Морис Липси
Морис Липси | |
---|---|
![]() Морис Липси 1963 | |
Рожденный | Израиль Мошек Липшиц 29 апреля 1898 г. |
Умер | 7 июня 1986 г. Кюснахт -Гольдбах, Швейцария | ( 88 лет
Известный | Каменная скульптура |
Движение | Школа Парижа |
Награды | Рыцарь Почетного легиона |
Морис Липси (урожденный Израиль Мошек Липшиц; 29 апреля 1898 — 7 июня 1986) — французский скульптор Парижской школы польского еврейского происхождения. В период после Второй мировой войны он был одним из самых выдающихся скульпторов монументальных абстрактных каменных скульптур .
Жизнь
[ редактировать ]Морис Липси родился 29 апреля 1898 года под именем Исраэль Мошек Липшиц в Пабянице , тогдашнем Конгрессе Польши , Российской Империи . В 1912 году четырнадцатилетний Морис Липси покинул свою польскую родину, чтобы присоединиться к своему брату в Париже . Он стал резидентом резиденции художника La Ruche вместе со многими международными художниками, такими как Марк Шагал , Хаим Сутин , Амедео Модильяни , Осип Цадкин и Гийом Аполлинер . В 1927 году он встретил в Париже швейцарскую художницу Хильдегард Вебер (1901–2000); они поженились три года спустя. В 1933 году Липси стал гражданином Франции и переехал в Шевили-Ларю недалеко от Парижа. [ 1 ] В 1942 году он бежал в Швейцарию из-за своего еврейского происхождения. После войны он вернулся в Шевили-Ларю, где в основном жил и работал в течение следующих десятилетий. он был удостоен звания кавалера Ордена искусств и литературы В 1983 году за значительный вклад в искусство . В 1984 году президент Франции Франсуа Миттеран присвоил ему звание кавалера легиона Почётного . В 1982 году он переехал в Кюснахт -Гольдбах недалеко от Цюриха , где и умер 7 июня 1986 года. [ 2 ]
Художественное развитие
[ редактировать ]Ранние годы и период между войнами
[ редактировать ]С самого раннего возраста Липси проявил большой талант к рисованию. С 1912 года он научился резьбе по слоновой кости у своего гораздо старшего брата Самуэля Липшица (1875-1942) в Париже. С 1916 года он некоторое время учился в Школе изящных искусств в Париже у профессоров Жюля Кутана , Антонена Мерси и Жана Антуана Инжальбера . Затем он начал самостоятельно экспериментировать со скульптурой, разработав собственный стиль. Начали происходить первые успехи. В 1922 году у него прошла первая персональная выставка скульптур из слоновой кости в галерее Эбрар в Париже. Вскоре последовали дальнейшие выставки в Париже в Galerie d'art contemporain (1927) и Galerie Druet (1935). В 1930 году он впервые выставился за границей, в Цюрхерском художественном салоне доктора Стёри. В 1931 году принял участие в международной выставке скульптуры в Кунстхаусе Цюриха . Для Всемирной выставки в Париже в 1937 году Липси было поручено спроектировать рельеф фронтона над входным порталом моста Александра III и рельеф в павильоне Клуба архитекторов. [ 2 ]
В этот ранний период он создавал скульптуры, вдохновленные Огюстом Роденом , и работы в стиле ар-деко . Несмотря на то, что он дружил с Осипом Цадкиным и Анри Лоренсом , а также общался с другими представителями авангарда, такими как Альберто Джакометти , Константин Бранкузи и Фернан Леже , работы Липси оставались нетронутыми абстрактной скульптурой. Он регулярно посещал Шартрский собор с учебными целями, иногда вместе с Анри Лораном. Помимо фигур из слоновой кости, он создавал скульптуры из дерева , цемента , гипса , известняка , обожженной глины и бронзы . В первые годы войны Липси приходилось зарабатывать на жизнь через региональные комиссии в Шаранте . В основном это были работы на религиозные мотивы, выполненные в античном, строго фигуративном стиле. [ 3 ] В 1945 году он был в Кунстхалле Берна вместе с Марино Марини , Жермен Ришье и Фрицем Вотрубой .
Период после Второй мировой войны
[ редактировать ]Вскоре после войны творчество Липси повернуло в сторону абстракции. Для своих все более абстрактных каменных фигур он использовал процесс прямой резьбы (taille Directe) – долбление непосредственно в камне вручную. С 1955 года его особенно интересовала работа с лавовым камнем. Эти новые произведения, тяготеющие к монументальности, привлекли совершенно иную публику и большое международное внимание. Затем последовали бесчисленные выставки в галереях и музеях. В 1959 году Липси участвовал в выставке Documenta II в Касселе , а известная парижская галерея Дениз Рене организовала для него персональную выставку. В 1963, 1964 и 1967 годах Липси принимал участие в Международных симпозиумах по скульптуре в Японии , Словакии и Франции (в качестве президента). Кульминацией этого периода стали работы Océanique I и 12-метровая Ouverture dans l'espace , занимавшие видное место в общественном пространстве во время Олимпийских игр в Токио 1964 года и Гренобле 1968 года – в Токио перед Олимпийским стадионом, в Гренобле у главная дорога в город. [ 2 ]
В последующие годы Липси был очень востребован как дизайнер скульптур для общественных мест, с заказами по всей Франции, государственным подарком от Франции Исландии и закупками в Германии и Израиле . В последние послевоенные годы Липси был одним из самых выдающихся мастеров больших каменных скульптур. [ 3 ] С 1979 года Липси по состоянию здоровья работал в основном чертежником. После его смерти работы Мориса Липси до сих пор регулярно выставляются в публичных галереях и музеях.
