Ша-Ю-он
Ша-Ю-он | |
---|---|
Год | в . 750 г. до н.э. |
Середина | Лепнина и полихромное дерево |
Предмет | Саркофаг и мумия |
Размеры | 1,58 м (62 дюйма) |
Состояние | Разрушен |
Расположение | Национальный музей , Рио-де-Жанейро |
Присоединение | 1876 |
Ша-Амун-эн-су ( Древний Египет : плодородные поля Амона ) — египетская жрица и певица, жившая в Фивах в первой половине VIII века до нашей эры , отвечавшая за церемониальные обязанности в Карнакском храме , посвященном бог Амон . Ша-Амун-эн-су был хесетом , то есть членом ведущей группы певцов, выполнявших ритуальные функции, действовавших в храме Амона. После ее смерти, которая, по оценкам, наступила примерно в 50-летнем возрасте, певицу мумифицировали и поместили в саркофаг, сделанный из лепнины и полихромного дерева. С момента запечатывания, более 2700 лет назад, саркофаг Ша-Амун-ан-су ни разу не открывался на протяжении всей его истории, сохраняя внутри мумии певца, что придавало ему исключительную редкость. [ 1 ]
Саркофаг и его мумия были подарены бразильскому императору Дому Педро II во время его второго путешествия в Египет в 1876 году хедивом Исмаилом -пашой . Они стали экспонатами, выставленными во дворце Сан-Кристован , объединяя частную коллекцию Педро II до Провозглашения Республики в 1889 году, когда они стали частью египетской коллекции Национального музея Рио -де-Жанейро . Однако масштабный пожар в музее 2 сентября 2018 года уничтожил саркофаг и мумию, а также почти все археологические артефакты, находящиеся в постоянной экспозиции. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]
Ша-Амон-ан-су родился около 800 г. до н.э., во времена Двадцать второй династии Египта . Ее имя и почти все сведения о ее жизни взяты из иероглифических надписей на ее саркофаге.
Известно, что она была «певицей святилища Амона», то есть певицей со жреческими поручениями на службе в Карнакском храме в древнем городе Фивы (ныне Луксор ), посвященном богу Амону . Фивы были одним из важнейших религиозных центров Древнего Египта, объединявшим комплекс храмов и сотни рабочих, среди которых были священники, писцы, певцы, музыканты, менеджеры и служащие, а главным храмом был Карнак. [ 3 ] [ 1 ] [ 4 ]
В святилище Амона было несколько категорий жреческих певцов. Ша-Амун-эн-су принадлежала к основной группе, называемой Хесет , женщин, выполнявших ритуальные функции и певших гимны в честь бога Амона на священных церемониях и праздниках либо в качестве солисток, либо в сопровождении женских хоров. Традиция хэсет существовала в Фивах между 9 и 6 веками до нашей эры. Помимо пения религиозных гимнов, они отвечали за помощь «Божьей жене Амона» во время храмовых обрядов. [ 3 ]

Хэсеты не были обязаны постоянно жить в храме, и многие из них посещали его только для проведения церемоний. Тем не менее они подчинялись строгим кодексам поведения. Предпочтительно, чтобы они оставались целомудренными , но, тем не менее, они считались чистыми до такой степени, чтобы совершать свои дары в таком важном и символическом сооружении, как храм Амона. Хотя они и не принадлежали к египетской знати, певцы выбирались из числа членов местной элиты и готовились к исполнению этой функции с раннего возраста, будучи «усыновленными» старшим певцом, который служил им наставником и, по сути, «учителем». приемная мать». [ 3 ] [ 4 ]
Информации о биологической семье и приемной матери Ша-Амун-ан-су нет. Вполне вероятно, что, как и большинство хэсет, она происходила из богатой семьи, традиционно связанной со священнической деятельностью. Известно, однако, что у нее была «приемная дочь», судя по надписям на другом саркофаге, хранящемся ныне в Египетском музее в Каире, — гробу певицы по имени Мерсет-Амон, иероглифы которого сообщают, что она была « дочерью Ша-Амун-ан-су, певец святилища Амона». Согласно исследованиям, проведенным Лабораторией египтологии Национального музея, Ша-Амун-ан-су дожил примерно до 50 лет. Причины смерти установить не удалось. [ 3 ] [ 4 ]
Мумия
[ редактировать ]После смерти певицы ее тело было мумифицировано египетскими жрецами и помещено в саркофаг. Крышку гроба Ша-Амун-ан-су никогда не снимали, что не позволяло рассмотреть мумию невооруженным глазом. Таким образом, все анализы внутреннего строения гроба и статуса мумии зависели от рентгеновских исследований, компьютерной томографии и трехмерного сканирования. Набор, состоящий из саркофага и его мумии, имел большую историческую и научную ценность, особенно в отношении знаний погребальной практики и ритуалов Храма Амона, поскольку мумии египетских певцов редки и еще реже мумии певцов, хранящиеся в запечатанные гробы. [ 1 ]
