Jump to content

Ша-Ю-он

Ша-Ю-он
Год в . 750 г. до н.э.
Середина Лепнина и полихромное дерево
Предмет Саркофаг и мумия
Размеры 1,58 м (62 дюйма)
Состояние Разрушен
Расположение Национальный музей , Рио-де-Жанейро
Присоединение 1876

Ша-Амун-эн-су ( Древний Египет : плодородные поля Амона ) — египетская жрица и певица, жившая в Фивах в первой половине VIII века до нашей эры , отвечавшая за церемониальные обязанности в Карнакском храме , посвященном бог Амон . Ша-Амун-эн-су был хесетом , то есть членом ведущей группы певцов, выполнявших ритуальные функции, действовавших в храме Амона. После ее смерти, которая, по оценкам, наступила примерно в 50-летнем возрасте, певицу мумифицировали и поместили в саркофаг, сделанный из лепнины и полихромного дерева. С момента запечатывания, более 2700 лет назад, саркофаг Ша-Амун-ан-су ни разу не открывался на протяжении всей его истории, сохраняя внутри мумии певца, что придавало ему исключительную редкость. [ 1 ]

Саркофаг и его мумия были подарены бразильскому императору Дому Педро II во время его второго путешествия в Египет в 1876 году хедивом Исмаилом -пашой . Они стали экспонатами, выставленными во дворце Сан-Кристован , объединяя частную коллекцию Педро II до Провозглашения Республики в 1889 году, когда они стали частью египетской коллекции Национального музея Рио -де-Жанейро . Однако масштабный пожар в музее 2 сентября 2018 года уничтожил саркофаг и мумию, а также почти все археологические артефакты, находящиеся в постоянной экспозиции. [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]
Иероглифическая надпись имени и титула Ша-Амун-ан-су на саркофаге.

Ша-Амон-ан-су родился около 800 г. до н.э., во времена Двадцать второй династии Египта . Ее имя и почти все сведения о ее жизни взяты из иероглифических надписей на ее саркофаге.

Известно, что она была «певицей святилища Амона», то есть певицей со жреческими поручениями на службе в Карнакском храме в древнем городе Фивы (ныне Луксор ), посвященном богу Амону . Фивы были одним из важнейших религиозных центров Древнего Египта, объединявшим комплекс храмов и сотни рабочих, среди которых были священники, писцы, певцы, музыканты, менеджеры и служащие, а главным храмом был Карнак. [ 3 ] [ 1 ] [ 4 ]

В святилище Амона было несколько категорий жреческих певцов. Ша-Амун-эн-су принадлежала к основной группе, называемой Хесет , женщин, выполнявших ритуальные функции и певших гимны в честь бога Амона на священных церемониях и праздниках либо в качестве солисток, либо в сопровождении женских хоров. Традиция хэсет существовала в Фивах между 9 и 6 веками до нашей эры. Помимо пения религиозных гимнов, они отвечали за помощь «Божьей жене Амона» во время храмовых обрядов. [ 3 ]

Саркофаг Ша-Амон-ан-су

Хэсеты не были обязаны постоянно жить в храме, и многие из них посещали его только для проведения церемоний. Тем не менее они подчинялись строгим кодексам поведения. Предпочтительно, чтобы они оставались целомудренными , но, тем не менее, они считались чистыми до такой степени, чтобы совершать свои дары в таком важном и символическом сооружении, как храм Амона. Хотя они и не принадлежали к египетской знати, певцы выбирались из числа членов местной элиты и готовились к исполнению этой функции с раннего возраста, будучи «усыновленными» старшим певцом, который служил им наставником и, по сути, «учителем». приемная мать». [ 3 ] [ 4 ]

Информации о биологической семье и приемной матери Ша-Амун-ан-су нет. Вполне вероятно, что, как и большинство хэсет, она происходила из богатой семьи, традиционно связанной со священнической деятельностью. Известно, однако, что у нее была «приемная дочь», судя по надписям на другом саркофаге, хранящемся ныне в Египетском музее в Каире, — гробу певицы по имени Мерсет-Амон, иероглифы которого сообщают, что она была « дочерью Ша-Амун-ан-су, певец святилища Амона». Согласно исследованиям, проведенным Лабораторией египтологии Национального музея, Ша-Амун-ан-су дожил примерно до 50 лет. Причины смерти установить не удалось. [ 3 ] [ 4 ]

После смерти певицы ее тело было мумифицировано египетскими жрецами и помещено в саркофаг. Крышку гроба Ша-Амун-ан-су никогда не снимали, что не позволяло рассмотреть мумию невооруженным глазом. Таким образом, все анализы внутреннего строения гроба и статуса мумии зависели от рентгеновских исследований, компьютерной томографии и трехмерного сканирования. Набор, состоящий из саркофага и его мумии, имел большую историческую и научную ценность, особенно в отношении знаний погребальной практики и ритуалов Храма Амона, поскольку мумии египетских певцов редки и еще реже мумии певцов, хранящиеся в запечатанные гробы. [ 1 ]

