужна ссылка ] Местные священники сохранили свои древние религиозные тексты и свои духовные знания, как они продолжают это делать и сегодня. [ нужна ссылка ]

Священные книги майя

[ редактировать ]

Когда прибыл монах Якобо де Тестера , возглавивший первую из францисканских миссий к майя во второй половине 16 века, он начал проект энциклопедии майя. Он намеревался собрать молитвы, речи, комментарии и описания местной жизни, чтобы помочь испанцам свергнуть культуру майя в целом и религию майя в частности. [ нужна ссылка ] Знаменитая книга Диего де Ланды «Relación de las cosas de Yucatán» содержит большую часть пояснительного текста этой энциклопедии на испанском языке без цитирования каких-либо текстов коренных народов.

Старейшины майя, участвовавшие в этом проекте, в том числе Хуан На Чи Коком, бывший лидер штата Ица в восточном Юкатане, скорее всего, были добровольными добровольцами, которые считали, что проект является способом сохранить культуру и религию майя. После того, как проект был предан анафеме , Римской церковью бывшие сотрудники майя собрали и реконструировали все, что смогли. Они собрали материалы в обширное собрание текстов, которое теперь известно как « Книги Чилам Балама» . [6]

Существующие копии частей этих Книг Чилам Балам («Представитель Покровителя») представляют собой свидетельства существования разных версий Сю и Ицы. [7] Эта книга, обычно переводимая как собрание исторических и мифологических текстов, содержит много информации о древнем календаре майя и жрецах, которые его поддерживали.

Содержание « Книг Чилам Балам» включает: ежедневные напоминания для прорицателей; натальные карты на каждый день; ритуалы, связанные с каждым днем; руководство по отбору, обучению и посвящению священников календаря майя; майя молитва -четки и молитва- гадание ; подробности жертвоприношений у священного колодца Чичен-Ицы и других самопожертвований; места паломничества; годы и циклы майя; консультации беременным женщинам; и описания семейной жизни майя.

« Песни Дзитбалче» представляют собой сборник песен, молитв и ритуальных речей. В этот сборник вошли традиционные девичьи песни, молитвы к сидящим изображениям и другие традиции.

«Ритуал бакабов» обычно переводится как сборник медицинских текстов. Первая половина книги сравнима с книгами Чилам Балам Чумаэля и Тизимина и содержит песни майя, советы, молитвы и ритуальные речи. Среди этих текстов есть тексты, касающиеся: понтифика майя; линия Чиуо; провидцы и начинающие прорицатели; молитва акушерки; и молитва обновления для прорицающих семян. Вторая половина этой книги сравнима со второй половиной «Чилам Балам о травах Кауа и Майя» и также содержит в основном растительные или медицинские средства от широкого спектра недугов.

Церковь майя

[ редактировать ]

Появление Чана Санта-Крус в 19 веке означало, что впервые за столетия майя стали управлять государством, которое поддерживало их местную веру. Римская церковь последовательно отказывалась посвящать коренных майя даже в священники . Раньше maestros cantores (помощники деревенских мирян), которые были сыновьями жрецов майя, часто также выступали в роли представителей профессии своих отцов. [ нужны разъяснения ] [8]

В церквях майя в каждой деревне и городе Крузеро находился святилище Святого Креста. Церкви майя легко отличить от римско-католических церквей наличием обнесенного стеной внутреннего святилища, Глории , внутри церкви майя. [3]

Религиозные деятели

[ редактировать ]

