Jump to content

Тенино люди

(Перенаправлено из теплых источников (племя) )
Река Дешутс в слиянии Колумбии, часть исторической родины народа Тенино.

Люди Тенино , обычно известные сегодня как группы «Теплые источники» , представляют собой несколько Сахаптина подтриб коренных американцев , которые исторически занимали территорию, расположенную в северо-центральной части американского штата Орегон . Люди Тенино включали в себя четыре локализованные подтриб - Tygh (Taih, Tyigh) или «верхние дешуты», разделенные на Tayxɫáma (долина Tygh), Tiɫxniɫáma (Sherar's Bridge) и Mliɫáma (присутствующая резервация теплой пружины), Wyam (Wayámɫáma) (Wayámpam) или «Нижний деск»), «Низкие»), «Низкие», «Низкие», известные и поясные), «Вейам» (Wayámɫáma) (Wayámpam) (Wayámama) (Wayámpam) (Wayámpam) (Wayámpam) (Wayámpam) (Wayámpam) (Wayámpam) Индийцы ", Dalles Tenino или" Tinainu (Tinaynuɫáma) ", также известный как« собственный Tenino »; и док-спис (Tukspush) (Takspasɫáma) или «Джон Дэй».

Исторически разделив свое время между зимними лагерями и летними лагерями на реке Колумбия , в 1855 году люди Тенино были устроены вечеринкой в ​​договоре с племенами Среднего Орегона , о котором согласовался руководитель штата Орегон Джоэл Палмер . Полосы «Теплые пружины» сегодня являются частью конфедеративных племен теплых источников , которые управляют индийским резервацией «Теплые источники» в центральном Орегоне .

Описание

[ редактировать ]

Люди Тенино, обычно известные сегодня как группы «Теплые пружины», состояли из четырех местных подтриб:

  • Tinainu (Tinaynuɫáma) , или Dalles Tenino : оккупированы две прилегающие летние деревни на южном берегу Даллеса реки Колумбия / Fivemile Rapids ( участок Fivemile Rapids ) и зимняя деревня в восьмимилевом ручье (назван из его дистанции, восьми миль от Dalles ); Название более крупной летней деревни, ″ Tinainu ″ , было применено к этой местной подтрибе в отношении всего народа Тенино.
  • Tygh (Tayxɫáma) , или «Верхние Дешуты» : их главная летняя деревня была в верхней реке Дешутс и их главной зимней деревне на месте сегодняшней долины Тайг, штат Орегон ; Они были разделены на три местные деревенские группы - доминирующая Тейксама (в долине Тайх), Тихснихама ( мост Шерара под водопадом Шерарс) и Млихама (вдоль реки Теплых Спрингс на нынешних теплых источниках индийских резерваций ).
  • Wyam (Wayámɫáma) или «нижние дешуты» , также известные как «индейцы селило» : их летняя деревня находилась в Селило -Фолс, известный местным народам Сахаптина как Wyam («Эхо падающей воды» или «Звук воды на скалах») на реке Колумбия и их зимняя деревня на левом берегу на нижней реке с ними на реке «Колумбия». На нижней реке. Зимняя деревня Ванва'в на западном берегу реки Дешутс непосредственно к югу от слияния с Колумбией.) [ 1 ]
  • Dock -Spus / Tukspush (Takspasɫáma) , или «Джон Дэй» : имел две летние деревни на южном берегу реки Колумбия и занимал реку Нижнего Джона с двойными зимними деревнями по обе стороны названной реки. [ 2 ]

Эти группы разделили свое время между внутренними зимними деревнями, недалеко от воды и топливных принадлежностей, и летними лагерями с богатым рыболовством, расположенными на южном берегу реки Колумбия в сегодняшнем северо-центральном Орегоне. [ 2 ]

Люди Тенино говорили на диалекте языка Сахаптина , языком, разделяемом соседними народами Уматильи, расположенными на востоке. [ 2 ] Другие соседние племенные организации говорили на других языках, в том числе Wasco и Wishram , расположенных на северо -западе, которые говорили на диалекте на языке Чинукан , народе Molala на каскадном диапазоне на западе, которые выступали в Waiilatpuan и северный пайуте на юг, который выступил с вариантом Shoshoni . [ 2 ]

Народ Тенино исторически вспоминал только одну великую войну с другими народами реки Колумбия, победоносной битвой с Молалой, которая вынудила последнего на другую сторону каскадных гор. [ 2 ] Одна короткая битва также сражалась с Кламатом , группой, которая в противном случае была ценным торговым партнером. [ 2 ] Однако у племени был исторический враг в северном Пайте , и конфликт между двумя группами охарактеризовал антрополога Г.П. Мердока как «эндемичный». [ 2 ]

Экономика

[ редактировать ]

