Чемпионат мира по спидвею
Чемпионат мира по спидвею — это международное соревнование между по спидвею гонщиками мира с самым высоким рейтингом, проводимое под эгидой Международной федерации мотоциклистов (FIM). [ 1 ] Первые официальные чемпионаты были проведены в 1936 году. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Сегодня чемпионат организован как серия соревнований Гран-при по спидвею , где очки начисляются в зависимости от результатов соревнований и подсчитываются в конце каждого сезона. Однако до 1994 года оно обычно проводилось как однодневное соревнование после квалификационных раундов в течение сезона, приводящее к финалу, состоящему из 20 заездов, в котором очки начислялись в зависимости от результатов гонщиков, а затем подсчитывались в конце. .
До того, как чемпионат мира получил официальное признание со стороны ACU и FIM в 1936 году, в период с 1931 по 1935 год в Европе, Южной Америке и Австралазии проводились другие неофициальные чемпионаты мира по спидвею, такие как чемпионат Star Riders .
Неофициальный чемпионат мира
[ редактировать ]Чемпионат звездных гонщиков
С 1929 по 1935 год чемпионат Star Riders считался неофициальным чемпионатом мира, в котором участвовали гонщики из Великобритании, Австралии и США. Мероприятие, возможно, было наиболее близким по формату к первому чемпионату мира в 1936 году , поскольку оно проходило на том же месте (Уэмбли) и собрало большинство ведущих гонщиков мира, включая двух из первых трех официальных чемпионов мира. [ 8 ] Кроме того, в 1931 году Ассоциация промоутеров инициировала соревнование по матчевым гонкам на «Индивидуальный чемпионат мира», в котором лучший австралийский гонщик сражался с лучшим англичанином в серии «лучший из трех». Месяц спустя этот победитель встретился с другим претендентом на титул чемпиона мира. Однако после того, как соревнования были проведены, SCB отказался признать титул, и впоследствии он стал «Индивидуальным чемпионатом Великобритании», но победитель сезона по-прежнему держал трофей с надписью «Чемпион мира»!
Серия чемпионатов мира
В сезоне 1930/31 компания AJHunting's International Speedway Ltd провела серию чемпионатов мира в Аргентине на одной из своих трасс в Буэнос-Айресе во время второго сезона гонок по грунтовой дороге в Аргентине. Кульминацией стал февраль 1931 года, и он представлял собой серию матчевых гонок на выбывание между местными и приезжими гонщиками из Великобритании, США и Австралии.
Чемпионат мира по грунтовой дороге
Англо-французский рекламный синдикат проводил ежегодный чемпионат мира по бездорожью в течение пяти лет, с 1931 по 1935 год. Он проводился на велодроме Буффало в Париже. Формат обычно включал девять девять гонщиков из Европы и Великобритании (по три на гонку) в 13 заездах, полуфиналах и финалах.
Расширенный контент
|
---|
Чемпионат мира Австралии.
Англо-австралийский промоушен Джонни Хоскинса организовал «Финал чемпионата мира» на Сиднейской гоночной трассе (Speedway Royal) 4 марта 1933 года после квалификационных раундов в Перте ( Клермонтская гоночная трасса ) 2 декабря 1932 года и Аделаиде ( Wayville Showground ) 2 января. , Мельбурн ( Выставочная гоночная трасса ) 28 января и Сидней (Роял) 18 февраля. Команда из 7 гонщиков, 5 австралийцев и 2 англичан, участвовала в 7 гонках (по 3 гонщика в каждой гонке), а лучший бомбардир, английский гонщик Гарри Уитфилд , стал чемпионом мира. Гонщиками, прошедшими квалификацию в финал, были Лайонел Ван Прааг , Блюи Уилкинсон , Дикки Смайт, Билли Ламонт и Джек Чепмен (Австралия), а также Гарри Уитфилд и Джек Ормстон из Англии. Мероприятие 1934 года было отменено после того, как первая квалификационная встреча провалилась.