Религиозные деятели и концепции майя Крузуб упоминаются под разными именами и терминами. Ку (Бог) — единое существо, неописуемое и бестелесное. К'у также можно называть Хунаб Ку (Уникальный Бог) или Хахал Ку (Истинный Бог). Эпитеты Бога и Его Ангелов могут включать Тепал (Господь), Ахау (Господь) и Юмил Каан (Отец Неба). [9] [ нужна проверка ] Чакуб (Ангелы) — действующая сила Бога, проявляющая Его волю на земле и к которым можно обращаться за помощью. Есть 1, 4, 5, 6 или 7 чакубов , по одному на каждое направление, рассматриваемое в конкретном ритуале. Направления имеют цветовую маркировку в соответствии с их чакубом . [ нужны разъяснения ] Восток красный, север белый, запад черный, юг желтый, небо голубое, земля зеленая, центр чистый. [ нужна ссылка ] Женские духи, в том числе Киичпам Колель (Красивая бабушка) и У Колель Каб (Бабушка Земля или Гваделупа), автономны, и к ним можно обращаться с просьбой о добре через молитвы перед их крестом или изображением. Предки по отцовской линии, такие как Юмзилуб (Отцы), также автономны, и к ним можно аналогичным образом обращаться с просьбой о добре или зле посредством молитв до пересечения соответствующей линии. Семейный религиозный крест — Ix Ceel (Маленькое Деревце). Балам рассматриваемой (Ягуар) — покровитель деревни, города, региона или штата, который действует как агент и защитник единицы социальной . Многие баламы образуют дополнительные подразделения: Баламуб (Ягуары), Двадцать Покровителей дней 260-дневного Священного Круга; четыре Годоносца 365-дневного года; Ахауоб ; 360-дневного года и Катун . Ик'убу (духам) можно молиться за добро или зло, но Касал Икуб (злые духи) хаотичны, и их необходимо как изгнать, прежде чем какой-либо ритуал может начаться, так и умиротворить, прежде чем любой ритуал может закончиться. [ нужна ссылка ]

Поклонение

[ редактировать ]

Движение Крузуб проводит два великих ежегодных фестиваля, оба произошли от двух ежегодных фестивалей доколумбовых майя. У К'ин Крус (День Креста) - это древний Новый год майя (365 дней), а У К'ин Колель (Праздник нашей бабушки, Гваделупа) - это древний Новый год майя (360 дней). Годовой фестиваль. [ нужны разъяснения ]

Крусуб также празднует мессу и новены, которые всегда включают подношение кукурузных лепешек и часто включают тамале , мясо, фрукты, атоле , перец, шоколад, десерт и алкогольные напитки.

Святой Крест

[ редактировать ]

Святые кресты — это физические кресты, которые, согласно традиции Крузуба, необходимо охранять и кормить несколько раз в день. У каждого домохозяина имеется небольшой домашний крестик, облаченный в миниатюрный уипиль (женское платье) и с зеркалом, висящим на шее. Этот маленький женский крест в доколумбовые времена был известен как Ix Cel (Маленькое или Женское Дерево). Помимо деревенского креста-покровителя и хозяйственных крестов, существуют специальные родовые кресты для важных линий, четыре охранных креста на въездах в город и другие кресты, охраняющие провалы и колодцы. Религия майя Крузуб в 21 веке на практике весьма неоднозначна: некоторые последователи привержены исключительно местной церкви и ее ритуальному календарю, в то время как другие последователи являются исключительно или частично католиками, протестантами или евангелистами. [ нужна ссылка ]

Святыни «говорящих крестов» остаются важной частью местной культуры на бывших землях Чана Санта-Крус в 21 веке. Совсем недавно, в 2002 году, мексиканское правительство наконец сняло клеймо колдовства, которому подвергались местные священники в соответствии с мексиканским гражданским и римско-церковным законодательством. Они [ ВОЗ? ] признал Церковь Говорящего Креста законной религией и установил мемориальную доску на святыне в Каррильо-Пуэрто. [ нужна ссылка ]

Национальные рекорды

[ редактировать ]

Свободное государство майя официально провозгласило независимость в «Прокламации Хуана де ла Круса» ( El Proclamo на испанском языке). К Прокламации прилагаются конституция и подзаконные акты бывшего штата. В дополнение к требованиям военной службы — поскольку конституция была написана во время войны — и поддержке местной церкви, народу майя (и представителям любой расы), согласившемуся на суверенитет нового государства, было обещано равное и справедливое обращение.

Международные договоры и переписка

[ редактировать ]

Чан Санта-Крус заключил договоры и переписывался с несколькими другими признанными и частично признанными правительствами. К ним относятся договоры с: государством Юкатеко , иногда спонсируемым британским правительством в Гондурасе; Соединенное Королевство; Мексика; и Гватемала. [ нужна ссылка ] Чиновники Чана Санта-Крус также переписывались с членами правительства США в Вашингтоне. [ нужна ссылка ]

Официальные лица

[ редактировать ]

Большинству религиозных деятелей майя Крузуба не платили — и остаются — либо они получают зарплату за счет пожертвований богатых или набожных членов общины. Эти чиновники, как правило, являются одними из старейших и самых бедных представителей сообщества, распределяя большую часть своего личного имущества на финансирование связанных с ним общественных фестивалей. [10]

