Джин Култхард
Джин Култхард , OC OBC (10 февраля 1908 — 9 марта 2000) — канадский композитор и музыкальный педагог . Она была одной из трех женщин-композиторов, которые доминировали в западно-канадской музыке в двадцатом веке: Култхард, Барбара Пентленд и Вайолет Арчер . Все трое умерли с разницей в несколько недель в 2000 году. Ее произведения можно было бы условно назвать «преждевременно неоромантическими», поскольку ортодоксальные сериалисты, которые доминировали в академической музыкальной жизни Северной Америки в 1950-х и 1960-х годах, мало что использовали для нее. [ 1 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Култхард родилась в Ванкувере , Британская Колумбия , и была дочерью Джин Блейк Робинсон Култхард, известного и влиятельного учителя музыки в Ванкувере. Благодаря своей матери она получила свое самое раннее музыкальное образование и в раннем возрасте познакомилась с творчеством французских композиторов, таких как Клод Дебюсси и Морис Равель , оба из которых оказали влияние на всю жизнь. В 1924–1928 годах она изучала игру на фортепиано у Яна Чернявского и теорию музыки у Фредерика Чабба . Стипендия Ванкуверского женского музыкального клуба позволила ей продолжить обучение в Королевском музыкальном колледже в 1928–1929 годах, где она была ученицей Кэтлин Лонг , Р.О. Морриса и Ральфа Воана Уильямса . Она училась в 1930-х и начале 1940-х годов у таких композиторов, как Бела Барток , Аарон Копленд и Арнольд Шёнберг . [ 2 ] В 1944–1945 годах Култхард целый учебный год работал с Бернардом Вагенааром из Джульярдской школы в Нью-Йорке. [ 3 ] В 1948 году она познакомилась с британским композитором Элизабет Постон (которая была с визитом в Канаде), и в течение следующих 30 лет у них началась долгая дружба и обширная переписка. [ 4 ]
Начиная с 1925 года Култхард преподавала игру на фортепиано в частной студии своей матери, а затем в качестве независимого преподавателя (1935–1947). В 1947 году она поступила на молодой факультет музыки факультета искусств Университета Британской Колумбии . Заведующий кафедрой Гарри Адаскин нанял сначала Култхарда, а затем (в 1949 году) Барбару Пентланд для преподавания теории и композиции. Култхард преподавал композицию на факультете, а затем (с 1967 года) в административно отдельной музыкальной школе UBC (1967–1973). В 1956–1957 годах она провела год в Париже и Рокебрюне на юге Франции, начав писать оперу и завершив несколько значительных камерных и вокальных произведений. Более поздний творческий отпуск в Лондоне позволил Култхарду постоянно работать с Гордоном Джейкобом, британским композитором и оркестратором.
Среди студентов-композиторов Култхарда были канадские композиторы Чан Ка Нин , Майкл Конвей Бейкер , Сильвия Рикард, Эрнст Шнайдер, Роберт Нокс, Джин Этридж, Джоан Хансен, Дэвид Гордон Дьюк, Ллойд Берритт и Фредерик Шипицки.
