Слава
В римской мифологии Фамес — олицетворение голода, способный возбудить ненасытный аппетит. Ее часто называли одним из нескольких зол, населяющих вход в Подземный мир. В » Овидия « Метаморфозах она живет в Скифии , пустынном месте, где постоянно ищет там скудную растительность, и по приказу Цереры наказывает Эрисихтона вечным голодом. Сервий называет Фамса величайшим из фурий . Она является эквивалентом греческого лимузина . [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]Плавт
[ редактировать ]В «Стих комедии римского драматурга Плавта » (200 г. до н.э.) вечно голодный Геласим в роли паразита , одного из стандартных персонажей римской комедии, описывает Фамеса как свою мать: [ 2 ]
Подозреваю, что Голод был моей матерью: с самого рождения я никогда не был сытым. И никто не отплатит своей матери лучше... или не отплатит ей лучше, чем я отплачу своей матери, Голоду: она носила меня в своем чреве десять [лунных] месяцев, тогда как я ношу ее в своем чреве более десяти лет . … Каждый день у меня болит живот, а родить маму я не могу и не знаю, что делать. [ 3 ]
Вергилий, Сенека и Клавдиан
[ редактировать ]Латинские поэты Вергилий , Сенека Младший и Клавдиан относят голод к числу многих зол, обитающих, как говорят, в подземном мире. Описывая подход к Подземному миру, Вергилий в своей «Энеиде » говорит:
там обитают бледные болезни, печальный возраст, и страх, и голод, соблазнительница греха, и отвратительная нужда, ужасные на вид формы. [ 4 ]
Сенека в своем «Геркулесе» говорит, что рядом с Подземным миром лежит река Коцит :
печальный Голод с опустошенными челюстями, и Стыд, слишком поздно, закрывает свое виноватое лицо. Есть Страх и Паника, Смерть и скрежещущая Обида; за ними черная Горе, трепетная Болезнь и опоясанная сталью Война; спрятанная сзади, немощная Старость. [ 5 ]
В то время как Клавдиан входит в число «бесчисленных чудовищ ада… Раздор, мать войны, властный Голод, Возраст, ближайший сосед Смерти» и некоторых других. [ 6 ]
Овидий
[ редактировать ]Овидий в своих «Метаморфозах » рассказывает историю фессалийского царя Эрисихтона и его мрачную судьбу от руки Фамеса. [ 7 ] Когда Эрисихтон вырубил рощу деревьев, священных для Цереры , богини зерна, она обратилась к своей антитезе Славе, чтобы наказать ее: «Пусть чумовой голод терзает его тело!»
По словам Овидия, Фамес живет на самом дальнем краю Скифии , замерзшей, мрачной пустоши высоко в Кавказских горах , где мало что растет. Но поскольку Церера и Голод — противоположности, Судьба никогда не позволяла им встретиться. Вместо нее Церера послала нимфу -ореад разыскать Славу:
«Отправляйтесь в место на самых дальних границах ледяной Скифии,
мрачная местность, где земля лишена урожая и деревьев.
В этой земле живет Медлительный Холод, Бледность и трепет,
ненасытный Голод тоже. Скажи Голоду, чтобы она пристегнулась.
в проклятой утробе этого нечестивца и никогда не сдаваться
к обилию еды. Пусть она соперничает с моей питательной силой — и победит ее!» [ 8 ]
Итак, нимфа прибыла в Скифию. Там она обнаружила, что Фэймс непрерывно рыл («гвоздями и зубами») в земле любые кусочки растительности, которые она могла найти. Она была голодна и истощена:
Волосы ее были спутаны, глаза ввалились, цвет лица был бледным,
ее губы грязные и серые, горло шероховатое и покрыто перхотью.
