Ванда (фильм)
Что | |
---|---|
Режиссер | Барбара Лоден |
Написал | Барбара Лоден (в титрах не указана) [ 1 ] |
Продюсер: |
|
В главных ролях |
|
Кинематография | Николас Проферес (в титрах не указан) [ 1 ] |
Под редакцией | Николас Проферес (в титрах не указан) [ 1 ] |
Музыка | Дэйв Маллани (в титрах не указан) [ 1 ] |
Производство компания | Фонд кинематографистов [ 1 ] |
Распространено | Барден Интернэшнл Фильмс [ 1 ] |
Даты выпуска | |
Время работы | 103 минуты |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | в. 115 000 долларов США [ 1 ] |
«Ванда» — американский независимый драматический фильм 1970 года по сценарию и режиссуре Барбары Лоден , которая также играет главную роль. [ 3 ] Действие фильма происходит в районе антрацитового угля на востоке Пенсильвании . В центре внимания фильма апатичная женщина с ограниченными возможностями, которая случайно сбегает с грабителем банка .
Вдохновленная своим прошлым ощущением бесцельности, а также газетной статьей, подробно описывающей участие женщины в ограблении банка, Лоден написала сценарий для Ванды, прежде чем получить финансирование через Гарри Шустера, продюсера из Лос-Анджелеса . Фильм был снят на месте небольшой командой из семи человек, в основном в восточной Пенсильвании и Коннектикуте , и большая часть диалогов и съемок была импровизированной, а Лоден лишь в общих чертах ссылался на сценарий.
«Ванда» была выбрана для участия в 31-м Венецианском международном кинофестивале , где получила премию Пасинетти за лучший иностранный фильм. [ 4 ] Отреставрированная версия фильма была показана вне конкурса на 67-м Венецианском международном кинофестивале в 2010 году. [ 5 ] США В 2017 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 6 ]
Сюжет
[ редактировать ]Ванда Горонски, несчастная домохозяйка из сельской местности на востоке Пенсильвании , остается на диване у сестры после того, как бросила мужа. Прогуливаясь по угольному полю и катаясь автостопом, она поздно появляется на судебном заседании по бракоразводному процессу, отказывается от своих прав на детей и дает мужу развод.
После увольнения с работы на швейной фабрике Ванда убегает с мужчиной, с которым у нее есть связь на одну ночь, но он бросает ее в магазине мороженого. Почти без гроша в кармане, Ванда дремлет в кинотеатре, где ее грабят во сне. Идя в бар, чтобы сходить в туалет, она отчаянно цепляется за пожилого мужчину, которого считает барменом. Этот мужчина, Норман Деннис, преступник, ограбивший бар. Не в силах избавиться от Ванды, он берет ее с собой в бега. Даже узнав подробности его образа жизни, Ванда решает остаться с Норманом, которого называет «мистер Деннис».
Ванда проводит некоторое время в дороге с Норманом, и он подвергает ее физическому и эмоциональному насилию. Он отправляет ее за новой одеждой в торговый центр, а сам грабит машины на стоянке. Впоследствии они посещают тематический парк Holy Land USA , где Норман встречается со своим отцом -христианином-евангелистом , к которому он проявляет вежливость и уважение. После этого Норман убеждает Ванду выследить похищение и ограбление банка. Ограбление идет наперекосяк, и Нормана застреливают в вестибюле. Ванда опаздывает и наблюдает с улицы, как спускается полиция и зрители наблюдают за происходящим.
Снова одна, Ванда отправляется в поездку с мужчиной, который пытается изнасиловать ее. Она убегает и бежит через лес. С наступлением темноты Ванда приезжает в придорожную закусочную в глуши , где незнакомцы снабжают ее едой, алкоголем и сигаретами.
