Молисса Фенли

Введение
[ редактировать ]Молисса Фенли (1954-) — американская танцовщица и хореограф, олицетворяющая традицию и продолжающееся наследие современного танца. Ее хореографическое творчество отражает наше время. Хореографию Фенли чаще всего определяют как основанную на абстрактной концептуальной идиоме; сочетание композиционного мастерства, четко определенного качества движений в сочетании с динамичным лиризмом и физической силой, как таковое, представляет собой продолжение важной нити в истории американского модерна и современного танца. Как хореограф, педагог и директор «Молиса Фенли и компания» Молисса оказала важное влияние на танцевальный мир.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Молисса Фенли Молисса Фенли (урожденная Аврил Молисса Фенли) родилась в Лас-Вегасе, штат Невада, 15 ноября 1954 года. Она младшая из троих детей, рожденных в семье Эйлин Эллисон Уокер и Джона Морриса Фенли. В возрасте шести месяцев Фенли и ее семья переехали в Итаку, штат Нью-Йорк, где ее отец был профессором сельскохозяйственного факультета Корнелльского университета . Госдепартамента США Когда ей было шесть лет, ее семья переехала в Ибадан, Нигерия, где ее отец работал в программе USAID . Фенли училась в средней школе в Испании, а в 1971 году, в возрасте 16 лет, вернулась в США, чтобы поступить в колледж Миллс , где в 1975 году получила степень бакалавра танцев. Сразу после окончания Миллса Фенли переехала в Нью-Йорк, чтобы начать карьеру хореографа и танцовщицы. [1] , [2]
Ранняя карьера
[ редактировать ]По прибытии в Нью-Йорк в 1975 году Фенли тренировался у Мерса Каннингема и Виолы Фарбер , а также учился в школе Эрика Хокинса. [3] В первые годы своего пребывания в Нью-Йорке Фенли танцевала у нескольких хореографов, включая Кэрол Конвей и Эндрю деГроата. [4] Она начала создавать свои собственные работы и в 1977 году основала компанию Molissa Fenley and Company. После турне по европейским фестивалям в 1980 году ее работы начали привлекать больше критического внимания в Соединенных Штатах и за рубежом. [3] Ее ранняя карьера (1977–1987) была сосредоточена на представлении ансамблевой работы. Фенли и ее танцоры продемонстрировали замечательную выносливость благодаря сложным рисункам и продолжительным пассажам с высокой скоростью, примером чего являются такие работы, как Energizer (1980). В дополнение к более традиционным танцевальным классам Фенли и ее танцоры занимались тренировками, которые включали бег, художественную гимнастику и силовые тренировки, чтобы достичь силы и выносливости, необходимых для выполнения ее физически сложной хореографии. Фенли сохраняла эту эстетику спортивной виртуозности на протяжении всей своей карьеры. [3] [5]
Сольная работа
[ редактировать ]В 1987 году она распустила свой ансамбль и перешла к исполнению сольных произведений, часто в сотрудничестве с такими художниками, как Рой Фаулер, Кит Харинг , Джин Хайтстайн, Ричард Лонг , Кики Смит , Кит Сонньер, Меррилл Вагнер и такими композиторами, как Джон Бишофф , Элвин. Карран , Энтони Дэвис, Филип Гласс , Лори Андерсон , Полин Оливерос , Рюичи Сакамото , Джамааладин Такума и Летиция Сонами . [2] Именно в этот период она создала свою основополагающую работу «Состояние тьмы» (1988), созданную по заказу Фестиваля американского танца