Лекс Скантиния
Lex Scantinia (реже Scatinia ) представляет собой плохо документированную [ 1 ] Римский закон , который предусматривал наказание за изнасилование (криминализированное сексуальное поведение или «сексуальное преступление») в отношении свободнорожденного несовершеннолетнего мужского пола ( простодушное или предлогическое ). [ 2 ] Закон также мог быть использован для преследования взрослых граждан мужского пола, которые добровольно принимали пассивную роль в половых контактах с другими мужчинами. Таким образом, он был направлен на защиту тела гражданина от сексуального насилия, но не запрещал гомосексуальное поведение как таковое, пока пассивный партнер не был гражданином с хорошей репутацией. в основном использовался Судя по всему, Lex Scantinia для преследования политических оппонентов, чей образ жизни подвергал их критике как пассивных гомосексуалистов или педерастов в эллинистической манере . [ 3 ]
Закон, возможно, квалифицировал ступрум против несовершеннолетнего как преступление, караемое смертной казнью, но это неясно: вместо этого мог быть наложен крупный штраф, поскольку казни римских граждан редко назначались судом во времена Республики . Объединение Lex Scantinia с более поздними или другими ограничениями на сексуальное поведение иногда приводило к ошибочным утверждениям о том, что у римлян были строгие законы и наказания против гомосексуализма в целом. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]
В латыни нет слов, которые были бы прямо эквивалентны словам «гомосексуальный» и «гетеросексуальный». [ 5 ] Основная дихотомия римской сексуальности была активная/доминантная/мужская и пассивная/покорная/феминизированная. [ 6 ] Взрослый гражданин мужского пола определялся его libertas , «свободой», и разрешение другим использовать свое тело для удовольствия считалось рабским или покорным и представляло угрозу его целостности. [ 7 ] не Мужественность римлянина подвергалась риску из-за его секса с мужчинами более низкого статуса, такими как мужчины -проститутки или рабы , пока он играл активную, проникающую роль. [ 8 ] Таким образом, однополые отношения среди римских мужчин отличались от греческого идеала гомосексуализма среди свободнорожденных мужчин равного социального статуса, но обычно с некоторой разницей в возрасте (см. « Гомосексуальность в Древней Греции » и « Педерастия в Древней Греции »). взрослый римский мужчина, которому нравилось получать анальный секс или заниматься оральным сексом, Считалось, что лишен virtus — качества, которое отличало мужчину ( vir ). [ 9 ]
Защитный амулет ( булла ), который носили свободнорожденные римские мальчики, был видимым знаком того, что им запрещено заниматься сексом . [ 10 ] Половое созревание считалось опасным переходным этапом в формировании мужской идентичности. [ 11 ] Когда мальчик достиг совершеннолетия , он снял свою буллу , посвятил ее домашним богам и стал сексуально активным под покровительством Либера , бога как политической, так и сексуальной свободы. [ 12 ] Педерастия у римлян охватывала взрослого гражданина мужского пола и юношу, который обычно был рабом в возрасте от 12 до 20 лет.
Закон
[ редактировать ]Как заметил Джон Босуэлл , «если и существовал закон против гомосексуальных отношений, то во времена Цицерона никто о нем ничего не знал». [ 13 ] Хотя Lex Scantinia упоминается в нескольких древних источниках, [ 14 ] его положения неясны. Он наказывал за распущенность ( stuprum ) молодежи, но, возможно, также разрешал преследование граждан, которые решили взять на себя патическую («пассивную» или «покорную») роль в гомосексуальных отношениях. [ 15 ] Светоний упоминает закон в контексте наказаний для «нецеломудренных», что для граждан мужского пола часто подразумевает пафосное поведение; [ 16 ] У Авзония есть эпиграмма, в которой семивир , «получеловек», боится Lex Scantinia . [ 17 ]
Иногда утверждалось, что Lex Scantinia в основном касался изнасилования свободнорожденной молодежи . [ 18 ] но узость этой интерпретации подвергалась сомнению. [ 19 ] Закон, возможно, кодифицировал традиционные санкции против ступрума с участием мужчин, став предшественником Закона о прелюбодеянии с участием женщин , который устанавливал уголовную ответственность за супружескую измену с участием женщин. [ 20 ] Раннехристианский поэт Пруденций язвительно пошутил, что, если бы Юпитер подчинялся римскому праву, его можно было бы осудить как по юлианским, так и по скантинским законам. [ 21 ]
