Тенино люди

Люди Тенино , обычно известные сегодня как группы «Теплые источники» , представляют собой несколько Сахаптина подтриб коренных американцев , которые исторически занимали территорию, расположенную в северо-центральной части американского штата Орегон . Люди Тенино включали в себя четыре локализованные подтриб - Tygh (Taih, Tyigh) или «верхние дешуты», разделенные на Tayxɫáma (долина Tygh), Tiɫxniɫáma (Sherar's Bridge) и Mliɫáma (присутствующая резервация теплой пружины), Wyam (Wayámɫáma) (Wayámpam) или «Нижний деск»), «Низкие»), «Низкие», «Низкие», известные и поясные), «Вейам» (Wayámɫáma) (Wayámpam) (Wayámama) (Wayámpam) (Wayámpam) (Wayámpam) (Wayámpam) (Wayámpam) (Wayámpam) Индийцы ", Dalles Tenino или" Tinainu (Tinaynuɫáma) ", также известный как« собственный Tenino »; и док-спис (Tukspush) (Takspasɫáma) или «Джон Дэй».
Исторически разделив свое время между зимними лагерями и летними лагерями на реке Колумбия , в 1855 году люди Тенино были устроены вечеринкой в договоре с племенами Среднего Орегона , о котором согласовался руководитель штата Орегон Джоэл Палмер . Полосы «Теплые пружины» сегодня являются частью конфедеративных племен теплых источников , которые управляют индийским резервацией «Теплые источники» в центральном Орегоне .
История
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]Люди Тенино, обычно известные сегодня как группы «Теплые пружины», состояли из четырех местных подтриб:
- Tinainu (Tinaynuɫáma) , или Dalles Tenino : оккупированы две прилегающие летние деревни на южном берегу Даллеса реки Колумбия / Fivemile Rapids ( участок Fivemile Rapids ) и зимняя деревня в восьмимилевом ручье (назван из его дистанции, восьми миль от Dalles ); Название более крупной летней деревни, ″ Tinainu ″ , было применено к этой местной подтрибе в отношении всего народа Тенино.
- Tygh (Tayxɫáma) , или «Верхние Дешуты» : их главная летняя деревня была в верхней реке Дешутс и их главной зимней деревне на месте сегодняшней долины Тайг, штат Орегон ; Они были разделены на три местные деревенские группы - доминирующая Тейксама (в долине Тайх), Тихснихама ( мост Шерара под водопадом Шерарс) и Млихама (вдоль реки Теплых Спрингс на нынешних теплых источниках индийских резерваций ).
- Wyam (Wayámɫáma) или «нижние дешуты» , также известные как «индейцы селило» : их летняя деревня находилась в Селило -Фолс, известный местным народам Сахаптина как Wyam («Эхо падающей воды» или «Звук воды на скалах») на реке Колумбия и их зимняя деревня на левом берегу на нижней реке с ними на реке «Колумбия». На нижней реке. Зимняя деревня Ванва'в на западном берегу реки Дешутс непосредственно к югу от слияния с Колумбией.) [ 1 ]
- Dock -Spus / Tukspush (Takspasɫáma) , или «Джон Дэй» : имел две летние деревни на южном берегу реки Колумбия и занимал реку Нижнего Джона с двойными зимними деревнями по обе стороны названной реки. [ 2 ]
Эти группы разделили свое время между внутренними зимними деревнями, недалеко от воды и топливных принадлежностей, и летними лагерями с богатым рыболовством, расположенными на южном берегу реки Колумбия в сегодняшнем северо-центральном Орегоне. [ 2 ]
Люди Тенино говорили на диалекте языка Сахаптина , языком, разделяемом соседними народами Уматильи, расположенными на востоке. [ 2 ] Другие соседние племенные организации говорили на других языках, в том числе Wasco и Wishram , расположенных на северо -западе, которые говорили на диалекте на языке Чинукан , народе Molala на каскадном диапазоне на западе, которые выступали в Waiilatpuan и северный пайуте на юг, который выступил с вариантом Shoshoni . [ 2 ]
Народ Тенино исторически вспоминал только одну великую войну с другими народами реки Колумбия, победоносной битвой с Молалой, которая вынудила последнего на другую сторону каскадных гор. [ 2 ] Одна короткая битва также сражалась с Кламатом , группой, которая в противном случае была ценным торговым партнером. [ 2 ] Однако у племени был исторический враг в северном Пайте , и конфликт между двумя группами охарактеризовал антрополога Г.П. Мердока как «эндемичный». [ 2 ]
Экономика
