Большой Медведь
Большой Медведь | |
---|---|
кри Глава | |
![]() Вождь Мистахи-масква, 1885 г. | |
Рожденный | в. 1825 г. Озеро Джекфиш , Земля Руперта |
Умер | 17 января 1888 г. Индийский заповедник Паундмейкер, Cut Knife, округ Саскачеван (Северо-Западные территории), Канада |
Отец | Черный порошок |
Мать | Delaney |
Большой Медведь , также известный как Мистахи-масква ( кри : miṢtaᐦimaᑿ ; ок. 1825 — 17 января 1888). [ 1 ] ), был влиятельным и популярным вождем кри , сыгравшим множество ключевых ролей в истории Канады. Он был назначен главой своей банды в возрасте 40 лет после смерти своего отца, Черного Пороха, под гармоничным и инклюзивным правлением своего отца, которое напрямую повлияло на его собственное лидерство. Большой Медведь наиболее известен своим участием в Шестом договоре и Северо-Западном восстании 1885 года ; он был одним из немногих главных лидеров, которые возражали против подписания договора с канадским правительством . [ 2 ] Он чувствовал, что подписание договора в конечном итоге будет иметь разрушительные последствия для его страны, а также для других коренных народов . Это включало в себя потерю свободного кочевого образа жизни, к которому привыкли его народ и другие. Большой Медведь также принял участие в одном из последних крупных сражений между народами кри и черноногих . Он был одним из лидеров, которые возглавили свой народ в последней, крупнейшей битве на Канадских равнинах. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Большой Медведь ( Мистахи-масква , ᒥᐢᑕᐦᐃᒪᐢᑿ в слоговом письме ) родился в 1825 году в озере Джекфиш, недалеко от будущего места Баттлфорда. Его отец, Мукиту (также известный как Черный Порох), был второстепенным вождем племени, состоящего из 80 человек равнинного кри-солто, которые считались «настоящими кочевыми охотниками». [ 2 ] [ 3 ] О матери Большого Медведя мало что известно. Когда Большой Медведь стал достаточно взрослым, чтобы ходить самостоятельно, он проводил время, бродя по лагерю, общаясь со многими людьми, от женщин до членов совета. Весной 1837 года оспа поразила общину Биг-Беар и вызвала быстрый уход кри с равнин. Большой Медведь был заражен вирусом, но, в отличие от многих членов сообщества, после двух месяцев страданий он преодолел его, хотя его лицо все же было частично изуродовано. [ 4 ] После выздоровления от оспы Большой Медведь начал проводить много времени со своим отцом, в том числе они вдвоем путешествовали на Холм Бычьего Лба, где они проводили много времени, размышляя и принося жертвы своим богам и духам.
Поразмыслив, Большого Медведя посетило множество духов, но медведь занял в его сознании большое место. В результате видения Духа Медведя, самого могущественного духа, которого считают кри, он получил свой сгусток силы, песню и свое имя. [ 1 ] В свертке силы, который никогда не открывали, кроме как для использования на войне или на танцах, содержалось меховое ожерелье в форме медвежьей лапы. [ 1 ] [ 5 ] Говорят, что когда тяжесть ожерелья прилегала к его душе, это позволяло ему занять идеальную позицию власти, где ничто не могло причинить ему вреда. [ 1 ] Это ожерелье послужило источником его прозвища «Масква» , что означает «медведь», и «Мистахи» , что означает «большой» или «большой». [ 6 ]
Сообщается, что на протяжении всей жизни Большого Медведя у него было несколько жен, от которых родилось как минимум четверо детей мужского пола, которые носили его имя, в том числе его сын Айимис (Маленький плохой человек / Маленький Медведь) , который помог основать заповедник коренных народов Монтаны в Альберте. и резервация Рокки Бой в Монтане. [ 1 ] Существует мало документов, подтверждающих имена большинства его сыновей.
Лидерство
[ редактировать ]Прежде чем стать великим лидером, Большой Медведь стал великим воином, беря воинов под командование своего отца на миссии, которые он описал как «преследование черноногих». [ 7 ] После смерти его отца Блэк Пороха зимой 1864 года его банде, насчитывавшей более 100 членов, понадобился вождь. Большому Медведю было 40 лет, и он был очевидным выбором. Он будет следующим руководителем.
Большого Медведя описывали как «независимого духа», который не любил подчиняться указаниям посторонних». [ 2 ] Его выбрали и последовали за ним равнинные кри из-за его традиционных манер и мудрости.
