История хмонгов в Мерседе, Калифорния
этой статьи Фактическая точность может быть поставлена под угрозу из-за устаревшей информации . ( январь 2021 г. ) |
Хмонги Мерседе — крупная этническая группа, проживающая в , Калифорния . По состоянию на 1997 год в Мерседе была высокая концентрация жителей хмонгов по сравнению с его населением. Сообщество хмонгов обосновалось в Мерседе после того, как Данг Моуа, лидер сообщества хмонгов, продвинул Мерсед среди общин хмонгов, разбросанных по Соединенным Штатам. По состоянию на 2010 год в Мерседе проживал 4741 человек хмонгского происхождения, что составляло 6% населения Мерседа. [1]
Культура
[ редактировать ]По состоянию на 1997 год в Мерседе насчитывается четырнадцать кланов хмонгов; это Ченг, Фанг, Ханг, Хер, Конг, Куэ, Ли, Лор, Муа, Тао, Ванг, Вуэ, Сюн и Ян. В результате по состоянию на 1997 год молодые люди легко находили экзогамных партнеров по браку. Хмонги часто переезжают из города в город в Центральной долине . Хмонги, переехавшие в другие места, отправляются в Мерсед на собрания субкланов, подобно тому, как в истории жители хмонгов в Лаосе приезжали в свои родные деревни из деревень-спутников. Из-за манеры хмонгов использовать Мерсед в качестве места собраний субклана, Энн Фадиман, автор книги «Дух ловит тебя, и ты падаешь », сказала: «Иногда мне казалось, что другие города Центральной долины — Фресно , Визалия , Портервилл , Модесто , Стоктон , Сакраменто , Мерисвилл , Юба-Сити — были всего лишь пригородами Мерседа». [2] Из-за наличия большой общины хмонгов легко найти старейшину клана хмонгов для посредничества в спорах, txiv neeb , травника хмонгов и игрока в кидж . Поскольку по состоянию на 1997 год бамбук нечасто встречается в Мерседе, киджи часто изготавливаются из водопроводных труб из ПВХ . [2]
Начало поселения
[ редактировать ]Хмонги начали селиться в Мерседе в 1970-х и 1980-х годах. [3] Хмонги заселили Мерсед и другие районы Центральной долины Калифорнии после завершения гражданской войны в Лаосе , когда коммунистические силы победили и начали притеснять хмонгов, сражавшихся на антикоммунистической стороне Соединенных Штатов. Хмонги бежали в лагеря беженцев в Таиланде , а затем перебрались в другие части мира, например, в США . [4] Франция и Австралия. [ нужна ссылка ]
Члены общины хмонг поселились в Мерседе, потому что Данг Моуа, лидер общины и бывший секретарь-машинистка посольства США в Лаосе , продвигал Мерсед. Фадиман сказал, что с точки зрения хмонгов Муа «имеет такое же отношение к Мерседу, какое Дэниел Бун имел к Кентукки или Крысолов имел к холму Коппельберг». [5] Когда Моуа переехал в Соединенные Штаты, он первоначально жил в Ричмонде, штат Вирджиния . Там он исследовал климат, урожайность сельскохозяйственных культур и состояние почвы в других штатах. Брат Муа, житель Южной Калифорнии , рассказал ему, что в Центральной долине хорошая погода и множество этнических групп. Через социальную сеть сообщества хмонгов Муа узнал, что генерал Ванг Пао планировал купить фруктовое ранчо недалеко от Мерседа. В результате Моуа уехал в Мерсед, [6] прибыл туда в середине апреля 1977 года. Хотя план Ванга купить фруктовое ранчо не увенчался успехом, сообщество хмонгов распространило положительные отзывы о Мерседе, и люди хмонгов со всех концов Соединенных Штатов приехали в Мерсед. [7] Эрик Кристал, антрополог, выразил удивление по поводу того, что хмонги приблизились к Мерседу; он сказал репортеру Merced Sun-Star : «Это было просто дико! Вы видели эти арканзасские тарелки и все такое на улицах, я имею в виду, что они просто сыпались отовсюду!» [8] Из-за ранее существовавшего поселения хмонгов в Мерседе, Мерсед оставался излюбленным местом для мигрантов-хмонгов. [9]