Закон защищает только молодых людей из свободнорожденных семей с хорошей репутацией; [ 22 ] дети, рожденные или проданные в рабство, или те, кто попал в рабство в результате военного завоевания, подвергались проституции или сексуальному использованию со стороны своих хозяев . Мужчины-проститутки и артисты, даже если формально «свободные», считались позорными , не имеющими социального положения, а также были исключены из защиты, предоставляемой телу гражданина. Хотя рабам-мужчинам иногда предоставлялась свобода в знак признания привилегированных сексуальных отношений со своим хозяином, в некоторых случаях искренней привязанности они могли оставаться рабами по закону, поскольку в соответствии с Lex Scantinia пара могла быть привлечена к ответственности, если оба были свободными гражданами. [ 23 ]
Преследование
[ редактировать ]Нечастость, с которой Lex Scantinia упоминается в литературных источниках, позволяет предположить, что преследования в республиканскую эпоху были направлены на преследование политических оппонентов, в то время как преследования во время правления Домициана происходили в общей атмосфере политического и морального кризиса. [ 24 ]
Два письма Целия Цицерону [ 25 ] указать, что закон использовался как «политическое оружие»; [ 26 ] В Древнем Риме не было прокуроров, и обвинения мог быть предъявлен и привлечен к ответственности любой гражданин, обладающий для этого юридическими знаниями. Злоупотребления судами в некоторой степени сдерживались угрозой клеветы , обвинением в злонамеренном судебном преследовании , [ 27 ] но ответные обвинения, мотивированные политикой или личной враждой, как поясняет Целий в этом случае, не были редкостью. [ 28 ] В 50 г. до н. э. Целий был вовлечен в вражду с Аппием Клавдием Пульхером , консулом 54 г. до н. э. и нынешним цензором , который отказался одолжить ему деньги и с сестрой которого у Целия был катастрофический роман. [ 29 ] Срок полномочий Аппия на посту цензора был моральным «царством террора», лишившим многих сенаторов и всадников их рангов; [ 30 ] где-то осенью того же года он предъявил обвинение [ 31 ] Целий, действующий курульный эдил , подчиняющийся Lex Scantinia . Целий был рад ответить тем же. Оба дела вел претор Марк Ливий Друз Клавдиан — по иронии судьбы, по мнению Целия, поскольку сам Друз был «отъявленным преступником». [ 32 ] — и, видимо, ни к чему не привело. [ 33 ] «Немногие люди, — заметила Ева Кантарелла , — были полностью свободны от подозрений в этой области». [ 34 ]
Хотя закон остался в силе, его по большей части игнорировали. [ 35 ] пока Домициан не начал применять его в рамках своей широкой программы судебной реформы. Подавление общественной морали включало сексуальные преступления, такие как прелюбодеяние и незаконный секс ( инцест ) с весталкой , а несколько мужчин из сенаторского и конного сословий были осуждены в соответствии с Lex Scantinia . [ 36 ]
Квинтилиан [ 37 ] относится к штрафу в размере 10 000 сестерциев за совершение ступрума с свободнорожденным мужчиной, что иногда истолковывается как ссылка на Lex Scantinia , [ 38 ] хотя закон в этом отрывке не упоминается. [ 39 ]
Имя
[ редактировать ]Римский закон ( lex , множественное число leges ) обычно назывался в честь чиновника, который его предложил, а не в честь ответчика . В 227 или 226 году до нашей эры Гай Скантиний Капитолин предстал перед судом за сексуальное приставание к сыну Марка Клавдия Марцелла ; определенная ирония присутствовала бы в Lex Scantinia, если бы он действительно был его инициатором. [ 40 ] Возможно, родственник Скантиния Капитолия предложил закон, демонстрируя честность, чтобы отделить фамилию от преступления. [ 41 ] Закон также датируется 216 г. до н.э., когда понтификом был Публий Скантиний , или 149 г. до н.э. [ 42 ] Самое раннее прямое упоминание о нем встречается в 50 г. до н. э. в переписке Цицерона. [ 43 ] и его вообще нет в Дайджесте . [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]- гомосексуальность в Древнем Риме
- Изгнание
- Фустуарий , иногда считается, что он применяется к половым актам между однополчанами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крейг Уильямс, Римский гомосексуализм: идеологии мужественности в классической античности (Oxford University Press, 1999), стр. 116, называет его «заведомо неуловимым» законом, на который в древних источниках имеются «разбросанные и расплывчатые ссылки», в отличие от хорошо документированного Lex Julia de Adulteriis coercendis . См. также Еву Кантареллу , Бисексуальность в древнем мире (Yale University Press, 1992), с. 106; Томас А. Дж. Макгинн, Проституция, сексуальность и закон в Древнем Риме (Oxford University Press, 1998), с. 141; Эми Ричлин, Сад Приапа: сексуальность и агрессия в римском юморе (Oxford University Press, 1983, 1992), с. 224; Джон Босуэлл, Христианство, социальная толерантность и гомосексуализм: геи в Западной Европе от начала христианской эры до четырнадцатого века (University of Chicago Press, 1980), стр. 63, 68.
