Чан Санта Круз
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Чан Санта Круз У Но Ках Балам На Чан Санта-Крус | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1849–1935 | |||||||||
Флаг Чана Санта-Крус | |||||||||
![]() Районы, находящиеся под контролем майя, ок. 1870 г. | |||||||||
Капитал | Но Ках Балам На Чан Санта-Крус | ||||||||
Общие языки | языки майя | ||||||||
Халач Уйник (губернатор) | |||||||||
• 1849-1852 | Хосе Мария Баррера | ||||||||
Я Катун Киуик (верховный генерал) | |||||||||
• Самая длинная порция | Бернардино Сен | ||||||||
• Последний | Франциско Мэй | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1849 | ||||||||
• Упразднено | 1935 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Кинтана-Роо |
Чан Санта-Крус был коренным государством майя конца 19-го века на территории современного Кинтана-Роо . Это также название святилища, служившего центром майя Крузуба. [примечание 1] религиозное движение и город, возникший вокруг святыни, ныне известный как Фелипе Каррильо Пуэрто . Город исторически был главным центром того, что сейчас является мексиканским штатом Кинтана -Роо , и он выступал в качестве фактической столицы майя во время кастовой войны на Юкатане .
История
[ редактировать ]До и во время испанской колонизации
[ редактировать ]До испанской колонизации люди на земле, которая впоследствии стала штатом Чан-Санта-Крус, были преимущественно коренными потомками майя . Его северные пределы, вероятно, были частью штата Коба в классический период .
После того, как испанцы начали оккупировать близлежащие территории, государство майя Сю в западной половине полуострова Юкатан решило вступить в союз с недавно соседней Империей. Штат Ица продолжал обучать и обучать лидеров коренных народов майя в святилищах южной провинции, таких как озеро Петен-Ица . Генерал Мартин де Урсуа вторгся и разграбил Нойпетен , столицу острова Ица, 13 марта 1697 года.
Провинция Уаан оставалась практически неизвестной испанцам, но ее столица провинции Чабле (что означает «муравьед») несколько раз упоминалась в книгах Чилам Балама как место для велосипеда. [ нужны разъяснения ]
Испанцы завоевали западную половину штата Ица в 18 веке. Самый известный [ кому? ] Одна из испанских кампаний была против коренного канека (короля) и его последователей. [ нужны разъяснения ] закончившееся смертью Канека и его ближайших последователей 14 декабря 1761 года. [ нужна ссылка ]
Восстание
[ редактировать ]Когда класс криолло провозгласил независимость Юкатекана в середине 19 века и начал борьбу за контроль над ресурсами своего зарождающегося государства, руководство майя увидело возможность обрести независимость. Письма, обнаруженные в XXI веке, показывают, что эту акцию они планировали уже давно. [ нужны разъяснения ] Эти письма представляли собой письменные приказы, отправленные через установленную военную командную цепочку, и были написаны после смерти батаба Чичимиллы Антонио Мануэля Ай 26 августа 1847 года (6 Кабан, 5 Ксул). Письма были написаны на священной площади в Саки, священном «белом» городе севера, расположенном недалеко от современного Вальядолида . Ровно через три дня после смерти Ай восточные майя, теперь называемые Уиз'об (что означает «набедренные повязки»), подняли всеобщее восстание, которое почти полностью изгнало юкатекос из Чан-Санта-Крус. [1] [ нужна проверка ]
Это восстание, названное Ла-Гуэрра-де-лас-Кастас мексиканцами , достигло своего апогея в 1848 году. Оно привело к обретению независимости старого штата Ица-Майя, который впоследствии стал Чан-Санта-Крус. Бывшее государство майя Сю оставалось в руках креолов Юкатеко. Потомки этого недолговечного свободного государства майя и те, кто живет подобно им, теперь широко известны как Крузубы . [2]
Независимое государство майя
[ редактировать ]Государство Креста было провозглашено в 1849 году в Шосене, юго-восточном спутнике современного Вальядолида , где Провозглашение Хуана де ла Круса ( Иоанна Креста ). народу впервые было зачитано [ нужна ссылка ] Столица, Но Ках Балам На Чан Санта Крус, была основана примерно в 1850 году возле священного сенота , естественного колодца, обеспечивающего круглогодичный источник святой воды. Говорящий крест продолжает говорить в этой святыне. [ нужны разъяснения ] [2] [3]
Город был спроектирован в доколумбовом стиле майя: на центральной площади находился Балам Нах, «Дом святого покровителя», окруженный школой на востоке, домом понтифика на западе и домами генерала на севере. , а также склады и рынок на юге. [2]
Столицы регионов Бак-Халал, Чун-Пом, Вигиа-Чико и Тулум , вероятно, были расположены по тому же плану, что и столица. [ нужна ссылка ]
В наибольшей степени, с 1860-х по 1890-е годы, штат Чан-Санта-Крус охватывал все южные и центральные части мексиканского штата Кинтана-Роо . Наряду с связанными с ним буферными и отколовшимися группами это государство было ядром более широкого движения за независимость коренных народов, которое контролировало практически все территории старой Изы. [ нужны разъяснения ] Эти земли включали восточную, центральную и южную части полуострова Юкатан, простирающиеся от мыса Каточе до территории, которая сейчас является северо-западом Белиза и северо-востоком Гватемалы .