Некоторые особенности процесса мумификации Ша-Амун-ан-су также были весьма специфическими и подчеркивали его редкость. Хотя большая часть процесса мумификации следовала традиционным процедурам, таким как потрошение тела и его обертывание льняными повязками, исследования, координируемые археологом Антонио Бранкаглионом младшим [ pt ] , куратором египетской коллекции Национального музея, показали, что горло мумии был покрыт пропитанными смолой повязками. Эта особенность указывает на заботу мумифицирующих жрецов о защите зоны, считающейся «жизненно важной» для певицы с ритуальными функциями, которая, согласно египетским верованиям, продолжит использовать свой дар в загробной жизни. [ 5 ]

Институт востоковедения Чикагского университета хранит в своей коллекции еще одну мумию, также в запечатанном саркофаге, под названием Мересамун («возлюбленный Амона» на египетском языке). Как и Ша-Амун-ан-су, она также была певицей храма Амона во времена 22-й династии, и ее мумия также может похвастаться своего рода защитой в горле. На момент смерти Мересамуну было около 30 лет. Ее рот и горло покрыты мягкой защитой, по-видимому, сделанной из прессованной земли и бинтов. Основываясь на этих общих характеристиках двух мумий, Бранкальон предположил, что существуют особые стандарты мумификации для женщин, отвечающих за пение гимнов и песен в Карнакском храме. [ 1 ]

Анатомический анализ мумии Ша-Амун-ан-су не смог определить причину ее смерти. Известно, однако, что певице на момент смерти было около 50 лет. Тело мумии выглядело в хорошем состоянии, без травм и ранений. Обследования также позволили наблюдать очень редкий стоматологический курьёз: у мумии сохранились почти все зубы, отсутствовал лишь один. Мумия Ша-Амун-ан-су также прошла трехмерное лазерное сканирование под руководством Хорхе Лопеса из Центра трехмерных экспериментов Папского католического университета Рио-де-Жанейро . Эта процедура позволила создать файлы трехмерных данных (так называемые «ортогональные координаты»), которые послужили основой для создания мелкомасштабной копии скелета певца. [ 1 ]

Погребальные артефакты

[ редактировать ]

Компьютерный томографический анализ, проведенный радиологом Югиро Куроки под руководством палеопатолога Шейлы Мендонса из Фиокруса , выявил несколько амулетов с вотивными функциями, хранящихся внутри гроба, в том числе сердце-скарабея, артефакт, связанный с египетской верой в воскресение мертвых. Сердце-скарабей Ша-Амон-ан-су представляло собой зеленый камень овальной формы, оправленный в золотую бляшку и прикрепленный к золотому шнуру, с написанным иероглифами именем певца. Эти артефакты часто помещались на сердце мумии и имели функцию «замены» его в случаях, когда орган извлекался в процессе потрошения. Таким образом жрецы стремились сохранить «целостность» умершего в загробной жизни, а также функции, состояния, характеристики и другие атрибуты, которые древние египтяне приписывали сердцу, такие как разум и чувства. [ 1 ] [ 3 ]

Саркофаг

[ редактировать ]
Деталь профиля лица на саркофаге Ша-Амон-ин-су.

Саркофаг Ша-Амун-ан-су состоял из ящика и крышки, вырезанных из полихромной лепнины. Он имел высоту 1,58 метра и был построен около 750 г. до н. э. За свою почти трехтысячелетнюю историю, с тех пор как он был запечатан мумифицированным телом певицы и ее вотивными амулетами, саркофаг ни разу не открывался. Это был весьма репрезентативный образец египетского погребального искусства VIII и IX веков до нашей эры, характеризующийся обилием ссылок на гелиопольскую теологию. [ 4 ]

Верх крышки саркофага был украшен женским лицом, стремившимся передать естественный цвет кожи, увенчанным синим головным убором, украшенным желтыми крыльями грифа и желтыми и красными лентами. На белом фоне выделялись оттенки темно-зеленого, красного и желтого. На уровне груди располагалась фигура богини Нут и изображение бараньеголовой птицы с распростертыми над крышкой крыльями, символизирующими защиту. Когти и хвост птицы были окружены двумя змеями- уреями , одна с короной Верхнего Египта , другая с короной Нижнего Египта. Четыре Сына Гора были изображены двумя парами, по одной паре перед каждой змеей. На правой стороне стояли Имсет с человеческой головой и Хапи с головой павиана, а на левой стороне Дуамутеф с головой шакала и Кебехсенуф с головой ястреба. В области ног были представлены амулеты бога Осириса в окружении божеств. Две половины саркофага были разделены знаком Анк , символ жизни, который повторялся на двух других лентах. певца Наконец, сложилось представление о Ба - Ба понималась одновременно как духовная составляющая человека, богов и животных, как метафизический принцип, связанный с индивидуальностью бытия, и как динамический элемент, отделяющийся от тела. после смерти, приближаясь в этом смысле к западному понятию души. [ 3 ]

