Побег на воздушном шаре из Восточной Германии
![]() Слева направо: Гюнтер Ветцель, Дорис Стрелзик и Петер Стрелзик. | |
Родное имя | Побег на воздушном шаре |
---|---|
Дата | 16 сентября 1979 г. |
Время | 02:00 (приблизительно) |
Продолжительность | 25 минут |
Расположение | Оберлемниц , Восточная Германия (снимать) Наиля , Западная Германия (приземление) |
Координаты | 50 ° 28'59 "N 11 ° 35'29" E / 50,48306 ° N 11,59139 ° E [ 1 ] (снимать) 50 ° 19'52,7 "N 11 ° 40'13,1" E / 50,331306 ° N 11,670306 ° E [ 1 ] (приземление) |
Организатор: | Питер Стрелжик и семья Гюнтер Ветцель и семья |
Участники | 8 |
Исход | Успешный побег в Западную Германию |
Несмертельные травмы | 2 |
16 сентября 1979 года восемь человек из двух семей бежали из Восточной Германии границу с Западной Германией , пересекнув ночью на самодельном воздушном шаре . Этот уникальный подвиг стал результатом более чем полуторалетней подготовки с использованием трех разных воздушных шаров, различных модификаций и первой неудачной попытки. Неудачная попытка предупредила власти Восточной Германии о заговоре, но полиция не смогла идентифицировать беглецов до их второго успешного побега два месяца спустя.
Фон
[ редактировать ]
Восточная Германия, тогда входившая в состав Восточного блока , была отделена от Западной Германии в Западном блоке внутренней немецкой границей и Берлинской стеной , которая была сильно укреплена сторожевыми вышками , минами , вооруженными солдатами и различными другими мерами для предотвращения незаконных пересечений границы. . Восточногерманским пограничным войскам было приказано предотвратить бегство в Западную Германию всеми средствами, включая смертоносную силу ( Schießbefehl ; «приказ стрелять»). [ 2 ]
Петер Стрелзик (1942–2017), электрик и бывший механик ВВС Восточной Германии , и Гюнтер Ветцель (1955 г.р.), каменщик по профессии, [ 3 ] были коллегами на местном заводе пластмасс. [ 4 ] Друзья на протяжении четырех лет, они разделили желание бежать из страны и начали обсуждать способы пересечь границу. 7 марта 1978 года они согласились спланировать побег. [ 5 ] Они подумывали о создании вертолета , но быстро поняли, что не смогут приобрести двигатель, способный привести его в движение. Затем они решили изучить идею создания воздушного шара. [ 6 ] будучи вдохновлен телевизионной программой о воздухоплавании. [ 3 ] Альтернативная версия гласит, что родственник поделился журнальной статьей о Международном фестивале воздушных шаров в Альбукерке, штат Нью-Мексико . [ 5 ]
Строительство
[ редактировать ]Стрелжик и Ветцель начали исследования воздушных шаров. Их план состоял в том, чтобы сбежать вместе со своими женами и четырьмя детьми (в возрасте от 2 до 15 лет). Они подсчитали, что вес восьми пассажиров и самого корабля составляет около 750 килограммов (1650 фунтов). Последующие расчеты показали, что воздушный шар, способный поднять этот вес, должен будет содержать 2000 кубических метров (71 000 куб футов) воздуха, нагретого до 100 ° C (212 ° F). Следующим расчетом было количество материала, необходимого для воздушного шара, которое оценивалось в 800 квадратных метров (8600 квадратных футов). [ 6 ]
Пара жила в Пёсснеке , небольшом городке с населением около 20 000 человек, где невозможно было получить большое количество ткани, не привлекая внимания. Они попробовали соседние города Рудольштадт , Заальфельд и Йену , но безуспешно. [ 7 ] Они проехали 50 км (31 миль) до Геры , где купили в универмаге рулоны хлопчатобумажной ткани шириной 1 метр (3 фута 3 дюйма) и общей длиной 850 метров (2790 футов), сказав изумленному продавцу, что им нужно большое количество материала для обивки палатки в кемпинге. [ 6 ] [ 7 ]
Ветцель провел две недели, сшивая из ткани мешок в форме воздушного шара шириной 15 метров (49 футов) и длиной 20 метров (66 футов) на швейной машине с ручным управлением 40-летней давности. Стрелжик потратил время на сборку гондолы и узла горелки. Гондола состояла из железной рамы, пола из листового металла и бельевой веревки, проходящей по периметру через каждые 150 миллиметров (5,9 дюйма) по бокам. Горелка была изготовлена из двух 11-килограммовых (24 фунтов) баллонов с бытовым жидким пропаном , шлангов, водопроводной трубы, насадки и куска печной трубы. [ 6 ]
