Франц Райт
Франц Райт (18 марта 1953 — 14 мая 2015) — американский поэт. Он и его отец Джеймс Райт — единственная пара родитель/ребенок, получившая Пулитцеровскую премию в одной и той же категории . [ 1 ] [ 2 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Райт родился в Вене , Австрия . В 1977 году окончил Оберлин-колледж .
Wheeling Motel (Knopf, 2009) включил отрывки из музыки для пластинки Readings from Wheeling Motel . [ 3 ] Райт написал текст и исполнил песню Клема Снайда «Encounter at 3AM» из альбома Hungry Bird (2009). Среди последних книг Райта - «Киндертотенвальд» (Кнопф, 2011), сборник из шестидесяти пяти стихотворений в прозе, завершающихся любовным стихотворением к его жене, написанный, когда Райт болел неизлечимым раком легких. Стихотворение получило главную ежегодную литературную премию журнала Poetry за лучшую работу, опубликованную в журнале в 2011 году. За сборником стихотворений в прозе в 2012 году последовал «Бусон: Хайку», сборник переводов 30 хайку японского поэта Ёсы Бусона , опубликованный ограниченным тиражом. издание в несколько сотен экземпляров издательством Tavern Books.
В 2013 году главный издатель Райта, компания «Кнопф» в Нью-Йорке, выпустил еще один полный сборник стихов и прозы «F» , который был начат в отделении интенсивной терапии бостонской больницы после удаления части легкого. F был принят наиболее положительно из всех работ Райта. В статье для Huffington Post Анис Шивани поместила его в число лучших сборников стихов, когда-либо созданных американцами, и назвала Райта «нашим величайшим современным поэтом».
В 2013 году Райт записал 15 стихотворений в прозе из Киндертотенвальда для включения в серию импровизационных концертов, проводимых на европейских площадках, аранжированных Дэвидом Сильвианом , Стефаном Матье и Кристианом Феннесом . [ 4 ]
Райт был включен в антологию таких произведений, как «Лучшие из лучших американских поэзий», а также Чеслава Милоша антологии «Книга светящихся вещей». [ 5 ] Неся тайну: двадцать лет изображения , [ 6 ] и американские алфавиты: 25 современных поэтов . [ 7 ]
Смерть
[ редактировать ]Райт умер от рака легких в своем доме в Уолтеме, штат Массачусетс, 14 мая 2015 года. [ 8 ]
Прием
[ редактировать ]В статье в New York Review of Books Хелен Вендлер сказала: «Шкала опыта Райта, как и опыта Берримана , варьируется от убийственного до экстатического... Лучшие формы оригинальности [его стихов] [являются] ловкостью в построении узоров, поразительными метафорами, резкость речи, сжатие боли и радости, а также стоическое самообладание с агонией и наказанием существования». [ 9 ] Писатель Денис Джонсон сказал, что стихи Райта «походят на крошечные драгоценности, созданные тупыми, испорченными пальцами, — чудесные дары». [ нужна ссылка ] Газета Boston Review назвала стихи Райта «одними из самых честных, запоминающихся и человечных, написанных сегодня». [ 10 ] Поэт и критик Эрнест Гильберт написал для Random House журнала Bold Type , что «Райт колеблется между прямыми и уклончивыми выражениями, между полом бара и подиумом художественного клуба, от афористических взглядов до ледяной поэтической абстракции». [ 11 ] фильм «Прогулка к винограднику Марты» Особенно хорошо был принят (2003). По данным Publishers Weekly , в сборнике представлены «проникновенные, но зачастую загадочные стихи… поклонники найдут волнующую самодиагностику Райта». [ 12 ] Газета «Нью-Йорк Таймс» отметила, что Райт обещает и может передать большую глубину чувств, отмечая при этом, что Райт во многом зависит от нашего ощущения его тона и от нашей веры не только в то, что он имеет в виду то, что говорит, но и в то, что он что-то сказал. новое... [на этот счет] Прогулка до Виноградника Марты иногда удаётся». [ 13 ]
Поэт Джордан Дэвис , писавший для The Constant Critic , предположил, что коллекция Райта настолько совершенна, что ее следует хранить «вне досягаемости импульсивных клептоманов». Дэвис добавил: «Любое конкретное стихотворение Райта может показаться более мертвым, чем невозмутимым, пока вы не прочитаете несколько из них. Как только контекст сработает, вы можете обнаружить, что пытаетесь отследить каждое написанное им слово». [ 14 ]
