Норвежская компания по производству автомобилей-ресторанов
Тип компании | Государственное предприятие |
---|---|
Промышленность | Железнодорожный транспорт |
Основан | 21 декабря 1918 г. |
Несуществующий | 1 января 1975 г. |
Судьба | Слияние |
Преемник | Нарвесен |
Штаб-квартира | Осло , Норвегия |
Продукты | Мобильный кейтеринг |
Количество сотрудников | 591 (1949) [ 1 ] |
Родитель | Норвежские государственные железные дороги |
Norsk Spisevognselskap A/S , часто сокращенно NSS или сокращенно до Spisevognselskapet ( по -норвежски «Вагон-ресторан»), было норвежским государственным предприятием , которое управляло вагонами-ресторанами в норвежских поездах , а также ресторанами на железнодорожных станциях и в железнодорожных гостиницах . Компания была основана в декабре 1918 года, а в 1919 году начала оказывать услуги общественного питания. Первоначально принадлежавшая Норвежской магистральной железной дороге , в 1926 году она была приобретена государством. Еда, подаваемая в вагонах-ресторанах, была относительно дорогой, хотя была доступна всем пассажирам. . В 1950-х годах компания начала использовать в поездах сервировочные тележки.
В январе 1975 года NSS объединилась с сетью магазинов повседневного спроса Narvesen Kioskkompani в новую компанию под названием Narvesen-Spisevognselskapet. Это предприятие частично принадлежало Норвежским государственным железным дорогам (NSB) и Fritt Ord , прежде чем оно объединилось с Reitan Group и было исключено из листинга фондовой биржи Осло .
Фон
[ редактировать ]С момента основания железных дорог в Норвегии в 1854 году до 1909 года в поездах не предлагалось питание; пассажирам разрешили брать с собой еду. На вокзалах также не было столовых. Первый обеденный сервиз основал ресторатор Карл Кристиансен. [ 2 ] Он открыл ресторан на вокзале Драммен , а в 1907 году NSB попросил его открыть ресторан на борту экспрессов Бергенской линии , которые откроются в 1909 году. После исследования подобных операций в Англии и Германии он заказал два вагона у Скабо. Йернбаневогнфабрикк . [ 3 ] Их должно было оплатить государство, но парламент Норвегии отложил выделение грантов после долгих дебатов о пригодности вагонов-ресторанов в поездах. Против этих планов выступила фракция трезвенников в парламенте, но большинство высказалось за ресторанное обслуживание. Чтобы получить вагоны вовремя, Кристиансен лично гарантировал себестоимость продукции на случай, если не будет выделен государственный грант. После решения парламента стоимость вагонов была возмещена НСБ. [ 4 ] В 1910 году, когда президент США Теодор Рузвельт посетил Осло для получения Нобелевской премии мира , исключительно по этому случаю было заказано несколько вагонов-ресторанов. Два года спустя вагоны-рестораны начали регулярное движение по линии Эстфолд . [ 5 ]
Первые дни
[ редактировать ]В 1916 году правление государственных железных дорог стремилось объединить работу ресторанных вагонов и важнейших привокзальных ресторанов Норвегии в одно управление. В совете заявили, что хотят свести к минимуму конфликт интересов между железнодорожной компанией и оператором вагона-ресторана. Они также рассматривали централизацию операций как способ передать большую долю доходов железнодорожной компании и обеспечить высокое качество обслуживания на новых линиях. [ 6 ] В то время линии Сёрланд и Довре находились на стадии планирования, и NSB намеревалось открыть на них услуги общественного питания после завершения строительства. [ 7 ] Восточный вокзал Осло и его ресторан находились в ведении частной Норвежской магистральной железной дороги . В соглашении, подписанном 18 сентября 1918 года, обе железнодорожные компании согласились, что новый ресторанный оператор должен контролироваться Норвежской магистральной железной дорогой, хотя эта компания должна была соблюдать ограничения NSB на вагоны-рестораны, работающие на любой линии. [ 8 ]