Официальный чемпионат мира
[ редактировать ]1936–1954 – чемпионат ACU (FICM).
[ редактировать ]Уэмбли, Лондон. С небольшими изменениями общая система осталась прежней с первого официального чемпионата. Были начальные квалификационные раунды, в которых гонщики соревновались в заездах по четыре человека, чтобы набрать друг другу очки (3 за первое место, 2 за второе место, 1 за третье место). Финальный отборочный раунд назывался «Раунд чемпионата» и состоял из семи-десяти встреч, однако во всех из них никто не участвовал. 16 гонщиков, набравших наибольшее количество очков, затем прошли квалификацию на финал чемпионата мира на Уэмбли, где снова была использована система заездов - на этот раз в общей сложности 20 заездов с участием четырех гонщиков, каждый гонщик участвует в пяти заездах, и каждый гонщик встречается друг с другом на стадионе "Уэмбли". какой-то момент во время соревнований. Использовалась та же система начисления очков, и побеждал гонщик, набравший наибольшее количество очков. С 1936 по 1938 год бонусные очки переносились из раунда чемпионата. Это было отменено, когда чемпионат мира возобновился после войны в 1949 году. [ 4 ]
1955–1994 гг. – Чемпионат FIM.
[ редактировать ]Уэмбли и не только. В 1955 году организаторы финала чемпионата мира признали, что иностранцам больше нецелесообразно ездить на этапы чемпионата в Британию, и поэтому была изобретена система зональных квалификационных гонок. Скандинавские страны Финляндия, Дания, Швеция и Норвегия провели свои собственные отборочные соревнования, Австрия, Нидерланды, Германия, Польша, Советский Союз и Чехословакия провели «континентальные» квалификации, а лучшие гонщики встретились на чемпионатах Европы – все организовано примерно одинаково. как это было раньше на финале мира. Однако этап чемпионата для британских, австралийских и новозеландских гонщиков сохранялся до 1960 года, после чего в 1961 году в Швеции был проведен первый мировой финал за пределами Лондона. За этим последовали финалы в Польше, а затем в США, Германии, Дании и Нидерландах, количество участников из Великобритании и стран Содружества со временем сокращалось, квоты для каждой страны/континента варьировались в зависимости от того, какая страна принимала финал чемпионата. [ 4 ]
1995 г. по настоящее время – ПМГ.
[ редактировать ]Серия Гран-при. Постепенно стало очевидно, что однодневные соревнования устарели, и в 1995 году была внедрена серия Гран-при, аналогичная той, что используется в Формуле-1 и MotoGP , тогда как для квалификации гонщиков на участие в гонках теперь использовалась система с квалификациями и финалом. следующая серия Гран-при. Изначально гонок было шесть: в Польше, Австрии, Германии, Швеции, Дании и Великобритании. [ 10 ] Однако старая система, когда все соревновались друг с другом, все еще использовалась, за исключением того, что четыре лучших гонщика квалифицировались на финальный заезд, который определял, кто выиграет индивидуальное соревнование (и наберет максимальное количество очков). Баллы начислялись следующим образом:
- 25 для победителя, затем 20, 18, 16, 14, 13, 12, 11, 9, 8, 7, 6, 4, 3, 2 и 1 для 16-го места.
Эта система использовалась до 1998 года, когда FIM изобрела другую систему. Вместо 16 гонщиков, борющихся за очки и пытающихся выйти в финал, теперь будет 24 гонщика, разделенных на два класса. Восемь лучших получат прямую квалификацию на так называемое главное событие, в то время как остальные шестнадцать будут выбиты, если они дважды финишируют в числе двух лучших в забегах с четырьмя гонщиками - в то время как они пройдут, если финишируют внутри турнира. два лучших места дважды. В результате было проведено 10 заездов, восемь из которых прошли в Главное событие, где была применена точно такая же система, чтобы восемь гонщиков прошли в полуфинал. Полуфиналы тогда состояли из двух заездов из четырех, где двое лучших вышли в финал, а остальные вышли в утешительный финал. Эта система означала, что систему начисления очков пришлось пересмотреть: за 5-е место начислялось 15 очков, за 6-е — 14, за 8-е — 10, а после этого — 8, 8, 7, 7 и т. д. Места после 8-го места присуждались в зависимости от времени, которое гонщик был нокаутирован и, во-вторых, согласно позиции в последнем заезде, в котором он ехал.