Падение свободного государства майя
[ редактировать ]С конца 1850-х по 1893 год Соединенное Королевство признавало свободное государство майя де-факто независимой нацией, даже спонсируя переговоры по договору между мексиканским латиноамериканским штатом Юкатеко и государством майя Крузуб. Результатом этих переговоров стал подписанный международный договор, который так и не был ратифицирован ни одной из сторон. Государство майя имело обширные торговые отношения с британской колонией Британский Гондурас , а его вооруженные силы были значительно больше, чем гарнизон и ополчение в британской колонии. В отличие от жителей Юкатека и мексиканцев, британцы сочли целесообразным и выгодным поддерживать хорошие отношения со свободным государством майя в течение нескольких лет. [ нужна ссылка ]
Все это изменилось после того, как майя осадили и завоевали Бакалар , первоначально священный город майя Бак-Халал (что означает «декантация воды»). Они убили множество британских граждан, а также весь креольский гарнизон Юкатека. [2] Непонятно, почему командующий генерал приказал провести массовую резню гарнизона. Независимо от его мотивов, это действие напугало крошечный британский колониальный истеблишмент в соседнем Британском Гондурасе.
Британское правительство поручило сэру Спенсеру Сент-Джону отделить правительство Ее Величества от коренных свободных штатов и, в частности, от штата Чан-Санта-Крус. В 1893 году британское правительство подписало Договор Спенсера Марискаля , по которому все земли независимого государства майя уступались Мексике. Примерно в то же время креолы на западной стороне полуострова Юкатан начали признавать, что их мини-государство, управляемое меньшинством, не является политически жизнеспособным в долгосрочной перспективе. После того, как креолы предложили свою страну любой группе, которая была бы готова защитить свою жизнь и собственность, Мексика согласилась. Имея как юридический предлог, так и удобный плацдарм на западной стороне полуострова Юкатан, Чан Санта-Крус был оккупирован мексиканской армией в первые годы 20 века. [2]
Мексиканская оккупация не положила конец сопротивлению коренных народов майя, которые продолжали совершать партизанские нападения на мексиканцев под руководством генерала Франсиско Мэя . В 1935 году генерал Мэй подписал официальный мирный договор с правительством Мексики. [ нужна ссылка ]
Различные договоры с Мексикой, получившие название «Письма генерала Мэя», были подписаны лидерами местного государства в конце 1930-х и 1940-х годах. После смерти генерала Мэя оставшиеся официальные лица майя инициировали контакт с правительством Соединенных Штатов через археолога и американского шпиона Сильвануса Морли . [4] [5]
Религия
[ редактировать ]
Одним из примечательных аспектов свободного государства майя было возрождение религии майя в частично синкретической форме, иногда называемой «Культом Говорящего Креста». Вероятно, это было продолжением местных верований , которые вновь возникли, когда гражданская война испанских колонистов освободила майя от религиозных репрессий латиноамериканского населения Юкатана. [ нужна ссылка ] Местные священники сохранили свои древние религиозные тексты и свои духовные знания, как они продолжают это делать и сегодня. [ нужна ссылка ]
Священные книги майя
[ редактировать ]Когда прибыл монах Якобо де Тестера , возглавивший первую из францисканских миссий к майя во второй половине 16 века, он начал проект энциклопедии майя. Он намеревался собрать молитвы, речи, комментарии и описания местной жизни, чтобы помочь испанцам свергнуть культуру майя в целом и религию майя в частности. [ нужна ссылка ] Знаменитая книга Диего де Ланды «Relación de las cosas de Yucatán» содержит большую часть пояснительного текста этой энциклопедии на испанском языке без цитирования каких-либо текстов коренных народов.
