Маарет

Dunlop от Maxaret была первой антиблокировочной тормозной системой (ABS), получившей широкое распространение. Представленный в начале 1950-х годов, Maxaret быстро завоевал популярность в мире авиации после того, как испытания показали сокращение тормозного пути на 30%, а также исключение разрывов шин или спусков из-за заносов . Экспериментальные установки на автомобилях и мотоциклах продемонстрировали неоднозначные характеристики, а системы ABS не появлялись на массовых, неспортивных автомобилях до 1970-х годов, когда электронное управление стало более развитым.
Операция
[ редактировать ]Система Maxaret состояла из четырех основных частей, каждая из которых весила всего 4,7 фунта и помещалась в небольшие размеры колеса основного шасси. Система была полностью механической и работала путем измерения относительной скорости двух вращающихся дисков. Первый, «барабан», был окружен резиновым диском и расположен внутри внутренней периферии колеса, так что резина поддерживала прочный механический контакт с колесом. Второе, маховое , крепилось к барабану с помощью односторонней муфты . Обычно при вращении колеса колесо вращало барабан, который вращал маховик, так что все движущиеся части вращались с одинаковой скоростью. [1]
При возникновении заноса колесо останавливалось, а вместе с ним останавливался и барабан. Маховик, приводимый в движение обгонной муфтой, продолжал вращаться. Если относительный угол между барабаном и маховиком достигал 60 градусов, барабан перемещался вперед и нажимал на клапан. Это привело к попаданию тормозной жидкости в резервуар, снижению гидравлического давления и отпусканию тормозов. Как только барабан снова начал вращаться и достиг (замедляющейся) скорости маховика, клапан отпускался и тормоза снова срабатывали. Система могла совершать циклы около десяти раз в секунду и могла удерживать тормоза в общей сложности до четырех секунд, прежде чем резервуар был заполнен. [1]
Использование самолетов
[ редактировать ]У самолетов гораздо меньшее соотношение пятна контакта шин с весом автомобиля, чем у автомобилей, и они работают на гораздо более высоких скоростях. По этим причинам гораздо легче войти в занос самолета из-за чрезмерного торможения, а пороговое торможение практически невозможно, поскольку занос развивается очень быстро. Это делает посадку в неблагоприятных условиях очень сложной и приводит к возникновению многих типичных погодных условий, препятствующих полету. Скользкая погода из-за сильного дождя или даже небольшого снега или льда закроет поле.
В ходе ранних испытаний Avro Canada CF-100 Maxaret позволял безопасно приземляться на взлетно-посадочные полосы, покрытые льдом. [2] Поскольку эксплуатационные требования большинства самолетов определяются наилучшей взлетной или посадочной дистанцией при любых погодных условиях, Maxaret позволил самолетам работать с полной взлетной массой на 15 % выше. [2]
Еще одно преимущество изначально было неожиданным. Тормозной эффект значительно снижается на высоких скоростях; Коэффициент трения между шиной и бетоном составляет от 0,7 до 1,0 при скорости 30 миль в час (48 км/ч), но резко снижается до 0,3–0,5 при скорости 120 миль в час (190 км/ч). [1] Это означает, что при первом приземлении гораздо легче занести, и этот факт заставил пилотов удерживать тормоза до тех пор, пока самолет не опустится окончательно, а затем медленно увеличивать давление, чтобы избежать заноса. В случае с Maxaret они просто применили полное торможение сразу после приземления, зная, что система предотвратит занос. В результате тормозной путь даже в идеальных условиях значительно улучшился – порядка 30%. [1] Более поздняя модификация позволяла пилоту нажать на тормоза перед приземлением, при этом клапан фактически включал тормоза только после того, как колесо хотя бы один раз раскрутилось.
При возникновении заноса шины могут стереться или даже лопнуть. По этим причинам авиационные шины имеют гораздо меньший срок службы, чем автомобильные. Поскольку Maxaret уменьшил занос, распределив его по всей поверхности шины, срок службы шины увеличился. Один из первых тестировщиков так охарактеризовал систему:
При первой посадке взлетно-посадочная полоса была очень влажной, а полная масса самолета как минимум на 12 процентов превышала максимальную посадочную массу. Тормоза удерживались под давлением примерно 1200 фунтов на квадратный дюйм на скорости 80–85 узлов, пока самолет не остановился. Тормозной путь оценивался в 1200 ярдов. Шины были совершенно без опознавательных знаков. Приземляясь ранее на идентичной машине без Максарета и примерно с такой же полной массой, возникли большие трудности с остановкой самолета на расчетном расстоянии в 1600 ярдов при скорости движения тормозного парашюта примерно 70 узлов. В этом случае две шины лопнули, а остальные шесть были повреждены и не подлежали ремонту. [2]
Maxaret, разработанный компанией Dunlop в Великобритании, быстро нашел применение на большинстве военных самолетов Великобритании, таких как Handley Page Victor , BAC TSR.2 , [3] и английская электрическая молния . Гражданские самолеты включали авиалайнеры, такие как Hawker Siddeley Trident . [4] Многие компании последовали этому примеру, выпуская как военные, так и гражданские модели. Одна интересная вариация использовалась на самолете Fokker F-27 , который не имел гидравлической системы, а вместо нее использовал пневматическую систему высокого давления для приведения в действие тормозов, включая противоюзовую систему Maxaret.
Другими самолетами, оснащенными Maxaret, были Avro Vulcan , Vickers Viscount , Vickers Valiant , Folland Gnat , de Havilland Comet 2c , de Havilland Sea Vixen , а также более поздние самолеты, такие как Vickers VC10 , Hawker Siddeley 125 , Hawker Siddeley HS 748 и производные британские самолеты. Aerospace ATP и BAC One-Eleven .
К 1966 году была разработана электронная версия Maxaret под названием Maxaret Mark X. [ нужна ссылка ]
Другое использование
[ редактировать ]Было множество применений Maxaret на различных транспортных средствах, включая экспериментальную установку на Royal Enfield Super Meteor и некоторое серийное использование на полуприцепах .
Наиболее заметным для широкой публики было его использование на Jensen FF , британском спортивном автомобиле , который представил ABS, полный привод и систему контроля тяги . [5] Sports Illustrated назвал его «самым безопасным автомобилем в мире» в статье 1965 года. [6] В этом случае система имела нежелательный побочный эффект; предохранительный клапан подавался непосредственно в главный насос и заставлял педаль тормоза двигаться назад к водителю при ее срабатывании.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Нескользящий , стр. 587
- ^ Перейти обратно: а б с Нескользящий , стр. 588
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 20 февраля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 06 марта 2016 г. Проверено 20 февраля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Робсон
- ↑ Джон Лавси, «Безопасность с волнением: Новый Дженсен». Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine , Sports Illustrated , 8 ноября 1965 г.
Библиография
[ редактировать ]- ( Нескользящий ), «Нескользящее торможение». Архивировано 8 июля 2017 г. в Wayback Machine , Flight International , 30 октября 1953 г., стр. 587-588
- Грэм Робсон, «Британские автомобили от А до Я 1945–1980», Херридж, 2006 г., ISBN 0-9541063-9-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нескользящее торможение. 1953 года Статья о полете на сайте Maxaret.
- Противоюзовый блок Dunlop Maxaret для новых высокопроизводительных самолетов. статья 1954 года Летная о системе Maxaret.
- Устранено «Очистка шин» ... реклама системы Dunlop Maxaret 1954 года.