Четыре сына Гора

Четыре сына Гора представляли собой группу из четырех божеств в древнеегипетской религии, которые, как полагали, защищали умерших людей в загробной жизни . Начиная с Первого промежуточного периода египетской истории ( ок. 2181–2055 гг. до н. э.), Имсети , Хапи , Дуамутеф и Кебехсенуеф были особенно связаны с четырьмя канопами , в которых хранились внутренние органы, извлеченные из тела умершего во время процесс мумификации . Чаще всего Имсети защищал печень, Хапи — легкие, Дуамутеф — желудок, а Кебесенуэ — кишечник, но эта закономерность часто менялась. Канопы имели крышки, изображавшие головы сыновей Гора. Хотя первоначально они изображались как люди, во второй половине Нового царства ( ок. 1550–1070 до н. э.) они приобрели свою наиболее характерную иконографию, в которой Имсети изображается как человек, Хапи как бабуин, Дуамутеф как шакал и Кебехсенуф в виде сокола. Четверо сыновей также были связаны со звездами на небе, с областями Египта и с кардинальные направления .
Поклонение сыновьям Гора почти полностью ограничивалось погребальной сферой. Впервые они были упомянуты в конце Древнего царства ( ок. 2686–2181 до н.э.) в Текстах пирамид и продолжали упоминаться в погребальных текстах на протяжении всей древнеегипетской истории. Их связь с канопами установилась в Первый переходный период, а впоследствии они стали повсеместными в украшении канопных сундуков , гробов и саркофагов . (303–30 гг. до н.э.) от использования каноп отказались Хотя они все более тесно ассоциировались с внутренними органами, они продолжали появляться в погребальном инвентаре даже после того, как в период Птолемеев , исчезнув лишь в четвертом веке нашей эры с исчезновением каноп. Древнеегипетская погребальная традиция .
Имена и происхождение
[ редактировать ]Четыре сына Гора [ 1 ] в иероглифах | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Имсети | |||||||
Счастливый | |||||||
Дуамутеф | |||||||
Кебехсенуф |
Имсети ( jmstj ), Хапи ( ḥpy ), Дуамутеф ( dwꜣ-mwt.f ) и Кебехсенуеф ( qbḥ-snw.f ) [ 2 ] впервые упоминаются в «Текстах пирамид» , самых ранних древнеегипетских погребальных текстах , в позднем Древнем царстве (24-23 века до н.э.). [ 3 ] В многочисленных источниках, таких как Заклинание 541 «Текстов пирамид», говорится, что они являются детьми Гора , одного из главных божеств египетского пантеона. [ 4 ] [ 5 ] В некоторых из этих текстов их вместо этого называют детьми бога Атума , бога Геба или богини Нут . [ 6 ] В отрывке из « Текстов гробов из Среднего царства» ( ок. 2055–1650 до н.э.) говорится, что они являются потомками богини Исиды и формы Гора, известной как Гор Старший. [ 7 ]
В «Текстах пирамид» говорится, что сыновья Гора помогают умершему царю в загробной жизни. [ 8 ] Например, в Заклинании 688 они «сооружают лестницу», по которой король может подняться в небо, а в Заклинании 338 они защищают его от голода и жажды. [ 9 ] Египтологи часто считают защиту умерших своей основной ролью, хотя Маартен Рэйвен утверждает, что четыре сына произошли как небесные божества, учитывая, что Тексты пирамид часто связывают их с небом и что сам Гор был небесным божеством. [ 10 ]
Имя Дуамутеф означает «Тот, кто восхваляет свою мать». [ 11 ] в то время как Кебехсенуэф означает «Тот, кто очищает своего брата посредством возлияния». [ 12 ] Египтолог Джеймс П. Аллен переводит имя Хапи как «Тот, кто спешит», а Имсети как «Он из укропа »; [ 13 ] другой египтолог, Джошуа Роберсон, считает, что Имсети возник как олицетворение этой травы. [ 14 ] Имя Имсети также напоминало египетское слово, означающее «печень» ( mjst ), что может быть причиной того, что его стали связывать с печенью. [ 15 ]