Некоторые критики были менее приветливы. По словам The New Criterion критика Уильяма Логана , с которым Райт позже публично враждовал, «[т] его поэт на удивление расплывчат в подробностях своих мучений (большинство его стихов — это крики и проклятия в темноте). На него это жестоко повлияло. разводом родителей, хотя, возможно, через сорок лет должен быть установлен срок исковой давности... «Единственное животное», самое совершенное стихотворение в книге, впадает в то же китчевое ханжество, которое ставит кивающих кукол Иисуса на приборные панели автомобилей. ." [ 15 ] «Райт предлагает грубые, необработанные сточные воды страданий», - комментирует он. «Он пил сильнее и употреблял наркотики сильнее, чем любой дюжина поэтов в нашу эпоху, заботящуюся о своем здоровье, и понес наказание в больницах и психиатрических отделениях». [ 16 ]
Критики восприняли коллекцию Райта 2011 года «Киндертотенвальд (Кнопф)» в целом положительно. В статье для Washington Independent Book Review Грейс Кавальери говорит о книге как об отходе от самых известных стихотворений Райта. «Стихотворения в прозе представляют собой интригующие образы мышления, которые показывают поэзию как мыслительный процесс... Это оригинальный материал, и если великий поэт не может продолжать оставаться оригинальным, значит, он действительно не так уж и велик... В этом тексте есть радость, которая заряжает энергией и заставляет ощущать письмо как целенаправленный прилив. Это жизненная сила. Это хороший показатель литературного искусства... Память и прошлое, смертность, тоска, детство, время, пространство, география и одиночество. все принадлежат поэту игрушки. В этих беседах с самим собой Франц Райт показывает, как разум работает с чувствами и ловкостью мозга в борьбе с сердцем». [ 17 ]
Культурный критик газеты «Чикаго Трибьюн» Джулия Келлер говорит, что Киндертотенвальд «в конечном итоге о радости, благодати и возможности искупления, о том, чтобы выйти целым по другую сторону эмоциональной катастрофы». [ 18 ] «В этом сборнике, как и во всей книге Райта, сочетаются знакомые разговорные фразы — повседневный жаргон, который вы слышите повсюду — с внезапной резкостью фразы, которую вы никогда и нигде не слышали, но она звучит так же знакомо, так же неизбежно. Эти произведения написаны плотной прозой, как миниатюрные рассказы, но в них есть яростная ритмичная красота, которая отличает их от поэзии. Читать «Киндертотенвальд» - все равно, что специально пройти через зеркальное окно. - это, как и ожидалось, боль, но как только вы преодолеете несколько шагов за порог, вы поймете, что это было не стекло, а только воздух, и что звук, который вы услышали, был разбитым вашим собственным сердцем. хотя это возможно. «Скоро, скоро, — пишет поэт в «Обнаженной с пистолетом и четками», — между одним мгновением и другим ты поправишься». [ 18 ]
Награды
[ редактировать ]- 1985, 1992 Национального фонда искусств. Грант
- 1989 года Стипендия Гуггенхайма
- 1991 года Премия Уайтинга
- 1996 года в области поэзии Премия ПЕН-клуба/Фолькера [ 19 ]
- 2004 года Пулитцеровская премия в области поэзии за «Прогулку к винограднику Марты»
Избранные произведения
[ редактировать ]- Игрушечный трон , Tungsten Press (2015)
- Письмо , Argos Books, 2015, ISBN 978-1-938247-09-5
- Воскрешение Лазаря , Tungsten Press (2014)
- Ф , Кнопф, 2013 г. ISBN 978-0-307-70158-9
- Киндертотенвальд Альфред А. Кнопф, 2011 г., ISBN 978-0-307-27280-5
- «7 прозы», Марик Пресс, 2010, ISBN 978-1934851-17-3
- Мотель Уилинг, Альфред А. Кнопф, 2009 г., ISBN 9780307265685
- Ранние стихи , Random House, Inc., 2007, ISBN 978-0-307-26566-1
- «Божье молчание» , Кнопф, 2006, ISBN 978-1-4000-4351-4
- «Прогулка к винограднику Марты», Альфред А. Кнопф, 2003 г., ISBN 978-0-375-41518-0
- Предыдущая жизнь А.А. Кнопф, 2001, ISBN 978-0-375-41154-0
- Издания Knell Short Line, 1999 г.
- ILL LIT: Избранные и новые стихи Oberlin College Press, 1998, ISBN 978-0-932440-83-9
- Тест Роршаха , Издательство Университета Карнеги-Меллона, 1995, ISBN 978-0-88748-209-0
- Ночной мир и слово «Ночь», издательство Университета Карнеги-Меллона, 1993, ISBN 978-0-88748-154-3
- Запись в журнале «Неизвестная рука» Издательство Университета Карнеги-Меллона, 1989 г., ISBN 978-0-88748-078-2
- Идем на север в Winter Grey House Press, 1986 г.