- ^ Макгинн, Проституция, сексуальность и закон , стр. 140–141; Ричлин, Сад Приапа , стр. 86, 224; Босуэлл, Христианство, социальная толерантность и гомосексуализм , с. 67, указывая, что это единственное определенное положение закона.
- ^ Элейн Фантэм , « Ступрум : общественное отношение и наказания за сексуальные преступления в республиканском Риме», в «Римских чтениях: римский ответ на греческую литературу от Плавта до Статия и Квинтилиана» (Вальтер де Грюйтер, 2011), стр. 138 и см. раздел «Преследование» ниже .
- ^ Джонатан Уолтерс, «Вторжение в римское тело», в журнале Roman Sexualites (Princeton University Press, 1997), стр. 33–35, особенно отмечая слишком широкое определение закона Адольфом Бергером, Энциклопедический словарь римского права (Американский философский словарь). Общество, 1953 г., перепечатано в 1991 г.), стр. 559 и 719, запрещающее педерастию. в общем.
- ^ Уильямс, Римский гомосексуализм , с. 304, со ссылкой на Саару Лилью, Гомосексуализм в республиканском Риме и Риме Августов (Societas Scientiarum Fennica, 1983), стр. 304. 122.
- ^ Уильямс, Римский гомосексуализм , с. 18 и пассим ; Кантарелла, Бисексуальность в древнем мире , с. 98 и далее; Скиннер, введение в римскую сексуальность (Princeton University Press, 1997), стр. 11.
- ^ Томас А. Дж. Макгинн, Проституция, сексуальность и закон в Древнем Риме (Oxford University Press, 1998), стр. 326; Кэтрин Эдвардс, «Невыразимые профессии: публичные выступления и проституция в Древнем Риме», в журнале «Римская сексуальность » , стр. 67–68.
- ^ Уильямс, Римский гомосексуализм , с. 18 и пассим ; Скиннер, Введение в римскую сексуальность , с. 11.
- ^ Эми Ричлин, «Не раньше гомосексуализма: материальность цинедуса и римского закона против любви между мужчинами», Журнал истории сексуальности 3.4 (1993) 523-573.
- ^ Плутарх , Моралия 288а; Томас Хабинек, «Изобретение сексуальности в мировом городе Риме», в книге «Римская культурная революция » (Cambridge University Press, 1997), стр. 39; Ричлин, «Не раньше гомосексуализма», стр. 545–546.
- ^ Ричлин, «Не раньше гомосексуализма», стр. 545–548.
- ^ Ларисса Бонфанте, введение в «Мир римского костюма» (University of Wisconsin Press, 2001), стр. 7; Шелли Стоун, «Тога: от национального к церемониальному костюму», в «Мире римского костюма» , стр. 41; Джудит Линн Себеста, «Женский костюм и женская гражданская мораль в Риме эпохи Августа», « Гендер и история» , 9.3 (1997), стр. 533.
- ^ Босуэлл, Христианство, социальная толерантность и гомосексуализм , с. 69.
- ^ Цицерон , Знакомые объявления 8.12.3, 8.14.4; Светоний , Жизнь Домициана 8.3; Ювенал , Сатира 2, как отмечает Ричлин, Сад Приапа , с. 224. Кантарелла, Бисексуальность , с. 107, дополнительно перечисляет ссылки на христианских писателей Авзония , Тертуллиана и Пруденция .
- ^ Ричлин, Сад Приапа , с. 224; Кэтрин Эдвардс, Политика безнравственности в Древнем Риме (издательство Кембриджского университета, 1993), стр. 71; Маргарита Джонсон и Терри Райан, Сексуальность в греческом и римском обществе и литературе: справочник (Routledge, 2005), стр. 7.
- ^ Ричлин, Сад Приапа , с. 224.
- ^ Уильямс, Римский гомосексуализм , с. 122.
- ^ Фантам, « Ступрум : общественное отношение и наказания за сексуальные преступления в республиканском Риме», стр. 137.
- ^ Макгинн, Проституция, сексуальность и закон , с. 141.
- ^ Уильямс, Римский гомосексуализм , стр. 122–126.
- ^ Пруденций , Перистефанон 10.201–205; Уильямс, Римский гомосексуализм , с. 124
- ^ Уолтерс, «Вторжение в римское тело», стр. 34–35; Ричлин, Сад Приапа , с. 224.