В апреле 1982 года в округе Мерсед проживало 1800 человек хмонг. 19 октября 1982 года официальные лица округа Мерсед заявили, что в округе проживает 5800 хмонгов, причем большинство из них прибыли в течение шести месяцев с того дня. Майк Конвей из Merced Sun-Star сказал, что официальные лица заявили, что «они, возможно, недооценивают общую сумму». [10]
Хмонги считали Мерсед фермерским сообществом, но обнаружили, что земля принадлежит другим людям, и они не могли заниматься сельским хозяйством. [3] Многие хмонги, приехавшие в Мерсед, стали безработными; они не могли получить высококлассную работу в сельском хозяйстве, потому что недостаточно говорили по-английски , а мексиканские мигранты уже занимали низкооплачиваемые рабочие места в сельском хозяйстве. Хмонги прибыли, когда в начале 1980-х годов Мерсед начал переживать экономический спад. [11] В октябре 1982 года беженцы-хмонги, находившиеся в округе Мерсед, не оставались в округе достаточно долго, чтобы получить право на получение пособий по безработице. Они не были учтены в уровне безработицы округа, составляющем 13,5%, что представляло собой 8000 безработных, уже существовавших до прибытия беженцев. На заседании Наблюдательного совета округа Мерсед членам совета сообщили, что добавление хмонгов в состав рабочей силы усилило расовую напряженность в округе Мерсед. [10]
Кристал сказала репортеру Merced Sun-Star , по словам Анны Фадиман, автора книги « Дух ловит тебя, и ты падаешь », что для языка хмонг было «необычным» присутствие в Мерседе, когда пятнадцатью годами ранее Судя по заявлениям Кристала, этот язык практически незначительно присутствовал во всем западном мире . [12]
Созревание поселения
[ редактировать ]Когда хмонги жили в Мерседе, они купили землю и начали заниматься сельским хозяйством. Кроме того, по мере продолжения присутствия хмонгов появились банды хмонгов , которые начали совершать преступления. Когда в 1996 году был принят Закон о личной ответственности и возможностях трудоустройства , некоторые хмонги покинули Мерсед и поселились в Миннесоте , Северной Каролине и Висконсине . Когда женщины хмонг впервые приехали в Соединенные Штаты, они часто выходили замуж в 14 или 15 лет. В 1990 году среднестатистическая женщина-хмонг в Мерседе имела 8,5 детей. К 2000 году у среднестатистической женщины хмонгов было трое детей. Женщины начали посещать университеты и завершать образование, прежде чем выйти замуж. [3]
К 1997 году в Мерседе проживало около 61 000 жителей. Из них более 12 000 были хмонгами, что составляло около 1/5 населения Мерседа. [13] Фадиман сказал, что из-за концентрации жителей хмонгов по сравнению с населением Мерседа Мерсед был «самым густонаселенным местом хмонгов в Соединенных Штатах». [2] По состоянию на 1997 год во Фресно, Калифорния , и в районе Миннеаполис – Сент-Пол проживало больше хмонгов, чем в Мерседе, но в Мерседе была более высокая концентрация жителей хмонгов, чем в этих двух местах. Блиа Яо Моуа, лидер хмонгов в этом районе, сказал, что концентрация хмонгов в Мерседе «позволяет нам сохранить здесь больше культуры хмонгов, чем во Вьентьяне ». [2]
Примерно в 2004 году в район Мерседа должно было прибыть около 700 беженцев-хмонгов. [14] Они были выходцами из Ват Там Крабок , где нашли убежище в центральном Таиланде . [14] [15] По состоянию на июнь 2004 года большинство ожидаемого приезда населения плохо говорило по-английски и имело мало образования. Более половины этого населения достигло возраста, позволяющего посещать начальную и среднюю школу. [15]
Согласно статье Anchorage Daily News 2006 года о мегаполисах Соединенных Штатов, перепись населения США 2000 года показала, что Большой Мерсед занимает пятое место по численности населения хмонгов с населением 6 148 человек. [16]