в Дареме, штат Северная Каролина. Это 35-минутное соло, посвященное Игоря Стравинского , «Весне священной» получило признание критиков за и его физическая строгость, и новаторское использование партитуры Стравинского, и сильное чувство ритуальной драмы. [6] Фенли реконструировал «Состояние тьмы» в 1999 году по просьбе солиста New York City Ballet Питера Боала, а также снова в 2007 году для выступления Боала в Pacific Northwest Ballet. [7] «Состояние тьмы» получило премию Бесси как за оригинальное исполнение Фенли в 1989 году, так и за реконструкцию Боала в 1999 году. Сольное произведение исполнялось семь танцоров подряд на нескольких вечерах для возрождения Joyce Theater Productions в 2021 году. [8]
Текущая работа
[ редактировать ]После десятилетия сольной работы Фенли начала создавать ансамблевые произведения в исполнении себя и своей труппы. Она продолжает творить и выступать в США и за рубежом. [9] Фенли долгое время сотрудничал с композитором Филипом Глассом и продолжает сотрудничать с художниками, композиторами и писателями. . Среди последних работ - De La Lumière, Entre Les Lampes (2023) на музыку Филипа Гласса, Current Pieces 1–3 (2023) с пианистом Мин Квоном; Вырезы (Матисс) (2017) с поэтом Бобом Холманом; Rue Surf (2016) с художником Роем Фаулером и поэтом Бобом Холманом; Редвуд-Парк, Часть 1 (2014) на музыку Жоан Жанрено; ЛУЧИ (2014), на музыку Элвина Каррана; «Найденный объект» (2014) с Эрин Джи, Джоном Гуаре, Джой Харджо и Руди Вурлитцером; Vessel Stories (2011), музыка Филипа Гласса и Credo in Us (2011) на одноимённую пьесу Джона Кейджа.
Ее работы были представлены в США, Канаде, Бразилии, Венесуэле, Колумбии, Южной Америке, Европе, Австралии, Индии, Индонезии, Японии, Корее, Сингапуре, Тайване, Гонконге и Мексике [8]. [9]
Ее работы были заказаны Фестивалем американского танца, Танцевальной труппой Билла Т. Джонса/Арни Зейна , Фондом Dia Art , Сиэтлским танцевальным проектом, Манхэттенским колледжем Мэримаунт , Немецким оперным балетом Берлина, Робертом Мозесом Кином, Фондом современного искусства. Исполнительское искусство, Фонд Уильяма Хейла Харкнесса, Новый национальный театр, Токио, Балет Огайо, Австралийский театр танца, Бруклинская музыкальная академия , Барнард/Колумбия, Репертуарный театр танца, Оклендский балет, Фестиваль танцев подушек Джейкоба , [10] Тихоокеанский Северо-Западный Балет, [7] Оклендский балет, Национальный институт Сеула и живое искусство Нью-Йорка. В 2015 году издательство Seagull Press/ Чикагский университет опубликовало книгу «Поле ритма: танец Молиссы Фенли» о ее жизни и работе. [11] Среди других недавних работ: «Археология наоборот» с художницей Кэтрин Вагнер и «Артефакт» в 2018 году, «Без названия» (Хайку) и «Некоторые фразы, которые, я надеюсь, понравятся Энди в 2019 году». [12] и The Cut Outs (Матисс) в 2020 году с давним соавтором и поэтом Бобом Холманом . [13] В 2020 году Фенли вернулась к своей работе 1988 года State of Darkness , поставив соло на Джареда Брауна, Ллойда Найта, Сару Мирнс , Шамел Питтс, Анник Робертс, Кассандру Тренари и Майкла Трусновека. Работа транслировалась в прямом эфире в 2020 году. [14] и выступил вживую в The Joyce в 2021 году . Танцоры Анник Робертс и Майкл Трусновец исполнили произведение в 2022 году на Американском танцевальном фестивале.