Имя Имсети включает в себя египетское двойное грамматическое окончание (-ty или -wy ) , и имя Хапи, возможно, изначально тоже имело то же самое, включая букву w , которая позже была утеряна. По этой причине египтолог Джон Тейлор утверждает, что эти два сына изначально были двумя парами божеств мужского и женского пола. [ 16 ]
Роли
[ редактировать ]Защитники умерших
[ редактировать ]
Тексты более поздних периодов продолжают призывать сыновей Гора к защите в загробной жизни, как это делают Тексты Пирамид. Во многих текстах говорится, что они защищали Осириса , погребального божества, чья мифологическая смерть и воскресение послужили образцом для древнеегипетских погребальных практик . В некоторых текстах их даже называют сыновьями Осириса, а не Гора. [ 18 ] В ритуале Среднего царства, записанном в Драматическом папирусе Рамессеума , сыновья Гора помогают Осирису в его омоложении после смерти, сражаются с последователями его врага Сета и возвращают потерянный Глаз Гора своему отцу. [ 19 ] Заклинание 137 Книги Мертвых из Нового царства ( ок. 1550–1070 до н. э.) говорит им: «Как вы распространяете свою защиту на своего отца Осириса- Хентиаментиу , так распространяйте свою защиту на [умершего человека]». В десятом разделе « Книги врат Нового Царства », погребального текста, подробно изображающего подземный мир, четыре сына изображены держащими цепи, связывающие злых существ, называемых « wmmtj -змеями». [ 4 ]
У четырех сыновей развилась особая связь с внутренними органами умершего. В процессе мумификации четыре внутренних органа — легкие, печень, желудок и кишечник — извлекались из тела и сушились перед помещением в захоронение, обычно отдельно от тела. В позднем Древнем царстве эти органы стали помещать в набор кувшинов, известных как канопы , а во время Первого промежуточного периода ( ок. 2181–2055 до н.э.) на кувшинах стали писать тексты, призывающие сыновей Гора. . [ 20 ] Ни в одном тексте не указано, кто из сыновей какой орган защищает. Захоронения, в которых сохранились банки и органы, показывают, что наиболее распространенным устройством было Имсети, охраняющее печень, Хапи - легкие, Дуамутеф - желудок и Кебехсенуэф - кишечник, но известно множество вариаций. [ 21 ] Например, в некоторых случаях Хапи защищал желудок, а Дуамутеф — легкие. [ 4 ]
Считалось, что сами сыновья Гора находились под защитой четырех богинь: обычно Исиды для Имсети, Нефтиды для Хапи, Нейт для Дуамутефа и Серкет для Кебехсенуефа. [ 4 ] В Среднем царстве эта схема могла варьироваться и иногда включала разных богинь, так что Сенджет охранял Дуамутефа, а Рененутет охраняла Кебехсенуефа. [ 22 ] В некоторых надписях на гробах Среднего царства богини призываются защитить сына Гора, «который находится в тебе [умершем]», предполагая, что сыновья приравнивались к внутренним органам, а также были их защитниками. [ 23 ]
Направления и регионы космоса
[ редактировать ]Сыны Гора также были связаны с небом или частями космоса, как его представляли египтяне. В Новом царстве их иногда считали звездами на северном небе. [ 24 ] или как птицы, летящие на четыре стороны света. [ 10 ] Бернар Матье предполагает, что их приравнивали к четырем звездам в углах созвездия Ориона ( Саиф , Бетельгейзе , Беллатриса и Ригель ) и к четырем звездам Большой Медведицы ( Мегрез , Фекда , Мерак и Дубхе ). [ 25 ]
Некоторые египтологи предположили, что в египетской космологии четырех сыновей приравнивали к четырем колоннам, поддерживающим небесный свод. [ 10 ] Они также были связаны с регионами Египта: иногда их приравнивали к Душам Нехена и Пе , совокупности божеств, которые представляли додинастических правителей Верхнего Египта на юге и Нижнего Египта на севере. [ 18 ] Хапи и Дуамутеф были связаны с нижнегипетским городом Буто , а Имсети и Кебесенуеф — с верхнеегипетским городом Нехен . [ 4 ]