Из-за безработицы многие хмонги покинули Мерсед в период с 2006 по 2008 год; некоторые отправились на Аляску, чтобы работать в таких отраслях, как ловля крабов и рыболовство, которые не требовали большого знания английского языка . Доктор Лонг Тао, врач-хмонг из Мерседа, цитируемый в статье Merced Sun-Star за 2008 год , подсчитал, что в Мерседе проживает 8 000 хмонгов, что примерно вдвое меньше, чем в 1988 году (15 000). [3]
Экономическая деятельность
[ редактировать ]В 1988 году Торговая палата округа Мерсед подсчитала, что сообщество Юго-Восточной Азии в округе Мерсед, в котором проживало более 10 000 человек, ежегодно тратило 25 миллионов долларов. Лидер общины хмонг Данг Моуа подсчитал, что если каждый беженец из Юго-Восточной Азии будет тратить 1 доллар в день, то сумма, потраченная сообществом Юго-Восточной Азии на ежегодной основе, составит 36,5 миллиона долларов. Моуа сказал, что, поскольку компании региона Мерсед недостаточно активно привлекают рынок беженцев Юго-Восточной Азии, каждый год миллионы долларов покидают сообщество Мерсед. [17]
С 1997 года Торговая палата Мерседа распространила туристическую брошюру, на которой изображена женщина-хмонг, держащая овощи. [18]
Социальные услуги
[ редактировать ]Merced Lao Family Community Inc., По состоянию на 2004 год некоммерческая организация действующая с 1983 года, является основной организацией поддержки, предоставляющей социальные услуги народу хмонг. [19]
СМИ
[ редактировать ]Канал кабельного телевидения Channel 11 дважды в неделю транслирует информационные программы для сообщества хмонгов. [20] Радиостанция KBIF 900 AM, расположенная во Фресно, Калифорния и обслуживающая Мерсед, транслирует программы, ориентированные на народ хмонг. По состоянию на 2004 год сотрудники радиостанции заявляют, что радиостанцию слушают 95% местного сообщества хмонгов. [21]
Политика
[ редактировать ]В 2014 году Пол К. Ло получил назначение на должность судьи Верховного суда округа Мерсед, что сделало его первым американским судьей-хмонгом. Ло прибыла в США как беженка. [22]
Здравоохранение
[ редактировать ]По состоянию на 2009 год каждый день в Медицинском центре Мерси Мерсед в Мерседе принимают четырех новых пациентов-хмонгов. [23]
Примерно в 1989 году население хмонгов Мерседа испытывало трудности с общением с медицинским учреждением первичной больницы Мерседа из-за языковых и культурных барьеров. [24] Мириам Э. Уорнер и Мэрилин Мочел, авторы книги «Хмонг и система оказания медицинской помощи в Мерседе», заявили в 1998 году, что «невосприимчивость поставщиков услуг и учреждений к языковым потребностям пациентов из Юго-Восточной Азии посылает громкий негативный сигнал о доступе к медицинской помощи». заботу об этнических общинах округа Мерсед». [25] Они заявили, что медицинские работники в округе не были осведомлены об истории пациентов хмонгов во время гражданской войны в Лаосе и об опыте, полученном во время этой войны. Кроме того, они заявили, что поставщики медицинских услуг не были осведомлены о верованиях хмонгов и что пациентам-хмонгам было трудно выражать и делиться своей системой убеждений. [25]
книге Дух ловит тебя, и ты падаешь» В Энн Фадиман « 1997 года рассказывается об уходе за Лией Ли, ребенком хмонг в системе здравоохранения Мерседа. В книге обсуждаются различия, с которыми сталкиваются хмонги в Мерседе при доступе к медицинской помощи. Благодаря книге сформировалось несколько групп, намеревающихся улучшить медицинское обслуживание населения хмонгов. [26] Книга также побудила больницу (тогдашний Медицинский центр Саттер Мерсед) активизировать усилия по работе с сообществом хмонгов. Больница наняла дополнительных сотрудников, в том числе сотрудников хмонгов. Он также получил гранты на сумму 246 000 долларов США на межкультурное обучение. [24]