Эта модель была вдохновлена аналогичным решением в Швеции, где была создана отдельная столовая; эта компания выплачивала железнодорожной компании часть своей выручки и фиксированную плату за перевозку ресторана. Шведская модель предусматривала работу вокзальных ресторанов в местах, где у вагонов-ресторанов будут депо . [ 9 ] 21 декабря 1918 года была основана компания AS Norsk Spisevognselskap с уставным капиталом в 200 000 норвежских крон (NOK). У него было 20 акций; 17 из них принадлежали Магистральной железной дороге, и по одному каждому из трёх директоров: Вальдемару Стауду Плату , Готфреду Фурухольмену и Кристиану Эмилю Стауду Плату — первый представлял Магистральную железную дорогу, а второй был генеральным директором NSB. [ 10 ] В январе 1919 года Вальдемар Плату был назначен председателем и управляющим директором Кристиансена. 1 апреля 1919 года компания приобрела четыре вагона-ресторана Кристиансена и ресторан в Осло Ø. [ 11 ]
2 февраля 1926 года парламент проголосовал за национализацию Магистральной железной дороги. В ходе дебатов подверглась критике организация Spisevognselskapet; после национализации государство стало единственным владельцем Spisevognselskapet. 31 марта 1927 года Министерство труда сообщило, что компания останется государственной компанией с ограниченной ответственностью; меньшинство в парламенте хотело создать государственное предприятие. [ 12 ] В 1930-е годы Сигурд Аструп был управляющим директором Norsk Spisevognselskap. [ 13 ] В 1948 году на ту же должность был назначен Эрлинг Моссиге , а в 1960 году его, в свою очередь, сменил Кнут Тведт . [ 14 ] В 1919 году в компании работало 75 человек, в 1949 году — 591. [ 1 ]
Ресторанные вагоны
[ редактировать ]Вагоны-рестораны НСС были открыты для всех, но обеды были настолько дорогими, что обычно ими пользовались только пассажиры, путешествующие первым классом. Обычно в вагонах-ресторанах предлагалось три-четыре блюда. В 1920-х годах ужин из четырех блюд стоил пять норвежских крон , что в то время было дорого. [ 15 ] Теплые блюда, такие как супы и соусы, обычно готовились на небольшой плите на кухне вагона-ресторана. В напряженные дни готовые стейки доставлялись с железнодорожных депо. В остальном меню состояло в основном из рыбных блюд, таких как палтус , камбала , треска и даже китовые колбаски . [ 16 ] На кухне работали две горничные и одна служанка. Вместо холодильников часто использовались глыбы льда . [ 15 ]
С открытием линии Довре 25 июня 1921 года компания Spisevognselskapet открыла вагоны-рестораны. [ 17 ] В 1921 году поездка на поезде из Кристиании в Тронхейм длилась примерно 15 часов, а среднее время ожидания на каждой станции составляло от 10 до 15 минут. [ 15 ] С 1 июля 1925 года обеденное обслуживание было введено на линии Валдрес , с 1 июля 1926 года на линии Бревик , с мая 1934 года на линии Нордланд и с 15 мая 1936 года на линии Рёрус . В 1948 году на борту, помимо сэндвичей и напитков, было подано 210 000 обедов. Компания также предлагала легкий завтрак в ночных поездах линий Конгсвингер , Эстфолд и Довре. [ 17 ] Во время Второй мировой войны движение вагонов-ресторанов было прекращено.