Старейшины майя, участвовавшие в этом проекте, в том числе Хуан На Чи Коком, бывший лидер штата Ица в восточном Юкатане, скорее всего, были добровольными добровольцами, которые считали, что проект является способом сохранить культуру и религию майя. После того, как проект был предан анафеме , Римской церковью бывшие сотрудники майя собрали и реконструировали все, что смогли. Они собрали материалы в обширное собрание текстов, которое теперь известно как « Книги Чилам Балама» . [6]
Существующие копии частей этих Книг Чилам Балам («Представитель Покровителя») представляют собой свидетельства существования разных версий Сю и Ицы. [7] Эта книга, обычно переводимая как собрание исторических и мифологических текстов, содержит много информации о древнем календаре майя и жрецах, которые его поддерживали.
Содержание « Книг Чилам Балам» включает: ежедневные напоминания для прорицателей; натальные карты на каждый день; ритуалы, связанные с каждым днем; руководство по отбору, обучению и посвящению священников календаря майя; майя молитва -четки и молитва- гадание ; подробности жертвоприношений у священного колодца Чичен-Ицы и других самопожертвований; места паломничества; годы и циклы майя; консультации беременным женщинам; и описания семейной жизни майя.
« Песни Дзитбалче» представляют собой сборник песен, молитв и ритуальных речей. В этот сборник вошли традиционные девичьи песни, молитвы к сидящим изображениям и другие традиции.
«Ритуал бакабов» обычно переводится как сборник медицинских текстов. Первая половина книги сравнима с книгами Чилам Балам Чумаэля и Тизимина и содержит песни майя, советы, молитвы и ритуальные речи. Среди этих текстов есть тексты, касающиеся: понтифика майя; линия Чиуо; провидцы и начинающие прорицатели; молитва акушерки; и молитва обновления для прорицающих семян. Вторая половина этой книги сравнима со второй половиной «Чилам Балам о травах Кауа и Майя» и также содержит в основном растительные или медицинские средства от широкого спектра недугов.
Церковь майя
[ редактировать ]Появление Чана Санта-Крус в 19 веке означало, что впервые за столетия майя стали управлять государством, которое поддерживало их местную веру. Римская церковь последовательно отказывалась посвящать коренных майя даже в священники . Раньше maestros cantores (помощники деревенских мирян), которые были сыновьями жрецов майя, часто также выступали в роли представителей профессии своих отцов. [ нужны разъяснения ] [8]
В церквях майя в каждой деревне и городе Крузеро находился святилище Святого Креста. Церкви майя легко отличить от римско-католических церквей наличием обнесенного стеной внутреннего святилища, Глории , внутри церкви майя. [3]
Религиозные деятели
[ редактировать ]![]() | Этот раздел требует внимания эксперта по мифологии . Конкретная проблема заключается в следующем: эти фигуры необходимо описывать так, чтобы они больше напоминали то, как они упоминаются в реальных текстах и религиозных практиках майя. ( май 2024 г. ) |
Религиозные деятели и концепции майя Крузуб упоминаются под разными именами и терминами. Ку (Бог) — единое существо, неописуемое и бестелесное. К'у также можно называть Хунаб Ку (Уникальный Бог) или Хахал Ку (Истинный Бог). Эпитеты Бога и Его Ангелов могут включать Тепал (Господь), Ахау (Господь) и Юмил Каан (Отец Неба). [9] [ нужна проверка ] Чакуб (Ангелы) — действующая сила Бога, проявляющая Его волю на земле и к которым можно обращаться за помощью. Есть 1, 4, 5, 6 или 7 чакубов , по одному на каждое направление, рассматриваемое в конкретном ритуале. Направления имеют цветовую маркировку в соответствии с их чакубом . [ нужны разъяснения ] Восток красный, север белый, запад черный, юг желтый, небо голубое, земля зеленая, центр чистый. [ нужна ссылка ] Женские духи, в том числе Киичпам Колель (Красивая бабушка) и У Колель Каб (Бабушка Земля или Гваделупа), автономны, и к ним можно обращаться с просьбой о добре через молитвы перед их крестом или изображением. Предки по отцовской линии, такие как Юмзилуб (Отцы), также автономны, и к ним можно аналогичным образом обращаться с просьбой о добре или зле посредством молитв до пересечения соответствующей линии. Семейный религиозный крест — Ix Ceel (Маленькое Деревце). Балам рассматриваемой (Ягуар) — покровитель деревни, города, региона или штата, который действует как агент и защитник единицы социальной . Многие баламы образуют дополнительные подразделения: Баламуб (Ягуары), Двадцать Покровителей дней 260-дневного Священного Круга; четыре Годоносца 365-дневного года; Ахауоб ; 360-дневного года и Катун . Ик'убу (духам) можно молиться за добро или зло, но Касал Икуб (злые духи) хаотичны, и их необходимо как изгнать, прежде чем какой-либо ритуал может начаться, так и умиротворить, прежде чем любой ритуал может закончиться. [ нужна ссылка ]
Поклонение
[ редактировать ]Движение Крузуб проводит два великих ежегодных фестиваля, оба произошли от двух ежегодных фестивалей доколумбовых майя. У К'ин Крус (День Креста) - это древний Новый год майя (365 дней), а У К'ин Колель (Праздник нашей бабушки, Гваделупа) - это древний Новый год майя (360 дней). Годовой фестиваль. [ нужны разъяснения ]
Крусуб также празднует мессу и новены, которые всегда включают подношение кукурузных лепешек и часто включают тамале , мясо, фрукты, атоле , перец, шоколад, десерт и алкогольные напитки.
Святой Крест
[ редактировать ]Святые кресты — это физические кресты, которые, согласно традиции Крузуба, необходимо охранять и кормить несколько раз в день. У каждого домохозяина имеется небольшой домашний крестик, облаченный в миниатюрный уипиль (женское платье) и с зеркалом, висящим на шее. Этот маленький женский крест в доколумбовые времена был известен как Ix Cel (Маленькое или Женское Дерево). Помимо деревенского креста-покровителя и хозяйственных крестов, существуют специальные родовые кресты для важных линий, четыре охранных креста на въездах в город и другие кресты, охраняющие провалы и колодцы. Религия майя Крузуб в 21 веке на практике весьма неоднозначна: некоторые последователи привержены исключительно местной церкви и ее ритуальному календарю, в то время как другие последователи являются исключительно или частично католиками, протестантами или евангелистами. [ нужна ссылка ]
Святыни «говорящих крестов» остаются важной частью местной культуры на бывших землях Чана Санта-Крус в 21 веке. Совсем недавно, в 2002 году, мексиканское правительство наконец сняло клеймо колдовства, которому подвергались местные священники в соответствии с мексиканским гражданским и римско-церковным законодательством. Они [ ВОЗ? ] признал Церковь Говорящего Креста законной религией и установил мемориальную доску на святыне в Каррильо-Пуэрто. [ нужна ссылка ]
Национальные рекорды
[ редактировать ]Свободное государство майя официально провозгласило независимость в «Прокламации Хуана де ла Круса» ( El Proclamo на испанском языке). К Прокламации прилагаются конституция и подзаконные акты бывшего штата. В дополнение к требованиям военной службы — поскольку конституция была написана во время войны — и поддержке местной церкви, народу майя (и представителям любой расы), согласившемуся на суверенитет нового государства, было обещано равное и справедливое обращение.