Эта система практически не менялась до 2004 года (утешительный финал был отменен в 2002 году), хотя количество соревнований Гран-при было увеличено до десяти в 2002 году, а затем снова изменено до 9 в 2003 и 2004 годах. Однако систему рассматривали многие. как слишком сложная, и к сезону Гран-при по спидвею 2005 года система, использовавшаяся с 1995 по 1997 год, вернулась, но с одной незначительной модификацией; очки, набранные в заездах, теперь будут учитываться в общем зачете, а восемь лучших гонщиков будут претендовать на два полуфинальных заезда, как и в системе 1998–2004 годов. В 2020 году система начисления очков снова была изменена: общие позиции определяли общее количество набранных очков чемпионата, а очки, набранные в отдельных заездах, снова определяли общие позиции в Гран-при.
История
[ редактировать ]Пионеры грунтовых дорог
[ редактировать ]Бизнесмен Эй Джей Хантинг был пионером спидвея по бездорожью, продвигаясь сначала в Австралии в 1926 году, затем в Великобритании в 28 году, но это был его второй сезон в Аргентине, на стадионе «Хуракан» в Буэнос-Айресе в сезоне 1930/31. его первое и первое в мире соревнование на чемпионате мира. В ходе сезонной серии матчевых гонок на выбывание компания America's Sprouts Elder стала первым победителем чемпионата. В следующем европейском сезоне того же года австралиец Билли Ламонт выиграл «Чемпионат мира» в Париже, а его соотечественник Артур «Блюи» Уилкинсон в следующем году . Но эти две звезды трека по бездорожью смогли занять места на подиуме только после британца Гарри Уитфилда , когда в 1933 году на их родной земле проводился «Чемпионат мира». Тем временем в Великобритании Джек Паркер заменил австралийца Вика Хаксли в качестве «личного чемпиона мира ». ', но после мероприятия Совет по контролю за спидвеем отказался признать титул, присвоенный промоушеном. Англичанин Клод Рай дважды выигрывал титул чемпиона Парижа, прежде чем в 1936 году состоялся турнир на Уэмбли.
Скромное начало
[ редактировать ]Британцы гордятся организацией официального чемпионата мира: они провели первые пятнадцать соревнований, санкционированных ACU/FIM, — все на стадионе «Уэмбли» . Это было с 1936 года, когда австралиец Лайонел Ван Прааг выиграл титул, до 1938 года и с 1949 по 1960 год. В 1937 году американцы Джек Милн , Уилбур Ламоро и Корди Милн поднялись на подиум, одержав первую победу Америки и впервые гонщиков из одной страны. занял все 3 верхние позиции. Это также была последняя победа Америки до 1981 года. Доминировали страны Содружества: Великобритания , Австралия и Новая Зеландия завоевали по четыре титула каждый до 1959 года, включая первого двухкратного победителя, австралийца Джека Янга , который выиграл в 1951 и 1952 годах. Первый не говорящий по-английски победитель пришел в 1956 году, когда швед Уве Фундин завоевал первый из своих пяти титулов. В конце 1950-х и 1960-х годах доминировал Фундин вместе с двумя новозеландцами Ронни Муром (два титула) и Барри Бриггсом (четыре титула) и англичанином Питером Крэйвеном (два титула). [ 1 ] [ 4 ]
эпоха Могера
