Элен де Монжеру

Маркиза Элен де Монжеру, урожденная Элен Антуанетта Мария де Нерво (2 марта 1764 – 20 мая 1836), была французским композитором и пианисткой. Признанная одной из лучших фортепианных исполнительниц и импровизаторов своего времени, а также опубликованный композитор, де Монжеру адаптировалась к быстрому развитию своего инструмента такими мастерами, как Эрар . считает ее Ее биограф Жером Дориваль мостом между классицизмом и романтизмом. Он описывает ее как «недостающее звено между Моцартом и Шопеном ».
Биография
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Элен-Антуанетта Мария де Нерво родилась 2 марта 1764 года в Лионе в неземельной семье недавнего дворянства, хотя у них были земли в Божоле (унаследованные от Ж. А. Рике, крестного отца Элен), в Уэнге и Тейзе (замок Рошбонн). Ее отец, Жан-Батист де Нерво, занимал несколько должностей в судебной власти Лиона и унаследовал дворянский титул первой степени в качестве советника Валютной палаты, а также сенешалей и президиумов Лионского двора от его отец, купивший титул. Семья матери Элен, Анны Мари Сабины Мейевр де Шампвье, имела земельные связи с Мон-дю-Лионне (поместье Шампвье в Сен-Жермен-о-Мон-д'Ор). Сама она получила дворянские титулы несколькими годами ранее в результате обвинения в échevinale . [ нужны разъяснения ]
Элен провела некоторые из своих ранних лет в Париже, где в 1765 году родился ее брат Кристоф Олимпий де Нерво, и посещала уроки у великих мастеров игры на клавишных инструментах, которые оставались там в последние десятилетия старого режима . В их число входили Николя-Йозеф Хюльмандель, Ян Ладислав Дуссек и, возможно, Муцио Клементи .
В 1784 году Элен вышла замуж за своего первого мужа, маркиза Андре Мари Готье де Монжеру. В последние годы старого режима она выступала во многих знаменитых парижских салонах , в том числе в салонах мадам Виже-Лебрен , семьи Рошшуар, мадам де Сталь и мадам де Жанлис. В ноябре 1785 года Элен познакомилась со скрипачом Джованни Баттиста Виотти, с которым у нее сложилась творческая дружба. она также давала уроки игры на фортепиано молодому Иоганну Баптисту Крамеру В это время .
Первые годы Французской революции
[ редактировать ]В первые годы Французской революции маркиз и маркиза общались с умеренными революционерами, которые поддерживали установление конституционной монархии, а также с некоторыми значительными политическими деятелями того времени (особенно с Байи). В частности, они посещали Общество друзей Конституции с момента его создания и Клуб Фейянтов .
Элен де Монжеру участвовала в музыкальной программе в Театре Мсье, затем в Театре Фейдо под руководством Виотти. В 1791 году, после исполнения «Двух Никодимов на равнине Юпитера» в театре на улице Фейдо, маркиза оказалась втянутой в спор с Виотти против нескольких политических газет, в ходе которого ее окрестили «позорной клавесинисткой».
В эти годы она жила в семейном замке в деревне Монжеру , в нескольких загородных резиденциях в Монморанси и в доме на улице Фобур-Сен-Оноре в Париже. Мадам де Монжеру наконец уехала из Франции в Лондон в июле 1792 года вместе со своим мужем и Хьюго-Бернаром Маре, а затем вернулась в Париж в декабре того же года из-за мер, последовавших за принятием законов о конфискации собственности эмигрантов.
Дипломатическая миссия Марч-Семонвиль
[ редактировать ]В июле 1793 года маркиз и маркиза сопровождали Маре, недавно назначенного послом в Неаполе , в путешествии, которое должно было привести его на новый пост. По пути к ним присоединились Шарль-Луи Юге де Семонвиль , который сам был назначен послом в Османской Порте , его жена и их сопровождающий. При пересечении Пьемонта они были остановлены австрийцами в Новате-Меццоле . Члены экспедиции (включая маркиза Монжеру) были перевезены на другой берег озера Меццола , заключены на 10 дней в тюрьму Граведоны, затем содержались во дворце герцогов Мантуанских. Маркиз умер там 2 сентября 1793 года в возрасте 57 лет.