Международные договоры и переписка
[ редактировать ]Чан Санта-Крус заключил договоры и переписывался с несколькими другими признанными и частично признанными правительствами. К ним относятся договоры с: государством Юкатеко , иногда спонсируемым британским правительством в Гондурасе; Соединенное Королевство; Мексика; и Гватемала. [ нужна ссылка ] Чиновники Чана Санта-Крус также переписывались с членами правительства США в Вашингтоне. [ нужна ссылка ]
Официальные лица
[ редактировать ]Большинству религиозных деятелей майя Крузуба не платили — и остаются — либо они получают зарплату за счет пожертвований богатых или набожных членов общины. Эти чиновники, как правило, являются одними из старейших и самых бедных представителей сообщества, распределяя большую часть своего личного имущества на финансирование связанных с ним общественных фестивалей. [10]
Религиозные чиновники включают или включали:
- Ахау Кан или Ах Заб Кан (Господь Мудрости или Гремучая Змея), Верховный Понтифик церкви майя, ныне известный как Нохоч Тата (Великий Отец). [11] [3]
- Кан Эк' (Мудрая Звезда), один из четырех кардиналов, выступавших из четырех священных городов: Бахалала , ныне Бакалара, на востоке; Сакил , ныне город Вальядолид, на севере; Ич Кан Си Хо , ныне город Мерида, на западе; и Чам Путун , ныне вышедший из употребления и называемый Чампотон, на юге. [12]
- Эк' (Звезда), один из восьми архиепископов церкви майя, ныне заброшенная роль. [13]
- Чооп (Ара), один из двадцати провинциалов или епископов церкви майя, ныне заброшенная роль. Сейчас сохранилась только провинция Уаан, и поэтому Чоопил Уаан теперь является Верховным понтификом церкви майя и известен как Нохоч Тата . [13] [3] Первым Нохоч Тата был Мануал Науат, который занимал эту должность с 1847 года до своей смерти 23 марта 1851 года. [ нужна ссылка ]
- К'ин (Солнце), один из восьмидесяти священников, которого на испанском языке иногда называют священнослужителем . В вышедшем из употребления контексте это может относиться к прорицателю или к одному из множества людей, использующих Священный календарь майя, включающий 20 ежедневных покровителей и тринадцать ежедневных личностей/числ. [13] [14]
- Ик' (Дух), экзорцист или благословение. [13] [6]
- Уай (Знакомый Дух) или Нагваль (Средний), человек с хорошими отношениями в духовном мире. [13]
- К'ай (Рыба), кантор . [13]
- Тан (Слово) или Резадор , оратор. [13]
- Ле (Лист) или Йербатеро , травник. [13]
Гражданские должностные лица включают или включали:
- Халац Уйник (Настоящий мужчина) или Президенте Муниципальный , гражданский чиновник уровня губернатора провинции или выше. [13] Первым Халахом Уйником в Чан-Санта-Крус был Хосе Мария Баррера, который занимал этот пост до своего убийства в 1852 году. [ нужна ссылка ]
- Батаб (Топор) или Делегадо , местный гражданский чиновник уровня деревни или ниже. [13]
- Тупил (Серьга, Новичок или Олдермен), любой гражданский чиновник начального уровня, включая Камбесах (Учитель) и Канан Ку (Ризничок). [13]
Военные силы возглавлял Ахау К'атун Киуик , также известный как генерал де ла Плаза , верховный главнокомандующий вооруженными силами майя. [13] [3] Эту должность занимали несколько разных людей. Есть некоторые свидетельства того, что первым, самым эффективным и дольше всех служившим генералом Плазы был Бернардино Сен. [5] Последним полностью признанным генералом Плазы был генерал Мэй, подписавший окончательные мирные договоры с правительством Мексики в 1930-х и 1940-х годах. Последующие попытки возродить генералитет не смогли заручиться поддержкой сообщества в целом, и военные выживают в первую очередь как почетный караул Церкви майя. [ нужна ссылка ] Под началом Ахау Катуна Киуика находились Ахау Катун , Генералы. Таких генералов было четыре, по одному на каждое направление. Тем не менее, во время освободительной войны именно генералы севера и юга получили наибольшее внимание в испанской и британской колониальной прессе. [13] [3] [ нужна проверка ] Первым генералом Севера был Сесилио Чи, который служил с 1847 года до своей смерти в мае 1849 года и одержал победу при Вальядолиде и Изамале. Вторым генералом Севера был Венансио Пек, служивший с 1849 по 1852 год. Первым генералом Юга был Хасинто Пат, который служил с 1847 года до своего убийства в декабре 1849 года и одержал победу при Пето, Текаксе и Тикуле. Вторым генералом Юга был Флорентино Чан, служивший с 1849 по 1852 год. [ нужна ссылка ] Среди других воинских званий были Ах Катун (капитан) и Катун (рядовой или солдат). [13] [3]
См. также
[ редактировать ]- Кастовая война Юкатана
- Народный католицизм
- Какуре Киришитан , японская эволюция католицизма после запрета рукоположенных священников.