Первый тест
[ редактировать ]Команда была готова испытать корабль в апреле 1978 года. После нескольких дней поисков они нашли подходящую уединенную лесную поляну недалеко от Цигенрюка , в 10 км (6,2 мили) от границы и в 30 км (19 миль) от Пёсснека. Однажды ночью, зажег горелку, им не удалось надуть воздушный шар. Они думали, что проблема могла возникнуть из-за того, что они положили воздушный шар на землю. После нескольких недель дополнительных поисков они нашли 25-метровую (82 фута) скалу в каменоломне, где они могли подвесить воздушный шар вертикально перед надуванием, но это также оказалось безуспешным. [ 6 ]
Затем пара решила наполнить мешок воздухом комнатной температуры, прежде чем использовать горелку, чтобы повысить температуру воздуха и обеспечить подъемную силу. Они сконструировали нагнетатель с мотоциклетным двигателем объемом 250 куб.см (15 куб.см) мощностью 14 л.с., который запускался с помощью автомобильного стартера Trabant, приводимого в действие соединительными кабелями » Стрелзика от седана «Москвич . Этот двигатель, оснащенный глушителем Trabant , вращал лопасти вентилятора длиной 1 метр (3,3 фута), чтобы надуть воздушный шар. Они также использовали самодельный огнемет , похожий на горелку гондолы, чтобы быстрее подогреть воздух. Сделав эти изменения, они вернулись на уединенную поляну, чтобы попробовать еще раз, но так и не смогли надуть воздушный шар. Но использование воздуходувки позволило им обнаружить, что хлопковый материал, из которого они изготовили воздушный шар, был слишком пористым и сильно протекал. [ 6 ]
Их неудачная попытка обошлась им в 2400 немецких марок . Стрелжик избавился от ткани, сжег ее в печи в течение нескольких недель. [ 6 ]
Второй тест
[ редактировать ]Стрелжик и Ветцель приобрели в местных магазинах образцы различных тканей, в том числе материал для зонтов и различные образцы тафты и нейлона . Они использовали печь, чтобы проверить материал на термостойкость . Кроме того, они создали испытательную установку из пылесоса и стеклянной трубки, наполненной водой, чтобы определить, какой материал позволит вакууму оказывать наибольшее всасывание воды и, следовательно, какой из них будет наиболее непроницаемым для воздуха. Покрытие для зонта показало лучшие результаты, но было и самым дорогим. Вместо этого они выбрали синтетическую тафту. [ 6 ]
Чтобы закупить большое количество ткани и не вызвать особых подозрений, пара снова поехала в далекий город. На этот раз они проехали более 160 километров (100 миль) до универмага в Лейпциге . Их новая легенда заключалась в том, что они принадлежали к парусному клубу и нуждались в материале для изготовления парусов. Необходимое количество товара нужно было заказать, и, хотя они опасались, что о покупке могут сообщить в Службу государственной безопасности Восточной Германии (Штази), они вернулись на следующий день и забрали материал без происшествий. Они заплатили 4800 немецких марок ( 720 долларов США ) за 800 метров (2600 футов) ткани шириной 1 метр (3 фута 3 дюйма). [ 6 ] По пути домой они также купили электродвигатель, чтобы ускорить работу швейной машины с педальным управлением, которую они использовали для придания материалу желаемой формы воздушного шара. [ 7 ]
Ветцель провел следующую неделю, сшивая материал в еще один воздушный шар, во второй раз выполнив задачу быстрее с помощью теперь уже электрической швейной машины. Вскоре после этого двое мужчин вернулись на лесную поляну и примерно за пять минут надули мешок с помощью воздуходувки и огнемета. Мешок поднялся и удержал воздух, но горелка гондолы не была достаточно мощной, чтобы создать тепло, необходимое для подъема. Пара продолжала экспериментировать в течение нескольких месяцев, удвоив количество баллонов с пропаном и пробуя разные топливные смеси. Разочарованный результатом, Ветцель решил отказаться от проекта и вместо этого начал реализовывать идею создания небольшого с бензиновым двигателем . легкого самолета [ 6 ] или планер . [ 5 ]