До 19-го века группы «Теплые источники» были полу-номадическими народами, которые не привлекали ни сельского хозяйства, ни воспитанием одомашненных пищевых животных. [ 2 ] Рыбалка лосося , охота на игровых животных и собрание диких продуктов питания были важной деятельностью племенных полос. [ 2 ] Труд был дифференцирован на основе пола, когда мужчины занимались охотой и большей частью рыбалки. [ 2 ] Мужчины также произвели все орудия из камня, кости или рога и несут ответственность за вырубку деревьев и запасы дров. [ 3 ] Мужчины производили каноэ для брюмки, используемые для речного транспорта, и построили постоянные зимние жилища. [ 3 ]

Женщины сохранили мясо и рыбу для последующего использования, высушив или курение и участвовали в большей части работы по сбору пищевых продуктов на растительной основе, которые включали ягоды и другие фрукты, корни, желуди и кедро . [ 2 ] Женщины также готовили еду в каждой семейной группе и производили, отремонтировали и отмывали одежду и постельные принадлежности. [ 3 ] Женщины также производили нить, веревку, корзины, сумки и коврики. [ 3 ]

Женщины также были в первую очередь ответственны за проведение торговли с посетителями из других племенных групп, в то время как в конце лета и в осенних вечеринках мужчин периодически направлены на то, чтобы торговать с другими. [ 2 ] Торговый экспорт жителей Тенино включал сушеный лосось, рыбий жир и мех животных. [ 2 ] Импортированные продукты включали корзины, лошадей, рабов, шкур буйволов, перья и раковины. [ 2 ]

Группы «Теплые пружины» не жили в коммунально, а скорее разделились на семейные группы, каждая из которых имела свои собственные жилища. В зимних деревнях, занятых каждый год с ноября по март, [ 2 ] У каждой семьи было два дома - овальная землянка, покрытая землей, которая использовалась для сна, и прямоугольное жилище, построенное над землей, которая была покрыта ковриками и использовалась для приготовления пищи и других дневных занятий. [ 2 ] В летние месяцы, как правило, с апреля по октябрь группа переезжает в реку, где семьи будут строить прямоугольные временные жилища с полюсами и матами. [ 2 ] Они были разделены, с половиной, использованной для сна, в то время как другая половина использовалась в качестве покрытой области для обработки лосося для последующего использования. [ 2 ]

Культура

[ редактировать ]
Лампочка растения Вапато , наблюдаемая Партия Льюиса и Кларка в качестве основной пищи коренных американских народов реки Средней Колумбия.

Люди Тенино участвовали в регулярных фестивалях, связанных с получением первых продуктов питания Нового года. Каждый апрель будет отправлена ​​церемониальная вечеринка, чтобы поймать рыбу и собирать корни вапато для большого фестиваля, союзного в деревне Даллес Тенино всеми членами племен, за исключением группы док-Spus, которая празднована отдельно. [ 2 ] Этот ритуал первой рыбы был распространен для большинства коренных американцев на северо -западном побережье Тихого океана и реки Колумбия. [ 4 ]

Как правило, с первыми ритуалами рыб в регионе, один раз был представлен в определенных словесных заклинаниях, чтобы использовать его мастерство, чтобы поймать церемониальную рыбу. [ 4 ] Рыба никогда не должна была прикоснуться к земле, но была заложена на коврике, сделанном из тростника и забита традиционным ножом, а затем была приготовлена ​​в предписанном образом и разделял назначенные члены племенной группы. [ 4 ] После употребления кости должны были быть брошены прямо в воду, чтобы они не были поглощены собаками или другими хищниками, а за едой должны были последовать традиционные песни и танцы. [ 4 ] Обычно считали, что душа первой рыбы вернется вниз по течению к другому лососю и связывает уважительный способ, которым она была захвачена и съедена, тем самым вдохновляя другого лосося, путешествовать вверх по течению, чтобы относиться к такой же чести и уважению. [ 4 ]

После этого фестиваля около половины семей в деревне отправились на охотничье экспедицию на юг, а остальные оставались в летней деревне на реке, ловя и сушили рыбу. [ 2 ]

Каждое июль все сообщество снова собиралось, на этот раз, чтобы принять участие в ягодах и олени в другом летнем праздновании. [ 2 ] После этого фестиваля сообщество снова разделяется, наполовину оставаясь, чтобы поймать и курить лосося, в то время как остальные уходили, чтобы собирать орехи и ягоды и охотиться. [ 2 ] Ридс будет собран для изготовления матов в октябре, после чего последующее расформирование временной летней деревни и возвращение в постоянную зимнюю деревню дальше вглубь страны. [ 2 ]

Взаимодействие с европейскими американцами

[ редактировать ]

Люди Тенино были впервые отмечены экспедицией Льюиса и Кларка в конце октября 1805 года, когда несколько членов группы были набраны, чтобы помочь корпусу переносить свои лодки и оборудование вокруг непроходимых водопадов Селило . [ 5 ] Полный день был потрачен на перемещение этих припасов, в то время как развлеченные зрители собрались, чтобы засвидетельствовать зрелище. [ 5 ]

