Махай Чорамо
Махай Чорамо (1920-е – 13 апреля 2014 г.) был эфиопским евангелистом , основавшим десятки церквей в отдаленных районах Эфиопии в двадцатом веке.
Фон
[ редактировать ]рождения Махая Чорамо неизвестны, кроме того, он родился в регионе южных наций, национальностей и народов Эфиопии Точная дата (или даже точный год) и место в середине 1920-х годов. Его мать, Палторе Поша, была из Хамбо в Велайте . Чорамо, ее второй муж и отец Махая, был родом из Кучи .
Чорамо назвал своего сына Махаем Чорамо. «Махай» на местном языке означает «леопард». Однако, как и многие неамхарцы в Эфиопии, Махай Чорамо часто амхаризировал свое имя (например, в своей автобиографии) и носил амхарское имя «Махари», что означает « милосердный ». У Махая Чорамо было трое братьев и сестер: сестра Тера, которая умерла, когда ей было два года, и два брата, Мескеле (ум. 1976) и Фетешей (ум. 1979).
До этого момента единственными христианами в Эфиопии были члены Эфиопской православной церкви Тевахедо которая была религией амхаров и тигрей - тигриньи. , (Эфиопская православная церковь Тевахедо проводила литургию на вымершем языке геэз , хотя церковь использовала амхарский язык жизни.) в своей административной и общественной ; Чтобы стать христианином, человек должен был отказаться от своей местной этнической идентичности и принять доминирующую культуру Тыграй-Тигринья-Амхара. Однако начиная с 1920-х годов император Хайле Селассие разрешил неправославным миссионерам приезжать в Эфиопию при условии, что они не будут переводить свои труды на амхарский язык и сосредоточатся только на неамхароязычном населении.
Таким образом, Внутренняя миссия Судана (SIM) начала свое «Движение новых церквей» в конце 1920-х годов. В апреле 1928 года миссионеры-эмигранты из СИМ. прибыл в Содо и начал там миссию , основав больницу и проводя евангелизацию в окрестных сельских районах. Эти миссионеры покинули Содо 17 апреля 1937 года, после итальянского вторжения в Эфиопию . Они оставили после себя небольшую группу местных новообращенных христиан. Миссионеры перевели небольшое количество материалов на местный язык волайтта , состоящее в основном из брошюры «Миссия дара Священных Писаний», озаглавленной «Бог сказал» и «Евангелие от Иоанна» . К несчастью для новообращенных, вся Библия была доступна только на амхарском языке , языке, который у них ассоциировался с отсутствующими землевладельцами и жадными правительственными чиновниками.
Обращение и жизнь евангелиста
[ редактировать ]Махай Чорамо услышал проповеди странствующих евангелистов и принял религиозное обращение . (У него не было контактов с миссионерами SIM, только с их последователями.) В то время, когда многие люди в регионе Махая Чорамо верили, что Сатана был буквально человеком, который замышлял против них заговор, и «Отойди, Сатана» было обычным выражением, Махай Обращение Чорамо убедило его, что ему не нужно бояться сатаны, и он поставил своей личной целью проповедовать Благую Весть , чтобы другим больше не нужно было бояться сатаны. Желая прочитать Библию самостоятельно, Махай Чорамо выучил амхарский язык и получил копию Библии. Он восхищался евангелистами Нового Завета и решил последовать их примеру. Книга Деяний также убедила его в том, что гонения — это удел христианина, и это послание он принял близко к сердцу, поскольку в то время гонениям подвергались неправославные христиане в Эфиопии. В одном известном случае в начале 1940-х годов, когда судья приговорил Махая Чорамо к тюремному заключению, Чорамо поблагодарил судью. Когда судья спросил, за что он его благодарит, Махай Чорамо ответил: «Я смогу лучше молиться и медитировать самостоятельно». Оппозиция Махая Чорамо властям Эфиопии привела его к контактам с другими эфиопскими христианскими диссидентами.
В течение следующих пятидесяти лет Махай Чорамо посвятил свою жизнь основанию церквей , основав десятки новых общин по всей южной Эфиопии. Однако он не считал себя основателем церквей , поскольку считал, что церкви должны организовываться спонтанно с нуля. Скорее, он переедет в новый район, инициирует контакты с местными жителями, будет жить с ними и проповедовать им, пока не будет сформирована церковь. Например, в Гаму-Гофе он устроился торговцем, продающим соль . На рынке он молился за больных и проповедовал всем, кто желал его слушать. Через некоторое время у него появилось несколько новообращенных, с которыми он призывал регулярно встречаться и слушать его проповеди. В конце концов, он помог этим новообращенным выбрать среди себя пастора, и Махай Чорамо отправился в следующий населенный пункт. Махай Чорамо считал, что этот метод соответствует методам, использованным апостолами в Книге Деяний. Тем не менее, Махай Чорамо на протяжении всей жизни поддерживал отношения с Волайттой. Церковь Кале-Хейвет , куда он периодически возвращался между миссиями.
Теология
[ редактировать ]Богословие Махая Чорамо было уникальным для него самого, построенным на основе его первоначального контакта с новообращенными из СИМ, его личного чтения Библии и, в некоторой степени, его знакомства с эфиопским православным христианством.
Основными темами проповеди Махая Чорамо были любовь Божья и наделение силой Святого Духа .
Темные годы
[ редактировать ]Дерг . , свергнувший Хайле Селассие в 1974 году, был враждебен христианству В период с 1985 по 1990 год все церкви, основанные Махаем в Велайте, были вынуждены закрыться, и даже проповедь на похоронах была запрещена. Махай Чорамо призывал своих последователей объединяться в небольшие группы и идти на риск, чтобы продолжать свое поклонение и противостоять репрессиям Дерга.
После того, как в 1991 году к власти пришел Революционно-демократический фронт народа Эфиопии , Махай Чорамо смог передвигаться более свободно, но он все еще сталкивался с периодическими преследованиями и в какой-то момент был арестован.
Недавняя деятельность
[ редактировать ]С 1998 года Махай Чорамо работал с местными и иностранными миссионерами, а также иностранцами (особенно с Малкольмом Хантером) в проведении миссий в зоне Борена среди народа Борана до своей смерти 13 апреля 2014 года. [ 1 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Вондие Али, Пробуждение в полночь: история церкви Кале Хейвет в Эфиопии Том. 2, 1942–1973 (амхарский язык), опубликовано Литературным отделом KHC, Аддис-Абеба, 2000 г.
- Джонни Бакке, Образцы и функции христианского служения в Эфиопской евангелической церкви Мекане Йесус (Нью-Джерси: Humanities Press, 1987).
- Э. Пол Балиски, «Евангелисты Волайтты: исследование религиозных инноваций в Южной Эфиопии, 1936–1975 гг.» (докторская диссертация, Абердинский университет , 1997 г.).
- Аарон Белз , «Леопард среди банн: Махай Чорамо столкнулся с трудностями и жестоким сопротивлением министру кровожадных кочевников на южной границе Эфиопии», « Христианская история » (август 2003 г.)
- Альберт Э. Брант, По следам мучеников (Лэнгли, Британская Колумбия: Omega Publications, 1992).
- Эдит Бакстон, Неохотный миссионер (Лондон: Hodder & Stoughton, 1968).
- Махари Чорамо, эфиопский евангелист: автобиография евангелиста Махари Чорамо , с аннотациями Брайана Л. Фаргера (Эдмонтон: Enterprise Publications, 1997).
- Ф. Питер Коттерелл, «Рожденный в полночь» (Чикаго: Moody Press, 1973).
- Ф. Питер Коттерелл, Cry Эфиопия (Истборн: MARCO, 1988).
- Рэймонд Дэвис, Огонь на горе (Нью-Йорк/Торонто: SIM, 1966).
- Рэймонд Дэвис, Ветры Бога (Канада: SIM International Publications, 1984).
- Кларенс В. Дафф, Нити любви. Пионерская миссия в Эфиопии (Филипсбург, Нью-Джерси: Presbyterian & Reformed Publishing Co., 1980).
- Брайан Л. Фаргер, Движение новых церквей в Эфиопии 1928-1944 (Э.Дж. Брилл, 1998).
- Брайан Л. Фаргер, «Истоки движения новых церквей в районе Хаммер-Бако 1954–1961», неопубликованный рукописный текст Брайана Фаргера с Дональдом и Кристиной Грей (март 1996 г.).
- У. Гарольд Фуллер, Беги, пока жарко солнце (Чикаго: Moody, 1967).
- Норман Грабб, Альфред Бакстон из Абиссинии и Конго (Лондон и Редхилл: Lutterworth Press, 1942).
- Люси Уинифред Хорн, Очаг и дом в Эфиопии (Лондон: SIM, 1960).
- Томас А. Ламби, Доктор без страны (Лондон: Fleming & Revell Company, 1939).
- Гай В. Плейфэр, Испытания и триумфы в Эфиопии (Торонто, Канада: SIM, без даты, около 1943 г.).
- А.Г.Куинтон, Эфиопия и Евангелие (Лондон: Маршалл, Морган и Скотт, 1949).
- Эд и Эдна Рацлифф, Письма из самых отдаленных уголков Земли (частное издание, 1987).
- Альфред Г. Рок, Коренная церковь в действии (Окленд, Новая Зеландия: Внутренняя миссия Судана, 1938).
- Дж. Спенсер Тримингем, Христианская церковь и миссии в Эфиопии (World Dominion Press, 1950).
Специфический
- ^ «Чорамо, Махай (А)» . Словарь африканской христианской биографии . Проверено 18 августа 2019 г.