После войны поезда столкнулись с конкуренцией со стороны авиации и автомобилей, и в норвежских поездах были установлены обслуживающие тележки. [ 15 ] В 1965 г. обслуживание вагонов в поездах было централизовано и стандартизировано; питание стало быстрее, а цены снизились. В 1970-х годах использовались вагоны-кафетерии, где пассажиры могли обслуживать себя сами. [ 15 ]
Рестораны
[ редактировать ]НСС получала большую часть своих доходов от работы ресторанов на вокзалах; в 1939 г. эта цифра составляла 80%. [ 18 ] Первоначально компания управляла рестораном в Осло Ø; с 1921 года он также взял на себя управление ресторанами на Западном вокзале Осло , Хамаре , Коппанге , Опдале и Эльверуме . В следующем году к ним добавились еще четыре ресторана: Støren , Myrdal , Dokka и Hell . NSS также установила свой первый киоск на вокзале Бергена . [ 19 ] В 1923 году компании было разрешено взять на себя управление всеми ресторанами в железнодорожных районах Осло и Хамара; к 1925 году он взял на себя управление ресторанами в Лиллехаммере , Хёнефоссе , Йессхайме , Корнсё , Халдене , Ски , Эйдсволле , Отте , Домбосе , Ондалснесе , Конгсвингере , Тронхейме , Рене , Роа , Рингебу Бьорли , и Финсе . [ 20 ]
После этого НСС решила не приобретать много дополнительных ресторанов, так как не видела смысла в такой стратегии. [ 21 ] С 1930 по 1934 год компания взяла на себя управление ресторанами в Оле , Харене , Лиллестреме и Тёнсберге , а также ресторанное обслуживание на пароходе Skibladner , курсировавшем по Мьёсе . [ 20 ] В первой половине 1940-х годов он снова приобрел новые рестораны, в том числе ресторан на вокзале Кристиансанн . [ 21 ] В 1940 и 1941 годах компания получала солидную прибыль, но нехватка продовольствия, начиная с 1942 года, превратила прибыль в убыток. [ 22 ] В конце 1940-х годов NSS также приобрела рестораны в Драммене и Сарпсборге , а также ресторан в аэропорту Осло Форнебу . [ 23 ]
Отели
[ редактировать ]В 1919 году Норвежская магистральная железная дорога управляла одной гостиницей, которая была построена как часть станции Эйдсволл . 14 октября 1924 года управление отелем на 20 номеров перешло в управление Spisevognselskapet. [ 24 ] NSB в то время строила линию Довре между Осло и Тронхеймом и рассматривала возможность создания отелей там, где линия проходила через Доврефьель . Рассматривались как Йеркинн , так и Фоккстуа, но эти направления обслуживались другими операторами. [ 25 ] Вместо этого Spisevognselskapet основал туристический отель Oppdal рядом со станцией Oppdal , который открылся 28 июня 1924 года. [ 24 ] [ 26 ] Отель на 60 мест имел площадь 605 квадратных метров (6510 квадратных футов). [ 27 ] и позиционировался как туристическое направление: бобслеем и керлингом , а летом — теннисом и крокетом. зимой здесь занимаются [ 28 ] Часть 1929 года отель был закрыт, поскольку муниципалитет не разрешал здесь продавать алкогольные напитки. [ 29 ]
В Осло офисы и предприятия компании были разбросаны по всему городу. Главное депо находилось на Восточном вокзале; головной офис находился во Фреде. Ворота Олсенса 21 с 1919 по 1921 год, ворота Конгенса 29 до 1932 года и Толбодгатен 24 до 1938 года. Руководство хотело централизовать как новое депо, так и административные офисы в одном месте недалеко от железнодорожного вокзала, предпочтительно рядом с отелем. . В 1936 году начались работы над отелем в Джернбанеторгете , но проект был отменен. [ 30 ] Предлагаемый отель должен был иметь 100 номеров через дорогу от Осло Ø. Однако эти планы были заблокированы парламентом (который был против того, чтобы гостиницы управлялись государственной железной дорогой). [ 31 ] Вместо этого администрация переехала в Нюландсвейен, 10, [ 30 ] в новом здании, построенном на участке, принадлежащем НСБ. [ 31 ]