- Тот, чьи глаза открываются, когда вы закрываете глаза. Pym-Randall Press, 1982, ISBN 978-0-913219-35-5
- 8 стихотворений (1982)
- Земля без тебя . Центр поэзии Кливлендского государственного университета, 1980, ISBN 9780914946236
- Нажатие на белую трость одиночества (1976)
Переводы
[ редактировать ]- Неизвестный Рильке: Избранные стихи , Райнер Мария Рильке, переводчик Франц Райт, Oberlin College Press, 1990, ISBN 978-0-932440-56-3
- Вальжина Морт: Фабрика слез (Copper Canyon Press, 2008) (перевод с белорусского языка в сотрудничестве с автором и Элизабет Оелкерс Райт )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Франц Райт» . сайт поэтического фонда . 3 декабря 2022 г.
- ^ Лос-Анджелес Таймс (15 мая 2015 г.). «Франц Райт, поэт, лауреат Пулитцеровской премии, умер в возрасте 62 лет» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ «iTunes — Музыка — Чтения из мотеля Уилинг, автор Франц Райт» . Айтюнс . 15 сентября 2009 г.
- ^ Сильвиан, Дэвид. «Франц Райт» . Киловатт-час . davidsilvian.com . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ Райт, Чарльз; Леман, Дэвид (16 сентября 2008 г.). Лучшая американская поэзия 2008 года . ISBN 9781416579663 .
- ^ «Язык как таинство в Новом Завете», редактор Грегори Вулф, Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2009 г., ISBN 978-0-8028-6464-2
- ^ Дэвид Уокер, изд. (2006). Американские алфавиты: 25 современных поэтов . Издательство Оберлинского колледжа. ISBN 978-0-932440-28-0 .
- ^ Макмертри, Джон (15 мая 2015 г.). «Франц Райт, поэт, лауреат Пулитцеровской премии, умер в возрасте 62 лет» . СФГейт . Проверено 17 мая 2015 г.
- ^ Вендлер, Хелен (11 октября 2007 г.). «От убийства к экстазу» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 17 мая 2015 г.
- ^ Бостонский обзор
- ^ «Случайный дом пингвинов» . PenguinRandomhouse.com .
- ^ "ПРОГУЛКА К ВИНОГРАДНИКУ МАРТЫ" Еженедельник издателей , 1 сентября 2003 г.
- ^ Берт, Стивен (21 декабря 2003 г.). «Длинные ночи, короткие годы» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ « Постоянный критический обзор» . Архивировано из оригинала 14 августа 2007 г. Проверено 5 августа 2007 г.
- ^ «Отважные мужчины» Уильяма Логана — Новый критерий . newcriterion.com .
- ^ «От «вонючки» к Дево Уильяма Логана — Новый критерий» . newcriterion.com .
- ^ «Вашингтонское независимое обозрение книг» . Washingtonindependentreviewofbooks.com .
- ^ Jump up to: а б Чикаго Трибьюн (21 сентября 2011 г.). «Пожиратель грехов: Бревиарий Томаса Линча и Киндертотенвальд Франца Райта - Чикаго Трибьюн» . chicagotribune.com .
- ^ «Франц Райт» . поэты.орг .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонда Поэзии Профиль
- Профиль в Фонде Уайтинга
- «Франц Райт» , «Труднее они падают: знаменитости рассказывают свои реальные истории зависимости и выздоровления» , Гэри Стромберг, Джейм Меррилл, Hazelden Publishing, 2007, ISBN 978-1-59285-476-9
- «Они все решили попытаться заморить меня голодом». Интервью Каве Акбара
- Интервью Национальному общественному радио, апрель 2004 г., включая чтения.
- Печатное интервью 2001 года журналу The Borzoi Reader.
- Интервью Эрнеста Гильберта с Францем Райтом
- Рецензия Эрнеста Гильберта на «Преждежизнь»
- Посмотрите, как Франц Райт читает «Вступительное интервью» на Open-Door Poetry
- Франц Райт из Библиотеки Конгресса , с 13 записями в библиотечном каталоге.
- 1953 года рождения
- смертей в 2015 г.
- Американские поэты-мужчины
- Пулитцеровская премия для лауреатов поэзии
- Выпускники Оберлинского колледжа
- Писатели из Вены
- Смертность от рака в Массачусетсе
- Американские поэты 20-го века
- Американские поэты XXI века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские писатели-мужчины XXI века