Король Му Чжоу
Король Му Чжоу Король Му Чжоу | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Король династии Чжоу | |||||||||
Царствование | 976 г. до н.э. – 922/18 г. до н.э. | ||||||||
Предшественник | Король Чжао из Чжоу | ||||||||
Преемник | Король Гун Чжоу | ||||||||
Рожденный | Джи Ман (Джи Ман) | ||||||||
Умер | 922/18 г. до н.э. | ||||||||
Супруг | Ван Цзуцзян Шэн Цзи | ||||||||
Проблема | Цзи Иху, король Чжоу Гун Цзи Бифан, король Чжоу Сяо Баоцзун, виконт Сюй Шуци | ||||||||
| |||||||||
Дом | Из | ||||||||
Династия | Чжоу ( Западный Чжоу ) | ||||||||
Отец | Король Чжао из Чжоу | ||||||||
Мать | Королева Фанг |
Король Му Чжоу | |||
---|---|---|---|
Посмертное имя | |||
китайский | Чжоу 穆Король Му | ||
Буквальный смысл | Торжественный король Чжоу | ||
|
Король Чжоу Му ( китайский : 周穆王 ; пиньинь : Чжоу Му Ван ), личное имя Цзи Ман , был пятым королем династии Чжоу в Китае. Даты его правления — 976–922 до н. э. или 956–918 до н. э. [1] [2]
Жизнь
[ редактировать ]
Король Му взошел на трон после смерти своего отца, короля Чжао , во время его путешествия на юг. Король Му был, пожалуй, самым важным королем династии Чжоу, правил почти 55 лет, начиная с ок. 976 г. до н.э. – ок. 922 г. до н.э. Му был скорее амбициозным, чем мудрым, но он смог провести реформы, которые изменили характер правительства Чжоу, превратив его из наследственной системы в систему, основанную на заслугах и знании административных навыков. [3]
Во время правления Му династия Чжоу была на пике своего развития, и Му пытался искоренить захватчиков в западной части Китая и в конечном итоге расширить влияние Чжоу на восток. В разгар своей страсти к завоеваниям он повел огромную армию против народа Цюаньжун , населявшего западную часть Китая. Его путешествия позволили ему связаться со многими племенами и побудить их либо присоединиться под знаменем Чжоу, либо быть побежденными в войне с его армией. Эта экспедиция могла оказаться скорее неудачей, чем успехом, судя по тому, что он привез с собой только четырех белых волков и четырех белых оленей. Таким образом, непреднамеренно и непреднамеренно он посеял семена ненависти, кульминацией которой стало вторжение в Китай тех же племен в 771 г. до н.э. На тринадцатом году жизни Сюй Жун, вероятно, государство Сюй на юго-востоке, совершило набег на восточную столицу Фэнхао . Война, похоже, закончилась перемирием, в результате которого государство Сюй получило землю и власть в обмен на номинальное подчинение.
Однако, несмотря на его успех, традиционная историография относилась к нему неоднозначно. В то время как некоторые хвалят его победы над Цюаньжун, другие критикуют его за то, что с того времени четвертое пограничное государство больше не вступало в отношения с династией Чжоу. Тем не менее, Шан Шу приписывает ему создание первого систематического юридического кодекса в Китае.
В повествованиях упоминалось, что Му дожил до 105 лет и путешествовал на мифическую гору, известную как Куньлунь ; популярным более поздним произведением является « Сказание о царе Му, Сыне Неба ».
Его преемником стал его сын, король Чжоу Гун .