Египетские верования проводили аналогии между человеческим телом и космосом, и эти аналогии были особенно заметны в погребальных обычаях. В погребениях Среднего царства тела клали головой на север, а ногами на юг. В текстах, украшавших гробы в этот период, некоторые божества размещались в одинаковых местах, таким образом связывая их с определенными направлениями. Имсети и Хапи были призваны у изголовья гроба, причем Имсети слева, а Хапи справа, таким образом помещая Имсети на северо-восток, а Хапи на северо-запад. Дуамутеф и Кебехсенуф были призваны у подножия гроба, причем Дуамутеф находился слева, а Кебехсенуф справа, таким образом помещая Дуамутефа на юго-восток, а Кебехсенуэфа на юго-запад. Канопические сундуки того времени помещали каждое божество в одинаковые положения. Эти ориентации предполагают, что сыновья Гора были связаны с четырьмя углами египетского космоса. Их ориентация может быть связана с положением каждого органа: легкие и печень расположены выше в теле, что соответствует северному положению Имсети и Хапи, тогда как желудок и кишечник расположены ниже, что соответствует южному положению Дуамутефа и Кебехсенуефа. [ 26 ]
Позиции сыновей изменились в Новом царстве, когда захоронения стали располагать головой на запад, а ногами на восток. На некоторых гробах Имсети и Хапи оставались у головы, а Дуамутеф и Кебехсенуеф у подножия, но в каждой паре божество, находившееся с левой стороны, перемещалось вправо, и наоборот. В других случаях каждый из сыновей Гора появлялся на боковой стенке гроба или канопного сундука: Имсети на юге, Хапи на севере, Дуамутеф на востоке и Кебехсенуеф на западе. Последнее размещение, когда сыновья Гора располагаются по четырем сторонам, а не по четырем углам, связывает четырех божеств со сторонами света, а не с углами космоса. Сосуществование двух систем ориентации позволяет предположить, что египтяне не отличали резко четыре угла от четырех направлений. [ 27 ]
Иконография
[ редактировать ]Крышки каноп-кувшинов начали лепить в форме голов в конце Первого переходного периода, в то же время, когда надписи на кувшинах стали призывать сыновей Гора. Таким образом, эти крышки, вероятно, предназначены для обозначения четырех сыновей, а не умершего владельца органов. [ 28 ] В некоторых из самых ранних примеров на крышках были соколиные головы, но в Поднебесной нормой стали человеческие головы. [ 22 ] В некоторых из этих случаев Имсети, в отличие от остальных, изображается женщиной. [ 29 ]
Во времена Восемнадцатой династии ( ок. 1550–1292 до н.э.) нескольким канопам были даны разные головы: Имсети изображался в виде человека, Хапи - в виде бабуина, Дуамутеф - в виде шакала, а Кебехсенуеф - в виде сокола. [ 30 ] Эта иконография стала стандартной во время правления Рамсеса II в тринадцатом веке до нашей эры. [ 29 ] и оставался таковым до конца древнеегипетской истории, хотя в Третьем промежуточном периоде формы животных часто путали. Например, Дуамутефа часто изображали в виде сокола, а Кебехсенуфа – в виде шакала. [ 4 ]
Помимо самих кувшинов, четверо сыновей часто изображались на сундуках-канопах, в которых размещались кувшины, а также на гробах и другом погребальном инвентаре. [ 3 ] В виньетке, сопровождающей Заклинание 125 Книги Мертвых, они выглядят как маленькие фигурки, стоящие на цветке лотоса перед троном Осириса. [ 4 ] В исключительном изображении, в настенном декоре WV23 , гробницы Ая конца Восемнадцатой династии, четверо сыновей изображены как полностью человеческие. [ 3 ] Имсети и Хапи носят красную корону Нижнего Египта, а Дуамутеф и Кебехсенуеф носят белую корону Верхнего Египта. [ 4 ]
-
Канопический сундук с кувшинами с человеческими головами из Поднебесной ( ок. 2055–1650 до н. э.).