Религиозные чиновники включают или включали:

  • Ахау Кан или Ах Заб Кан (Господь Мудрости или Гремучая Змея), Верховный Понтифик церкви майя, ныне известный как Нохоч Тата (Великий Отец). [11] [3]
  • Кан Эк' (Мудрая Звезда), один из четырех кардиналов, выступавших из четырех священных городов: Бахалала , ныне Бакалара, на востоке; Сакил , ныне город Вальядолид, на севере; Ич Кан Си Хо , ныне город Мерида, на западе; и Чам Путун , ныне вышедший из употребления и называемый Чампотон, на юге. [12]
  • Эк' (Звезда), один из восьми архиепископов церкви майя, ныне заброшенная роль. [13]
  • Чооп (Ара), один из двадцати провинциалов или епископов церкви майя, ныне заброшенная роль. Сейчас сохранилась только провинция Уаан, и поэтому Чоопил Уаан теперь является Верховным понтификом церкви майя и известен как Нохоч Тата . [13] [3] Первым Нохоч Тата был Мануал Науат, который занимал эту должность с 1847 года до своей смерти 23 марта 1851 года. [ нужна ссылка ]
  • К'ин (Солнце), один из восьмидесяти священников, которого на испанском языке иногда называют священнослужителем . В вышедшем из употребления контексте это может относиться к прорицателю или к одному из множества людей, использующих Священный календарь майя, включающий 20 ежедневных покровителей и тринадцать ежедневных личностей/числ. [13] [14]
  • Ик' (Дух), экзорцист или благословение. [13] [6]
  • Уай (Знакомый Дух) или Нагваль (Средний), человек с хорошими отношениями в духовном мире. [13]
  • К'ай (Рыба), кантор . [13]
  • Тан (Слово) или Резадор , оратор. [13]
  • Ле (Лист) или Йербатеро , травник. [13]

Гражданские должностные лица включают или включали:

  • Халац Уйник (Настоящий мужчина) или Президенте Муниципальный , гражданский чиновник уровня губернатора провинции или выше. [13] Первым Халахом Уйником в Чан-Санта-Крус был Хосе Мария Баррера, который занимал этот пост до своего убийства в 1852 году. [ нужна ссылка ]
  • Батаб (Топор) или Делегадо , местный гражданский чиновник уровня деревни или ниже. [13]
  • Тупил (Серьга, Новичок или Олдермен), любой гражданский чиновник начального уровня, включая Камбесах (Учитель) и Канан Ку (Ризничок). [13]