Стрелжик продолжал попытки усовершенствовать горелку. В июне 1979 года он обнаружил, что при перевернутом баллоне с пропаном дополнительное давление вызвало испарение жидкого пропана, что привело к увеличению пламени. Он модифицировал гондолу так, чтобы баллоны с пропаном устанавливались вверх дном, и вернулся на испытательный полигон, где обнаружил, что новая конфигурация дает пламя длиной 12 метров (39 футов). Стрелжик был готов попытаться сбежать. [ 6 ]
Первая попытка побега
[ редактировать ]3 июля 1979 года погода и ветер были благоприятными. Вся семья Стрелжиков поднялась с лесной поляны в 1:30 ночи и поднялась со скоростью 4 метра (13 футов) в секунду. Они достигли высоты 2000 метров (6600 футов) согласно данным высотомера, который Стрелжик сделал путем модификации барометра . Легкий ветерок гнал их к границе. Затем воздушный шар вошел в облака, и атмосферный водяной пар конденсировался на воздушном шаре, увеличивая вес, что привело к его преждевременному снижению. Семья благополучно приземлилась примерно в 180 метрах (590 футов) от границы, на краю сильно заминированной пограничной зоны. Не зная, где они находятся, Стрелжик исследовал местность, пока не нашел кусок мусора — мешок с хлебом из пекарни в Вернигероде , восточногерманском городе. Группа провела девять часов, тщательно выбираясь из пограничной зоны шириной 500 метров (1600 футов), чтобы избежать обнаружения. Им также пришлось проехать незамеченными через 5-километровую (3,1 мили) запретную зону, прежде чем пройти в общей сложности 14 км (8,7 миль) обратно к своей машине и стартовым принадлежностям, которые они оставили позади. [ 6 ] Они вернулись домой как раз вовремя, чтобы сообщить об отсутствии из-за болезни на работе и в школе. [ 7 ]
Брошенный воздушный шар был обнаружен властями позже тем же утром. Стрелжик уничтожил весь компромат и продал свою машину, опасаясь, что она может связать его с попыткой побега. [ 6 ] 14 августа Штази обратилась с призывом найти «совершившего серьезное правонарушение», подробно перечислив все предметы, обнаруженные на месте приземления. [ 8 ] Стрелжик чувствовал, что Штази в конечном итоге отследит воздушный шар до него и Ветцелей. Он согласился с Ветцелем, что их лучший шанс — быстро построить еще один воздушный шар и как можно скорее улететь. [ 6 ]
Успешный побег
[ редактировать ]
Стрелжик и Ветцель решили удвоить размер воздушного шара до 4000 кубических метров (140 000 кубических футов) в объеме, 20 метров (66 футов) в диаметре и 25 метров (82 фута) в высоту. Им понадобилось 1250 квадратных метров (13 500 квадратных футов) тафты, и они закупили материал различных цветов и узоров по всей стране, чтобы избежать подозрений. Ветцель сшил третий воздушный шар, используя более 6 километров (3,7 миль) ниток, а Стрелжик восстановил все остальное, как и раньше. За шесть недель они подготовили 180-килограммовый (400 фунтов) воздушный шар и полезную нагрузку 550 кг (1210 фунтов), включая гондолу, оборудование и груз (два семейства). Уверенные в своих расчетах, они обнаружили погодные условия именно 15 сентября, когда сильная гроза создала правильный ветер. Обе семьи отправились к месту запуска на подменной машине Стрелжика ( Wartburg ) и мопеде . Прибыв в 1:30 ночи, им потребовалось всего десять минут, чтобы надуть шар, и еще три минуты, чтобы нагреть воздух. [ 6 ]
Поднявшись сразу после 2:00 ночи, группа не смогла одновременно перерезать тросы, удерживающие гондолу на земле, наклонив воздушный шар и направив пламя в сторону ткани, которая загорелась. Потушив пожар с помощью огнетушителя, взятого с собой именно для такой чрезвычайной ситуации, они поднялись на высоту 2000 метров (6600 футов) за девять минут, дрейфуя в сторону Западной Германии со скоростью 30 километров в час (19 миль в час). Воздушный шар летел 28 минут, при этом температура в незащищенной гондоле, состоящей исключительно из перил для белья, упала до -8 ° C (18 ° F).