Музеи, где представлены работы Мориса Липси
[ редактировать ]Коллекция Липси ( Sammlung Lipsi ) в Хадликон- Хинвиле дает лучшее общее представление о развитии и работе Липси. Дальнейшие работы художника принадлежат известным музеям разных стран: [ 2 ]
- Антверпен, Музей Миддельхейма .
- Билефельд, картинная галерея .
- Музей Гренобля .
- Франкфурт, Музей современного искусства .
- Иерусалим, Израиля Музей
- Мангейм, Кунстхалле .
- Музей города Мехико .
- Париж, Центр Помпиду .
- Вена, Музей современного искусства Фонда Людвига .
Работает в общественных местах
[ редактировать ]Различные работы Липси расположены в общественных местах, и их можно увидеть там. [ 2 ]
Во Франции
[ редактировать ]- Париж, Парк Монсури : Группа двух женщин , 1939 год.
- Церковь в Брийяке (Шаранта): Богородица с младенцем , 1941 год.
- Абзак (Шаранта), площадь Морис Липси: Пастух и его овцы , 1941 год.
- Церковь в Адриерсе (Вена): Ангел-музыкант , 1941 год.
- Шевилли-Ларю (Валь-де-Марн), Дом культуры: Доминирующий разрез , 1957–58.
- Порт-Баркарес (Восточные Пиренеи), Музей песка: Атлантика , 1961.
- Ладивиль (Шаранта): Сен-Кристоф , 1961–62.
- Невер (Ньевр), церковь Сент-Бернадетт-Банле: купель, два алтаря, скиния, 1966 год.
- Гренобль (Изер), Лионский маршрут: открытие в космосе, олимпийская колонна , 1967 год.
- Гренобль (Изер), Университет Сен-Мартен д'Эр: L'Adret , 1967.
- Марли -Фрескати (Мозель), Колледж Жан-Мермоз: Прорыв, взгляд вверх , 1970–71.
- Шалон-сюр-Сон (Сона и Луара), Дом культуры: Sur Pivot III , 1971.
- Ланьон (Кот-д'Армор), Национальная средняя школа: Диалог касательной и вертикали , 1971–72.
- Карта Канжуерса (Вар), военный лагерь: Канжуерс высоко в небе , 1972-74 годы.
- Ростренен (Кот-д'Армор), Колледж инопланетян: Космическая скульптура , 1974–75.
- Витри-сюр-Сен (Валь де Марн), пешеходная зона: фонтанная скульптура, 1975 год.
- Клуанж -Витри (Мозель), CES: Клуанж-Витри , 1975.
- Монтелимар (Дром), Lycée d'ET (ch. des Catalins): Монтелимар, высоко в небе , 1976 год.
- Гренобль (Изер), парк Художественного музея: Большая волна , 1978 год.
- Шевилли-Ларю (Валь-де-Марна), кольцевая развязка на Av. Ш.де Голль: Железо , 2010 г. (бронзовое литье с оригинала 1963 г.).
За пределами Франции
[ редактировать ]
- Мангейм (Германия), Фридрихсплац у водонапорной башни: Дас Рад , 1960 год.
- Токио (Япония), Олимпийский стадион: Oceanic II , 1963 год.
- Вышне Ружбахи (Словакия): Au Tatra , 1966.
- Тель-Авив , (Израиль), Б. Бен-Гурион: Каббалистика , 1966.
- Кверчета-Лукка (Италия), музей под открытым небом: Встреча в космосе , 1969 год.
- Рейкьявик (Исландия), Площадь Франции: Комплекс на высоте II , 1969 год.
Литература
[ редактировать ]- Габриэль Бек-Липси: Морис Липси 1898–1986. Маршрут скульптора-абстракциониста в 20 веке . Edition du Griffon Neuchâtel, 2018 [Монография со множеством иллюстраций].
- Сандра Брутчер: Морис Липси (1898–1986). Скульптурная работа. Издательство Др. Ковач, Гамбург, 2018 (Сочинения по истории искусства; Том 71) (Диссертация, Саарский университет Саарбрюккен, 2012).
- Мартина Эверс-Шульц: По следам Марка Шагала, еврейские художники из России и Польши , каталог выставок Kunstmuseum Ahlen, 2003 г. и Kulturspeicher Würzburg, 2004 г.
- Парижская школа, 1904-1929 гг. Часть Другого. Музей современного искусства города Парижа, 2000 г. Париж: Парижские музеи, 2000 г.
- Варно (Жанин) Ла-Рюш и Монпарнас, глава «Морис Липси и Поль Майк, радостные и неутомимые», эксклюзивно для Вебера, Женева/Париж, 1978 г.
- Роджер ван Гиндертаэль: Морис Липси . Невшатель, изд. дю Грифон, 1965.
- Хайнц Фукс: Морис Липси . Кунстхалле Мангейм, Мангейм, 1964 год.
- Роджер ван Гиндерталь: Липси . Париж, полковник. Призма, Х. Хофер, 1959.
- Каталог выставки Documenta II (1959) в Касселе: II.documenta'59. Kunst nach 1945. Каталог: т.1: Живопись; том 2: Скульптура; том 3: Графика;
texts. Kassel/Köln 1959.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Материалы Мориса Липси и о нем в архиве documenta
- Коллекция Липси («Коллекция Липси») ) в Хадликон-Хинвиле (Швейцария).
- Морис Липси в Sikart, цифровом лексиконе искусства Швейцарии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ [1] Сикарт, цифровой лексикон искусства Швейцарии.
- ^ Jump up to: а б с д и Габриэль Бек-Липси: Морис Липси 1898–1986 , Невшатель, 2018.
- ^ Jump up to: а б [2] Сикарт.