Некоторые особенности процесса мумификации Ша-Амун-ан-су также были весьма специфическими и подчеркивали его редкость. Хотя большая часть процесса мумификации следовала традиционным процедурам, таким как потрошение тела и его обертывание льняными повязками, исследования, координируемые археологом Антонио Бранкаглионом младшим , куратором египетской коллекции Национального музея, показали, что горло мумии был покрыт пропитанными смолой повязками. Эта особенность указывает на заботу мумифицирующих жрецов о защите зоны, считающейся «жизненно важной» для певицы с ритуальными функциями, которая, согласно египетским верованиям, продолжит использовать свой дар в загробной жизни. [ 5 ]
Институт востоковедения Чикагского университета хранит в своей коллекции еще одну мумию, также в запечатанном саркофаге, под названием Мересамун («возлюбленный Амона» на египетском языке). Как и Ша-Амун-ан-су, она также была певицей храма Амона во времена 22-й династии, и ее мумия также может похвастаться своего рода защитой в горле. На момент смерти Мересамуну было около 30 лет. Ее рот и горло покрыты мягкой защитой, по-видимому, сделанной из прессованной земли и бинтов. Основываясь на этих общих характеристиках двух мумий, Бранкальон предположил, что существуют особые стандарты мумификации для женщин, отвечающих за пение гимнов и песен в Карнакском храме. [ 1 ]
Анатомический анализ мумии Ша-Амун-ан-су не смог определить причину ее смерти. Известно, однако, что певице на момент смерти было около 50 лет. Тело мумии выглядело в хорошем состоянии, без травм и ранений. Обследования также позволили наблюдать очень редкий стоматологический курьёз: у мумии сохранились почти все зубы, отсутствовал лишь один. Мумия Ша-Амун-ан-су также прошла трехмерное лазерное сканирование под руководством Хорхе Лопеса из Центра трехмерных экспериментов Папского католического университета Рио-де-Жанейро . Эта процедура позволила создать файлы трехмерных данных (так называемые «ортогональные координаты»), которые послужили основой для создания мелкомасштабной копии скелета певца. [ 1 ]
Погребальные артефакты
[ редактировать ]Компьютерный томографический анализ, проведенный радиологом Югиро Куроки под руководством палеопатолога Шейлы Мендонса из Фиокруса , выявил несколько амулетов с вотивными функциями, хранящихся внутри гроба, в том числе сердце-скарабея, артефакт, связанный с египетской верой в воскресение мертвых. Сердце-скарабей Ша-Амон-ан-су представляло собой зеленый камень овальной формы, оправленный в золотую бляшку и прикрепленный к золотому шнуру, с написанным иероглифами именем певца. Эти артефакты часто помещались на сердце мумии и имели функцию «замены» его в случаях, когда орган извлекался в процессе потрошения. Таким образом жрецы стремились сохранить «целостность» умершего в загробной жизни, а также функции, состояния, характеристики и другие атрибуты, которые древние египтяне приписывали сердцу, такие как разум и чувства. [ 1 ] [ 3 ]
Саркофаг
[ редактировать ]
Саркофаг Ша-Амун-ан-су состоял из ящика и крышки, вырезанных из полихромной лепнины. Он имел высоту 1,58 метра и был построен около 750 г. до н. э. За свою почти трехтысячелетнюю историю, с тех пор как он был запечатан мумифицированным телом певицы и ее вотивными амулетами, саркофаг ни разу не открывался. Это был весьма репрезентативный образец египетского погребального искусства VIII и IX веков до нашей эры, характеризующийся обилием ссылок на гелиопольскую теологию. [ 4 ]
Верх крышки саркофага был украшен женским лицом, стремившимся передать естественный цвет кожи, увенчанным синим головным убором, украшенным желтыми крыльями грифа и желтыми и красными лентами. На белом фоне выделялись оттенки темно-зеленого, красного и желтого. На уровне груди располагалась фигура богини Нут и изображение бараньеголовой птицы с распростертыми над крышкой крыльями, символизирующими защиту. Когти и хвост птицы были окружены двумя змеями- уреями , одна с короной Верхнего Египта , другая с короной Нижнего Египта. Четыре Сына Гора были изображены двумя парами, по одной паре перед каждой змеей. На правой стороне стояли Имсет с человеческой головой и Хапи с головой павиана, а на левой стороне Дуамутеф с головой шакала и Кебехсенуф с головой ястреба. В области ног были представлены амулеты бога Осириса в окружении божеств. Две половины саркофага были разделены знаком Анк , символ жизни, который повторялся на двух других лентах. певца Наконец, сложилось представление о Ба - Ба понималась одновременно как духовная составляющая человека, богов и животных, как метафизический принцип, связанный с индивидуальностью бытия, и как динамический элемент, отделяющийся от тела. после смерти, приближаясь в этом смысле к западному понятию души. [ 3 ]