В Бергене компания вместе с другими инвесторами основала отель Terminus Bergen, но заработать денег отелю не удалось. [ 32 ] В конце 1940-х годов компания купила Grand Hotell Bellevue в Олесунне , а затем в течение короткого периода управляла отелем Saltfjellet Tourist. [ 33 ] при муниципалитете Осло В 1952 году было завершено строительство отеля Viking , и оператором был выбран Spisevognselskapet. [ 34 ] Он оставался оператором отеля до 1976 года, когда правительство продало его компании Eiendomsinvest, которая превзошла цену Spisevognselskapet на несколько миллионов крон. [ 35 ]
Растворение
[ редактировать ]У Narvesen было эксклюзивное соглашение с NSB на управление газетными киосками на всех железнодорожных станциях, за исключением станций с ресторанами, которыми управляла Spisevognselskapet. Нарвесен обладал почти монополией на газетные киоски в Норвегии и арендовал помещения во многих общественных местах. Владельцы Нарвесена намеревались создать фонд для приобретения компании; когда планы по этому поводу начались в 1972 году, у них возникли трудности с поиском способа передачи акций фонду без уплаты налога на сделку. Однако налоговое законодательство допускало безналоговую сделку, если она была частью реструктуризации. [ 36 ] Слияние со Spisevognselskapet можно было бы считать реструктуризацией, и в 1974 году была основана компания Fritt Ord, которая взяла на себя долю владельцев компании Narvesen. Соглашение между Narvesen и NSB было заключено в июле 1974 года; в декабре он был принят парламентом, хотя Консервативная партия и Партия прогресса проголосовали против слияния. AS Narvesen-Spisevognselskapet была основана 1 января 1975 года. Fritt Ord принадлежала 50% новой компании, а NSB - 41%. В 1979 году он получил название Narvesen. [ 37 ]
К концу 1980-х годов компания продала все свои гостиничные операции. [ 33 ] Объединенная компания сохранила за собой обязанность обеспечивать питание в поездах, что потребовало значительных субсидий от НСБ. В 1988 году НСБ решило организовать работу предприятий общественного питания на основе тендерных контрактов; первый контракт (с 1990 по 1995 год) выиграла компания TogService, дочерняя компания Narvesen. [ 38 ] Владельцы заключили соглашение, согласно которому ни один из них не мог продать без одобрения другого. В 1995 году NSB продала свои акции с одобрения Фритта Орда, и компания была зарегистрирована на Фондовой бирже Осло . [ 39 ]
В 1999 году Fritt Ord сократила свою долю в Narvesen с 51% до 34%. Осенью 2000 года Fritt Ord приняла предложение об объединении Narvesen с Reitan Group . Объединенная компания получила название ReitanNarvesen; Fritt Ord владела 16,2% ее акций. [ 40 ] В ноябре 2001 года Fritt Ord продала свои акции ReitanNarvesen. [ 41 ] который был переименован в Рейтан Гендель. [ 42 ] и исключен из листинга Фондовой биржи Осло. [ 43 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Оттерсленд 2011 , стр. 25.
- ^ Всего 1949 год , с. 13.
- ^ Всего 1949 год , с. 14.
- ^ Всего 1949 год , с. 15.
- ^ Оттерсленд 2011 , стр. 24.
- ^ Всего 1949 год , с. 22.
- ^ Всего 1949 год , с. 28.
- ^ Всего 1949 год , с. 23.
- ^ Всего 1949 год , с. 29.
- ^ Всего 1949 год , с. 24.
- ^ Всего 1949 год , с. 27.
- ^ Всего 1949 год , с. 31.
- ^ Хоффстад (ред.) 1935 , с. 42.
- ^ Стенструп (ред.) 1973 , стр. 393–94.
- ^ Jump up to: а б с д и Оттерсленд 2011 , с. 26.
- ^ Исаксен 2017 .
- ^ Jump up to: а б Всего 1949 год , с. 39.
- ^ Всего 1949 год , с. 49.
- ^ Всего 1949 год , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Всего 1949 год , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Всего лишь 1949 год , с. 54.
- ^ Всего 1949 год , с. 55.
- ^ Всего 1949 год , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Всего 1949 год , с. 76.
- ^ Всего 1949 год , с. 73; Adresseavisen 2009 , с. 15.
- ^ Хёгслунд 1937 , с. 55; Adresseavisen 2008 , с. 28; Adresseavisen 2006 , с. 17.
- ^ Всего 1949 год , с. 79.
- ^ Всего 1949 год , с. 80.