Бросать
[ редактировать ]- Барбара Лоден в роли Ванды Горонски
- Майкл Хиггинс в роли Нормана Денниса
- Фрэнк Журдано в роли солдата
- Валери Манш в роли девушки в придорожной закусочной
- Дороти Шупенес — сестра Ванды
- Питер Шупенес — зять Ванды
- Джером Тьер — муж Ванды
- Мариан Тьер в роли мисс Годек
- Энтони Ротелл, как Тони
- М.Л. Кеннеди, как судья
Производство
[ редактировать ]Концепция
[ редактировать ]Лоден сказала, что фильм полуавтобиографичен, и что на его написание она вдохновилась после прочтения газетного сообщения о том, что женщина поблагодарила судью после того, как он приговорил ее к 20 годам тюремного заключения за участие в ограблении банка. [ 7 ] Ее муж Элиа Казан утверждал, что написал первоначальный сценарий, а затем Лоден «переписывал его много раз, и он стал ее». [ 8 ]
По словам Лодена, персонаж Ванды «создан из нее самой». [ 9 ] В интервью 1971 года она сказала: «Это было своего рода основано на моей собственной личности… Своего рода пассивное блуждание, переход от одного человека к другому, без направления – я провела таким образом много лет своей жизни, и я чувствовал это... ну, я думаю, что многие люди такие. И не только женщины, но и мужчины. Они не знают, почему они существуют. [ 10 ] Создавая отношения между Вандой и Норманом, Лоден избегала интеграции каких-либо законных романтических отношений между персонажами, поскольку считала это нереальным. [ 11 ] Полная покорность Ванды Норману также была частично вдохновлена научно-популярной книгой, которую Лоден прочитал о воспитании нескольких проституток, одна из которых рассказала, как находила радость в суровой властности своей приемной матери, поскольку она была «первым человеком, который когда-либо говорил [ей] то, что Она это оценила, хотя женщина была жестокой». [ 12 ]
Съемки
[ редактировать ]«Я не понимаю, как кто-то может предопределить, каким получится его фильм, или почему кто-то этого захочет, потому что это творческая вещь, которая меняется каждый день, и вы меняетесь каждый день, пока работаете над ней. Ты начинаешь снимать фильм, а когда закончишь, ты станешь другим человеком».
– Лоден выступает в Американском институте кино , 1971 год. [ 13 ]
Фильм снят на 16-миллиметровую пленку. [ 1 ] при бюджете около 100 000$ [ а ] с командой из четырех человек: Лоден, оператор Николас Проферес, который также монтировал фильм, Ларс Хедман, занимавшийся светом и звуком, и ассистент продюсера Кристофер Кромин. [ 15 ] Лоден и Майкл Хиггинс были единственными двумя профессиональными актерами в постановке, и большинство их сцен были результатом импровизации. [ 16 ] Лоден напомнила, что логистика производства была сложной, и сказала, что в конечном итоге она «использовала [актеров] такими, какие они есть», и перестала ссылаться на сценарий вскоре после начала. [ 17 ] Лоден работал на профсоюзный масштаб, а костюмы Хиггинса были взяты из казанских обрезков. [ 1 ] Лоден сказал, что визуальный стиль фильма был вдохновлен несколькими фильмами Энди Уорхола . [ 18 ]
Фильм финансировался Гарри Шустером, который специально для его распространения основал Bardene International Films. Шустер проявил к фильму треть интереса; Остальные две трети принадлежали Лодену, Казани и некоммерческому Фонду кинематографистов адвоката Милтона Казана. Любая прибыль после возмещения, поступившая в фонд, должна была быть направлена в фонд для финансирования будущих фильмов. [ 1 ]