[ редактировать ]Затем, на чемпионате мира 1966 года в Гетеборге, дебютировал Иван Могер , 26-летний новозеландец, который медленно прорывался в спидвей британской лиги. Он финишировал четвертым, но выиграл две гонки из пяти и продемонстрировал потенциал, выиграв европейский финал (без шведов) на «Уэмбли». И он оправдал это. Он участвовал в гонках до 39 лет, выиграв шесть титулов чемпиона мира, в том числе три подряд с 1968 по 1970 год, включая девять гонок подряд в финальных соревнованиях. Однако после 1970 года он показал себя более человечным, когда его Оле Ольсен место занял , выигравший в Гетеборге в 1971 году и в итоге завоевавший три титула. Тем не менее, Могер смеялся последним из двоих - выиграв последний финал, в котором они оба участвовали, в Хожуве в 1979 году, когда он набрал 14 из 15 возможных очков и выиграл финал, опередив поляка Зенона Плеха . [ 1 ] [ 4 ]
Датчане берут верх
[ редактировать ]После того, как американец Брюс Пенхолл дважды выиграл в 1981 и 1982 годах (последний был первым и единственным разом, когда гонка чемпионата мира проводилась в Соединенных Штатах, в Лос-Анджелесе ), пришло время Дании взять на себя мировой контроль над спидвеем. Раньше только Оле Ольсен выигрывал титулы чемпиона мира в 1971, 1975 и 1978 годах, но подрастало новое поколение во главе с Эриком Гундерсеном и Хансом Нильсеном , занявшими два первых места в Гетеборге в 1984 году. Два датчанина возглавляли таблицу в каждом финале чемпионата мира с 1984 по 1989 год – это довольно необычный рекорд. Гундерсен и Нильсен завоевали по три титула каждый, поскольку датчане выиграли шесть титулов подряд и семь из восьми титулов с 1984 по 1991 год. Однако Гундерсен был вынужден уйти в отставку в 1989 году после ужасной аварии в финале командного чемпионата мира по спидвею в Брэдфорде , за которым последовал 1991 год . Чемпион Ян О. Педерсен в 1992 году, оба преждевременно из-за серьезных травм, несколько ослабил датский спидвей, поскольку только Нильсен держал класс, необходимый для победы на чемпионате мира. Он сделал это в 1995 году, в первый год Серия Гран-при по спидвею - набрал 103 очка и выиграл одну из шести гонок (датчанин Томми Кнудсен вообще-то выиграл две, но был слишком непоследователен и финишировал десятым), на пятнадцать очков больше, чем его ближайший соперник. В 1996 году его опередил американец Билли Хэмилл с преимуществом в два очка , и хотя он продолжал участвовать в гонках до 1999 года и все еще выигрывал Гран-при, он никогда не угрожал вершине. [ 1 ] [ 4 ]
Гран-при по спидвею
[ редактировать ]Предыдущий мировой финал с одной встречей проводился в Великобритании или Европе, за исключением 1982 года, когда он проводился в США. На сегодняшний день соревнования серии Гран-при по спидвею прошли в Великобритании, Европе, Австралии и Новой Зеландии .
На смену пришла Швеция, которую представлял Тони Рикардссон , чемпион 1994 года. прервал его лишь Рикардссон выиграл четыре титула с 1998 по 2002 год, но Марк Лорам в 2000 году. Англичанин Лорам имеет сомнительную честь быть первым (и пока единственным) чемпионом мира SGP, не выигравшим Гран-при в свой чемпионский год, хотя его последовательность выходя в полуфинал на каждом турнире и заняв второе место в первых двух раундах, он набрал достаточно очков, чтобы победить Хэмилла и Рикардссона. Хотя датчанин Ники Педерсен и австралиец Джейсон Крамп побеждали в 2003 и 2004 годах соответственно, Рикардссону мешали травмы и неудачные ничьи во многих гонках Гран-при, и он часто боролся за титул. Однако в серии Гран-при по спидвею 2005 года Рикардссон вернулся, одержав шестую победу и сравнявшись с рекордом Ивана Могера . Гран-при 2006 года снова выиграл Джейсон Крамп , набравший в общей сложности 188 очков и лидировавший на протяжении всего чемпионата. Рикардссон объявил о своем уходе из спорта в середине кампании 2006 года.