Департамент общественного здравоохранения Мерседа начал программу MATCH (Мультидисциплинарный подход к межкультурному здоровью), намереваясь привлечь пациентов-хмонгов в систему здравоохранения. [27]
В 2009 году Медицинский центр Милосердия начал официально разрешать шаманам-хмонгам проводить сокращенные церемонии для пациентов-хмонгов. [28] Благодаря программе сертифицированные шаманы-хмонги имеют такой же доступ к пациентам, как и представители духовенства. Разрешение шаманов-хмонгов, первая официальная медицинская политика в отношении народа хмонг в Соединенных Штатах, было частью национальной тенденции использовать культурные традиции пациентов для адаптации к ним медицинской помощи. [29] Программа была создана для повышения доверия между медицинскими работниками и народом хмонг. [23]
К 2011 году МАТЧ провела опрос, чтобы проверить уровень медицинского страхования среди общины хмонгов в Мерседе. Из 106 семей 60% заявили, что они заинтересованы в подаче заявления на участие в программе здравоохранения «Программа здравоохранения для малоимущих», 53% имели взрослых, не охваченных медицинской страховкой, а 15% имели детей до 18 лет, которые не были охвачены медицинской страховкой. [30]
Образование
[ редактировать ]В январе 1983 года 10% учащихся школьного округа города Мерсед (MCSD), округа начальной и средней школы Мерседа, составляли азиаты. Большинство этих студентов были беженцами из числа этнических хмонгов. Менее чем за два года, закончившиеся в январе 1983 года, более 750 студентов-беженцев из числа хмонгов и лаосцев поступили в MCSD. [31] Дэйв Смолл, суперинтендант MCSD, сказал, что это число «размером с одну школу, причем школу приличного размера». [10] В то время у штата Калифорния не было достаточных средств для финансирования строительства новой школы, и округ опасался ее переполненности. Для обучения новых учеников в округе использовались переносные классы. [31] Из-за переполненности школьным системам пришлось увеличить размеры классов, и некоторые учебные заведения столкнулись с перенапряжением. [10]
Системы государственных школ в Мерседе также столкнулись с трудностями в финансировании программ английского как второго языка (ESL) для своих новых учеников. Северный кампус средней школы Мерсед , школьное подразделение округа средней школы Мерсед-Юнион (MUHSD), школьного округа Мерсед, внезапно принял более 200 учеников-беженцев-хмонгов, почти все из которых обучались по программам ESL. В период с весны 1982 года в северном полушарии по январь 1983 года школа удвоила объем своей программы ESL. [31]
Новые ученики хмонгов, прибывшие в систему государственных школ Мерседа, имели разный уровень успеваемости, и многие из них не знали письменных языков . У многих из новых учеников государственных школ Мерседа были инфекции внутреннего уха, которые привели к степени глухоты, что потребовало от округа зачисления их в классы специального образования. Энн Симпсон, заместитель директора школы Merced High North, сказала, что многие ученики хмонги ценят образование и почти идеально посещают школу. [31]
Колледж Мерсед объявил, что начнет предлагать курсы языка хмонг в 1987 году. [32] Это было одно из первых учебных заведений США, предлагающих курсы языка хмонг. [33]
По словам Йонаса В. Вангая ( Na Vaj [34] или Ванг На [35] ), координатор колледжа Мерсед в Юго-Восточной Азии, в период с 1985 по 1988 год 75% выпускников средних школ хмонгов были мужчинами. В ноябре 1990 года в МУЗСР обучалось 1057 студентов юго-восточного азиатского происхождения, в том числе 597 мальчиков и 460 девочек. В то время набор в средние школы среди хмонгов имел большой гендерный дисбаланс, поскольку девочек-хмонгов вынуждали выходить замуж в относительно раннем возрасте. У хмонгов существовала культурная традиция, требующая, чтобы девушки выходили замуж в тот момент, когда они начинают с кем-то встречаться. [33]