При задержании некоторых женщин и детей избивали прикладами и держали под дулами автоматов, а экспедицию разграбили. Элен де Монжеру, мадам де Семонвиль и оставшиеся женщины и дети остались в крайне тяжелом положении. Им удалось найти убежище в Вико Сопрано, где они попытались заручиться поддержкой своих родственников в Венеции (Франсуа Ноэль), Генуе, Милане (граф Альберто де Литта) и Флоренции. Эти усилия оказались тщетными, поскольку их письма были перехвачены венецианской службой перехвата и так и не дошли до адресата.
В конце концов, де Монжеру удалось найти защиту у Франсуа де Бателеми , министра Франции в Бадене, где она также нашла Виотти. Она оставалась там до 23 октября 1793 года.
Под террором
[ редактировать ]В то время как маркиза и маркиз де Монжеру находились под стражей вдали от Франции, 1 августа 1793 года якобинцам Парижа было отправлено доносное письмо с описанием их поведения и перечислением некоторых их владений. По словам гражданина Арлена, ее автора: «Все эти люди становятся патриотами только тогда, когда они либо боятся Нации, либо нуждаются в ней». Во время террора 14 сентября в их доме прошел обыск.
В апреле 1794 года указ запретил некоторым категориям людей, в том числе дворянам и иностранцам, въезд в Париж и другие крупные города. Однако Комитет общественной безопасности провел несколько тысяч реквизиций, чтобы позволить некоторым дворянам, считавшимся полезными для Республики, избежать ссылки в провинции. В реестре заявок маркиза Монжеру упоминается как «гражданка Готье-Монжеру, художница, чей муж был трусливо убит австрийцами, чтобы использовать свой талант для патриотических торжеств». Поэтому маркизе разрешили остаться в Париже.
История побега де Монжеру от гильотины, где она исполнила импровизацию на фортепиано по мотивам « Марсельезы » перед Революционным трибуналом, впервые появилась во второй половине XIX века, изложенная Эженом Готье и четырьмя другими источниками. , с некоторыми вариациями. Отсутствие предшествующих письменных упоминаний об этом эпизоде, а также его отсутствие в архивах революционного трибунала заставили специалистов усомниться в реальности этой истории после выхода в свет книги Ж. Доривала. Однако ее правдивость никогда не была опровергнута ни в XIX, ни в XX веке. С другой стороны, Эжен Готье его приукрасил.
Похоже, что в эти тревожные годы де Монжеру потеряла большую часть своего состояния. Однако деньги, заработанные в результате серии успешных концертов в Англии в это время, позволили ей приобрести в 1794 году замок Шато де ла Саль, расположенный в кантоне Сенонш.
Мать и учитель
[ редактировать ]11 февраля 1795 года у де Монжеру родился единственный ребенок: Эме Шарль Гис, известный как Орас Гис де ла Саль (1795–1878). Его отец, Шарль Антуан-Гиацинт Гис (1769–1851), один из редакторов Le Moniteur Universel , признал ребенка в браке с Элен де Монжеру 1 июня 1797 года (12 прериаля , год V).
3 августа 1795 года (16 термидора III года) был объявлен Закон об учреждении в Париже Музыкальной консерватории для преподавания этого искусства , в котором говорилось, что учреждение ищет шесть преподавателей клавесина. После прохождения конкурса де Монжеру был назначен 22 ноября 1795 года первоклассным учителем мужского класса фортепиано, приказом о назначении 1 фримера IV года. Более того, она также была единственной женщиной, назначенной в этот период первоклассным учителем. Среди других первоклассных преподавателей было несколько известных инструменталистов того времени, в том числе Пьер Род и Пьер Гавиньес. На этой должности годовой оклад де Монжеру был установлен на уровне 2500 франков, что соответствует зарплате ее коллег-мужчин. Марсель Вилкоски подвергает сомнению причины ее назначения и предполагает, что это произошло из-за ее «членства в масонстве» (что не было доказано в деле де Монжеру).
