Jump to content

Морис Липси

Морис Липси
Морис Липси 1963
Рожденный
Израиль Мошек Липшиц

29 апреля 1898 г.
Умер 7 июня 1986 г. ) ( 1986-06-07 ) ( 88 лет
Кюснахт -Гольдбах, Швейцария
Известный Каменная скульптура
Движение Школа Парижа
Награды Рыцарь Почетного легиона

Морис Липси (урожденный Израиль Мошек Липшиц; 29 апреля 1898 — 7 июня 1986) — французский скульптор Парижской школы польского еврейского происхождения. В период после Второй мировой войны он был одним из самых выдающихся скульпторов монументальных абстрактных каменных скульптур .

Морис Липси родился 29 апреля 1898 года под именем Исраэль Мошек Липшиц в Пабянице , тогдашнем Конгрессе Польши , Российской Империи . В 1912 году четырнадцатилетний Морис Липси покинул свою польскую родину, чтобы присоединиться к своему брату в Париже . Он стал резидентом резиденции художника La Ruche вместе со многими международными художниками, такими как Марк Шагал , Хаим Сутин , Амедео Модильяни , Осип Цадкин и Гийом Аполлинер . В 1927 году он встретил в Париже швейцарскую художницу Хильдегард Вебер (1901–2000); они поженились три года спустя. В 1933 году Липси стал гражданином Франции и переехал в Шевили-Ларю недалеко от Парижа. [ 1 ] В 1942 году он бежал в Швейцарию из-за своего еврейского происхождения. После войны он вернулся в Шевили-Ларю, где в основном жил и работал в течение следующих десятилетий. он был удостоен звания кавалера Ордена искусств и литературы В 1983 году за значительный вклад в искусство . В 1984 году президент Франции Франсуа Миттеран присвоил ему звание кавалера легиона Почётного . В 1982 году он переехал в Кюснахт -Гольдбах недалеко от Цюриха , где и умер 7 июня 1986 года. [ 2 ]

Художественное развитие

[ редактировать ]

Ранние годы и период между войнами

[ редактировать ]

С самого раннего возраста Липси проявил большой талант к рисованию. С 1912 года он научился резьбе по слоновой кости у своего гораздо старшего брата Самуэля Липшица (1875-1942) в Париже. С 1916 года он некоторое время учился в Школе изящных искусств в Париже у профессоров Жюля Кутана , Антонена Мерси и Жана Антуана Инжальбера . Затем он начал самостоятельно экспериментировать со скульптурой, разработав собственный стиль. Начали происходить первые успехи. В 1922 году у него прошла первая персональная выставка скульптур из слоновой кости в галерее Эбрар в Париже. Вскоре последовали дальнейшие выставки в Париже в Galerie d'art contemporain (1927) и Galerie Druet (1935). В 1930 году он впервые выставился за границей, в Цюрхерском художественном салоне доктора Стёри. В 1931 году принял участие в международной выставке скульптуры в Кунстхаусе Цюриха . Для Всемирной выставки в Париже в 1937 году Липси было поручено спроектировать рельеф фронтона над входным порталом моста Александра III и рельеф в павильоне Клуба архитекторов. [ 2 ]

В этот ранний период он создавал скульптуры, вдохновленные Огюстом Роденом , и работы в стиле ар-деко . Несмотря на то, что он дружил с Осипом Цадкиным и Анри Лоренсом , а также общался с другими представителями авангарда, такими как Альберто Джакометти , Константин Бранкузи и Фернан Леже , работы Липси оставались нетронутыми абстрактной скульптурой. Он регулярно посещал Шартрский собор с учебными целями, иногда вместе с Анри Лораном. Помимо фигур из слоновой кости, он создавал скульптуры из дерева , цемента , гипса , известняка , обожженной глины и бронзы . В первые годы войны Липси приходилось зарабатывать на жизнь через региональные комиссии в Шаранте . В основном это были работы на религиозные мотивы, выполненные в античном, строго фигуративном стиле. [ 3 ] В 1945 году он был в Кунстхалле Берна вместе с Марино Марини , Жермен Ришье и Фрицем Вотрубой .

Период после Второй мировой войны

[ редактировать ]

Вскоре после войны творчество Липси повернуло в сторону абстракции. Для своих все более абстрактных каменных фигур он использовал процесс прямой резьбы (taille Directe) – долбление непосредственно в камне вручную. С 1955 года его особенно интересовала работа с лавовым камнем. Эти новые произведения, тяготеющие к монументальности, привлекли совершенно иную публику и большое международное внимание. Затем последовали бесчисленные выставки в галереях и музеях. В 1959 году Липси участвовал в выставке Documenta II в Касселе , а известная парижская галерея Дениз Рене организовала для него персональную выставку. В 1963, 1964 и 1967 годах Липси принимал участие в Международных симпозиумах по скульптуре в Японии , Словакии и Франции (в качестве президента). Кульминацией этого периода стали работы Océanique I и 12-метровая Ouverture dans l'espace , занимавшие видное место в общественном пространстве во время Олимпийских игр в Токио 1964 года и Гренобле 1968 года – в Токио перед Олимпийским стадионом, в Гренобле у главная дорога в город. [ 2 ]

В последующие годы Липси был очень востребован как дизайнер скульптур для общественных мест, с заказами по всей Франции, государственным подарком от Франции Исландии и закупками в Германии и Израиле . В последние послевоенные годы Липси был одним из самых выдающихся мастеров больших каменных скульптур. [ 3 ] С 1979 года Липси по состоянию здоровья работал в основном чертежником. После его смерти работы Мориса Липси до сих пор регулярно выставляются в публичных галереях и музеях.

