Jump to content

Элен де Монжеру

(Перенаправлено с Элен де Монжеру )
Элен де Монжеру, Ричард Косвей ок. 1786 г.

Маркиза Элен де Монжеру, урожденная Элен Антуанетта Мария де Нерво (2 марта 1764 – 20 мая 1836), была французским композитором и пианисткой. Признанная одной из лучших фортепианных исполнительниц и импровизаторов своего времени, а также опубликованный композитор, де Монжеру адаптировалась к быстрому развитию своего инструмента такими мастерами, как Эрар . считает ее Ее биограф Жером Дориваль мостом между классицизмом и романтизмом. Он описывает ее как «недостающее звено между Моцартом и Шопеном ».

Биография

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Элен-Антуанетта Мария де Нерво родилась 2 марта 1764 года в Лионе в неземельной семье недавнего дворянства, хотя у них были земли в Божоле (унаследованные от Ж. А. Рике, крестного отца Элен), в Уэнге и Тейзе (замок Рошбонн). Ее отец, Жан-Батист де Нерво, занимал несколько должностей в судебной власти Лиона и унаследовал дворянский титул первой степени в качестве советника Валютной палаты, а также сенешалей и президиумов Лионского двора от его отец, купивший титул. Семья матери Элен, Анны Мари Сабины Мейевр де Шампвье, имела земельные связи с Мон-дю-Лионне (поместье Шампвье в Сен-Жермен-о-Мон-д'Ор). Сама она получила дворянские титулы несколькими годами ранее в результате обвинения в échevinale . [ нужны разъяснения ]

Элен провела некоторые из своих ранних лет в Париже, где в 1765 году родился ее брат Кристоф Олимпий де Нерво, и посещала уроки у великих мастеров игры на клавишных инструментах, которые оставались там в последние десятилетия старого режима . В их число входили Николя-Йозеф Хюльмандель, Ян Ладислав Дуссек и, возможно, Муцио Клементи .

В 1784 году Элен вышла замуж за своего первого мужа, маркиза Андре Мари Готье де Монжеру. В последние годы старого режима она выступала во многих знаменитых парижских салонах , в том числе в салонах мадам Виже-Лебрен , семьи Рошшуар, мадам де Сталь и мадам де Жанлис. В ноябре 1785 года Элен познакомилась со скрипачом Джованни Баттиста Виотти, с которым у нее сложилась творческая дружба. она также давала уроки игры на фортепиано молодому Иоганну Баптисту Крамеру В это время .

Первые годы Французской революции

[ редактировать ]

В первые годы Французской революции маркиз и маркиза общались с умеренными революционерами, которые поддерживали установление конституционной монархии, а также с некоторыми значительными политическими деятелями того времени (особенно с Байи). В частности, они посещали Общество друзей Конституции с момента его создания и Клуб Фейянтов .

Замок Монжеру

Элен де Монжеру участвовала в музыкальной программе в Театре Мсье, затем в Театре Фейдо под руководством Виотти. В 1791 году, после исполнения «Двух Никодимов на равнине Юпитера» в театре на улице Фейдо, маркиза оказалась втянутой в спор с Виотти против нескольких политических газет, в ходе которого ее окрестили «позорной клавесинисткой».

В эти годы она жила в семейном замке в деревне Монжеру , в нескольких загородных резиденциях в Монморанси и в доме на улице Фобур-Сен-Оноре в Париже. Мадам де Монжеру наконец уехала из Франции в Лондон в июле 1792 года вместе со своим мужем и Хьюго-Бернаром Маре, а затем вернулась в Париж в декабре того же года из-за мер, последовавших за принятием законов о конфискации собственности эмигрантов.