В результате конструктивного просчета дымовая труба горелки оказалась слишком длинной, в результате чего пламя в баллоне оказалось слишком высоким, что создало избыточное давление, в результате чего баллон раскололся. Вырвавшийся из щели воздух погасил пламя горелки. Ветцель смог повторно зажечь пламя спичкой, и ему пришлось сделать это еще несколько раз, прежде чем группа приземлилась. В какой-то момент они увеличили пламя до максимально возможной степени и поднялись до высоты 2500 метров (8200 футов). Позже они узнали, что находились на достаточной высоте, чтобы их могли обнаружить, но не опознать, радары западногерманских авиадиспетчеров . [ 6 ] Их также обнаружил на восточногерманской стороне ночной сторож районного дома культуры в Бад-Лобенштайне . Сообщение о неопознанном летающем объекте, направляющемся к границе, заставило охранников активировать прожекторы, но воздушный шар находился слишком высоко и вне досягаемости огней. [ 9 ]
Разрыв воздушного шара означал, что группе приходилось использовать горелку гораздо чаще, что значительно ограничивало расстояние, которое она могла преодолеть. Позже Ветцель сказал, что, по его мнению, они могли бы проехать еще 50 километров (31 милю), если бы воздушный шар остался целым. Они разглядели пограничный переход в Рудольфштайне на автомагистрали А9 и увидели прожекторы. Когда пропан закончился, они быстро снизились и приземлились возле города Найла в западногерманской земле Бавария , всего в 10 км (6 милях) от границы. Единственную травму получил Ветцель, сломавший ногу при приземлении. [ 6 ] Различные подсказки указывали семьям на то, что воздушный шар пересек границу. В их число входили красные и желтые огни, не распространенные в Восточной Германии, [ 3 ] и мелкие фермы, в отличие от крупных государственных предприятий на востоке. Еще одной подсказкой было современное сельскохозяйственное оборудование, в отличие от старого оборудования, используемого в Восточной Германии. [ 10 ] Двое офицеров баварской государственной полиции увидели мерцающий свет воздушного шара и направились туда, где, по их мнению, он приземлился. Там они нашли Стрелжика и Ветцеля, которые сначала спросили, добрались ли они на запад, хотя заметили, что полицейская машина была « Ауди» — еще один признак того, что они находятся в Западной Германии. Узнав об этом, беглецы с радостью призвали свои семьи присоединиться к ним. [ 6 ]
Последствия
[ редактировать ]Восточная Германия немедленно усилила пограничную безопасность, закрыла все небольшие аэропорты вблизи границы и приказала самолетам держаться дальше вглубь страны. [ 6 ] Газовые баллоны с пропаном стали зарегистрированной продукцией, и больше нельзя было покупать большое количество ткани, подходящей для изготовления воздушных шаров. Почта из Восточной Германии двум сбежавшим семьям была запрещена. [ 11 ]
Эрих Стрелжик узнал о побеге своего брата из новостей ZDF и был арестован через три часа после приземления в своей квартире в Потсдаме . Арест членов семьи был стандартной процедурой, призванной удержать других от попыток побега. Ему было предъявлено обвинение в «пособничестве и подстрекательстве к побегу», как и сестре Стрелжика Марии и ее мужу, которые были приговорены к 2,5 годам лишения свободы. В конечном итоге все трое были освобождены с помощью Amnesty International . [ 11 ]
Семьи решили сначала поселиться в Наиле, где они высадились. Ветцель работал автомехаником, а Стрелжик открыл мастерскую по ремонту телевизоров в Бад-Киссингене . Под давлением шпионов Штази в 1985 году Стрелжики переехали в Швейцарию. [ 9 ] После воссоединения Германии в 1990 году они вернулись в свой старый дом в родном городе Пёсснек. [ 12 ] Ветцели остались в Баварии. [ 7 ]
Западногерманский еженедельник Stern заплатил Стрелзику и Ветцелю за эксклюзивные права на эту историю. [ 3 ]
Побег был показан в двух фильмах: «Ночной переход» (1982) и «Воздушный шар» (2018). Первый, также называемый « С ветром на запад » (английский перевод немецкого названия), был англоязычным фильмом, созданным Диснеем . Сообщается, что Стрелжики были «тронуты до слез» на показе фильма в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке . [ 11 ] Последний был постановкой на немецком языке, и «обе семьи приветствовали желание [режиссера] Хербига, как он выразился, «снять немецкий фильм для международной аудитории». Хербиг заявил в 2018 году, что и семьи Стрелжик, и Ветцель были недоволен фильмом Диснея. [ 13 ]