Рядом с Celilo Falls Explorer Уильям Кларк наблюдал традиционный метод сушки, используемый для сохранения лосося:

«После того, как он был достаточно высушен, его мешают между двумя камнями, и помещают в виды корзины, аккуратно сделанную из травы и бросаются лучше, чем два фута в длину, и один диаметр фута, который корзина выстлана с помощью лосося, растянутой и высушенной для цели. Корзины, проводящая часть. [Колумбия] река, а также туземцев внизу ". [ 6 ]

Создание резервации теплых источников

[ редактировать ]
Женщина Тенино или Вайско и ее дети в резервации Теплых Спрингс, 1907.

25 июня 1855 года правительство Соединенных Штатов установило индийскую резервацию «Уормира» в рамках договора с четырьмя группами народа Тенино, а также тремя группами соседнего Wasco. [ 2 ] Даллес Тенино, Тайх, Уайам и Док-Спюс были эффективно вынуждены со своей исторической родины до новой резервации в 1857 году, когда в 1858 году следовали группы Wasco и другие соседи, говорящие на Чиукане. [ 2 ] Согласно отчету о резервации 1858-59 гг., Около 850 человек Тенино были перемещены туда к этой дате, а еще 160 членов групп Wyam и Dock-Spus еще не были перемещены. [ 2 ]

Это новое резервирование было расположено на землях, исторически принадлежащих к северному Пайте, и в течение нескольких лет после этого эта группа ответила против их исторических врагов, проводя рейды для лошадей и других форм грабежа. [ 2 ]

В дополнение к резервации люди Тенино имеют право по договору об использовании земель вокруг государственного лагеря, штат Орегон на горе Худ . Центр наследия горы Худа, названный Wiwnu Wash, открылся на Skibowl на горе Худ в 2012 году. [ 7 ]

Тенино люди сегодня

[ редактировать ]

Сегодня группы «Теплые пружины» являются частью конфедеративных племен теплых источников . Когда 20 -й век подошел к концу, конфедеративные племена теплых источников насчитывали общее количество членов 3405, в том числе потомки групп племен Тенино, Васко и Северного Пайута. [ 8 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Полумесятельное озеро: Археологические поездки в каскадный диапазон Центрального Орегона, стр. 73 FF Wayampam (Tenino)
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v В х и С аа GP Murdock, «Индейцы Тенино», Ethnology, Vol. 19 (1980), с. 129-149; Перепечатано в Дональде М. Хайнсе, Забытые племена: устные истории об Тенино и прилегающих индийских народах реки Мид-Колумбия (1991). Issaquah, WA: Great Eagle Publishing, 1997; С. 18-24.
  3. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Мердок (1980), с. 34-35.
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Гарольд Э. Драйвер и Уиллам С. Мэсси, Сравнительные исследования индейцев Северной Америки. Филадельфия: Американское философское общество, 1957; пг 256
  5. ^ Jump up to: а беременный "Индейцы Тенино", National Geographic.com/
  6. ^ Бернард Девото (ред.), Журналы Льюиса и Кларка (1953). Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin Co., 1981; пг 262. Правописание и пунктуация исправлено молча.
  7. ^ «Племена« Теплые источники »возвращаются в гору Худ Скибоул, чтобы отпраздновать культурную связь» . 24 сентября 2013 года.
  8. ^ DL Birchfield, Энциклопедия североамериканских индейцев: том 8. Нью -Йорк: Маршалл Кавендиш, 1999; пг 1029.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джордж У. Агилар -старший, когда река бежала в дикой природе! Индийские традиции в Средней Колумбии и резервации Теплых Спрингс. Портленд, Орегон: издательство Орегона Исторического общества, 2005.
  • Катрин Барбер, Смерть Селило -Фолс. Сиэтл, Вашингтон: Университет Вашингтонской прессы, 2005.
  • Дональд М. Хайнс, Забытые племена: устные сказки о Тенино и прилегающих индийских странах реки Мид-Колумбия . Great Eagle Publishing Inc., Issaquah, Вашингтон. (1991)
  • Джордж П. Мердок, «Заметки о Тенино, Молалле и Пайуте из Орегона», Американская антропология, вып. 40 (1938), с. 395–402.
  • Кортленд Л. Смит, лососевые рыбаки из Колумбии. Corvallis, OR: издательство штата Орегон Университет, 1979.
  • Роберт Дж. Суфан, Этнологический отчет об индейцах Wasco и Tenino. Нью -Йорк: Garland Publishing, 1974.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d90d2535a9444932a35ab9debd3c0e3c__1700622660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/3c/d90d2535a9444932a35ab9debd3c0e3c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tenino people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)