В 2007 году Ники Педерсен снова вернул себе титул, который он впервые завоевал в 2003 году, набрав в общей сложности 196 очков, в то время как Ли Адамс финишировал у своего ближайшего соперника со счетом 153. Ники Педерсен выиграл серию 2008 года в третий раз, а Джейсон Крамп выиграл серию. серебряную медаль, а поляк Томаш Голлоб финишировал третьим. Крамп выиграет свой третий титул в 2009 году, прежде чем Голлоб станет вторым польским гонщиком, выигравшим титул чемпиона мира в 2010 году после Ежи Щакеля неожиданной победы в 1973 году. Американец Грег Хэнкок , чемпион 1997 года, выиграл свой второй чемпионат в 2011 году на в возрасте 41 года стал самым старым чемпионом, в то время как Австралия добавила еще одну мировую корону, когда Крис Холдер участвовал в чемпионате 2012 года со 160 очками, победив Педерсена со счетом 152 и Хэнкока со счетом 148. Тай Воффинден подарил Англии первого чемпиона со времен Марка Лорама, когда он выиграл SGP в 2013 году, а Грег Хэнкок доказал, что возраст не является препятствием, когда он выиграл чемпионат мира 2014 года в возрасте 44 лет. В 2015 году Воффинден снова выиграет чемпионат мира, несмотря на резкое увеличение в конце сезона 45-летнего Хэнкока.
Хэнкок снова выиграл чемпионат мира в 2016 году. Австралиец Джейсон Дойл лидировал в турнирной таблице большую часть года, скончавшись от травмы перед тем, как в последних двух раундах Хэнкок выиграл свой четвертый чемпионат мира. В конечном итоге Дойл стал чемпионом мира в 2017 году, что стало его первой медалью. Тай Воффинден станет трехкратным чемпионом в 2018 году. Бартош Змарзлик впервые станет чемпионом мира в 2019 году и третьим в истории чемпионом мира из Польши. Затем Змарзлик выиграл еще три титула в 2020, 2022 и 2023 годах. [ 11 ]
Таблица победителей
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «ИСТОРИЯ СПИДВЕЙ И ЛОНТРЕК» . Спидвей.орг . Проверено 3 июля 2021 г.
- ^ Ботт, Ричард (1980). Книга Питера Коллинза о гоночных трассах № 4 . Stanley Paul & Co Ltd., стр. 97–98. ISBN 0-09-141751-1 .
- ^ Оукс, Питер (1981). Ежегодник спидвея 1981 года . Studio Publications (Ipswich) Ltd., стр. 20–21. ISBN 0-86215-017-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «ФИНАЛ МИРА 1936–1994» (PDF) . Исследователь спидвея . Архивировано (PDF) из оригинала 23 ноября 2018 г. Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «МИРОВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФИНАЛ – ИНДЕКС РАЙДЕРА» . Британский спидвей . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Спидвеи, история и результаты» . wwosbackup . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Мэтьюз/Моррисон, Питер/Иэн (1987). Энциклопедия спортивных рекордов и результатов Гиннеса . Превосходная степень Гиннесса. стр. 289–290. ISBN 0-85112-492-5 .
- ^ Бэмфорд, Р. и Столлуорти, Д. (2003) Спидвей – Довоенные годы , Страуд: Tempus Publishing. ISBN 0-7524-2749-0
- ^ «Новости спорта» . Ньюкасл Дейли Кроникл . 13 октября 1931 года . Проверено 2 марта 2024 г. - из архива британских газет .
- ^ Монтегю, Тревор (2004). АЗ Спорта . Маленький, Браун. стр. 511–512. ISBN 0-316-72645-1 .
- ^ «БАРТОШ ЗМАРЗЛИК ВЫИГРЫВАЕТ ЧЕМПИОНАТ SGP 2023 ГОДА С ПОБЕДОЙ В ТОРУНИ, ФРЕДРИК ЛИНДГРЕН ФИНИШАЕТ ВТОРЫМ» . Евроспорт . Проверено 30 сентября 2023 г.