Петр Стрелжик умер в 2017 году в возрасте 74 лет после продолжительной болезни. [ 12 ]
В 2017 году воздушный шар был выставлен на постоянную экспозицию в музее Haus der Bayerischen Geschichte: в Баварии. [ 9 ]
Беглецы
[ редактировать ]В состав семьи входили: [ 3 ]
- Петр Стрелжик, 37 лет
- Дорис Стрелжик
- Фрэнк Стрелзик, 15 лет
- Андреас Стрелжик, 11 лет
- Гюнтер Ветцель, 24 года
- Петра Ветцель
- Питер Ветцель, 5 лет
- Андреас Ветцель, 2 года
СМИ
[ редактировать ]- Диснеевский « фильм Ночной переход» (1982) представляет собой экранизацию рассказа. [ 12 ]
- Михаэля Хербига Фильм «Воздушный шар» (2018) представляет собой немецкоязычную адаптацию рассказа. [ 14 ]
- BBC Программа Outlook «Бегство от коммунизма на воздушном шаре» [ 15 ]
- Программа PBS Nova , «Великие побеги истории» (2004) [ 16 ]
- Дорис Стрелжик, Питер Стрелзик, Гудрун Гизе: Побег на воздушном шаре судьбы . Квадрига, Берлин 1999 г., ISBN 3-88679-330-3
- Юрген Петшулль, С ветром на запад. Приключенческий полет из Германии в Германию . Гольдманн, Мюнхен, 1980 г., ISBN 3-442-11501-9
- Сериал Netflix « Проект Белый Кролик» , серия 2, «Побег из тюрьмы»
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ветцель, Гюнтер. «Ночь побега» . Balloonfuge.de . Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 16 сентября 2019 г.
- ^ Гертле, Ганс Германн; Нук, Мэри (2009). Смерти у Берлинской стены 1961–1989 гг. Биографический справочник . Издательство Ч. Линкс. ISBN 978-3-86153-517-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гетлер, Майкл (28 сентября 1979 г.). «Мучительное бегство из Восточной Германии» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 26 апреля 2018 года . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Сноу, Филипп (16 сентября 2009 г.). «Побег на воздушном шаре из ГДР С горячим воздухом на свободу» . Spiegel Online (на немецком языке). Архивировано из оригинала 7 апреля 2018 года . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Симпсон, Пол (2013). Гигантская книга побегов из тюрьмы . Литтл, Группа Брауновой книги. п. 216. ИСБН 978-1-4721-0024-5 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 года . Проверено 1 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Дорнберг, Джон (февраль 1980 г.). «Воздушный шар свободы» . Популярная механика . стр. 100–103 . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и До свидания, Стайн (13 апреля 2017 г.). «Отцы хотели сбежать из ГДР на воздушном шаре» . История (на голландском языке). Архивировано из оригинала 1 апреля 2018 года . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ Сауэрбри, Рэйчел. «Как две семьи сбежали из Восточной Германии на самодельном воздушном шаре» . Ranker.com . Архивировано из оригинала 1 апреля 2018 года . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ветцель и Петер Стрелзик Ballonhülle der Strelzyks» . Museum.Bayern (на немецком языке). Архивировано из оригинала 8 апреля 2019 года . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ «Восток-Запад: Великий побег на воздушном шаре» . Время . 1 октября 1979 года . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Побег Петра Стрелжика на воздушном шаре» . goethe-rutheneum.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 11 февраля 2013 года . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Человек, бежавший из Восточной Германии на самодельном воздушном шаре и по истории которого был снят фильм, умер» . Экспресс . 15 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 1 апреля 2018 года . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Коннолли, Кейт (17 октября 2018 г.). «Фильм о смелом побеге на воздушном шаре с Востока возрождает дебаты о немецкой идентичности» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2021 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Баллон на IMDb
- ^ «Бегство от коммунизма на воздушном шаре» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 12 декабря 2018 года . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ «Великие побеги» . pbs.org . Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 года . Проверено 16 апреля 2019 г.