В 1978 году она была удостоена звания кавалера Ордена Канады. В 1994 году она была награждена Орденом Британской Колумбии . Ее работы также были частью музыкального мероприятия художественного конкурса на летних Олимпийских играх 1948 года . [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]За свою долгую карьеру Култхард написала около 350 произведений в большинстве традиционных жанров: оперу, четыре симфонии, скрипичный концерт, три струнных квартета и другую камерную музыку, множество инструментальных сонат, а также песни и хоровую музыку на канадские и другие тексты. Ее стиль был преимущественно романтическим и импрессионистическим, хотя с 1960-х годов стал более распространен более экспериментальный материал, включая электронику, битонные и четвертные гармонии, необычные гаммы, сериализм и кластеры тонов. [ 6 ] Элейн Кейллор определяет в своем стиле «как лиризм, выраженный в современном музыкальном языке, так и задумчивый самоанализ, часто связанный с географией Западной Канады». [ 7 ]
Среди ее самых известных произведений: «Молитва за Елизавету для струн», написанная в 1952 году по случаю коронации королевы Елизаветы II и показывающая влияние ее учителя Ральфа Воана Уильямса; Концерт для фортепиано с оркестром (1963); и высоко оцененные «Двенадцать эссе на тему кантабиле» для струнного октета (1972). [ 8 ] Самые ранние композиции, такие как Cradle Song (1927) и Threnody (1935), представляют собой небольшие вокальные произведения, но под влиянием и при поддержке Артура Бенджамина она начала заниматься оркестровыми произведениями 1940-х годов, упрочив свою репутацию. [ 9 ] В их число входят « Канадская фантазия» (1940), балет «Экскурсия» (1940), «Баллада (Зимняя сказка)» (1940) и «Песня к морю» . [ 3 ]
С середины 1940-х годов стиль Култхард стал более отчетливым и личным, поскольку она сочетала традиционные формы с более расширенными гармониями, как в Сонате для фортепиано № 1 1947 года, ее первом произведении, исполненном в Карнеги-холле. [ 3 ] Концерт для скрипки с оркестром — еще один пример этого этапа в ее карьере. Его первое исполнение состоялось в 1959 году с Ванкуверским симфоническим оркестром под руководством Томаса Ролстона. За ним последовал Концерт для фортепиано с оркестром (1963), который привлек внимание общественности и позже был записан Робертом Сильверманом с тем же оркестром. [ 8 ]
Ее более поздние работы, после 1960 года, включают ее самые личные, абстрактные произведения, такие как Третий струнный квартет. и октет «Двенадцать эссе на тему кантабиле» . [ 3 ] В «Птицы Лэнсдауна» (1972) вошли записи пения птиц с острова Ванкувер. Ее опера «Возвращение туземца» была начата, когда она была во Франции в 1956 году, завершена в 1979 году и наконец исполнена (правда, только в концертной форме) в сентябре 1993 года. [ 6 ]
Канадская радиовещательная корпорация выпустила несколько записей в виде дисков с транскрипцией. Двойной компакт-диск « Джин Култхард: Портреты канадских композиторов» , выпущенный Centerdisks в 2002 году, включает часовой документальный фильм, а также записи Фортепианного концерта, «Зарисовки из западного леса» , «Двенадцать эссе на тему кантабиле» и более короткие пьесы. [ 10 ]
Основные работы
[ редактировать ]- Колыбельная песня , для сопрано и фортепиано (1927)
- Тренодия для хора, слова Роберта Херрика (1935)
- Канадская фантазия , для оркестра (1940)
- Песня морю , для оркестра (1942)
- Четыре этюда для фортепиано (1945)
- Соната для фортепиано № 1 (1947)
- Соната для виолончели (1947)
- Соната для гобоя (1947)
- Струнный квартет № 1 (1948)
- Три песни о любви (1948), текст Луи Маккей [ 11 ]
- Симфония № 1 (1950)
- Вариации на тему БАХа (1951)
- Соната в дуэте , для скрипки и фортепиано (1952)
- Молитва за Елизавету , для струнных (1953)
- Струнный квартет № 2, Threnody (1954, ред. 1969)
- 12 прелюдий (1954–1964)
- «Дьявольские фанфары» , балет (1958)
- Концерт для скрипки с оркестром (1959)
- «Эгейские зарисовки» для фортепиано (1961), написанные для Джины Бахауэр.
- Соната-рапсодия , для альта и фортепиано (1962, ред. 1995)
- Шесть средневековых песен , для баритона и фортепиано (1962)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1963, ред. 1967)
- Эндимион , симфоническая поэма (1964)
- «Прорицания невинности» , для хора, слова Уильяма Блейка (1963–65)
- Эта земля (Симфония № 2) для хора и оркестра (1967)
- Лирическое трио , для фортепиано, скрипки и виолончели (1968)
- Дивертисмент, для валторны, фагота и фортепиано (1968)
- Лирическая Сонатина , для фагота и фортепиано (1969)
- «Сосны Эмили Карр» , для альта, рассказчика, литавр, фортепиано и струнного квартета (1969) [ 12 ]
- Мечта наяву , для скрипки и фортепиано (1970)
- Эскизы из Западного леса для фортепиано (1970), написанные для Джона Огдона.