Признание и профессиональная принадлежность
[ редактировать ]Вклад Фенли в свою область был отмечен наградами в США и за рубежом. Она одиннадцатикратный лауреат стипендии Национального фонда хореографии искусств. [4] Фенли получила премию Бесси за хореографию в 1985 году за свою работу «Кенотаф» и снова в 1988 году за «Состояние тьмы» . Фенли получил в 2000 году премию Фонда современного искусства для художников. [15] Гринвичская коллекция, ЛИАТИС, Азиатский совет по культуре и Фонд Кэдбери. Она является стипендиатом Гуггенхайма (2008 г.), членом Американской академии в Риме (2008 г.) и лауреатом Инициативы американских шедевров Национального фонда искусств (2010 г.). [9] Фенли является членом многих профессиональных художественных организаций, таких как Атлантический центр искусств, Американская танцевальная гильдия, Азиатский культурный совет, программа наставничества CHIME, Dance USA, Международный танцевальный совет и New York Live Arts. Она является исполнительным директором фонда Momenta, который она основала в 1986 году. [16] Преподавание в колледже Миллс и высшем образованииПомимо того, что Фенли была одной из самых уважаемых выпускниц колледжа Миллс , с 1999 по 2020 год она работала профессором на факультете танцев колледжа Миллс. Профессор в Фенли читал курсы техники. В 2013 году она стала профессором. Фенли преподавала курсы техники, хореографии и курировала дипломные проекты кандидатов в МИД. Кроме того, Фенли часто работал в репертуарной танцевальной труппе Миллс-колледжа. В 2011 году она была награждена премией Миллс-Колледжа Сарло за выдающиеся достижения в области преподавания. [16] Обширные архивы о карьере Фенли до 2022 года хранились в специальных коллекциях библиотеки Ф. В. Олина в кампусе Миллса. [4] Их пообещали танцевальному отделу Джерома Роббинса Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств Линкольн-центра в Нью-Йорке.
Фенли преподавал в качестве приглашенного лектора в экспериментальном театральном крыле Нью-Йоркского университета, Университете Джорджии в Афинах и Университете Юты. Работала постоянным художником в Центре искусств Барышникова, Атлантическом центре искусств, Американской академии в Риме, Бард-колледже, Школе Хочкиса, Азиатском культурном совете в Токио, Яддо, Фонде Больяско, Джерасси, заповеднике Блодел. Проект Мраморного дома и Гарвардский университет . Она вела репертуарные мастер-классы в Беннингтон-колледже , Барнарде/Колумбии и Хантер-колледже. [16]
Личная жизнь
[ редактировать ]Фенли проживает в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, и Саммерленде, Калифорния. Она замужем за художником Роем Фаулером.
Основные работы
[ редактировать ]На сегодняшний день Фенли поставил более 90 хореографий, в том числе:
- В саду (с Рюичи ) (2023), звуки пения птиц в исполнении Молиссы Фенли, Джастина Линча, Майкла Трусновека, Тимоти Уорда
- Де ла Люмьер, Entre Les Lampes New Chaconne (2023), музыка Филипа Гласса, танцуют Кристиана Аксельсен, Джастин Линч, Тимоти Уорд
- Этрусский Матисс/Блейк (2023), музыка Рюичи Сакамото, 20210310 (2021) в исполнении Кристианы Аксельсен, Молиссы Фенли, Джастина Линча, Майкла Трусновца, Тимоти Уорда
- Поле лавы (Фенли) и Dead Stars Still Shine (Танхуакио) (2022), сотрудничество с Пасом Танхуакио. Музыка Джона Бишоффа, фортепиано 7 Гц (2002).
- Вариации Космати, Вариация 5 (2022), музыка Джона Кейджа, Третья постройка (1941)
- Rhythm Field (2021), музыка Джамаля Мохамеда, созданная для танцевального факультета Южного методистского университета.
- Pipes Going Nowhere (2021), музыка Джулиана Жюльена, сотрудничество с Ребеккой Чалефф, Сарой Мирнс и Кассандрой Тренари. Эта работа никогда не была публично исполнена.
- State of Darkness (Revival 2021) - исполнено для живой публики в Театре Джойса: Джаред Браун, Ллойд Найт, Сара Мирнс, Анник Робертс, Майкл Трусновец, Кассандра Тренари.
- State of Darkness (Возрождение 2020), музыка Игоря Стравинского; по заказу Театра Джойса и прямая трансляция в октябре 2020 года - для Джареда Брауна, Ллойда Найта, Сары Мирнс, Шамел Питтс, Анник Робертс, Майкла Трусновека, Кассандри Тренари.
- Вырезы (Матисс) (2020), Создано в сотрудничестве с поэтом Бобом Холманом и композитором Китом Пэтчеллом.
- Некоторые фразы, которые, я надеюсь, понравятся Энди (2019), хореография поставлена как дань уважения покойному хореографу Эндрю де Гроату.
