Анилай и Асинай
Анилай и Асинай (חנילאי וחסינאי; «Ханилай и Хасинай») были двумя вавилонско - еврейскими вождями-разбойниками Парфянской империи , о подвигах которых сообщил Иосиф Флавий .
Их овдовевшая мать отдала их в ученики к ткачихе . Наказанные своим хозяином за лень, они убежали и стали разбойниками болотах Евфрата в . Там они собрали вокруг себя большое количество недовольных евреев, организовали войска и взимали принудительные дани с пастухов и, наконец, основали маленькое разбойничье государство в развилках Евфрата.
В одну из суббот они были застигнуты врасплох парфянским правителем Вавилонии , но решили сражаться независимо от дня отдыха и разгромили нападавшего настолько окончательно, что парфянский царь Артабан III (10–40 гг. н. э.), который как раз тогда занимался подавлением подавил восстание, решив использовать таких храбрых евреев, чтобы держать сатрапов под контролем. Он заключил с ними союз, доверив им контроль над той частью Вавилонии, которую они уже заняли.
Затем они построили укрепления , и маленькое государство просуществовало пятнадцать лет (ок. 18–33). Его падение было вызвано женитьбой Анилая на вдове парфянского полководца, на которого он напал и убил в бою. Он терпел религию своей жены-иностранки и строго встречал религиозную нетерпимость своего народа, тем самым отдалив некоторых своих последователей и посеяв среди них раздор.
После того как Асинай был отравлен женой своего брата за свои нетерпимые высказывания, Анилай принял на себя командование его войском. Он стремился отвлечь их войнами и сумел захватить Митридата, правителя Парфиены и зятя царя. Однако вскоре он освободил Митридата, опасаясь, что Артабан может отомстить вавилонским евреям за его смерть. Потерпев сокрушительное поражение от Митридата в последующем сражении, он был вынужден отступить в леса, где жил, грабя вавилонские деревни около Нехардеи , пока его ресурсы не были исчерпаны и маленькое государство-разбойник не исчезло.
Недовольство вавилонян евреями, до сих пор сдерживаемое страхом перед Анилаем, теперь вспыхнуло вновь, заставив иудеев бежать от преследований в Селевкию , но так и не найдя желанного мира и в изгнании.
Имя Анилай идентично слову «Ханилай» в талмудической литературе. Так звали, например, отца известного агадиста Танхума б. Хамилас (Бахер, Ag. Pal. Amor. III.627).
Источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Анилай» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.