- Лирическая Сонатина , для флейты и фортепиано (1971)
- Птицы Лэнсдауна , для фортепианного трио и кассеты (1972)
- Октет (двухструнный квартет) (1972)
- Двенадцать эссе на тему кантабиле , для строкового октета (1972)
- Лирическая симфония (Симфония № 3) для фагота с оркестром (1975)
- Бурлеска , для фортепиано с оркестром (1977)
- Симфоническая ода, для альта с оркестром (1977)
- Три сонета Шекспира , для альта и струнного квартета (1977)
- Весенняя рапсодия , для альта с оркестром или фортепиано (1978)
- Возвращение туземца , опера (1979)
- Три приморские баллады для хора (1979)
- Струнный квартет № 3 (1981)
- Осенняя симфония (№ 4) для струнного оркестра (1984)
- Соната для фортепиано № 2 (1986)
- Симфонический образ «Видение Севера » для струнного оркестра (1989)
- Введение и три народные песни (1990)
- Музыка Святой Сесиле , для органа и струнных (1993) [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кидд, Розанна. 1992. «Джин Култхард: пересмотренный взгляд». Звуковые заметки. СН2:14-24.
- ^ Вивьен Роули. «Джин Култхард» . Канадская энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 декабря 2011 г. Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д В. Брюно и Д. Дьюк, Жан Култхард: Жизнь в музыке (Ванкувер: Ronsdale Press, 2005), стр. 63–67, ISBN 1553800230 .
- ^ * Алабастор, Джон: Элизабет Постон: Каталог произведений с биографическим контекстом (2018)
- ^ «Джин Култхард Адамс» . Олимпия . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брайан Н.С. Гуч и другие. «Джин Култхард» в Канадской энциклопедии (2008)
- ^ Элейн Кейллор. «Култхард, Джин» в Grove Music Online (2001)
- ^ Перейти обратно: а б Компакт-диск Канадского музыкального центра CMCCD8202
- ^ Памела Блевинс. Артур Бенджамин (1893–1960) (2002)
- ^ Джин Култхард: Портреты канадских композиторов , Centrediscs CMCCD 8202 (2002), запись на Discogs
- ^ "A Left Coast", Bridge CD 9574 (2023), рецензия на MusicWeb International
- ^ Джин Култхард: Сосны Эмили Карр , серия фильмов о композиторах CMC BC (2017)
- ^ Женщины пишут музыку , Atma Classique CD ACD 2 2199 (1999)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джин Култхард: Выставка в Канадском музыкальном центре .
- Джин Култхард увлекается в Университете Британской Колумбии.
- Сосны Эмили Карр , серия фильмов о композиторах CMC BC (2017)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брюно, Уильям; Герцог, Дэвид Гордон (2005). Джин Култхард: Жизнь в музыке . Ронсдейл Пресс . Проверено 27 сентября 2023 г.
- Типпетт, Мария (2015). «Музыка — моя жизнь: Джин Култхард (1908–2000)». Сделано в Британской Колумбии . Издательство Харбор . Проверено 27 сентября 2023 г.
См. также
[ редактировать ]- 1908 рождений
- 2000 смертей
- Канадские музыкальные академики
- Канадские композиторы-классики
- Члены Ордена Британской Колумбии
- Офицеры Ордена Канады
- Музыканты из Ванкувера
- Канадские женщины-композиторы-классики
- Ученики Дариуса Мийо
- Композиторы-классики XX века
- Канадские композиторы 20-го века
- Канадские музыковеды
- Канадские женщины-музыковеды
- Музыковеды 20 века
- Канадские женщины-композиторы XX века
- Олимпийские участники художественных конкурсов