Бун Феликс
Булла Феликс был легендарным лидером итальянских бандитов, действовавшим примерно в 205–207 годах нашей эры. [1] во время правления римского императора Септимия Севера . Он собрал отряд из более чем 600 человек, среди которых были беглые рабы и имперские вольноотпущенники , и более двух лет избегал плена, несмотря на преследование отряда римских солдат под командованием самого императора . [2]
Историю Буллы Феликса рассказывает греческий историк и римский сенатор Кассий Дион . История Дио имеет несколько сходств с более поздними легендами о «хороших» бандитах: Булла «сочетал в себе качества Зорро и Алого Пимпернеля (его никогда не удалось поймать) с заботой о социальной справедливости, подобной Робин Гуду ». [3] Дио описывает его как «никогда по-настоящему не видели, когда видели, никогда не находили, когда находили, никогда не ловили, когда ловили». [4] Латинское имя Булла Феликс примерно означает «Талисман удачи», и он, вероятно, является составным или историческим вымыслом . [5]
Режим работы
[ редактировать ]По словам Дио, Булла Феликс управлял обширной разведывательной сетью, отслеживающей поездки и транспорт в порт Брундизия и из Рима. Булла собрал информацию о размере групп, совершавших поездки из Рима и в него, и о том, что они везли. [6] В его банду из 600 разбойников входили беглые рабы, с которыми плохо обращались, а также значительное количество имперских вольноотпущенников, бывших рабов императорского дома, которые могли быть квалифицированными или образованными, но которых лишили компенсации. [7] Эти имперские вольноотпущенники, возможно, были вытеснены с привилегированных должностей в результате гражданских войн , последовавших за смертью Коммода , из которых Септимий Север стал императором (193–211). [8] В другом месте Дион указывает, что банда разбойников с такого рода организационными способностями могла также включать в себя людей, уволенных из преторианской гвардии , последователей узурпаторов и тех, кто потерял свое имущество в результате конфискации во время гражданских войн. По мнению Дио, Северанская реформа преторианской гвардии, которая сделала это больше не привилегией итальянской молодежи, оставила их без возможности стать разбойниками и гладиаторами . [8]
Хотя Булла Феликс участвовал в грабежах на шоссе , он не прибегал к убийствам, а вместо этого забрал только часть богатства своих жертв, прежде чем отпустить их. Затем он перераспределил богатство среди наиболее нуждающихся. Когда в партию входили ремесленники ( технитаи ), он на время задерживал их, чтобы воспользоваться их услугами. Воспользовавшись их навыками, он сделал им щедрый подарок и отпустил. [9]
Маскировки и обманы
[ редактировать ]В анекдотах Дио Булла Феликс — мастер обмана, хотя известно, что он также подкупал, чтобы выйти из ситуации. [4] Когда двое его людей были приговорены к растерзанию на арене , Булла переодевается губернатором провинции и посещает тюремного надзирателя. Он говорит, что ему нужны люди, предположительно для тяжелой работы, которую часто выполняют осужденные. [10] и адаптирует свои требования таким образом, что надзиратель выбирает собственных бандитов Буллы, чтобы отпустить его. [11]
В другом случае он подошел к центуриону, командующему римскими войсками, посланными для его поимки, притворился кем-то другим и предложил раскрыть местонахождение укрытия бандитов. Сотник пошел с ним и попал в засаду. Булла созвал имитацию трибунала, оделся председательствующим судьей и приказал частично побрить голову центуриона на манер рабов. Затем он освободил его при условии, что он передаст своим «хозяевам» послание: «Накормите своих рабов, чтобы они не обратились к разбою ». [12] Инцидент может быть вымышленным, но современную обеспокоенность по поводу кормления и одежды рабов выражает юрист Ульпиан , который служил заседателем префекта претория , который в конечном итоге привлек Буллу Феликса к суду. [13]
Бросающий вызов авторитету
[ редактировать ]Дион представляет деятельность Буллы Феликса как личное оскорбление императора, обладавшего тактическими способностями оратора. [10] Септимий Север выражает возмущение тем, что, пока он выигрывал войны в Британии , один преступник в Италии ускользнул от него. [14] Булла изображается противостоящим несправедливой власти и социальному неравенству и отправляющим правосудие по-своему. Его считали прирожденным лидером, обладающим сильной способностью ораторствовать и сплачивать людей, известным тем, что он был способен привить своим людям чувство героизма для достижения своих миссий, несмотря на то, что они были побеждены. [10]
Его банда была создана как государство, альтернативное Риму, как и у лузитанского мятежника Вириата и других «бандитских государств», идеализированных в римской литературе: «жестко управляемых, основанных на безоговорочной лояльности своих подданных своим лидерам и характеризующихся абсолютной дисциплиной». . [15] Святой Августин позже утверждал, что бандитское государство ( latrocinium ) , примером которого является сообщество, организованное под руководством Спартака во время Третьей рабской войны , структурно не отличается от законного regnum («правило, королевство»), и правило можно считать только если бы его выгоды были общими. [16] Булла Феликс возглавляет сообщество из 600 человек — столько же мест в Императорском Сенате — и, как император, он является покровителем искусств, поскольку термин «технитай» для нанятых им ремесленников включает в себя практиков исполнительского искусства и искусства. изобразительного искусства, а также мастера-ремесленники. [17]
Возможные значения имени Булла Феликс способствуют вымышленным или символическим качествам лидера бандитов. Феликс был псевдонимом, принятым римскими генералами и главами государств, по крайней мере, со времен диктатора Суллы , и совсем недавно использовался предшественником Северуса, Коммодом . Феликс рекламировал лидера как наделенного felicitas — удачей, которая приносит успех не только ему самому, но и окружающим. [18] «Булла» напоминает выпуклый амулет (булла), который носили дети и победившие генералы в качестве защитного оберега. [19]
Дион, римский сенатор, возможно, намеревался сделать это имя еще одним намеком на устрашающую речь, которую Северус недавно произнес в сенате. Сразу после того, как он победил узурпатора Клодия Альбина , у которого были сторонники сенаторского ранга, Север объявил, что он не склонен к милосердию Помпея Великого или Юлия Цезаря и вместо этого отдает предпочтение политике строгости, как это было у Августа , Гая Мариуса и Суллы. . Сходство Суллы Феликса с Буллой Феликсом - независимо от того, было ли это имя принято реальным человеком или было выбором Дио для вымышленной композиции - помогает представить бандита как сатирическое зеркальное отражение императора. [19] Булла Феликс — образцовый правитель и тактичный защитник, объединяющий людей для общего дела и берущий только изрядную часть от богатых для распределения среди общества и распределяющий средства между творческими членами общества. Его считают мстителем за тех, кто пострадал от гражданских войн и высоких налогов. Дион отражает свое восприятие Северуса в контрасте с анекдотом на смертном одре, в котором император, как предполагается, сказал своим сыновьям «обогащать солдат и презирать всех остальных людей». [20]
Захватывать
[ редактировать ]Спустя два года Булла Феликс наконец был схвачен в результате бесчестного предательства, а не прямого противостояния. было Военному трибуну поручено командовать значительными силами кавалерии, и возмущенный император приказал вернуть Буллу Феликса живым или самому предстать перед наказанием в крайнем случае . Трибун узнал, что у Буллы роман с замужней женщиной, и заставил обиженного мужа оказать давление на жену, пообещав иммунитет от судебного преследования в обмен на информацию. С помощью этих информаторов трибуну удалось поймать Буллу, когда он спал в морской пещере, которую использовал в качестве укрытия. [21]
Булла предстал перед префектом претория Папинианом , который потребовал объяснить, почему он бандит. — Ну, а почему ты префект? Булла ответил, подразумевая, что сам Папиниан был не более чем бандитом. [22] Эта встреча представляет собой вариацию повествовательной темы, встречающейся в других допросах социального ренегата авторитетной фигурой. Александр Великий Предполагается, что спросил пленного пирата, что заставило его беспокоить море; Мужчина ответил: «То же самое, что побуждает тебя беспокоить мир. Я делаю это на маленькой лодке, и меня называют бандитом; ты делаешь это с большим флотом, и тебя называют императором». [23] Похожая история была рассказана о беглом рабе Клеменсе , который выдавал себя за Агриппу Постума и возглавлял отряд мятежников, когда его схватили и привели к Тиберию : император спросил, как он превратился в Агриппу, и, как сообщается, самозванец сказал: , «Так же, как ты становишься Цезарем ». [24]
Было публично объявлено, что Булла Феликс был приговорен к смерти на арене дикими зверями ( damnatio ad bestias ) . Без их харизматичности [25] лидера, его банда разбойников просто распалась. [26]
Бандитизм в поздней Римской империи
[ редактировать ]Историки Римской Империи используют латинское слово latro (множественное число latrones ) или греческое слово leistes (множественное число leistai ) для обозначения более чем 80 человек в ряде ролей, более широких, чем английские «бандит» или «грабитель», включая «бунтовщика, соперника, мстителя». ". [27] Имперская бюрократия вела учет преступлений, и, хотя ни один из этих местных архивов не сохранился, за исключением одного из Египта , [28] разбой произошел на протяжении всей римской истории и стал острым среди социальных волнений, которые характеризовали кризис третьего века . [29] Благородно звучащая выдумка о том, что Булла Феликс охотился только на богатых, а не на людей со скромным достатком, отражает практическую реальность, заключающуюся в том, что нет причин грабить тех, у кого мало ценности. [30]
Бандиты часто появляются в художественной литературе поздней античности, например, в греческих любовных романах и «Метаморфозах Апулея » . Латроны в литературе бывают двух типов характера: простые и презренные или благородные и справедливые. [31] Благородного бандита, такого как Булла Феликс, обычно можно поймать только посредством предательства; Однако в конечном итоге коррумпированная власть сводит на нет принципиальное сопротивление. [32] Дион пишет о нескольких гламурных или идеалистических бандитах, таких как Корокотта , действовавший в римской Испании при Августе , и Клавдий в Иудее за несколько лет до Буллы Феликса. [33] В Римской Палестине еврейские бандиты стали символами крестьянского сопротивления. [34] На изображение благородных бандитов такими историками, как Дио, явно повлияла художественная литература. [35] и история Буллы Феликса, кажется, предназначена для того, чтобы повлиять на отношение элиты к недовольству низших классов, а также для выражения социальной критики Дио по теме справедливого и морального авторитета. [36]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас Грюневальд, Бандиты в Римской империи: мифы и реальность (Routledge, 2004, первоначально опубликовано в 1999 году на немецком языке), стр. 208.