После двух с половиной лет преподавания в самом сердце этого прославленного учебного заведения де Монжеру подал в отставку 22 января 1798 года (3 Плювиоза , VI год), сославшись на проблемы со здоровьем, к большому сожалению руководителей консерватории.
Композитор
[ редактировать ]
В 1795 году де Монжеру опубликовала свои 3 сонаты, соч .
В годы Консульства и Империи де Монжеру продолжала сочинять и публиковать свои произведения для клавишных инструментов. В 1800 году она опубликовала «Три сонаты», соч. 2, с труппой в Париже, затем ее пьеса для фортепиано , соч. 3, 25 августа 1804 г. Ее опп. 4 и 5, «Трио фантазий» (ныне утерянные) и «Три соната» были опубликованы между 1804 и 1807 годами. В последнем году также были опубликованы ее 6 ноктюрнов, соч. 6. Наконец, в начале 1810-х годов ее якобы дидактический « Полный метод» был составлен и выгравирован . Этот курс, состоящий из 114 этюдов для фортепиано, оказал значительное влияние на великие имена среди музыкантов следующего поколения, такие как Мармонтель. [ нужна ссылка ] .
Помимо композиции, де Монжеру продолжала делиться своим искусством в своем салоне, где собирала друзей под лозунгом «Понедельники мадам де Монжеру». Для нее это была возможность собрать вместе близких друзей (таких как Маре, Прони или Жироде) и поиграть с музыкантами ее эпохи, такими как Александр Буше, Виотти, Байо, Керубини и Крейцер. Бенжамен Констан смог услышать здесь игру де Монжеру вечером 5 июня 1814 года.
В этот период де Монжеру влюбилась в барона Луи де Тремонта , с которым познакомилась в 1798 году.
В период Реставрации и июльской монархии
[ редактировать ]Де Монжеру вышла замуж за графа Эдуарда Дюно де Шарнажа, который был на 19 лет моложе ее, 19 января 1820 года. В этом же году был опубликован ее Cours complet pour l'enseignement du fortepiano , хотя он был завершен несколькими годами ранее. Более того, этот том является ее последней опубликованной работой, хотя она продолжала размещать свой музыкальный салон, в котором Игнац Мошелес играл до 1820 года.
В 1826 году де Монжеру снова овдовел после несчастного случая, случившегося с графом. В этот период ее здоровье начало настолько ухудшаться, что в 1834 году она покинула Париж и поселилась с сыном в Италии: сначала в Падуе, затем в Пизе и, наконец, во Флоренции. Она умерла там 20 мая 1836 года и была похоронена в монастырях базилики Санта-Кроче .
Наследие
[ редактировать ]Влияние Монжеру на композиторов-романтиков XIX века оценить сложно. [ 1 ] Не доказано, что Шопен и Шуман знали « Полный метод обучения игре на фортепиано» Монжеру . Однако было высказано предположение, что элементы фортепианной музыки этих композиторов, которые долгое время считались свидетельством их оригинальности, можно найти в этюдах » « Полного метода . [ 2 ]
В 2006 году, когда Жером Дориваль опубликовал биографию композитора, [ 3 ] о ней было мало известно, хотя она упоминалась во втором издании словаря Нью-Гроув и о ней проводились некоторые академические исследования. [ 4 ] [ 5 ] Несколько записей были выпущены после 2006 года. Когда 11–15 июля 2022 года жизнь и музыкальные произведения Монжеру были рассмотрены в » BBC Radio 3 сериале «Композитор недели , постоянный ведущий программы Дональд Маклеод дополнил коммерческие записи некоторыми специально заказанными. Он также взял интервью у пианистки Клэр Хаммонд , которая рассказала, как она исследовала музыку Монжеру на современных инструментах после встречи с Жеромом Доривалем в 2019 году. [ 6 ] [ 7 ]
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Три сонаты для фортепиано, соч. 1 (Париж, 1795 г.)