- Без названия (Haiku) (2019), Создано в сотрудничестве с поэтессой Джой Харджо и композитором Ларри Митчеллом.
- Артефакт (2018), Создан для танцовщицы Пейлин Као. Премьера этой работы состоялась в рамках концерта сольных произведений Као в Гонолулу, Гавайи.
- Археология наоборот (2018). Создано в сотрудничестве с художницей Кэтрин Вагнер. Видео и звук Майкла Мерсеро.
- Циркадный ритм (2016), созданный в сотрудничестве с художником Робертом Гейлором на музыку Питера Гарланда.
- Rue Surf (2016), сотрудничество с поэтом Бобом Холманом и художником Роем Фаулером
- Стол воды (2016), работа в 8 частях:
- - Части 1 и 2 – «Третий берег», музыка Рюичи Сакамото
- - Часть 3 – Баффинов остров, музыка Рюичи Сакамото
- - Часть 4 – Саргассово море
- - Часть 5 – Узор поверхности, музыка Филипа Гласса
- - Часть 6 – На том океане , музыка Дэвида Бермана
- - Часть 7 – Амдо, музыка Ульфура Ханссона
- - Часть 8 – Мали, музыка Летиции Сонами
- Семь (2015), по заказу Даны и Шиничи Иова-Кога в рамках «95 ритуалов для Анны Халприн».
- Танцуй в невозможном пространстве (2014), музыка написана и исполнена Эрин Джи
- Редвуд-парк, часть 1 (2014), по заказу Оклендского балета. Музыка написана Жоаном Жанрено.
- Редвуд Парк, часть 2 (2014), тишина.
- Эсперанто (2014), реконструированный Кристианой Аксельсен и Молиссой Фенли, музыка Рюичи Сакамото
- Вход (2014), дуэт Кристианы Аксельсен и Молиссы Фенли, музыка Дэвида Бермана
- ЛУЧИ (2014), музыка Элвина Каррана
- «Найденный объект» (2014) , сотрудничество с Эрин Джи, Джоном Гуаре, Джой Харджо, Руди Вурлитцером; в исполнении Кристианы Аксельсен, Ребекки Чалефф, Молиссы Фенли, Пейлинг Као, Розмари Куинн
- Horizon (2013), музыка Полин Оливерос
- Найденный объект (2012), сотрудничество с Пейлин Као
- Cross Bridge (2012), сотрудничество с Холли Фармер, Джоном Джезуруном, Дэвидом Муди и Розмари Куинн
- Credo In Us (2011), музыка Джона Кейджа. По заказу Художественного музея колледжа Миллс.
- Истории сосудов (2011), музыка Филипа Гласса
- Реквизитные танцы (2010)
- — «Кусочки земли» , реквизит Джин Хайстейн, музыка Джейсона Хупса.
- - «94 пера» , реквизит Меррилла Вагнера, музыка Дженка Эргуна.
- - Mass Balance , реквизит Тодда Ричмонда, музыка Дженка Эргуна
- - Самолеты в воздухе , реквизит Роя Фаулера, музыка Жоан Жанрено.
- - Реквизитный танец №5, реквизит Кейта Сонньера, музыка Лэйни Фефферман.
- Регионы (Возрождение) (2010), постановка Роя Фаулера, на музыку Мэгги Пейн
- Двойное начало (2009), с устным словом Боба Холмана
- Лед, Роса, Еда, Экипаж, Обезьяна (2009), на музыку Элвина Каррана
- Cosmati Variations (2008–2024) на музыку Джона Кейджа
- Исчисление и политика (2007), на музыку Гарри Партча. По заказу Театра Джойса
- Четыре линии (2006), на музыку Джона Гибсона
- Dreaming Awake (2006), на музыку Филипа Гласса. По заказу Музыкального фестиваля Роверето, Роверето, Италия.
- Образцы и ожидания (2006), на музыку Фреда Фрита
- Море пустыни (2005), на музыку Лу Харрисона. По заказу Репертуарного театра танца, Солт-Лейк-Сити, Юта.