- ^ Джеймс Л. Бутрика, «Некоторые мифы и аномалии в изучении римской сексуальности», в книге «Однополое желание и любовь в греко-римской древности и в классической традиции » (Haworth Press, 2005), стр. 234–236.
- ^ Бутрика, «Некоторые мифы и аномалии в изучении римской сексуальности», с. 231; Рэй Лоуренс , Римские страсти: история удовольствий в императорском Риме (Continuum, 2009, 2010), с. 68.
- ^ Знакомые объявления 8.12 и 8.14 (буквы 97 и 98 в нумерации Шеклтона Бейли ).
- ^ Ричлин, Сад Приапа , стр.224.
- ^ Х. Гальстерер, «Отправление правосудия», в Кембриджской древней истории: Империя Августа, 43 г. до н.э. – 69 г. н.э. (Cambridge University Press, 1996), стр. 402.
- ^ Ричлин, Сад Приапа , с. 224.
- ^ Мэрилин Скиннер, Клодия Метелли: сестра The Tribune (Oxford University Press, 2011), стр. 101–102.
- ^ Д-р Шеклтон Бейли , Epistulae ad Families Цицерона (Cambridge University Press, 1977), том. 1, с. 432.
- ↑ Настоящим прокурором был малоизвестный Севиус или Сервиус Пола.
- ^ Шеклтон Бэйли, Epistulae , стр. 433.
- ^ Майкл К. Александр, Испытания в Поздней Римской республике, 149–50 гг. до н.э. (University of Toronto Press, 1990), стр. 167–168, ни для одного из них не зафиксировано никаких результатов.
- ^ Кантарелла, Бисексуальность в древнем мире , с. 107.
- ^ Как подразумевает Ювенал, Сатира 2.43 и далее; Пханг, Римская военная служба , с. 279.
- ^ Светоний, Жизнь Домициана 8.
- ^ Quintilian Institutio Oratoria 4.2.69 : «Он напал на свободнорожденного мальчика, и тот повесился, но это не является основанием для того, чтобы автор нападения был приговорен к смертной казни как причина его смерти; вместо этого он заплатит 10 000 сестерциев, , налагаемый законом за такое преступление" штраф тысячи, что является наказанием, установленным для насильника, он даст ).
- ^ Сара Элиза Панг, Римская военная служба: идеологии дисциплины в поздней республике и раннем принципате (Cambridge University Press, 2008), стр. 257.
- ^ Уолтерс, «Вторжение в римское тело», с. 34.
- ^ Пханг, Римская военная служба , с. 278.
- ^ Кантарелла, Бисексуальность в древнем мире , с. 111; Фантам, « Ступрум: общественное отношение и наказания за сексуальные преступления в республиканском Риме», стр. 139.
- ^ Кантарелла, Бисексуальность в древнем мире , с. 111; Пханг, Римская военная служба , с. 278. Кантарелла отвергает предложение датировать закон 149 годом.
- ^ Пханг, Римская военная служба , с. 278.
- ^ Пханг, Римская военная служба , с. 279.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джон Пятница. Христос (1726), Historia legis Scatiniae («История Lex Scantinia »)
- Теодор Моммзен (1899), Römisches Strafrecht («Римское уголовное право»), с. 703f (Моммзен также цитирует Сенеку Старшего или Сенеку Младшего, комментируя Lex Scantinia )
- Запись Мюнцера (1921) о Скантинии в: Паули-Виссова (ред.), Realencyclopädie der Classicische Altertumswissenschaft («Специализированная энциклопедия классической древней филологии»).
- Статья В. Кролла о struprum cum masculo в Паули-Виссова (ред.), Realencyclopädie der Classicische Altertumswissenschaft , 1921 г.
- Статья «Педерастия» М. Х. Мейера в Ersch & Gruber (ред.), Общая энциклопедия наук и искусств
- Вильгельм Рейн, Уголовное право римлян от Ромула до Юстиниана («Римское уголовное право от Ромула до Юстиниана I»), 1844 г., с. 864
- Гизела Бляйбтрой-Эренберг , Табу на гомосексуализм – История предрассудка («Табу на гомосексуализм: История предрассудка»), 1978, с. 187-196
- FX Райан: Lex Scantinia и преследование цензоров и эдилов , Классическая филология , Vol. 89, № 2 (апрель 1994 г.), стр. 159–162.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Закон Скантии о беззаконии любви
- См. статью Скантиний в Смите, Словаре греческой и римской биографии и мифологии.
- Валериус Максимус (перевод Генри Дж. Уокера): История Скантиния (из книги IX Factorum ac dictorum memorabilium ), которая позже привела к кончине Лекса Скантиния, названного в честь Скантиния