Сзади и снаружи саркофага было изображение великого столба Джеда , знака стабильности, связанного с Осирисом, египетским богом загробной жизни, который правил подземным миром и мертвыми. В разных частях гроба находились полосы с иероглифическими надписями, которые анализировались и изучались разными египтологами, такими как Кеннет Китчен и Альберто Чайлд. Китчен была первой, кто идентифицировал мумию, расшифровав две полосы различных иероглифов, которые связывали ее имя с ее родом деятельности. На первой полосе была надпись : «Подношение, которое царь делает [] Осирису, Вождю Запада, великому Богу, Владыке Абидоса, - сделано для [?] Певца Храма [Аммона], Ша-Амон-эна. -су " . Во второй строке иероглифов было прочитано: « Подношение, которое царь делает [] Птаху-Сокару-Осирису, Владыке [святилища] Шетайет, — сделанное для [?] Певца святилища Аммона, Ша-Амон- эн-су» . [ 4 ]

Император Педро II и его свита посещают египетские пирамиды в 1876 году.

О саркофаге Ша-Амун-ан-су периода до XIX века информации мало. Нет никаких записей о дате или точном археологическом месте, где был найден гроб (хотя известно, что он произошел из обширного западного комплекса Фив), а также нет никакой информации о процессе интеграции гроба в коллекции египетского хедивата . [ 4 ]

В 1876 году, во время второго визита императора Педру II в Египет, саркофаг был преподнесен в дар бразильскому монарху Исмаилом-пашой. Взамен Педро II предложил хедиву книгу. Египтолог-любитель и энтузиаст египетской культуры, Педро II питал особую привязанность к саркофагу, который вскоре стал одним из самых важных экспонатов его частной коллекции. Император оставил его стоять в своем кабинете во дворце Сан-Кристован . [ 4 ] [ 1 ]

Во время прохождения через коллекцию Педро II саркофаг был поврежден в случае шторма. Сбитый ветром саркофаг упал, врезавшись в одно из окон кабинета императора и раздробив левую сторону. Позже его восстановили, но вмешательство с тех пор останется видимым. Другие реставрации будут проведены в последующие десятилетия с целью устранения, прежде всего, угрозы термитов и ос, привлеченных старостью древесины. [ 4 ] [ 1 ] [ 5 ]

Саркофаг остался во дворце Сан-Кристован после провозглашения республики в 1889 году, а позже был включен в коллекцию египетской археологии Национального музея Рио-де-Жанейро. С момента включения в музейную коллекцию саркофаг всегда был одним из самых выдающихся экспонатов коллекции, послужив основой для большого количества научных исследований, диссертаций и монографий, разработанных исследователями Федерального университета Рио-де- Жанейро. Жанейро и другие бразильские научные учреждения и ученые из разных уголков мира. [ 5 ] [ 1 ] В 2015 году, комментируя важность и уникальность саркофага и мумии Ша-Амон-ан-су, куратор коллекции Египетского национального музея Антонио Бранкаглион-младший заявил:

Если у тебя есть мумия, у тебя есть мумия, если нет, ты ее больше не получишь. Если мы потеряем его, мы никогда не получим ничего даже отдаленно похожего. Мы должны сохранить это до конца. [ 5 ]

2 сентября 2018 года крупный пожар уничтожил здание Национального музея и большую часть выставленной коллекции, в том числе саркофаг Ша-Амун-ан-су с его мумией и всеми сохранившимися в нем вотивными артефактами. В огне погибли и другие мумии и саркофаги коллекции, а также большая часть археологической коллекции. Пожар вызвал большое волнение в академических, научных и культурных кругах Бразилии и мира. [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Последний акт фаворитки императора: Ревиста Пескиза Фапесп» . lojapesquisa.fapesp.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 15 сентября 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «То, что находилось в коллекции Национального музея и сгорело» . BBC News Бразилия . 2018-09-02 . Проверено 15 сентября 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж БРАГАЛИОН, Антонио. «Ша-Амун-эм-су, певец Древнего Египта» (на португальском языке). {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бакос, 1994, с. 92-93.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д "Это смесь Бразилии и Египта: мумия гуляет по торговому центру в Барре - 25.10.2015 - Серафина - Фолья де Сан-Паулу" . www1.folha.uol.com.br . Проверено 15 сентября 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бакос, Маргарет (2004). Египтомания: Египет в Бразилии . Сан-Паулу: Парижский ISBN .  8572442618 .
  • Маркиори Бакос, Маргарет (3 апреля 2017 г.). Факты и мифы Древнего Египта . ЭДИПУКРС. ISBN  978-85-397-0458-3 .
  • Бранкаглион Жуниор, Антонио. «Раскрытие прошлого: исследования египетской коллекции Национального музея». В: Лесса, Фабио де Соуза и Бустаменте, Регина (2007). Memoria & festa (Рио-де-Жанейро: Mauad Editora), стр. 75–80. ISBN   8574781789 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9cddf52229a92cb5417413cfd376ad3__1710207120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/d3/d9cddf52229a92cb5417413cfd376ad3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sha-Amun-en-su - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)