- Поле лавы (2004), на музыку Джона Бишоффа
- Куро Шио (2003), на музыку Бун Чинг Лама. По заказу организации «Женщины в танце»/Сеул, Корея и Токио, Япония.
- Водные курсы (2003), на музыку Джой Харджо
- В ожидании дождя (2003) на музыку Роберта Эшли в постановке Роя Фаулера. По заказу Питера Боала
- 331 шаг (2002), на музыку Летиции Сонами, постановка Меррилла Вагнера
- Рассказы (2002), музыка Энтони Дэвиса и тишина, костюмы Чадо.
- Знаки/Ориентир (2001), на музыку Сомеи Сато. По заказу Нового национального театра, Токио.
- Folds (2001) на музыку Фреда Фрита, хореография поставлена в сотрудничестве с Бебе Миллер. По заказу Университета Содружества Вирджинии
- Церемония (2000), текст Джой Харджо
- Весенний водопад (2000), музыка Филипа Гласса и Фоде Мусы Сусо
- Остров (2000), на музыку Гарольда Мельцера, произведение Кэрол Хеппер.
- Я и ты сейчас похожи друг на друга (2000), на музыку Сомеи Сато
- Дельта (2000), музыка Джона Кейджа
- Выветривание (2000), декорация Меррилла Вагнера
- Голоса (1999), музыка Кевина Воланса, с виолончелисткой Жоан Жанрено
- Timbral Inventions (1999), музыка Джона Кейджа
- Тала (1999) на музыку Джона Кейджа. La Muse Menagere (1998) на музыку Дариуса Мийо
- Icho (1997), музыка Лероя Дженкинса, по заказу Фелисии Нортон
- На другом океане (1997) на музыку Дэвида Бермана
- След (1997) с композитором Джонатаном Хартом Маквайей, художником Роем Фаулером и писателем Джоном Джесуруном. По заказу Театра Джойса
- Широты (1996), работа, созданная для Интернета по заказу Dia Art Foundation.
- Полаа (1996) на музыку Лу Харрисона. По заказу Jacob's Pillow
- Регионы (1995) на музыку Мэгги Пейн. По заказу 92-й улицы Y
- Саванна (1995) на музыку Питера Гарланда. По заказу Peggy Baker Dance Projects
- Сита (1995) с композитором Филипом Глассом и фотографом Сэнди Феллман. По заказу Театра Джойса
- Road Trip (1994), музыка Лу Харрисона
- Мост мечты (1994) с композитором Лори Андерсон и художником Кики Смит. По заказу Немецкой оперы в Берлине.
- Поплавок ведьм (1993) с композитором Элвином Люсьером и художником Кики Смит. По заказу Центра искусств Краннерта.
- Наблюдения (1993) с композитором Полиной Оливерос и скульптором Тацуо Миядзимой.
- Налларбор (1993) с композитором Робертом Ллойдом и скульптором Ричардом Лонгом
- Канал (1993) с композитором Сомеи Сато и художником Ричардом Серрой.
- Тиллибойо/Эскалай (1993) с композиторами Фоде Мусой Сусо и Хамзой Эль Дином
- Место (1992) на музыку Арво Пярта. По заказу Фонда современного исполнительского искусства.
- Порог (1992), на музыку Сомеи Сато. По заказу Театра Джойс
- Inner Enchantments (1991), на музыку Филипа Гласса
- Бардо (1990) на музыку Сомеи Сато. По заказу Jacob's Pillow
- «Авгури» (1989) на музыку Кристофера Хайамса-Харта, хореография поставлена в сотрудничестве с Дугом Вароном по заказу Американского танцевального фестиваля.
- «Танцы на полу» (1989) с композитором Генриком Горецким и скульптором Ричардом Лонгом. По заказу Фонда Диа Арт.
- Происхождение неизвестно (1989), с композитором Филипом Глассом. По заказу Dance Chance и The Kitchen для видео, музыки и танцев
- Состояние тьмы (1988), музыка Игоря Стравинского. По заказу Американского танцевального фестиваля. Впоследствии реконструирован для Питера Боала (1999) по заказу Линкольн-центра и Тихоокеанского Северо-Западного балета (2007), в котором поочередно танцевали Рэйчел Фостер, Джеймс Мур и Джонатан Порретта.