- ^ Брент Д. Шоу, «Бандиты в Римской империи», в « Исследованиях древнегреческого и римского общества» (Cambridge University Press, 2004), стр. 366.
- ^ Фрэнк Маклинн, Марк Аврелий: Жизнь (Da Capo Press, 2009), стр. 482.
- ^ Jump up to: а б Кассий Дион 77.10.2.
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи: мифы и реальность, с. 111 (решительно рассматривая Буллу Феликса как вымысел); Кристофер Дж. Фурманн, Полицейская служба в Римской империи: солдаты, администрация и общественный порядок (Oxford University Press, 2012), стр. 135; Шоу, «Бандиты в Римской империи», с. 366.
- ^ Кассий Дион 77.10.2, цитируется Шоу, «Бандиты в Римской империи», стр. 366.
- ^ Кассий Дион 77.10.5; Грюневальд, Бандиты в Римской империи , стр. 116–117.
- ^ Jump up to: а б Грюневальд, Бандиты в Римской империи , с. 117.
- ^ Кассий Дион 77.10.3; Грюневальд, Бандиты в Римской империи , стр. 113–114.
- ^ Jump up to: а б с Шоу, «Бандиты в Римской империи», с. 366.
- ^ Кассий Дион 77.10.3.
- ^ Кассий Дион 77.10.4–5.
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , с. 116.
- ^ Кассий Дион 77.10.6
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , с. 63.
- ^ Августин Гиппопотамский , Город Божий 3.26, 4.4–5, 19.2; Оливер О'Донован и Джоан Локвуд О'Донован, Узы несовершенства: христианская политика, прошлое и настоящее (Уильям Б. Эрдманс, 2004), стр. 61–62.
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , стр. 112–114.
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , с. 111; Мирей Корбье , Сатурнианский эрариум и военный эрариум. Сенаторское управление и просопография (Публикации Французской Римской школы, 1974), с. 425. О felicitas как качестве см. также HS Versnel, Triumphus: An Inquiry in the Origin, Development and Meaning of the Roman Triumph (Brill, 1970), pp. 425; 343, 348, 361 и далее; и Дж. Руфус Фиерс , «Теология победы в Риме: подходы и проблемы», « Взлет и падение римского мира» , II.17.2 (1981), с. 746.
- ^ Jump up to: а б Грюневальд, Бандиты в Римской империи , стр. 111–112.
- ^ Кассий Дион 76.15.2; Грюневальд, Бандиты в Римской империи , стр. 114, 138.
- ^ Кассий Дион 77.10.1, 6–7, цитируется Грюневальдом, Бандиты в Римской империи , стр. 118.
- ^ Томас Н. Хабинек, Политика латинской литературы: письмо, идентичность и империя в Древнем Риме (Princeton University Press, 1998), стр. 69; Джилл Харрис, Закон и преступность в римском мире (Cambridge University Press, 2007), стр. 10.
- ^ Августин, Город Божий 4.4, развивая отрывок из Цицерона , цитируемый Хабинеком, Политика латинской литературы , стр. 69.
- ^ Тацит , Анналы 2.40; Кассий Дион, 57.16.4; Хабинек, Политика латинской литературы , с. 69.
- ^ Фурманн, Полицейская служба в Римской империи , с. 135.
- ^ Кассий Дион 77.10.7
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , стр. 1–3.
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , с. 8.
- ^ Оливер Хекстер, Рим и его империя, 193–284 гг. Нашей эры (издательство Эдинбургского университета, 2008), стр. 17–18.
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , с. 113.
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , стр. 3, 7.
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , с. 108.
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , с. 112.
- ^ Ричард А. Хорсли, «Иисус и спираль насилия: народное еврейское сопротивление в римской Палестине» (Fortress Press, 1993), стр. 37 (по сравнению с Буллой Феликсом).
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , стр. 8–9.
- ^ Грюневальд, Бандиты в Римской империи , стр. 9, 117, 136.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Буллы Феликса, английский перевод Кассия Диона, Римская история 77.10, в LacusCurtius