Кожа у нее была такая твердая и бесплотная, что сквозь нее были видны внутренности;
ее сморщенные кости торчали из-под обвисшей поясницы;
ее живот был просто пустым пространством; ее висячая грудь
казалось, что она ни к чему не привязана, кроме клетки позвоночника;
от ее худобы опухли все суставы; круги ее коленей
были выпуклыми; ее лодыжки сильно увеличились и превратились в опухшие наросты. [ 9 ]
Фамес сделал так, как приказала Церера. Она вошла в покои Эрисихтона:
Была ночь, и она нашла его похороненным во сне. Затем сплела руки
вокруг него, она излилась глубоко внутрь, дыхнув ему на горло,
на его груди, на его рту и разогнал голод по его венам. [ 10 ]
После этого Эрисихтон наполняется непрекращающимся голодом. Он продает все свое имущество, включая дочь, в рабство, в тщетной попытке удовлетворить свой ненасытный аппетит. В конечном итоге он вынужден съесть свое собственное тело.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шаффнер, С.В. Слава ; Грималь, св Фамес; Сервий , Комментарий к «Энеиде» Вергилия 6.605 .
- ^ Шаффнер, С.В. Слава .
- ^ Плавт , Стих 155–166 .
- ^ Вергилий , Энеида 6.275–276 .
- ^ Сенека , Геркулес 691–696 .
- ^ Клавдиан , Кармина 3.28–32 .
- ^ Хард, с. 133 ; Овидий , Метаморфозы 8.738–878 . Сравните Каллимаха , Гимн VI, с Деметрой 31 и далее.
- ^ Овидий , Метаморфозы 8.788–793 в переводе Дэвида Реберна.
- ^ Овидий , Метаморфозы 8.801–808 в переводе Дэвида Реберна.
- ^ Овидий , Метаморфозы 8.817–820 в переводе Дэвида Реберна.
Ссылки
[ редактировать ]- Каллимах , Гимн VI Деметре в «Калимахе и Ликофроне» с английским переводом А.В. Майра; Аратус, с английским переводом Г. Р. Майра , Лондон: В. Хайнеманн, Нью-Йорк: Г. П. Патнэм, 1921. Интернет-архив , онлайн-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Клавдиан , Клавдиан с английским переводом Мориса Платнауэра , Том I, Классическая библиотека Леба № 136. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ; Лондон: Уильям Хайнеманн, ООО. 1922. ISBN 978-0674991514 . Интернет-архив .
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN 978-0-631-20102-1 . Интернет-архив .
- Хард, Робин (2004), Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Овидий . Метаморфозы , Том I: Книги 1–8 . Перевод Фрэнка Джастуса Миллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 42. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1977, впервые опубликовано в 1916 году. ISBN 978-0-674-99046-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Овидий , Метаморфозы , перевод Дэвида Реберна, Penguin Classics, 2004. ISBN 978-0-14-044789-7 .
- Плавт , Стих в Стихе, День трех долларов, Трукулент, Сказка о дорожной сумке, Фрагменты , отредактированные и переведенные Вольфгангом де Мело, Классическая библиотека Леба № 328, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2013. ISBN 9780674996816 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Шаффнер, Бриджит, св. Слава , в New Pauly Online Брилла , тома по античности под редакцией: Хуберта Канчика и Хельмута Шнайдера, английское издание: Кристина Ф. Салазар, тома по классической традиции под редакцией: Манфред Ландфестер, английское издание: Фрэнсис Г. Джентри, опубликовано в Интернете: 2006.
- Сенека , Геркулес в Сенеке, Трагедии, Том I: Геркулес. Троянские женщины. Финикийские женщины. Медея. Федра. Отредактировано и переведено Джоном Г. Фитчем. Классическая библиотека Леба № 62. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2018. ISBN 978-0-674-99602-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Сервий , Комментарий к «Энеиде» Вергилия , Георгий Тило, Изд. 1881. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея (на латыни) .
- Вергилий , Энеида [книги 1–6], в «Эклогах», «Георгике», «Энеиде: книги 1–6» , перевод Х. Раштона Фэйрклафа, редакция Г. П. Гулда, Классическая библиотека Леба № 63, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1999 г. . ISBN 978-0-674-99583-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .