Жак Куртуа

Жак Куртуа или Джакомо Кортезе , прозванный Боргоньоне или Бургиньон. [ 1 ] (12 декабря 1621 – 14 ноября 1676) был Франш-Комтуа – итальянский художник , рисовальщик и офортист. В основном он работал в Риме и Флоренции и стал известен как ведущий художник-баталист своего времени. Он также создавал исторические картины и портреты. он стал иезуитом , но продолжал рисовать. Позже [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Жак Куртуа родился в Сен-Ипполите , недалеко от Безансона ( Франш-Конте ) на территории современной Франции, но в то время это было испанское владение в Священной Римской империи . Он был сыном малоизвестного художника Жана-Пьера Куртуа. О юности Гийома известно очень мало, но предполагается, что первоначальное обучение он получил у своего отца. У него было два младших брата, которые также стали художниками Гийом (Гульельмо Кортезе) (1628–1679) и Жан-Франсуа (ок. 1627–?). Поскольку его брат позже был также известен как «il Borgognone» (отсылка к их происхождению в Бургундии , называемой графом де Бургонь или Франш-Конте по-французски), некоторые работы братьев были перепутаны.
Отец отвез своих сыновей в Италию около 1636 года, когда они были еще молоды. Сначала они отправились в Милан . [ 3 ] По свидетельствам современных биографов, он три года служил в испанской армии. За это время он рисовал марши и сражения, боевые сцены, пейзажи и военные костюмы. Затем он отказался от оружия и некоторое время учился в Милане у неизвестного скульптора. Он переехал в Болонью в 1639 году, где впервые поступил в студию Жерома Коломеса, художника из Лотарингии. По словам раннего итальянского биографа Филиппо Бальдинуччи Куртуа, талант был замечен в Болонье выдающимися художниками Гвидо Рени и Франческо Альбани . Он продолжил свое обучение в Сиене, где некоторое время учился в школе Астольфо Петрацци . [ 4 ]

Вполне возможно, что братья Гийом и Жак оставались вместе до конца 1640-х годов. [ 5 ] Он пробыл ненадолго во Флоренции, где познакомился с двумя северными художниками Яном Асселейном , художником-баталистом, и Матье ван Платтенбергом (известным как «Монсо Монтанья»), художником-маринистом.
Он отправился в Рим около 1639–1640 годов, где ему первоначально было разрешено жить в монастыре Санта-Кроче в Джерусалемме в Милане благодаря заступничеству аббата дона Иларионе Ранкати . Аббат также сыграл важную роль в получении первого официального заказа Куртуа - большой фрески с изображением чуда с хлебами и рыбами в трапезной монастыря (1641 г.). [ 4 ] В Риме он также подружился с Питером ван Лаером , голландским художником-жанристом, работавшим в Риме, где он был известен под прозвищем «Бамбоччо». Питер ван Лаер был известен своими жанровыми сценами, картинами с животными и пейзажами, в том числе анекдотическими сценами, происходящими в окрестностях Рима. [ 6 ] Стилю жанровой живописи, практикуемому Питером ван Лаером, последовали другие северные и итальянские художники. Эти последователи стали известны как Бамбоччианти , а картины в этом стиле - как Бамбоччата (множественное число: Бамбоччиате ). [ 7 ] Микеланджело Черкоцци , ведущий художник-баталист Италии первых десятилетий 17 века, который также писал жанровые картины в стиле Бамбоччанти , признал талант Куртуа и призвал его писать батальные сцены. [ 2 ]

В начале и середине 1640-х годов он начал привлекать покровительство видных знатных римских семей, среди них Саккетти , Семья Киджи и Памфили . [ 2 ] Именно Пьетро да Кортона познакомил его с этими благородными семьями. Он также работал с покровителями за пределами Рима и за рубежом, в Испании и Италии. [ 4 ]
В 1647 году Жак Куртуа женился в Риме на дочери мелкого флорентийского художника Алессандро Вайани , Анне Марии Вайани, которая сама была художницей и гравером. Его жене было уже за сорок, когда она вышла замуж. Брак не оказался удачным, и вскоре пара рассталась по неизвестным причинам. Когда Куртуа уехал из Рима в Сиену, она не последовала за ним. [ 8 ] Куртуа был призван на службу к принцу Маттиасу Медичи , тогдашнему губернатору Сиены и брату Фердинандо II Медичи, великого герцога Тосканы . Князь безуспешно пытался помирить супругов. Пара не воссоединилась, когда Куртуа вернулся в Рим позже в том же году.

После смерти жены в 1654 году Жаку Куртуа пришлось разобраться с семейным имуществом и обеспечить приданое двум своим сестрам, которые были урсулинскими монахинями во Фрибуре , Швейцария. Он также сделал несколько религиозных картин для их монастыря. [ 2 ]

Он провел время в Бергамо, о чем свидетельствует алтарный образ с Мадонной и святыми в приходской церкви Вилла д'Адда, подписанный и датированный 1656 годом. В Бергамо художник познакомился с графом Карло Джакомо Векки, художником-натюрмортом Эваристо. Башенис и арт-дилер Альберто Вангетти, для которого он написал множество картин и с которым поддерживал переписку до 1657 года. Затем он отправился в Венецию по приглашению Николо Сагредо , который был послом Венеции в Риме, уже встретившись со своим братом Гийомом в Рим. Сагредо поручил Куртуа нарисовать два люнета над боковыми дверями церкви Святого Марка, а также священные истории в галерее. [ 4 ]

Пройдя через Падую и Болонью, Куртуа вернулся во Флоренцию в 1656 году, чтобы работать на службе у принца Маттиаса Медичи , который забрал его обратно в Сиену. В 1657 году он вернулся в Рим, где присоединился к ордену иезуитов. Став иезуитом, он написал ряд религиозных композиций, но позже вернулся к своей любимой теме войны. [ 4 ] Он начал подписывать свои рисунки чернилами крестом. [ 9 ]
В 1668 году он стал священником. [ 2 ] Он получил заказы на фрески в церкви Джезу , материнской церкви иезуитов в Риме. Он все еще работал над этим проектом, когда умер в Риме 14 ноября 1676 года. [ 4 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Жак Куртуа известен преимущественно своими батальными сценами, хотя он также писал религиозные сцены и идиллические пейзажи. В своих религиозных поручениях он продемонстрировал свое знакомство с творчеством Пьетро да Кортона, с которым работали он и его брат. [ 4 ] Он также известен несколькими портретами, в том числе одним из его покровителей, принцем Маттиасом Медичи , и автопортретом. [ 10 ]
Искусство
[ редактировать ]
Куртуа рисовал также воображаемые и исторические сражения, взятые из различных эпизодов Тридцатилетней войны . Основываясь на собственном опыте использования фактов и методов военного времени, ему удалось придать своим визуальным представлениям впечатление «правдивости». Его считали одним из величайших художников-баталистов 17-го века, его называли «Рафаэлем сражений» и « Принцем Евгением среди художников». [ 11 ] Принц Евгений был одним из самых успешных военачальников в современной европейской истории. Его картины сражений были настолько популярны, что ни одна большая или маленькая коллекция его времени не обходилась без работ его руки. [ 4 ] Куртуа удалось создать у зрителей впечатление, что они действительно находятся в гуще битвы. Во времена Куртуа люди очень гордились военными успехами своих армий. Однако батальные картины предназначались не только для празднования национальных военных побед. Они также стремились позволить зрителю стать свидетелем всего спектра драмы, разыгрываемой в бою, от блеска отдельных маневров и действий до кровавых последствий для участников. Куртуа использовал все свое драматическое мастерство и композиционные приемы для создания захватывающих сцен.

Пример этих навыков можно увидеть в сцене битвы с пехотой, кавалерией и пушками, крепостью и городом за ее пределами (на аукционе Christie's 7 июля 2009 года в Лондоне, лот 27). В этой композиции Жак Куртуа создал драматическое напряжение, поместив ключевое драматическое событие - рукопашный бой и кувыркание некоторых солдат - на переднем плане в левом углу. Таким образом, зритель приближается к картинной плоскости и действию, развивающемуся на заднем плане. Суматоха боя выражается через вихрь людей и лошадей, занимающих ограниченное замкнутое пространство. Резко удаляющиеся облака добавляют благородства драматическому действию, изображенному ниже. [ 12 ]
Жак Куртуа был известен тем, что работал alla prima , начиная с быстрых набросков пером. Этот подход к живописи перекликался с динамизмом его батальных сцен, принесших ему известность. [ 12 ]