Первоначально планировалось, что действие фильма будет происходить на юге, но высокая стоимость съемок там и необходимость размещения производства рядом с предприятиями по обработке пленки в Нью-Йорке побудили переехать в угледобывающие регионы Пенсильвании. [ 1 ] Натурные съемки проходили осенью 1969 года в Скрэнтоне, штат Пенсильвания , Карбондейле, штат Пенсильвания , и Уотербери, штат Коннектикут . [ 1 ] Некоторые из актеров фильма не были актерами, и их произвольно попросили принять участие в фильме; среди них человек, с которым Ванда разговаривает во вступительной части фильма на угольном месторождении, а также актер, играющий отца Нормана, которого Лоден и Проферес пригласили сыграть эту роль после того, как нашли его в доме престарелых в Карбондейле. [ 19 ] Финальная сцена была снята в настоящей закусочной в Сэнди-Хук, штат Коннектикут . [ 20 ] Лоден сняла альтернативный финал, в котором к Ванде обращается полиция в придорожной закусочной, но в конечном итоге она посчитала его «слишком банальным» и решила завершить фильм угрюмой Вандой, которую угощают посетители таверны. [ 21 ]
Пост-продакшн « Ванды» проходил в доме Лодена. [ 1 ]
Выпускать
[ редактировать ]Премьера фильма «Ванда» состоялась на 31-м Венецианском международном кинофестивале , где он стал единственной американской работой и получил приз международных критиков за лучший фильм. Он также был показан на Лондонском кинофестивале и кинофестивале в Сан-Франциско . [ 1 ]
Реставрация
[ редактировать ]В 2007 году Голливудская лаборатория кино и видео в Лос-Анджелесе официально закрылась и начала удалять из своего архива элементы фильмов, относящиеся к 1950-м годам. [ 22 ] Оригинальные 16-миллиметровые Kodak Ektachrome ECB элементы пленки с изображением Ванды были обнаружены во время этой чистки и впоследствии приобретены Архивом кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , что спасло их от выбрасывания на свалку . [ 22 ] Элементы фильма были восстановлены, и в 2010 году фильм был показан в Музее современного искусства . [ 22 ]
В августе 2018 года фильм был переиздан в прокате в Лос-Анджелесе. [ 23 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]Ванда была выпущена на DVD в 2006 году компанией Parlor Pictures. [ 24 ] В декабре 2018 года компания Criterion Collection выпустит фильм на Blu-ray и DVD. объявила, что 19 марта 2019 года [ 25 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]По воспоминаниям Лоден, европейские критики, которые видели фильм на премьере Венецианского кинофестиваля, интерпретировали его как политическое заявление об экзистенциальном характере американской жизни, которое она опровергла. [ 26 ] Критики Джудит Крист , Кэтлин Кэрролл и Полин Кель негативно отозвались о фильме, о чем рассказал Лоден, поскольку им не нравился главный герой за то, что он «тупой и глупый, и все то, что люди говорили обо мне... Я думаю, что они я правда завидую... Они были настолько жестокими, что это вышло за рамки служебного долга». [ 27 ]
После выхода на американский экранный прокат в 1971 году газета New York Daily News присвоила фильму две с половиной звезды из четырех, отметив Ванду как «резко запечатленного» персонажа, но пришла к выводу, что фильм «остается довольно бессмысленной панихидой, поскольку никогда не возникает сомнений в том, что Ванда завершит свое путешествие из ниоткуда в никуда». [ 28 ] Жан Дитрих из Louisville Courier-Journal похвалил фильм за изображение его персонажей, написав: «Ванда - классический неудачник, обездоленный и неразумный, который в своей безнадежности обращается к проституции. Игра мисс Лоден этого жалкого существа останется неизменной. со мной, я думаю, навсегда... нет ничего более удручающего, чем пустая, чахлая жизнь, и мисс Лоден проявляет искреннюю заботу, записывая их так честно». [ 29 ]
Стэнли Кауфманн из The New Republic назвал Ванду «маленьким хорошим произведением искусства». [ 30 ]
The Hackensack Record Джон Криттенден из похвалил игру Лоден, но почувствовал, что фильм не найдет отклика у многих американских кинозрителей: «Вынося суждение о персонаже, как это обычно делают зрители, я сомневаюсь, что кто-то действительно полюбит Ванду и сочувствует ей. Никто любит жертву». [ 2 ]
Этот фильм является фаворитом актрисы Изабель Юппер , которая выступала за его выпуск на DVD во Франции в 2004 году. [ 31 ] Фильм также был назван фаворитом режиссером Джоном Уотерсом , который представил его в качестве своего ежегодного выбора в Мэриленде 2012 года на кинофестивале .