Музеи, где представлены работы Мориса Липси

[ редактировать ]

Коллекция Липси ( Sammlung Lipsi ) в Хадликон- Хинвиле дает лучшее общее представление о развитии и работе Липси. Дальнейшие работы художника принадлежат известным музеям разных стран: [ 2 ]

Работает в общественных местах

[ редактировать ]

Различные работы Липси расположены в общественных местах, и их можно увидеть там. [ 2 ]

Во Франции

[ редактировать ]
  • Париж, Парк Монсури : Группа двух женщин , 1939 год.
  • Церковь в Брийяке (Шаранта): Богородица с младенцем , 1941 год.
  • Абзак (Шаранта), площадь Морис Липси: Пастух и его овцы , 1941 год.
  • Церковь в Адриерсе (Вена): Ангел-музыкант , 1941 год.
  • Шевилли-Ларю (Валь-де-Марн), Дом культуры: Доминирующий разрез , 1957–58.
  • Порт-Баркарес (Восточные Пиренеи), Музей песка: Атлантика , 1961.
  • Ладивиль (Шаранта): Сен-Кристоф , 1961–62.
  • Невер (Ньевр), церковь Сент-Бернадетт-Банле: купель, два алтаря, скиния, 1966 год.
  • Гренобль (Изер), Лионский маршрут: открытие в космосе, олимпийская колонна , 1967 год.
  • Гренобль (Изер), Университет Сен-Мартен д'Эр: L'Adret , 1967.
  • Марли -Фрескати (Мозель), Колледж Жан-Мермоз: Прорыв, взгляд вверх , 1970–71.
  • Шалон-сюр-Сон (Сона и Луара), Дом культуры: Sur Pivot III , 1971.
  • Ланьон (Кот-д'Армор), Национальная средняя школа: Диалог касательной и вертикали , 1971–72.
  • Карта Канжуерса (Вар), военный лагерь: Канжуерс высоко в небе , 1972-74 годы.
  • Ростренен (Кот-д'Армор), Колледж инопланетян: Космическая скульптура , 1974–75.
  • Витри-сюр-Сен (Валь де Марн), пешеходная зона: фонтанная скульптура, 1975 год.
  • Клуанж -Витри (Мозель), CES: Клуанж-Витри , 1975.
  • Монтелимар (Дром), Lycée d'ET (ch. des Catalins): Монтелимар, высоко в небе , 1976 год.
  • Гренобль (Изер), парк Художественного музея: Большая волна , 1978 год.
  • Шевилли-Ларю (Валь-де-Марна), кольцевая развязка на Av. Ш.де Голль: Железо , 2010 г. (бронзовое литье с оригинала 1963 г.).

За пределами Франции

[ редактировать ]
Колесо (1964), расположенное на Людвигсплац, Мангейм.
  • Мангейм (Германия), Фридрихсплац у водонапорной башни: Дас Рад , 1960 год.
  • Токио (Япония), Олимпийский стадион: Oceanic II , 1963 год.
  • Вышне Ружбахи (Словакия): Au Tatra , 1966.
  • Тель-Авив , (Израиль), Б. Бен-Гурион: Каббалистика , 1966.
  • Кверчета-Лукка (Италия), музей под открытым небом: Встреча в космосе , 1969 год.
  • Рейкьявик (Исландия), Площадь Франции: Комплекс на высоте II , 1969 год.

Литература

[ редактировать ]
  • Габриэль Бек-Липси: Морис Липси 1898–1986. Маршрут скульптора-абстракциониста в 20 веке . Edition du Griffon Neuchâtel, 2018 [Монография со множеством иллюстраций].
  • Сандра Брутчер: Морис Липси (1898–1986). Скульптурная работа. Издательство Др. Ковач, Гамбург, 2018 (Сочинения по истории искусства; Том 71) (Диссертация, Саарский университет Саарбрюккен, 2012).
  • Мартина Эверс-Шульц: По следам Марка Шагала, еврейские художники из России и Польши , каталог выставок Kunstmuseum Ahlen, 2003 г. и Kulturspeicher Würzburg, 2004 г.
  • Парижская школа, 1904-1929 гг. Часть Другого. Музей современного искусства города Парижа, 2000 г. Париж: Парижские музеи, 2000 г.
  • Варно (Жанин) Ла-Рюш и Монпарнас, глава «Морис Липси и Поль Майк, радостные и неутомимые», эксклюзивно для Вебера, Женева/Париж, 1978 г.
  • Роджер ван Гиндертаэль: Морис Липси . Невшатель, изд. дю Грифон, 1965.
  • Хайнц Фукс: Морис Липси . Кунстхалле Мангейм, Мангейм, 1964 год.
  • Роджер ван Гиндерталь: Липси . Париж, полковник. Призма, Х. Хофер, 1959.
  • Каталог выставки Documenta II (1959) в Касселе: II.documenta'59. Kunst nach 1945. Каталог: т.1: Живопись; том 2: Скульптура; том 3: Графика;
texts. Kassel/Köln 1959.
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ [1] Сикарт, цифровой лексикон искусства Швейцарии.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Габриэль Бек-Липси: Морис Липси 1898–1986 , Невшатель, 2018.
  3. ^ Jump up to: а б [2] Сикарт.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d567e84c6bbc893f20c550f23757645d__1717350360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/5d/d567e84c6bbc893f20c550f23757645d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Morice Lipsi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)