По состоянию на 2004 год в школьных округах Мерседа есть преподаватели, говорящие на языке хмонг, и парапрофессионалы, которые обслуживают население хмонг. В общественном колледже Мерседа и в двух его основных средних школах есть классы по культуре и языку хмонгов. [19] В период с начала 1980-х по 2004 год MCSD приобрел опыт работы с культурой хмонгов, что позволило ему более эффективно обслуживать население. [15] По состоянию на тот же год в двух крупнейших библиотеках Мерседа есть книги на английском и хмонгском языках, описывающие культуру, историю и язык хмонгов. [19]
Примерно в июле 2004 года MCSD ожидал, что от 150 до 200 детей из числа беженцев, покинувших закрывающийся лагерь беженцев в Таиланде, пойдут в районные школы. Округ использовал грант для бездомных учащихся, чтобы профинансировать различные рюкзаки, наполненные школьными принадлежностями, для передачи новым беженцам. [14] По состоянию на июнь 2004 года в отправляющем учеников лагере Ват Там Крабок менее 25% детей посещали школу, поскольку обучение в школе было платным. Студенты выучили хмонг и тайский язык и очень мало учили английскому. В округе MCSD открыта отдельная школа, чтобы беженцы-хмонги могли получить интенсивное образование на английском языке. [15] В августе 2004 года MCSD открыл Языковую академию для новичков, специальную школу для вновь прибывших иммигрантов-хмонгов. Школа обслуживала от детского сада до 8-го класса и использовала портативные устройства в школе Бербанка. В конце 2004–2005 учебного года в нем обучалось 133 ученика, а в марте 2006 года — 215 учеников. [36] Первоначально планировалось открыть школу на базе начальной школы Дона Стоуэлла на юге Мерседа. Примерно в июне 2004 года МУССР также готовилось к прибытию новых беженцев. [15]
Преступление
[ редактировать ]К середине 1980-х годов банды хмонгов начали появляться в Центральной долине Калифорнии. Фадиман заявила, что полицейские сказали ей, что по сравнению с бандами чернокожих и латиноамериканцев в Мерседе, банды хмонгов в Мерседе с большей вероятностью владеют и используют пистолеты. [37] В своей книге, опубликованной в 1997 году, Фадиман написала, что жители Мерседа, которые не любили хмонгов, не сосредотачивали свое внимание на бандах хмонгов, а вместо этого обратили свое внимание на «меньшие и более странные преступления». [37]
Реакции
[ редактировать ]Жители Мерседа часто воспринимали хмонгов как причину экономических проблем, потому что по состоянию на 1997 год гораздо большая часть хмонгов получала пособие, чем белые американцы и латиноамериканцы (их численность велика, но не процент). Другие факторы способствовали экономическому кризису региона Мерсед. Энн Фадиман , автор книги «Дух ловит тебя, и ты падаешь» , заявила, что жители Мерседа были видимы жителями хмонгов, в то время как абстрактные экономические факторы не были видны, поэтому жители Мерседа сосредоточили свое внимание на хмонгах. [38]
К октябрю 1982 года в результате внезапного появления и увеличения численности населения хмонгов несколько должностных лиц региона Мерсед, штат Калифорния, выразили удивление, и Наблюдательный совет округа Мерсед провел заседание по оценке потребностей в социальных услугах нового населения хмонгов. Фред Вак, председатель правления, сказал: «Проблема не в беженцах как таковых, а в деньгах и издержках, которые за этим следуют». [10]