Фильм был восстановлен Архивом кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе при финансовой поддержке The Film Foundation и Gucci и показан на 67-м Венецианском международном кинофестивале . фильм имеет рейтинг одобрения 92% На сайте Rotten Tomatoes на основе 36 рецензий. [ 32 ]
В ретроспективном обзоре Джастин Чанг из « Лос-Анджелес Таймс» написал: «Сказать, что Ванда дегламуризирует американский криминальный фильм, — это одновременно совершенно верно и в некоторой степени преуменьшение. Первый и единственный фильм Лодена как режиссера — это жутко честное исследование персонажей, резкое и резкое». неприукрашенная эстетика, вдохновленная отчасти « » Жана-Люка Годара и На последнем дыхании фильмами Энди Уорхола, резко контрастировала с блестящей голливудской драматической традицией, воплощенной, среди прочего, мужем Лоден, режиссером Элиа Казаном ». [ 23 ]
В 2022 году фильм вошел в Sight and Sound и занял 48-е место. список 100 лучших фильмов всех времен по опросу критиков [ 33 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Год | Учреждение/Награда | Категория | Результат | Ссылка. |
---|---|---|---|---|
1970 | Венецианский кинофестиваль | Лучший иностранный фильм | Выиграл | [ 34 ] |
Ссылки
[ редактировать ]Информационные примечания
Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот « Ванда » . Каталог художественных фильмов AFI . Американский институт кино . Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Криттенден, Джон (1 марта 1971 г.). «Фильм о прирожденном неудачнике может не окупиться» . Рекорд Хакенсака . Хакенсак, Нью-Джерси. п. 16 – через Newspapers.com.
- ^ 52 самых важных американских независимых фильма | AV Club
- ^ Брей, Ирис (2020). Женский взгляд. Революция на экране . Париж: Éditions de l’Olivier. п. 171.
- ^ Эггебин, Грег; Липпман, Росс (24 января 2014 г.). «Эй, Нью-Йорк, приходите посмотреть на скрытую жемчужину кино 1970-х во вторник вечером» . Порок . Проверено 16 октября 2017 г. С отпечатками эссе Росса Липпмана из Архива кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Зембрено, Кейт (2013). «Можно быть тупым и несчастным одновременно: эссе о неудачах, депрессивной музе и Ванде Барбары Лоден» . Частоты . 2 : 99–116.
- ^ Каннади, Шерил; Леггетт, Стив (13 декабря 2017 г.). «Национальный реестр фильмов 2017 года — это больше, чем «поле мечты» » . Библиотека Конгресса . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Рейно, Беренис (октябрь 2002 г.). «Для Ванды» . Чувства кино (22). Архивировано из оригинала 4 декабря 2011 года.
- ^ Тейлор, Кэти (27 августа 2010 г.). «движимый яростными мечтами о независимости» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ Лоден 1971 , 13:30.
- ^ Лоден 1971 , 14:24.
- ^ Лоден 1971 , 41:50.
- ^ Лоден 1971 , 1:00:17.
- ^ Лоден 1971 , 49:30.
- ^ «Барбара Лоден обретает свою индивидуальность в кино» . Лидер-Таймс Симпсона . Кеттеринг, Пенсильвания. Юнайтед Пресс Интернешнл. 26 мая 1971 г. с. 29 – через Newspapers.com.