Дипломатическая миссия Марч-Семонвиль

[ редактировать ]

В июле 1793 года маркиз и маркиза сопровождали Маре, недавно назначенного послом в Неаполе , в путешествии, которое должно было привести его на новый пост. По пути к ним присоединились Шарль-Луи Юге де Семонвиль , который сам был назначен послом в Османской Порте , его жена и их сопровождающий. При пересечении Пьемонта они были остановлены австрийцами в Новате-Меццоле . Члены экспедиции (включая маркиза Монжеру) были перевезены на другой берег озера Меццола , заключены на 10 дней в тюрьму Граведоны, затем содержались во дворце герцогов Мантуанских. Маркиз умер там 2 сентября 1793 года в возрасте 57 лет.

При задержании некоторых женщин и детей избивали прикладами и держали под дулами автоматов, а экспедицию разграбили. Элен де Монжеру, мадам де Семонвиль и оставшиеся женщины и дети остались в крайне тяжелом положении. Им удалось найти убежище в Вико Сопрано, где они попытались заручиться поддержкой своих родственников в Венеции (Франсуа Ноэль), Генуе, Милане (граф Альберто де Литта) и Флоренции. Эти усилия оказались тщетными, поскольку их письма были перехвачены венецианской службой перехвата и так и не дошли до адресата.

В конце концов, де Монжеру удалось найти защиту у Франсуа де Бателеми , министра Франции в Бадене, где она также нашла Виотти. Она оставалась там до 23 октября 1793 года.

Под террором

[ редактировать ]

В то время как маркиза и маркиз де Монжеру находились под стражей вдали от Франции, 1 августа 1793 года якобинцам Парижа было отправлено доносное письмо с описанием их поведения и перечислением некоторых их владений. По словам гражданина Арлена, ее автора: «Все эти люди становятся патриотами только тогда, когда они либо боятся Нации, либо нуждаются в ней». Во время террора 14 сентября в их доме прошел обыск.

В апреле 1794 года указ запретил некоторым категориям людей, в том числе дворянам и иностранцам, въезд в Париж и другие крупные города. Однако Комитет общественной безопасности провел несколько тысяч реквизиций, чтобы позволить некоторым дворянам, считавшимся полезными для Республики, избежать ссылки в провинции. В реестре заявок маркиза Монжеру упоминается как «гражданка Готье-Монжеру, художница, чей муж был трусливо убит австрийцами, чтобы использовать свой талант для патриотических торжеств». Поэтому маркизе разрешили остаться в Париже.

История побега де Монжеру от гильотины, где она исполнила импровизацию на фортепиано по мотивам « Марсельезы » перед Революционным трибуналом, впервые появилась во второй половине XIX века, изложенная Эженом Готье и четырьмя другими источниками. , с некоторыми вариациями. Отсутствие предшествующих письменных упоминаний об этом эпизоде, а также его отсутствие в архивах революционного трибунала заставили специалистов усомниться в реальности этой истории после выхода в свет книги Ж. Доривала. Однако ее правдивость никогда не была опровергнута ни в XIX, ни в XX веке. С другой стороны, Эжен Готье его приукрасил.

Похоже, что в эти тревожные годы де Монжеру потеряла большую часть своего состояния. Однако деньги, заработанные в результате серии успешных концертов в Англии в это время, позволили ей приобрести в 1794 году замок Шато де ла Саль, расположенный в кантоне Сенонш.

Мать и учитель

[ редактировать ]

11 февраля 1795 года у де Монжеру родился единственный ребенок: Эме Шарль Гис, известный как Орас Гис де ла Саль (1795–1878). Его отец, Шарль Антуан-Гиацинт Гис (1769–1851), один из редакторов Le Moniteur Universel , признал ребенка в браке с Элен де Монжеру 1 июня 1797 года (12 прериаля , год V).

3 августа 1795 года (16 термидора III года) был объявлен Закон об учреждении в Париже Музыкальной консерватории для преподавания этого искусства , в котором говорилось, что учреждение ищет шесть преподавателей клавесина. После прохождения конкурса де Монжеру был назначен 22 ноября 1795 года первоклассным учителем мужского класса фортепиано, приказом о назначении 1 фримера IV года. Более того, она также была единственной женщиной, назначенной в этот период первоклассным учителем. Среди других первоклассных преподавателей было несколько известных инструменталистов того времени, в том числе Пьер Род и Пьер Гавиньес. На этой должности годовой оклад де Монжеру был установлен на уровне 2500 франков, что соответствует зарплате ее коллег-мужчин. Марсель Вилкоски подвергает сомнению причины ее назначения и предполагает, что это произошло из-за ее «членства в масонстве» (что не было доказано в деле де Монжеру).