-
Канопы с человеческими головами начала Восемнадцатой династии , ок. 1504–1447 гг. до н.э.
-
Кебехсенуэф (в центре) и Хапи (справа), изображенные в гробнице Нефертари ( QV66 ), ок. 1250 г. до н.э.
-
Канопы с головами животных времен Двадцать пятой династии ( ок. 744–664 до н.э.)
-
Амулеты четырех сыновей Гора Третьего промежуточного периода ( ок. 1070–664 до н.э.)
Поклонение
[ редактировать ]Четверо сыновей не подвергались регулярному культовому поклонению, как основные египетские божества, и появлялись исключительно в погребальном контексте. [ 4 ] Они играют второстепенную роль в ритуале из Драматического папируса Рамессеума, цель которого неясна, но имеет общие черты с погребальными обрядами. [ 31 ] но чаще всего их находили в самой гробнице. [ 4 ] Начиная со Среднего царства, их почти всегда изображали или использовали для украшения гробов, саркофагов и каноп. [ 4 ] В период позднего Нового царства кувшины, в которых хранились шабтисы , распространенный тип погребальных фигурок, имели крышки в форме голов сыновей Гора, похожие на крышки каноп. [ 32 ]
Во времена Двадцатой династии Нового царства (1189–1077 гг. до н. э.) бальзамировщики начали помещать внутрь полости тела восковые фигурки сыновей Гора. [ 33 ] Вскоре после этого, в начале Третьего промежуточного периода, египтяне перестали хранить органы в канопах и вместо этого бальзамировали каждый орган отдельно, обертывая их соответствующими восковыми фигурками и возвращая в полость тела. В богатых захоронениях по-прежнему присутствовали канопы без органов внутри. [ 34 ] К концу этого периода четверо сыновей также изображались в фаянсовых амулетах, прикрепленных к внешней обертке мумии. [ 35 ] В этот период при украшении гробов в форме человека четверо сыновей помещались рядом с животом мумии, а не распределялись вокруг гроба, что является признаком того, что их связь с внутренними органами затмевала их другие роли. [ 36 ]
Использование канопических кувшинов прекратилось в ранний период Птолемеев (303–30 гг. до н.э.), а использование канопических сундуков прекратилось в середине этого периода. [ 37 ] Тем не менее, во времена Птолемеев и Рима сыновья Гора продолжали появляться на других погребальных принадлежностях, например, на украшенных лепнинах обернутых мумий. [ 33 ] Набор инструкций по процессу бальзамирования, датируемый первым или вторым веком нашей эры, требует, чтобы четыре служителя взяли на себя роль сыновей Гора, когда заворачивали руку умершего. [ 38 ] Последние упоминания о сыновьях Гора в погребальном инвентаре относятся к четвертому веку нашей эры, ближе к концу древнеегипетской погребальной традиции. [ 33 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Харт 2005 , с. 150.
- ^ Додсон 2001 , с. 561.
- ^ Перейти обратно: а б с Уилкинсон 2003 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Додсон 2001 , с. 562.
- ^ Аллен 2015 , с. 175.
- ^ Матье 2008 , стр. 8–9.
- ^ Фолкнер 1973 , с. 135.
- ^ Додсон 2001 , стр. 561–562.