- ^ МакКорт, Кейт (осень 2012 г.). "Кем была Барбара Лоден?" . Пропеллер . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ Лонгворт, Карина (17 марта 2011 г.). «Одноударная Ванда » . Лос-Анджелес Еженедельник . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ Лоден 1971 , 17:16.
- ^ «Бывший Эшвиллиан, получивший признание в кино» . Эшвилл Ситизен Таймс . Эшвилл, Северная Каролина. 9 февраля 1971 г. с. 11 – через Newspapers.com.
- ^ Лоден 1971 , 26:39.
- ^ Лоден 1971 , 28:40.
- ^ Лоден 1971 , 30:18.
- ^ Перейти обратно: а б с Липман, Росс (25 марта 2019 г.). «Разоблачающая Ванда » . Электрический ток . Коллекция критериев . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б Чанг, Джастин (3 августа 2018 г.). «Рецензия: триумф Барбары Лоден 1970 года «Ванда» возвращается в кинотеатры» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 30 августа 2018 года.
- ^ " Ванда DVD" . Амазонка . Архивировано из оригинала 17 марта 2019 года.
- ^ @Criterion (14 декабря 2018 г.). «Анонсируем наши игры МАРТА 2019 ГОДА!» ( Твиттер ). Архивировано из оригинала 17 марта 2019 года — через Twitter .
- ^ Лоден 1971 , 14:55.
- ^ Лоден 1971 , 57:00.
- ^ «Мисс Лоден преуспела в дебюте в кино » Нью-Йорк Дейли Ньюс . Нью-Йорк, Нью-Йорк. 1 марта 1971 г. с. 48 – через Newspapers.com.
- ^ Дитрих, Жан (26 июня 1971 г.). «Достоинства «Ванды» спазматичны» . Курьер-Журнал . Луисвилл, Кентукки. п. 9 – через Newspapers.com.
- ^ Кауфманн, Стэнли (1974). Живые образы. Комментарии к фильму и критика . Издательство Харпер и Роу. п. 50.
- ^ Пейли, Тони (16 октября 2011 г.). «Лондонский кинофестиваль возвращает в прокат новаторский фильм «Ванда» . Хранитель . Новости Guardian и СМИ . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ «Ванда (1971)» . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ «Ванда (1971)» . Вид и звук . Британский институт кино . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Хорват, Эльзессер и Кинг 2004 , стр. 223.
Библиография
- Хорват, Александр; Эльзессер, Томас; Кинг, Ноэль, ред. (2004). Последний великий американский киносеанс: новый голливудский кинотеатр 1970-х годов . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-9-0535-6631-2 .
- Лоден, Барбара (2 апреля 1971 г.). «Барбара Лоден в Американском институте кино» (Аудиоинтервью). Беседовал Гарольд Ллойд Мастер. The Criterion Collection (Blu-ray, паб. 2019 г.).
Дальнейшее чтение
- Мелтон, Руби (1971). «Барбара Лоден о Ванде -« Чрезвычайно уродливая и разрушительная среда » ». Киножурнал . 1 (2): 11–15.
- Мёрке, Луиза (2020). «Что в конусе? Ванда Барбары Лоден между слабостью и устойчивостью». Чувства кино 96, октябрь 2020 г.
- Рейно, Беренис (2004). «Для Ванды». В Эльзеэссере, Томасе; Хорват, Александр; Кинг, Ноэль (ред.). Последняя великая американская киновыставка . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 223–247. ISBN 9789053566312 . (также опубликовано в Senses of Cinema )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1970 года
- Криминальные драмы 1970 года
- Фильмы об ограблениях 1970-х годов
- Независимые фильмы 1970 года
- Американские криминальные драмы
- Американские фильмы об ограблениях
- Американские независимые фильмы
- Фильмы о рабочем классе
- Фильмы, действие которых происходит в Пенсильвании
- Фильмы, снятые в Пенсильвании
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Режиссерские дебютные фильмы 1970 года
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Американские фильмы 1970-х годов
- Полуавтобиографические фильмы