Преобладающее влияние на его творчество оказало творчество его мастера Микеланджело Серкоцци, художника баталий и жанровых сцен в стиле Бамбоччанти . Батальные сцены Жака Куртуа разделяют с Бамбоччанти интерес к анекдотикам и внимание к деталям. Это влияние стало меньше в его более зрелый период из-за влияния современного художника Сальватора Розы , которого он встретил во Флоренции и чьими ночными пейзажами, сценами некромантии, солдатами, сражениями и жанровыми сценами он восхищался. [ 4 ] Огненные батальные сцены Сальватора Розы, возможно, оставили след в его более живописном почерке и более темных тонах. [ 2 ]
Рисунки
[ редактировать ]Куртуа был также одаренным рисовальщиком, показавшим в своих рисунках всю свободу и непосредственность барокко. [ 13 ] Его альбомы для рисования (Британский музей в Лондоне и Флоренция, Галерея Уффици) демонстрируют его острую способность улавливать в быстрых зарисовках движения и динамику войск, используя при этом композиционные схемы, заимствованные из творчества Жака Калло . В его рисунках также видно влияние Стефано Делла Белла . [ 11 ]

Графическая работа
[ редактировать ]В 1647 году Куртуа был одним из художников, иллюстрировавших второй том «De Bello Belgico», работы его коллеги-иезуита Фамиано Страды . «De Bello Belgico» предлагает историю испанских войн во Фландрии в 16 веке. Куртуа представил четыре рисунка, изображающие осаду и захват четырех городов во время войны. [ 11 ]
Влияние
[ редактировать ]Произведения Куртуа оказали важное влияние на итальянских художников, в частности на Франческо Монти (иль Брешианино), Франческо Симонини , Чиччо Наполетано и французского художника Жозефа Парроселя . [ 2 ] [ 9 ] Гравёр Джеронимо Бруни был учеником Куртуа. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иногда также упоминается как Джакомо Боргоньоне делле Батталья , П. Джакомо Кортезе, П. Джакомо Кортези, Джакомо Кортезе, Якопо Кортезе, Якопо Кортези, иезуит. См. запись в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Энн Сазерленд Харрис. «Кортезе». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 7 февраля 2017 г.
- ^ Симонетта Проспери Валентини Родино, Куртуа, Гийом , в: Треккани, по состоянию на 7 февраля 2017 г. (на итальянском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Симонетта Проспери Валентини Родино, Жак Куртуа , в: Треккани, по состоянию на 7 февраля 2017 г. (на итальянском языке)
- ^ Гийом Куртуа (Гульельмо Кортезе) (Св. Ипполит, Франш-Конте, 1628–1679, Рим), Танцующие фигуры в Foolscap Fine Art
- ^ Питер ван Лаер из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Дэвид А. Левин. «Лаер, Питер ван». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 26 июня 2016 г.
- ^ М. Геррьери Борсой, Новости об Алессандро и Анне Марии Вайани , в «Бюллетене памятников, музеев и папских галерей» , XXVII (2009), стр. 241–264 (на итальянском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Пьер Розенберг, Франция в золотой век: французские картины семнадцатого века в американских коллекциях , Réunion des musées nationalaux (Франция), Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), Метрополитен-музей, 1982, стр. 241-242
- ^ Портрет принца Маттиаса Медичи в музее аббатства Монте-Оливето-Маджоре в Ашано (на итальянском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с Марко Кьярини, Тридцатилетняя война и ее влияние на батальную живопись в Италии семнадцатого и восемнадцатого веков в Вестфальском земельном музее искусства и культуры.
- ^ Перейти обратно: а б Жак Куртуа, Боевая сцена с пехотой, кавалерией и пушками, крепостью и городом за ее пределами на аукционе Christie's
- ^ Жак Куртуа в Прадо (на испанском языке)
- ^ Брайан, Майкл (1886). Роберт Эдмунд Грейвс (ред.). Словарь художников и граверов, биографический и критический . Том. Я: АК. Лондон: Джордж Белл и сыновья. п. 191.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Жаком Куртуа, на Викискладе?