После двух с половиной лет преподавания в самом сердце этого прославленного учебного заведения де Монжеру подал в отставку 22 января 1798 года (3 Плювиоза , VI год), сославшись на проблемы со здоровьем, к большому сожалению руководителей консерватории.

Композитор

[ редактировать ]
Предполагаемый портрет де Монжеру

В 1795 году де Монжеру опубликовала свои 3 сонаты, соч .

В годы Консульства и Империи де Монжеру продолжала сочинять и публиковать свои произведения для клавишных инструментов. В 1800 году она опубликовала «Три сонаты», соч. 2, с труппой в Париже, затем ее пьеса для фортепиано , соч. 3, 25 августа 1804 г. Ее опп. 4 и 5, «Трио фантазий» (ныне утерянные) и «Три соната» были опубликованы между 1804 и 1807 годами. В последнем году также были опубликованы ее 6 ноктюрнов, соч. 6. Наконец, в начале 1810-х годов ее якобы дидактический « Полный метод» был составлен и выгравирован . Этот курс, состоящий из 114 этюдов для фортепиано, оказал значительное влияние на великие имена среди музыкантов следующего поколения, такие как Мармонтель. [ нужна ссылка ] .

Помимо композиции, де Монжеру продолжала делиться своим искусством в своем салоне, где собирала друзей под лозунгом «Понедельники мадам де Монжеру». Для нее это была возможность собрать вместе близких друзей (таких как Маре, Прони или Жироде) и поиграть с музыкантами ее эпохи, такими как Александр Буше, Виотти, Байо, Керубини и Крейцер. Бенжамен Констан смог услышать здесь игру де Монжеру вечером 5 июня 1814 года.

В этот период де Монжеру влюбилась в барона Луи де Тремонта [ фр ] , с которым познакомилась в 1798 году.

В период Реставрации и июльской монархии

[ редактировать ]

Де Монжеру вышла замуж за графа Эдуарда Дюно де Шарнажа, который был на 19 лет моложе ее, 19 января 1820 года. В этом же году был опубликован ее Cours complet pour l'enseignement du fortepiano , хотя он был завершен несколькими годами ранее. Более того, этот том является ее последней опубликованной работой, хотя она продолжала размещать свой музыкальный салон, в котором Игнац Мошелес играл до 1820 года.

В 1826 году де Монжеру снова овдовел после несчастного случая, случившегося с графом. В этот период ее здоровье начало настолько ухудшаться, что в 1834 году она покинула Париж и поселилась с сыном в Италии: сначала в Падуе, затем в Пизе и, наконец, во Флоренции. Она умерла там 20 мая 1836 года и была похоронена в монастырях базилики Санта-Кроче .

Наследие

[ редактировать ]

Влияние Монжеру на композиторов-романтиков XIX века оценить сложно. [ 1 ] Не доказано, что Шопен и Шуман знали « Полный метод обучения игре на фортепиано» Монжеру . Однако было высказано предположение, что элементы фортепианной музыки этих композиторов, которые долгое время считались свидетельством их оригинальности, можно найти в этюдах » « Полного метода . [ 2 ]

В 2006 году, когда Жером Дориваль опубликовал биографию композитора, [ 3 ] о ней было мало известно, хотя она упоминалась во втором издании словаря Нью-Гроув и о ней проводились некоторые академические исследования. [ 4 ] [ 5 ] Несколько записей были выпущены после 2006 года. Когда 11–15 июля 2022 года жизнь и музыкальные произведения Монжеру были рассмотрены в » BBC Radio 3 сериале «Композитор недели , постоянный ведущий программы Дональд Маклеод дополнил коммерческие записи некоторыми специально заказанными. Он также взял интервью у пианистки Клэр Хаммонд , которая рассказала, как она исследовала музыку Монжеру на современных инструментах после встречи с Жеромом Доривалем в 2019 году. [ 6 ] [ 7 ]