- Три сонаты для фортепиано (с аккомпанементом скрипки к 3-й сонате), соч. 2 (Париж, 1800 г.; сохранившееся издание 1803 г.)
- Пьеса для фортепиано, соч. 3 (Париж, 1804 г.)
- Фантазии , нет. 1, 2, 3 [соч. 4?] (Париж, [1810?])
- Три сонаты для фортепиано, соч. 5 (Париж, 1811 г.)
- Шесть нуит для голоса соло в сопровождении фортепиано, соч. 6 (Париж, [1807 г.]
- Полный курс обучения игре на фортепиано , в 3 томах (Париж, 1820). Содержит 972 упражнения и 114 занятий.
Избранные записи
[ редактировать ]- Элен де Монжеру, «Маркиза и Марсельеза» , Éditions Hortus (CD, 2008).
- Элен де Монжеру: У истоков романтического фортепиано (Этюды № 97, 110 и др. в исполнении Николя Стави). Хортус (CD, 2009).
- Элен де Монжеру , фортепианная музыка в исполнении Эдны Стерн на инструменте Плейель 1860 года. Orchid Classics (CD, 2017). [ 8 ]
- Элен де Монжеру: Полное собрание сонат для фортепиано в исполнении Николя Хорвата на Steinway. Наксос – Grand Piano Records (2CD, 2021). [ 9 ]
- Элен де Монжеру – 29 этюдов из полного курса обучения игре на фортепиано, играет на котором Клэр Хаммонд на Steinway. BIS Records BIS2603 (компакт-диск, 2022 г.). [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрэнкс, Ребекка (28 ноября 2022 г.). «Кем была Элен де Монжеру? Как фортепиано спасло жизнь французскому композитору в революционной Франции» . Музыкальный журнал BBC . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Джил, Эрика (март 2021 г.). «Скрипичные сонаты: обзор Монжеру, Виотти и т. д. – изобретение и красота от недооцененного композитора» . Хранитель . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Дориваль, Жером (2006). Элен де Монжеру; Маркиза и Марсельеза (на французском языке). Лион: Симметрия. стр. ВИ-421. ISBN 2-914373-16-3 . OCLC 778035619 . [ нужны разъяснения ]
- ^ Сэди, Джули Энн (2001). «Монжеру, Элен-Антуанетта-Мария де Нерво де [графиня де Шарнаж]». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.43106 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ Бутон, Анн-Ноэль (2007). «(Рецензия на Элен де Монжеру. Маркиза и Марсельеза Ж. Дориваля)». Revue de Musicologie (на французском языке). 93 (2): 497–501. JSTOR 25485865 .
- ^ Radio Times , 9–15 июля 2022 г.
- ^ «Элен де Монжеру (1764-1836)» . Композитор недели . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Джил, Эрика (2017). «Обзор компакт-диска Элен де Монжеру – забытый музыкант, опередивший свое время» . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Фрэнкс, Ребекка (декабрь 2021 г.). «Монжеру: Сонаты для фортепиано» . Музыкальный журнал BBC . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Дюшен, Джессика (1 декабря 2022 г.). «Монжеру: Этюды (Клэр Хэммонд)» . Музыкальный журнал BBC .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Элен де Монжеру, на Викискладе?
- Бесплатные партитуры Элен де Монжеру в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1764 рождения
- 1836 смертей
- Композиторы-классики XVIII века
- Французские композиторы XVIII века.
- Женщины-композиторы XVIII века
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские женщины-композиторы XIX века.
- Французские композиторы классического периода
- Французские женщины-композиторы-классики
- французские музыкальные преподаватели
- Академический состав Парижской консерватории
- Музыканты из Лиона
- Композиторы для фортепиано
- Французские женщины-преподаватели музыки
- Французские классические пианистки XVIII века.
- Французские классические пианисты XVIII века.
- Французские женщины-классические пианистки XIX века
- Французские классические пианисты XIX века.