[ редактировать ]До 19-го века группы «Теплые источники» были полу-номадическими народами, которые не привлекали ни сельского хозяйства, ни воспитанием одомашненных пищевых животных. [ 2 ] Рыбалка лосося , охота на игровых животных и собрание диких продуктов питания были важной деятельностью племенных полос. [ 2 ] Труд был дифференцирован на основе пола, когда мужчины занимались охотой и большей частью рыбалки. [ 2 ] Мужчины также произвели все орудия из камня, кости или рога и несут ответственность за вырубку деревьев и запасы дров. [ 3 ] Мужчины производили каноэ для брюмки, используемые для речного транспорта, и построили постоянные зимние жилища. [ 3 ]
Женщины сохранили мясо и рыбу для последующего использования, высушив или курение и участвовали в большей части работы по сбору пищевых продуктов на растительной основе, которые включали ягоды и другие фрукты, корни, желуди и кедро . [ 2 ] Женщины также готовили еду в каждой семейной группе и производили, отремонтировали и отмывали одежду и постельные принадлежности. [ 3 ] Женщины также производили нить, веревку, корзины, сумки и коврики. [ 3 ]
Женщины также были в первую очередь ответственны за проведение торговли с посетителями из других племенных групп, в то время как в конце лета и в осенних вечеринках мужчин периодически направлены на то, чтобы торговать с другими. [ 2 ] Торговый экспорт жителей Тенино включал сушеный лосось, рыбий жир и мех животных. [ 2 ] Импортированные продукты включали корзины, лошадей, рабов, шкур буйволов, перья и раковины. [ 2 ]
Группы «Теплые пружины» не жили в коммунально, а скорее разделились на семейные группы, каждая из которых имела свои собственные жилища. В зимних деревнях, занятых каждый год с ноября по март, [ 2 ] У каждой семьи было два дома - овальная землянка, покрытая землей, которая использовалась для сна, и прямоугольное жилище, построенное над землей, которая была покрыта ковриками и использовалась для приготовления пищи и других дневных занятий. [ 2 ] В летние месяцы, как правило, с апреля по октябрь группа переезжает в реку, где семьи будут строить прямоугольные временные жилища с полюсами и матами. [ 2 ] Они были разделены, с половиной, использованной для сна, в то время как другая половина использовалась в качестве покрытой области для обработки лосося для последующего использования. [ 2 ]
Культура
[ редактировать ]Люди Тенино участвовали в регулярных фестивалях, связанных с получением первых продуктов питания Нового года. Каждый апрель будет отправлена церемониальная вечеринка, чтобы поймать рыбу и собирать корни вапато для большого фестиваля, союзного в деревне Даллес Тенино всеми членами племен, за исключением группы док-Spus, которая празднована отдельно. [ 2 ] Этот ритуал первой рыбы был распространен для большинства коренных американцев на северо -западном побережье Тихого океана и реки Колумбия. [ 4 ]
Как правило, с первыми ритуалами рыб в регионе, один раз был представлен в определенных словесных заклинаниях, чтобы использовать его мастерство, чтобы поймать церемониальную рыбу. [ 4 ] Рыба никогда не должна была прикоснуться к земле, но была заложена на коврике, сделанном из тростника и забита традиционным ножом, а затем была приготовлена в предписанном образом и разделял назначенные члены племенной группы. [ 4 ] После употребления кости должны были быть брошены прямо в воду, чтобы они не были поглощены собаками или другими хищниками, а за едой должны были последовать традиционные песни и танцы. [ 4 ] Обычно считали, что душа первой рыбы вернется вниз по течению к другому лососю и связывает уважительный способ, которым она была захвачена и съедена, тем самым вдохновляя другого лосося, путешествовать вверх по течению, чтобы относиться к такой же чести и уважению. [ 4 ]
После этого фестиваля около половины семей в деревне отправились на охотничье экспедицию на юг, а остальные оставались в летней деревне на реке, ловя и сушили рыбу. [ 2 ]
Каждое июль все сообщество снова собиралось, на этот раз, чтобы принять участие в ягодах и олени в другом летнем праздновании. [ 2 ] После этого фестиваля сообщество снова разделяется, наполовину оставаясь, чтобы поймать и курить лосося, в то время как остальные уходили, чтобы собирать орехи и ягоды и охотиться. [ 2 ] Ридс будет собран для изготовления матов в октябре, после чего последующее расформирование временной летней деревни и возвращение в постоянную зимнюю деревню дальше вглубь страны. [ 2 ]
Взаимодействие с европейскими американцами
[ редактировать ]Люди Тенино были впервые отмечены экспедицией Льюиса и Кларка в конце октября 1805 года, когда несколько членов группы были набраны, чтобы помочь корпусу переносить свои лодки и оборудование вокруг непроходимых водопадов Селило . [ 5 ] Полный день был потрачен на перемещение этих припасов, в то время как развлеченные зрители собрались, чтобы засвидетельствовать зрелище. [ 5 ]