- Указатель статей по Мексике
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется Крузоб или Крусуб .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартинес Хухим, Ана Патрисия. Восстание людей в набедренных повязках / Guerra de las Castas en Yucatán (1-е изд.). Мерида: Шахматы. стр. 97–107.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рид, Нельсон А. (2001). Кастовая война Юкатана (Перед. Ред.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804740012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Вилла Рохас, Альфонсо (1945). Майя восточно-центральной части Кинтана-Роо . Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский Институт Карнеги.
- ^ Харрис, Чарльз Х.; Сэдлер, Луи Р. (2003). Археолог был шпионом: Сильванус Г. Морли и Управление военно-морской разведки (1-е изд.). Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0826329373 .
- ^ Перейти обратно: а б Салливан, Пол (1991). Неоконченные беседы: Майя и иностранцы между двумя войнами (1. ПБК. Печатная ред.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520072442 .
- ^ Перейти обратно: а б Ройс, Ральф (1933). Книга Чилам Балам из Чумаэля (публикация 438 изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский институт Карнеги.
- ^ Баррера Васкес, Альфредо (1948). Книга книг Чилама Балама . Мехико: Издания Порруа.
- ^ Клендиннен, Инга (1987). Амбивалентные завоевания: майя и испанцы на Юкатане, 1517–1570 гг. (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Берендт, Карл Герман (1888). Молитва Господня на трёх языках . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
- ^ Редфилд, Роберт; Вилла Рохас, Альфонсо (1962). Чан Ком: деревня майя . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- ^ Ланда, Диего де; Тоззер, Альфред (1941). Отношение Ланды к вещам Юкатана . Кембридж: Музей американской археологии и этнологии Пибоди.
- ^ Эдмонсон, Манро (2010). (Перевод) Древнее будущее Ицы: Книга Чилам Балама из Тизимина . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292789319 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Сьюдад-Реаль, Антонио де (ок. 1577 г.). Словарь Motul, испанский язык майя . Мотюль, Мексика.
- ^ Тедлок, Барбара (1993). Время и горные майя (Ред., 2. печатное изд.). Альбукерке: Univ. из Нью-Мексико Пресс. ISBN 0826313582 .
Дополнительные ссылки
[ редактировать ]- Арсапало Марин, Рамон, 1987, Ритуал бакабес, УНАМ, Мексика.
- Авила Сапата, Фелипе Нери, 1974 г., генерал Мэй: последний вождь племен майя . Издания правительства штата Юкатан: Сборник страниц нашей истории, Мерида, Юкатан, Мексика.
- Брикер, Виктория, 1981. Индийский Христос, Индийский король: местный субстрат мифов и ритуалов майя . Техасский университет Press, Остин.
- Брикер, Виктория и Мирам, 2001. Книга Чилам Балама из Кауа .
- Коголлудо, Томас, Лопес (1688), История Юкатана
- Кленденин, Инга, 1978. Амбивалентное завоевание: испанцы и майя на полуострове Юкатан .
- Чемберлан, 19хх. Материалы для библиографии актеров войны на Юкатане .
- Коу, Майкл, 1998. Искусство писца майя .
- Эдмонсон, Манро, 1987. Рожденная на небесах Мерида: книга Чилама Балама из Чумаэля . Техасский университет Press, Остин.
- Ганн, Томас, 188x. Исследования в Британском Гондурасе ?.
- Проскурякова Татьяна, 1961. «Владыки царства майя». Журнал «Экспедиция» , 4.1.
- Ройс, Ральф, 1931. Этноботаника майя. Серия исследований Средней Америки, Публикация 2, Новый Орлеан.
- Ройс, Ральф, 1965. Ритуал бакабов , Университет Оклахомы, Норман.
- Редфилд, Роберт и Вилла Рохас, 1962. Чан Ком: деревня майя . Полевой музей естественной истории, Чикаго.
- Томпсон, Дж. Э. 1933. Исследования в Британском Гондурасе . Полевой музей естественной истории, Чикаго.
- Томпсон, Дж. Э., 1965. История и религия майя . Университет Оклахомы Пресс, Норман.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кареага Вилиесид, Лорена. Чан Санта-Крус: История общины маронов в Кинтана-Роо . Диссертация по социальной антропологии. Мехико: Ибероамериканский университет, 1981.
- Дюмон, Дон Э. Мачете и крест: восстание кампесино на Юкатане . Линкольн: Издательство Университета Небраски, 1997.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Чаном Санта-Крусом, на Викискладе?
- Визит в Чан Санта-Крус , колониальная Мексика.