- ^ Всего 1949 год , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Всего 1949 год , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Всего 1949 год , с. 93.
- ^ Всего 1949 год , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Тон 1993 , с. 242.
- ^ Банда Верденса 1951 , с. 8.
- ^ Банда Верденса 1976 , с. 16.
- ^ Скедсмо 1993 , стр. 134.
- ^ Скедсмо 1993 , стр. 135.
- ^ Скедсмо 1993 , стр. 136.
- ^ Фритт Орд 1997 , стр. 3–4.
- ^ Оттерсленд 2011 , стр. 27.
- ^ Норвежское информационное агентство 2001 .
- ^ Норвежское информационное агентство 2002b .
- ^ Норвежское информационное агентство 2002a .
Источники
[ редактировать ]- Книги и журнальные статьи
- Свобода слова (1997). Учреждение Fritt Ord (на норвежском языке). Осло. OCLC 52544757 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: ref дублируется по умолчанию ( ссылка ) - Хёгслунд, О. (1937). Довребанен и Трёнделаг . Том 7 Norsk Reisebok (на норвежском языке) (5-е изд.). Норвежские государственные железные дороги . OCLC 258361682 .
- Просто, Карл (1949). A/S Norsk Spisevognselskap 1919–1949 (на норвежском языке). Осло: Norsk Spisevognselskap. ОСЛК 40310643 .
- Оттерсленд, Пер Кристиан (2011). «Без еды и питья…». Аркивмагазин (на норвежском языке). 11 (1). Национальная архивная служба Норвегии : 24–27. ISSN 0801-5449 .
- Скедсмо, Финн (1993). Нарвесен: Окно в мир на 100 лет (на норвежском языке). Берген: Нарвесен. ISBN 82-7326-023-2 .
- Тон, Сверре (1993). Хостинг в Норвегии (на норвежском языке). Осло: Норвежская ассоциация отелей и ресторанов. ISBN 82-992126-2-6 .
- Новостные статьи и записи в энциклопедиях
- Хоффстад, Эйнар , изд. (1935). «Аструп, Сигурд» . Биографическая энциклопедия Merkantilt (на норвежском языке) (1-е изд.). Осло: Yrkesforlaget. п. 42 . Проверено 30 мая 2011 г.
- «Гостиничный комплекс особого класса». Adresseavisen (на норвежском языке). 8 августа 2009 г. с. 15.
- Исаксен, Бьёрн (21 марта 2017 г.). «Из Госархива: С китовой колбасой в меню» . 3600.номер. Проверено 8 апреля 2020 г.
- «У компании Oppdal достаточно нереализованных планов по созданию собственной сети отелей». Adresseavisen (на норвежском языке). 4 мая 2006 г. стр. 17.
- «Рейтан Нарвесен меняет имя» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 18 февраля 2002 г.
- «Рейтан принимает Нарвесен у Фритта Орда» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 15 ноября 2001 г.
- «Рейтан тар хеле кака» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 11 января 2002 г.
- «Кооператив в Викинге?». Путь мира (на норвежском языке). 11 сентября 1976 г. стр. 16.
- «Вот как Оппдал вернулся на правильный путь». Adresseavisen (на норвежском языке). 19 марта 2008 г. стр. 28.
- «Компания по производству вагонов-ресторанов приобрела отель Viking Hotell» . Путь мира (на норвежском языке). 2 августа 1951 г. с.
- Стеенструп, Бьёрн, изд. (1973). «Моссидж, Эрлинг» . Кто есть кто? (на норвежском языке) (11-е изд.). Осло: Ашехог. стр. 393–94. ISBN 82-03-04886-2 . Проверено 30 мая 2011 г.
- Норвежская компания по производству автомобилей-ресторанов
- Норвежские государственные железные дороги (1883–1996)
- Закрытие 1975 года в Норвегии
- Несуществующие компании Норвегии
- Транспортные компании, основанные в 1918 году.
- Несуществующие сети отелей
- Сети ресторанов в Норвегии
- Отели в Норвегии
- Норвежские компании, основанные в 1918 году.
- Железнодорожные гостиницы