В мифологии
[ редактировать ]Один китайский миф рассказывает историю о Му, который мечтал стать бессмертным . [4] [5] [6] Он был полон решимости посетить божественный рай Куньлунь и попробовать Персики Бессмертия . Отважный возничий по имени Заофу на своей колеснице доставил короля к месту назначения. [7] В романе четвертого века до нашей эры « Сказание о короле Му, сыне неба» описывается визит Му к королеве-матери Запада. [8] [9] Поэт поздней династии Тан Ли Шанъинь пересказал эту историю в стихотворении из четырех строк. [10]
Автомат
[ редактировать ]» III века до нашей эры В тексте « Льецзы есть любопытное описание автоматов, связанное с гораздо более ранней встречей Му Чжоу с инженером-механиком, известным как Ян Ши, «ремесленником». Последний с гордостью преподнес королю фигуру своего механического «творения рук» в натуральную величину:
Король в изумлении уставился на фигуру. Оно шло быстрыми шагами, двигая головой вверх и вниз, так что любой мог принять его за живого человека. Мастер коснулся его подбородка, и он начал петь совершенно в такт. Он коснулся его руки, и он начал позировать, сохраняя идеальный такт... Когда представление подходило к концу, робот подмигнул глазом и заигрывал с присутствовавшими дамами, после чего король пришел в ярость и хотел, чтобы Йен Ши (Янь Ши) казнили на месте, если бы последний в смертельном страхе не разобрал робота на части, чтобы тот увидел, что же это такое на самом деле. И действительно, это оказалась всего лишь конструкция из кожи, дерева, клея и лака, окрашенная в разные цвета: белый, черный, красный и синий. Внимательно осмотрев его, царь нашел все внутренние органы целыми: печень, желчь, сердце, легкие, селезенку, почки, желудок и кишечник; и снова над ними мускулы, кости и конечности с их суставами, кожей, зубами и волосами, все они искусственные... Король попробовал эффект удаления сердца и обнаружил, что рот больше не может говорить; он отнял печень, и глаза уже не могли видеть; он отобрал почки, и ноги потеряли способность передвигаться. Король был в восторге. [11]
Семья
[ редактировать ]Королевы:
- Ван Цзу Цзян из Цзян клана
Наложницы:
- Шэн Цзи из клана Цзи из Чэна ( 盛姬 姬姓 ), член королевской семьи Чэн по рождению; похоронен с королевскими почестями
Сыновья:
- Наследный принц Иху ( 太子繄扈 ; ум. 900 до н.э.), правил как король Чжоу Гун с 921 по 900 до н.э.
- Принц Бифанг ( Prince Bifang ; ум. 886 до н.э.), правил как король Сяо Чжоу с 891–886 до н.э.
- Принц Баоцзун Сюй , правил виконтом .
Дочери:
- Дочь, чье личное имя Шуцэ ( 叔㛗 )
Родословная
[ редактировать ]Король Чжэн Чжоу (1060–1020 до н.э.) | |||||||||||||||
Король Чжоу Кан (1040–996 до н.э.) | |||||||||||||||
Ван Си | |||||||||||||||
Король Чжао из Чжоу (1027–977 до н.э.) | |||||||||||||||
Ван Цзян | |||||||||||||||
Король Чжоу Му (992–922 до н.э.) | |||||||||||||||
Королева Фанг | |||||||||||||||
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кембриджская история Древнего Китая
- ^ Источники истории Западной Чжоу: бронзовые сосуды с надписями Эдварда Л. Шонесси
- ^ Чин, Аньпин . (2007). Настоящий Конфуций . Скрабнер. ISBN 0-7432-4618-7
- ^ Мэтью, Реми. Ле Му Тяньцзы Чжуань . п. 198.
- ^ Ниенхаузер, «Происхождение китайской литературы», с. 201
- ^ Нидхэм, Джозеф (1986). Математика и науки о небе и земле . Наука и цивилизация в Китае. Том. 3. Тайбэй: Пещерные книги.
- ^ Портер, Дебора Линн (1996). От потопа к дискурсу: миф, история и поколение китайской художественной литературы . СУНИ Пресс.
- ^ «Му Тяньцзы чжуань 穆天子傳 «История царя Му, Сына Неба» » . CHINAKNOWLEDGE – универсальный справочник по китаеведению . Проверено 3 ноября 2010 г.
- ^ Шонесси, Эдвард Л. (2006). Переписывание ранних китайских текстов . СУНИ Пресс.
- ^ Ли Шанъинь (1705 г.), «瑤池», в Пэн Динцю (彭定求); и др. (ред.), Полная поэзия Тан Вся поэзия Тан , том 539 , получено 11 августа 2022 г. [ источник, созданный пользователем ]
- ^ Нидхэм, Том 2, 53.
Ссылки
[ редактировать ]- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 2 . Тайбэй: Caves Books Ltd.