Сзади и снаружи саркофага было изображение великого столба Джеда , знака стабильности, связанного с Осирисом, египетским богом загробной жизни, который правил подземным миром и мертвыми. В разных частях гроба находились полосы с иероглифическими надписями, которые анализировались и изучались разными египтологами, такими как Кеннет Китчен и Альберто Чайлд. Китчен была первой, кто идентифицировал мумию, расшифровав две полосы различных иероглифов, которые связывали ее имя с ее родом деятельности. На первой полосе была надпись : «Подношение, которое царь делает [] Осирису, Вождю Запада, великому Богу, Владыке Абидоса, - сделано для [?] Певца Храма [Аммона], Ша-Амон-эна. -су " . Во второй строке иероглифов было прочитано: « Подношение, которое царь делает [] Птаху-Сокару-Осирису, Владыке [святилища] Шетайет, — сделанное для [?] Певца святилища Аммона, Ша-Амон- эн-су» . [ 4 ]
История
[ редактировать ]
О саркофаге Ша-Амун-ан-су периода до XIX века информации мало. Нет никаких записей о дате или точном археологическом месте, где был найден гроб (хотя известно, что он произошел из обширного западного комплекса Фив), а также нет никакой информации о процессе интеграции гроба в коллекции египетского хедивата . [ 4 ]
В 1876 году, во время второго визита императора Педру II в Египет, саркофаг был преподнесен в дар бразильскому монарху Исмаилом-пашой. Взамен Педро II предложил хедиву книгу. Египтолог-любитель и энтузиаст египетской культуры, Педро II питал особую привязанность к саркофагу, который вскоре стал одним из самых важных экспонатов его частной коллекции. Император оставил его стоять в своем кабинете во дворце Сан-Кристован . [ 4 ] [ 1 ]
Во время прохождения через коллекцию Педро II саркофаг был поврежден в случае шторма. Сбитый ветром саркофаг упал, врезавшись в одно из окон кабинета императора и раздробив левую сторону. Позже его восстановили, но вмешательство с тех пор останется видимым. Другие реставрации будут проведены в последующие десятилетия с целью устранения, прежде всего, угрозы термитов и ос, привлеченных старостью древесины. [ 4 ] [ 1 ] [ 5 ]
Саркофаг остался во дворце Сан-Кристован после провозглашения республики в 1889 году, а позже был включен в коллекцию египетской археологии Национального музея Рио-де-Жанейро. С момента включения в музейную коллекцию саркофаг всегда был одним из самых выдающихся экспонатов коллекции, послужив основой для большого количества научных исследований, диссертаций и монографий, разработанных исследователями Федерального университета Рио-де- Жанейро. Жанейро и другие бразильские научные учреждения и ученые из разных уголков мира. [ 5 ] [ 1 ] В 2015 году, комментируя важность и уникальность саркофага и мумии Ша-Амон-ан-су, куратор коллекции Египетского национального музея Антонио Бранкаглион-младший заявил:
Если у тебя есть мумия, у тебя есть мумия, если нет, ты ее больше не получишь. Если мы потеряем его, мы никогда не получим ничего даже отдаленно похожего. Мы должны сохранить это до конца. [ 5 ]
2 сентября 2018 года крупный пожар уничтожил здание Национального музея и большую часть выставленной коллекции, в том числе саркофаг Ша-Амун-ан-су с его мумией и всеми сохранившимися в нем вотивными артефактами. В огне погибли и другие мумии и саркофаги коллекции, а также большая часть археологической коллекции. Пожар вызвал большое волнение в академических, научных и культурных кругах Бразилии и мира. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Коллекция погребальных стел в Национальном музее Бразилии.
- Коллекция мумий в Национальном музее Бразилии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Последний акт фаворитки императора: Ревиста Пескиза Фапесп» . lojapesquisa.fapesp.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 15 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «То, что находилось в коллекции Национального музея и сгорело» . BBC News Бразилия . 2018-09-02 . Проверено 15 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж БРАГАЛИОН, Антонио. «Ша-Амун-эм-су, певец Древнего Египта» (на португальском языке).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бакос, 1994, с. 92-93.
- ^ Перейти обратно: а б с д "Это смесь Бразилии и Египта: мумия гуляет по торговому центру в Барре - 25.10.2015 - Серафина - Фолья де Сан-Паулу" . www1.folha.uol.com.br . Проверено 15 сентября 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бакос, Маргарет (2004). Египтомания: Египет в Бразилии . Сан-Паулу: Парижский ISBN . 8572442618 .
- Маркиори Бакос, Маргарет (3 апреля 2017 г.). Факты и мифы Древнего Египта . ЭДИПУКРС. ISBN 978-85-397-0458-3 .
- Бранкаглион Жуниор, Антонио. «Раскрытие прошлого: исследования египетской коллекции Национального музея». В: Лесса, Фабио де Соуза и Бустаменте, Регина (2007). Memoria & festa (Рио-де-Жанейро: Mauad Editora), стр. 75–80. ISBN 8574781789 .