Военные силы возглавлял Ахау К'атун Киуик , также известный как генерал де ла Плаза , верховный главнокомандующий вооруженными силами майя. [13] [3] Эту должность занимали несколько разных людей. Есть некоторые свидетельства того, что первым, самым эффективным и дольше всех служившим генералом Плазы был Бернардино Сен. [5] Последним полностью признанным генералом Плазы был генерал Мэй, подписавший окончательные мирные договоры с правительством Мексики в 1930-х и 1940-х годах. Последующие попытки возродить генералитет не смогли заручиться поддержкой сообщества в целом, и военные выживают в первую очередь как почетный караул Церкви майя. [ нужна ссылка ] Под началом Ахау Катуна Киуика находились Ахау Катун , Генералы. Таких генералов было четыре, по одному на каждое направление. Тем не менее, во время освободительной войны именно генералы севера и юга получили наибольшее внимание в испанской и британской колониальной прессе. [13] [3] [ нужна проверка ] Первым генералом Севера был Сесилио Чи, который служил с 1847 года до своей смерти в мае 1849 года и одержал победу при Вальядолиде и Изамале. Вторым генералом Севера был Венансио Пек, служивший с 1849 по 1852 год. Первым генералом Юга был Хасинто Пат, который служил с 1847 года до своего убийства в декабре 1849 года и одержал победу при Пето, Текаксе и Тикуле. Вторым генералом Юга был Флорентино Чан, служивший с 1849 по 1852 год. [ нужна ссылка ] Среди других воинских званий были Ах Катун (капитан) и Катун (рядовой или солдат). [13] [3]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также пишется Крузоб или Крусуб .
  1. ^ Мартинес Хухим, Ана Патрисия. Восстание людей в набедренных повязках / Guerra de las Castas en Yucatán (1-е изд.). Мерида: Шахматы. стр. 97–107.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Рид, Нельсон А. (2001). Кастовая война Юкатана (Перед. Ред.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN  9780804740012 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Вилла Рохас, Альфонсо (1945). Майя восточно-центральной части Кинтана-Роо . Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский Институт Карнеги.
  4. ^ Харрис, Чарльз Х.; Сэдлер, Луи Р. (2003). Археолог был шпионом: Сильванус Г. Морли и Управление военно-морской разведки (1-е изд.). Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN  0826329373 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Салливан, Пол (1991). Неоконченные беседы: Майя и иностранцы между двумя войнами (1. ПБК. Печатная ред.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520072442 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Ройс, Ральф (1933). Книга Чилам Балам из Чумаэля (публикация 438 изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский институт Карнеги.
  7. ^ Баррера Васкес, Альфредо (1948). Книга книг Чилама Балама . Мехико: Издания Порруа.
  8. ^ Клендиннен, Инга (1987). Амбивалентные завоевания: майя и испанцы на Юкатане, 1517–1570 гг. (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  9. ^ Берендт, Карл Герман (1888). Молитва Господня на трёх языках . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  10. ^ Редфилд, Роберт; Вилла Рохас, Альфонсо (1962). Чан Ком: деревня майя . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  11. ^ Ланда, Диего де; Тоззер, Альфред (1941). Отношение Ланды к вещам Юкатана . Кембридж: Музей американской археологии и этнологии Пибоди.
  12. ^ Эдмонсон, Манро (2010). (Перевод) Древнее будущее Ицы: Книга Чилам Балама из Тизимина . Издательство Техасского университета. ISBN  9780292789319 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Сьюдад-Реаль, Антонио де (ок. 1577 г.). Словарь Motul, испанский язык майя . Мотюль, Мексика.
  14. ^ Тедлок, Барбара (1993). Время и горные майя (Ред., 2. печатное изд.). Альбукерке: Univ. из Нью-Мексико Пресс. ISBN  0826313582 .

Дополнительные ссылки

[ редактировать ]
  • Арсапало Марин, Рамон, 1987, Ритуал бакабес, УНАМ, Мексика.
  • Авила Сапата, Фелипе Нери, 1974 г., генерал Мэй: последний вождь племен майя . Издания правительства штата Юкатан: Сборник страниц нашей истории, Мерида, Юкатан, Мексика.
  • Брикер, Виктория, 1981. Индийский Христос, Индийский король: местный субстрат мифов и ритуалов майя . Техасский университет Press, Остин.
  • Брикер, Виктория и Мирам, 2001. Книга Чилам Балама из Кауа .
  • Коголлудо, Томас, Лопес (1688), История Юкатана
  • Кленденин, Инга, 1978. Амбивалентное завоевание: испанцы и майя на полуострове Юкатан .
  • Чемберлан, 19хх. Материалы для библиографии актеров войны на Юкатане .
  • Коу, Майкл, 1998. Искусство писца майя .
  • Эдмонсон, Манро, 1987. Рожденная на небесах Мерида: книга Чилама Балама из Чумаэля . Техасский университет Press, Остин.
  • Ганн, Томас, 188x. Исследования в Британском Гондурасе ?.
  • Проскурякова Татьяна, 1961. «Владыки царства майя». Журнал «Экспедиция» , 4.1.
  • Ройс, Ральф, 1931. Этноботаника майя. Серия исследований Средней Америки, Публикация 2, Новый Орлеан.
  • Ройс, Ральф, 1965. Ритуал бакабов , Университет Оклахомы, Норман.
  • Редфилд, Роберт и Вилла Рохас, 1962. Чан Ком: деревня майя . Полевой музей естественной истории, Чикаго.
  • Томпсон, Дж. Э. 1933. Исследования в Британском Гондурасе . Полевой музей естественной истории, Чикаго.
  • Томпсон, Дж. Э., 1965. История и религия майя . Университет Оклахомы Пресс, Норман.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кареага Вилиесид, Лорена. Чан Санта-Крус: История общины маронов в Кинтана-Роо . Диссертация по социальной антропологии. Мехико: Ибероамериканский университет, 1981.
  • Дюмон, Дон Э. Мачете и крест: восстание кампесино на Юкатане . Линкольн: Издательство Университета Небраски, 1997.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce090488952ec0fd531f8759d360fb8c__1721814960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/8c/ce090488952ec0fd531f8759d360fb8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chan Santa Cruz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)