Опубликованные работы

[ редактировать ]
  • Три сонаты для фортепиано, соч. 1 (Париж, 1795 г.)
  • Три сонаты для фортепиано (с аккомпанементом скрипки к 3-й сонате), соч. 2 (Париж, 1800 г.; сохранившееся издание 1803 г.)
  • Пьеса для фортепиано, соч. 3 (Париж, 1804 г.)
  • Фантазии , нет. 1, 2, 3 [соч. 4?] (Париж, [1810?])
  • Три сонаты для фортепиано, соч. 5 (Париж, 1811 г.)
  • Шесть нуит для голоса соло в сопровождении фортепиано, соч. 6 (Париж, [1807 г.]
  • Полный курс обучения игре на фортепиано , в 3 томах (Париж, 1820). Содержит 972 упражнения и 114 занятий.

Избранные записи

[ редактировать ]
  • Элен де Монжеру, «Маркиза и Марсельеза» , Éditions Hortus (CD, 2008).
  • Элен де Монжеру: У истоков романтического фортепиано (Этюды № 97, 110 и др. в исполнении Николя Стави). Хортус (CD, 2009).
  • Элен де Монжеру , фортепианная музыка в исполнении Эдны Стерн на инструменте Плейель 1860 года. Orchid Classics (CD, 2017). [ 8 ]
  • Элен де Монжеру: Полное собрание сонат для фортепиано в исполнении Николя Хорвата на Steinway. Наксос – Grand Piano Records (2CD, 2021). [ 9 ]
  • Элен де Монжеру – 29 этюдов из полного курса обучения игре на фортепиано, играет на котором Клэр Хаммонд на Steinway. BIS Records BIS2603 (компакт-диск, 2022 г.). [ 10 ]
  1. ^ Фрэнкс, Ребекка (28 ноября 2022 г.). «Кем была Элен де Монжеру? Как фортепиано спасло жизнь французскому композитору в революционной Франции» . Музыкальный журнал BBC . Проверено 25 января 2023 г.
  2. ^ Джил, Эрика (март 2021 г.). «Скрипичные сонаты: обзор Монжеру, Виотти и т. д. – изобретение и красота от недооцененного композитора» . Хранитель . Проверено 29 января 2023 г.
  3. ^ Дориваль, Жером (2006). Элен де Монжеру; Маркиза и Марсельеза (на французском языке). Лион: Симметрия. стр. ВИ-421. ISBN  2-914373-16-3 . OCLC   778035619 . [ нужны разъяснения ]
  4. ^ Сэди, Джули Энн (2001). «Монжеру, Элен-Антуанетта-Мария де Нерво де [графиня де Шарнаж]». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.43106 . ISBN  978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
  5. ^ Бутон, Анн-Ноэль (2007). «(Рецензия на Элен де Монжеру. Маркиза и Марсельеза Ж. Дориваля)». Revue de Musicologie (на французском языке). 93 (2): 497–501. JSTOR   25485865 .
  6. ^ Radio Times , 9–15 июля 2022 г.
  7. ^ «Элен де Монжеру (1764-1836)» . Композитор недели . Проверено 25 января 2023 г.
  8. ^ Джил, Эрика (2017). «Обзор компакт-диска Элен де Монжеру – забытый музыкант, опередивший свое время» . Проверено 26 января 2023 г.
  9. ^ Фрэнкс, Ребекка (декабрь 2021 г.). «Монжеру: Сонаты для фортепиано» . Музыкальный журнал BBC . Проверено 25 января 2023 г.
  10. ^ Дюшен, Джессика (1 декабря 2022 г.). «Монжеру: Этюды (Клэр Хэммонд)» . Музыкальный журнал BBC .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da3be9a7ed461b0acb904505848f65dd__1716549540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/dd/da3be9a7ed461b0acb904505848f65dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hélène de Montgeroult - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)