Рядом с Celilo Falls Explorer Уильям Кларк наблюдал традиционный метод сушки, используемый для сохранения лосося:
«После того, как он был достаточно высушен, его мешают между двумя камнями, и помещают в виды корзины, аккуратно сделанную из травы и бросаются лучше, чем два фута в длину, и один диаметр фута, который корзина выстлана с помощью лосося, растянутой и высушенной для цели. Корзины, проводящая часть. [Колумбия] река, а также туземцев внизу ". [ 6 ]
Создание резервации теплых источников
[ редактировать ]
25 июня 1855 года правительство Соединенных Штатов установило индийскую резервацию «Уормира» в рамках договора с четырьмя группами народа Тенино, а также тремя группами соседнего Wasco. [ 2 ] Даллес Тенино, Тайх, Уайам и Док-Спюс были эффективно вынуждены со своей исторической родины до новой резервации в 1857 году, когда в 1858 году следовали группы Wasco и другие соседи, говорящие на Чиукане. [ 2 ] Согласно отчету о резервации 1858-59 гг., Около 850 человек Тенино были перемещены туда к этой дате, а еще 160 членов групп Wyam и Dock-Spus еще не были перемещены. [ 2 ]
Это новое резервирование было расположено на землях, исторически принадлежащих к северному Пайте, и в течение нескольких лет после этого эта группа ответила против их исторических врагов, проводя рейды для лошадей и других форм грабежа. [ 2 ]
В дополнение к резервации люди Тенино имеют право по договору об использовании земель вокруг государственного лагеря, штат Орегон на горе Худ . Центр наследия горы Худа, названный Wiwnu Wash, открылся на Skibowl на горе Худ в 2012 году. [ 7 ]
Тенино люди сегодня
[ редактировать ]Сегодня группы «Теплые пружины» являются частью конфедеративных племен теплых источников . Когда 20 -й век подошел к концу, конфедеративные племена теплых источников насчитывали общее количество членов 3405, в том числе потомки групп племен Тенино, Васко и Северного Пайута. [ 8 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Народы коренных американцев Орегона
- Сахаптин народы
- Тихоокеанские северо -западные индийские войны
- Тенино, Вашингтон
Сноски
[ редактировать ]- ^ Полумесятельное озеро: Археологические поездки в каскадный диапазон Центрального Орегона, стр. 73 FF Wayampam (Tenino)
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v В х и С аа GP Murdock, «Индейцы Тенино», Ethnology, Vol. 19 (1980), с. 129-149; Перепечатано в Дональде М. Хайнсе, Забытые племена: устные истории об Тенино и прилегающих индийских народах реки Мид-Колумбия (1991). Issaquah, WA: Great Eagle Publishing, 1997; С. 18-24.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Мердок (1980), с. 34-35.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Гарольд Э. Драйвер и Уиллам С. Мэсси, Сравнительные исследования индейцев Северной Америки. Филадельфия: Американское философское общество, 1957; пг 256
- ^ Jump up to: а беременный "Индейцы Тенино", National Geographic.com/
- ^ Бернард Девото (ред.), Журналы Льюиса и Кларка (1953). Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin Co., 1981; пг 262. Правописание и пунктуация исправлено молча.
- ^ «Племена« Теплые источники »возвращаются в гору Худ Скибоул, чтобы отпраздновать культурную связь» . 24 сентября 2013 года.
- ^ DL Birchfield, Энциклопедия североамериканских индейцев: том 8. Нью -Йорк: Маршалл Кавендиш, 1999; пг 1029.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джордж У. Агилар -старший, когда река бежала в дикой природе! Индийские традиции в Средней Колумбии и резервации Теплых Спрингс. Портленд, Орегон: издательство Орегона Исторического общества, 2005.
- Катрин Барбер, Смерть Селило -Фолс. Сиэтл, Вашингтон: Университет Вашингтонской прессы, 2005.
- Дональд М. Хайнс, Забытые племена: устные сказки о Тенино и прилегающих индийских странах реки Мид-Колумбия . Great Eagle Publishing Inc., Issaquah, Вашингтон. (1991)
- Джордж П. Мердок, «Заметки о Тенино, Молалле и Пайуте из Орегона», Американская антропология, вып. 40 (1938), с. 395–402.
- Кортленд Л. Смит, лососевые рыбаки из Колумбии. Corvallis, OR: издательство штата Орегон Университет, 1979.
- Роберт Дж. Суфан, Этнологический отчет об индейцах Wasco и Tenino. Нью -Йорк: Garland Publishing, 1974.