Семь из десяти жителей округа Мерсед проголосовали за Предложение 187 . Основываясь на этой статистике, Фадиман пришел к выводу, что «даже легальных иммигрантов вряд ли примут с распростертыми объятиями». [38] Некоторые группы в Мерседе благосклонно относились к хмонгам, в том числе местные церкви и группа хорошо образованных профессионалов, включая политически либеральных переселенцев из других городов США. [38]
Джон Каллен, директор Агентства социальных служб Мерсед, сказал: «Мерсед WASPy ». уже много лет является довольно консервативным сообществом [39] Каллен сказал, что в то время как другие этнические группы просачивались в Мерсед в течение длительного периода времени, хмонги пришли «одним большим натиском» и стали «толчком для системы», «неизбежно» вызвав «более бурную реакцию». [39] Каллен заявил: «Я думаю, что реакция Мерседа на хмонгов - это вопрос воды, затопившей лодку, а не вопрос расизма». [39] Вспоминая случай, о котором ей рассказал Данг Моуа, Фадиман сказала, что в некоторых случаях расизм является фактором приема хмонгов. [39] Данг считал, что оскорбивший его человек был ветераном войны во Вьетнаме , который принял его за вьетнамца и поэтому воспринял Данга как врага. Фадиман сказал, что «гипотеза Данга не так уж неправдоподобна, как кажется», поскольку многие в Мерседе спутали хмонгов с этническими вьетнамцами. [40] Бывший мэр Мерседа Марвин Уэллс заявил на обеде в Торговой палате, что «вьетнамские беженцы» являются «проблемой» для Калифорнии. [40] Фадиман добавил, что по состоянию на 1997 год «нередко можно услышать, как хмонгов называют « лодочными людьми », хотя Лаос не имеет выхода к морю, и «единственной лодкой, которую большинство хмонгов, вероятно, видели, был бамбуковый плот, на котором они плыли под водой». огонь через реку Меконг ». [40]
По мере того, как поселение хмонгов росло, а дети хмонгов приобретали навыки английского языка, общее отношение города к хмонгам стало более терпимым. [3]
Статьи о хмонгах в газете Merced Sun-Star
[ редактировать ], когда хмонги впервые прибыли, По словам Анны Фадиман местная газета « Мерсед Сан-Стар » «относилась к вновь прибывшим как к экзотическим гостям». [11] Поскольку слово «хмонг» в то время не встречалось в словарях, в новостных статьях слово «хмонг» не упоминалось. Когда хмонги обосновались, газета начала называть хмонгов «беженцами» и публиковать заголовки, посвященные использованию хмонгами социальных услуг. [11] С 1997 года у Sun-Star есть «страница культурного разнообразия». [18]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Американский FactFinder , перепись населения США.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фадиман (1997 : 227 )
- ^ Перейти обратно: а б с д и Райтер, Кэрол. « Хмонги ищут жизнь в Мерседе, Калифорния. Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine ». Мерсед Сан-Стар на радио Suab Hmong Radio . 29 января 2008 г. Проверено 20 сентября 2010 г.
- ^ Warner & Mochel (1998 : 8)
- ^ Фадиман (1997 : 229 )
- ^ Фадиман (1997 : 230 )
- ^ Фадиман (1997 : 231 )
- ^ Фадиман : 231-232 ( 1997 )
- ^ Warner & Mochel (1998 :9)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Конвей, Майк. « Влияние беженцев на жизнь округа изучается ». Мерсед Сан-Стар . Вторник, 19 октября 1982 г. Том 151 (CLI), № 169. Получено из Новостей Google (1 из 20) 11 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фадиман (1997 : 232 )
- ^ Фадиман (1997 : 228 )
- ^ Фадиман (1997 : 24 )
- ^ Перейти обратно: а б с Карлсон, Шери. «Студенты пытаются облегчить переход хмонгов». Мерсед Сан-Стар . Четверг, 15 июля 2004 г. Местный номер A01.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Карлсон, Шери. «Иммиграция: хмонгов ждут уроки обучения» Мерсед Сан-Стар . Вторник, 8 июня 2004 г. А1. Проверено 12 марта 2012 г.
- ^ О'Мэлли, Джулия. « Хмонг и мормон ». Анкоридж Дейли Ньюс . Воскресенье, 8 октября 2006 г. А1. Проверено 13 марта 2012 г.