- ^ Аллен 2015 , стр. 78, 286.
- ^ Перейти обратно: а б с Ворон 2005 , с. 42.
- ^ Роберсон 2013 , с. 20.
- ^ Икрам и Додсон 1998 , стр. 291–292.
- ^ Аллен 2015 , стр. 357–358.
- ^ Роберсон 2013 , с. 39.
- ^ Матье 2008 , с. 11.
- ^ Тейлор 2001 , с. 65.
- ^ Гоэлет и др. 2015 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б Пинч 2002 , с. 204.
- ^ Гейзен 2018 , с. 240.
- ^ Икрам и Додсон 1998 , стр. 276, 278.
- ^ Тейлор 2001 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Икрам и Додсон 1998 , с. 278.
- ^ Ворон 2005 , с. 44.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 89.
- ^ Матье 2008 , с. 13.
- ^ Рэйвен 2005 , стр. 41–43, 47, 52.
- ^ Рэйвен 2005 , стр. 43, 52.
- ^ Тейлор 2001 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 2001 , с. 68.
- ^ Икрам и Додсон 1998 , стр. 284.
- ^ Geisen 2018 , стр. 279–280.
- ^ Тейлор 2001 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б с Додсон 2001 , с. 563.
- ^ Икрам и Додсон 1998 , стр. 289.
- ^ Додсон 2001 , стр. 562–563.
- ^ Ворон 2005 , с. 43.
- ^ Икрам и Додсон 1998 , стр. 292.
- ^ Смит 2009 , с. 217, 222.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Аллен, Джеймс П. (2015). Тексты древнеегипетских пирамид, второе издание . Общество библейской литературы. ISBN 978-1-62837-114-7 .
- Додсон, Эйдан (2001). «Четыре сына Гора». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 561–563. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Фолкнер, Раймонд О. (1973). Тексты древнеегипетских гробов, том I: Заклинания 1–354 . Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-005-2 .
- Гейзен, Кристина (2018). Ритуал поминовения Сенусрета I: P. BM EA 10610.1–5/P. Рамессеум Б (Драматический папирус Рамессеум) . Йельский египтологический институт. ISBN 978-0-9740025-9-0 .
- Гоэлет, Огден; Фолкнер, Раймонд О.; Эндрюс, Кэрол А.Р.; Гюнтер, Дж. Дэниел; Вассерман, Джеймс (2015). Египетская книга мертвых: Книга выхода днем, издание, посвященное двадцатилетию . Книги летописи. ISBN 978-1-4521-4438-2 .
- Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа, второе издание . Рутледж. ISBN 978-0-203-02362-4 .
- Икрам, Салима ; Додсон, Эйдан (1998). Мумия в Древнем Египте: оснащение мертвых для вечности . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05088-0 .
- Матье, Бернар (2008). «Дети Гора, теология и астрономия» (PDF) . Нилотский и Средиземноморский Египет (на французском языке). 1 :7–14.
- Пинч, Джеральдин (2002). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517024-5 .
- Рэйвен, Мартен (2005). «Египетские представления об ориентации человеческого тела». Журнал египетской археологии . 91 : 37–53. дои : 10.1177/030751330509100103 . JSTOR 3822392 . S2CID 162109010 .
- Роберсон, Джошуа Аарон (2013). Пробуждение Осириса и переход солнечных барков: царский апофеоз в самой краткой книге о подземном мире и небе Университетские издания Фриборг, Швейцария / Ванденхук и Рупрехт Геттинген. ISBN 978-3-7278-1746-5 / ISBN 978-3-525-54387-0
- Смит, Марк (2009). Путешествуя по вечности: тексты о загробной жизни из Птолемея и римского Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-815464-8 .
- Тейлор, Джон (2001). Смерть и загробная жизнь в Древнем Египте . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-79164-7 .
- Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN 978-0500051207 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с четырьмя сыновьями Гора, на Викискладе?