- В признании (1988), музыка Филипа Гласса. По заказу фестиваля Serious Fun, Линкольн-центр
- «Отдельные голоса» (1987), групповое произведение, исполненное в тишине. По заказу Театра Джойса
- «Спуск в водоворот» (1986), музыка Филипа Гласса, сценография Имона Д'Арси, режиссура Мэтью Макгуайра, по заказу Аделаидского фестиваля и в исполнении Австралийского театра танца.
- Геологические моменты (1986) с композиторами Филипом Глассом и Джулиусом Истманом. Фестиваль Next Wave по заказу Бруклинской музыкальной академии.
- Feral (1986), музыка Роберта Ллойда, по заказу Балета Огайо
- Кенотаф (1985) с композитором Джамааладином Такумой и текстом Эрика Богосяна. По заказу Jacob's Pillow
- Эсперанто (1985) с композитором Рюичи Сакамото. По заказу Tsurumoto Room, Токио
- Полушария (1983) с композитором Энтони Дэвисом и художником Франческо Клементе. Фестиваль Next Wave по заказу Бруклинской музыкальной академии.
- Эврика (1982), на музыку Питера Гордона. По заказу Мастерской Театра Танца
- Gentle Desire (1981), на музыку Марка Фридмана. По заказу Американского танцевального фестиваля.
- Периферийное зрение (1981), на музыку Марка Фридмана
- Energizer (1980), на музыку Марка Фридмана. По заказу Мастерской Театра Танца
- Boca Raton (1980), расширенный танцевальный микс Пола Александра из Talking Heads. Декор Стивена Кейстера
- Микс (1979), по заказу The Kitchen для видео, музыки и танцев
- Video Clones (1979), видео и перформанс с Китом Харингом
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фенли, Молисса. Интервью по устной истории Энн Мерфи. Архив и проект устной истории Отдела исполнительских искусств и танцев Нью-Йоркской публичной библиотеки. 28 июня 2010 г. Интернет. 1 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Молисса Фенли: Биография». Артуслуги. Веб. 14 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Рейнольдс, Нэнси и Малкольм Маккормик. Никаких фиксированных точек: танец в двадцатом веке. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2003.
- ^ Jump up to: а б с Пиппин, Карма. «Путеводитель по архиву Молиссы Фенли, с 1973 г. по настоящее время». Специальные коллекции и архив библиотеки Ф. В. Олина. Веб. 26 февраля 2013 г.
- ^ Джоуитт, Дебора. Время и танцевальный образ. Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания, Inc., 1988 г.
- ^ Кисельгоф, Анна. «В «Состоянии тьмы», обряд перехода танцора», The New York Times, 8 октября 1988 г. Печать.
- ^ Jump up to: а б Д'Оуст, Рене Э. «Ловенберг в балете и школе Pacific Northwest» The Dance Insider. Июль 2007 г. Интернет.
- ^ «Состояние Тьмы» . www.joyce.org . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Молисса Фенли: Биография». Artservices. Web. 14 февраля 2013 г.
- ↑ Преподаватели и сотрудники: Молисса Фенли». Отделение танцев колледжа Миллс. Интернет. 28 февраля 2013 г.
- ^ Поле ритма: Издательство Чикагского университета. Интернет, 5 февраля 2018 г.
- ^ Молисса Фенли и компания: Работает. Веб. 2 октября 2020 г.
- ^ Коллекция Андерсона в Стэнфордском университете: https://anderson.stanford.edu/programs-exhibitions/this-pair-a- Performance-by-bob -holman-and-molissa-fenley/ Web. 2 октября 2020 г.
- ^ Рабиновиц, Хлоя. «Фонд театра Джойса представляет на бис «Состояние тьмы» Молиссы Фенли» . BroadwayWorld.com . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ «Грантополучатели» . www.foundationforcontemporaryarts.org . [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с «Преподаватели и сотрудники: Молисса Фенли». Танцевальный факультет колледжа Миллс. Веб. 28 февраля 2013 г.