- ^ « Маркетинговое сообщение ». Мерсед Сан-Стар . Вторник, 5 июля 1988 г. Страница 8 Мнения. Получено из Новостей Google (159 из 169) 12 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фадиман (1997 : 234 )
- ^ Перейти обратно: а б с Уизерс (2004 : 429)
- ^ Уизерс (2004 : 429–430)
- ^ Уизерс (2004 : 430)
- ^ « Пол Ло, от беженца-хмонга до калифорнийского судьи » ( Архив ). Национальное общественное радио . 16 января 2004 г. Проверено 6 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Патрисия Ли. « Врач от болезней, шаман души ». Нью-Йорк Таймс . 19 сентября 2009 г. Проверено 12 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дженнингс, Ральф. « БОЛЬНИЦА МЕРСЕД ИСПОЛНЯЕТ КУЛЬТУРНЫЕ РЕЦЕПТЫ ». Модесто пчела . Воскресенье, 21 марта 1999 г. B3. Проверено 12 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уорнер и Мочел (1998 :11)
- ^ Райтер, Кэрол. « Решение проблем в сфере здравоохранения хмонгов ». Мерсед Сан-Стар . Пятница, 14 мая 2010 г. Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ Warner & Mochel (1998 :12)
- ^ Андерсон, Барбара. « Медицинский центр Merced's Mercy открывает свои двери для шаманов-хмонгов ». Модесто пчела . Понедельник, 19 октября 2009 г. Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ Ванг 154 .
- ^ Амаро, Есения. « Некоммерческая организация Merced стремится обеспечить хмонгам медицинскую помощь ». Мерсед Сан-Стар . Суббота, 10 марта 2012 г. Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д « Учащиеся-беженцы заполняют школы ». Мерсед Сан-Стар . Пятница, 21 января 1983 г. Страница 6. Получено из Новостей Google (26 из 35) 11 марта 2012 г.
- ^ « КОЛЛЕДЖ МЕРСЕД, ПРЕДЛАГАЮЩИЙ КУРС ЯЗЫКА ХМОНГ ». Фресно Би . 10 декабря 1987 г. Проверено 29 ноября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Том, Джо. « У ДЕВОЧЕК ХМОНГ ВЫСОКИЙ ПРОЦЕСС ОТБУЖДЕНИЯ ». Фресно Би . Воскресенье, 11 ноября 1990 года. Метро B2. Проверено 12 марта 2012 г.
- ^ Смолли, Уильям Аллен, Чиа Коуа Ванг ( Обмен Куам Вадж ) и Гния Йи Ян ( Йиг Йи Яг ). Мать письменности: происхождение и развитие мессианского письма хмонгов . Издательство Чикагского университета , 15 мая 1990 г. 205 . Получено из Google Книги 12 марта 2012 г. ISBN 0226762866 , 9780226762869.
- ^ Фадиман (1997 : 248 )
- ^ Ягер, Доан. « Молодые студенты изучают американские обычаи ». Мерсед Сан-Стар . Понедельник, 6 марта 2006 г. А1. Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фадиман, с. 240.
- ^ Перейти обратно: а б с Фадиман (1997 : 233 )
- ^ Перейти обратно: а б с д Фадиман (1997 : 235 )
- ^ Перейти обратно: а б с Фадиман (1997 : 236 )
Ссылки
[ редактировать ]- Фадиман, Энн (1997), Дух ловит вас, и вы падаете , Фаррар, Штраус и Жиру - ссылки в Google Книгах приводят к изданию от 30 сентября 1998 года, опубликованному Macmillan, ISBN 1429931116 , 9781429931113.
- Уорнер, Мириам Э; Мочел, Мэрилин (1998), «Хмонг и здравоохранение в Мерседе, Калифорния» (PDF) , Hmong Studies Journal , 2 (2): 30, заархивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2014 г. , получено 28 ноября, 2010 год
- Уизерс, Андреа К. (2004), «Язык хмонг и сохранение культуры в Мерседе, Калифорния» , Bilingual Research Journal , 28 (3): 299–318, doi : 10.1080/15235882.2004.10162624 , S2CID 144971394
- Ванг, Чиа Юи (2010), Америка хмонгов: реконструкция сообщества в диаспоре , University of Illinois Press
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вангай, Йонас ( На Вай или Ванг На). Культурные установки родителей хмонгов и гендерный дисбаланс среди выпускников средней школы хмонг-Мерсед . Компания Mong Pheng Community Inc., 1989.