Традиционные занятия, такие как охота и военное дело, занимали Большого Медведя и его банду до тех пор, пока в 1870-х годах не появились полиция, договоры и конец буйволов. [ 1 ]
На пике его влияния зимой 1878–1879 годов буйволы, на которых жители равнин охотились ради еды, не пришли на север. [ 1 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]Коренные народы Западных равнин претерпели культурные, экологические и структурные изменения, начиная с середины 1870-х годов и продолжавшиеся до конца 1800-х годов. Канада пыталась обрабатывать земли, которые коренное население занимало для европейских поселенцев. Договоры были методом выбора правительства для получения прав на землю; По мнению правительства, всем коренным народам была предоставлена возможность подписать и получить преимущества условий договора. Однако коренные народы, которые не хотели подписывать, в конечном итоге были вынуждены подписать из-за экологических и культурных изменений, произошедших между 1870 и 1885 годами. [ 8 ] Наиболее значительным фактором, способствовавшим этому, было исчезновение бизонов , во всем регионе вызвавшее голод ; кроме того, возникла и широко распространилась эпидемия туберкулеза , которая оказала разрушительное воздействие на коренное население. [ 9 ] Исчезновение бизонов в некоторой степени объясняется чрезмерной охотой белых поселенцев для снабжения меховой торговли, что в конечном итоге привело к голоду. Правительство Канады предпринимало некоторые попытки сохранить зубров, но меры не были приняты вовремя, чтобы остановить резкое истощение запасов пищи для зубров. [ 10 ]
В начале 1880-х годов туберкулез стал главным убийцей коренных жителей заповедника, поскольку европейские поселенцы принесли эту болезнь и распространили ее через кашель и совместное использование трубок во время церемоний курения табака. [ 9 ] Исчезновение бизонов имело разрушительные последствия для коренного населения, поскольку охота позволяла им быть самодостаточными и свободными от правительства доминиона; как только бизоны исчезли, им потребовалась помощь. [ 11 ] Канадское правительство было единственным вариантом выживания, но это означало подписание пронумерованных договоров , которые изменили бы их культуру на неопределенный срок. В это время Большой Медведь пытался не подписать договор, чтобы его люди могли получить более выгодные условия, но к середине 1880-х годов недоедание стало серьезным, и скудные пайки, выдаваемые правительством доминиона, не обеспечивали достаточного количества еды. В конечном итоге Большой Медведь был вынужден подписать договор 8 декабря 1882 года, чтобы спасти свой народ от голода и болезней, потому что правительство доминиона не помогло бы, если бы они не подписали. [ 2 ] [ 12 ] Эти факторы способствовали гибели многих лидеров коренных народов, оставив племена без своей истории, которой учили пожилые люди, и без мужчин, которые могли бы руководить своими племенами, и с этого момента их жизнь изменилась.
Конфликт с другими коренными народами
[ редактировать ]


Чтобы быть коренным народом кри Скраб-Плейнс, требовалось быть опытным охотником и воином, Большой Медведь не был исключением из правил. Большой Медведь был известен как сильный воин, и во взрослом возрасте его часто призывали защищать сообщество. Человек кри , чтобы повысить свое положение в обществе, участвовал в набегах и нападениях на вражеские племена, что означало кражу лошадей, земли и еды у врагов. Основная обязанность Большого Медведя заключалась в том, чтобы быть охотником и обеспечивать свою семью, но он участвовал в нападениях на врагов кри. [ 14 ]
Битва на реке Белли была одной из крупнейших битв, в которых участвовали кри. Произошло это в октябре 1870 года, Большой Медведь и его отряд участвовали в нападении между равнинными кри и их врагами, племенем черноногих , у реки Белли. который находится недалеко от современного Летбриджа, Альберта . [ 2 ] Известная как крупнейшая битва индейцев на Канадских равнинах, банда черноногих потеряла всего 40 воинов, а кри - от 200 до 300. [ 1 ] Это была последняя битва между коренными народами. [ 2 ] Десятилетия после этой битвы привели к увеличению поселений белых, а также к присутствию полиции и правительства и исчезновению буйволов. [ 2 ]
Договор 6
[ редактировать ]В начале 1870-х годов Большой Медведь и его племя достигли высшей точки развития своего племени. Становилось все более и более очевидным, что эти условия не будут сохраняться вечно. Болезни начали опустошать его народ, а сокращение численности буйволов поставило под угрозу их источник пищи и экономику. [ 15 ] Это очень беспокоило Большого Медведя как отца и вождя, и он знал, что нужно что-то делать. 14 августа 1874 года компания Гудзонова залива посетила Большого Медведя и его собратьев кри. Это было сочтено необычным для Большого Медведя и его людей, поскольку компании Гудзонова залива пришлось бы ехать семь дней от ближайшего торгового поста, чтобы посетить их лагерь. Компания Гудзонова залива прибыла с четырьмя фургонами, полными припасов. [ 16 ] Фактор Уильям Маккей (старый друг Большого Медведя) приехал в поездку и предупредил Большого Медведя о создании в этом районе Северо-Западной конной полиции . Маккей сказал Большому Медведю, что Северо-Западная конная полиция должна сохранить запад как канадский и что они должны не вмешиваться, а защищать интересы аборигенов. [ 17 ] В конце визита Маккей и HBC раздали подарки 65 палаткам людей Big Bear; однако некоторые сопротивлялись и рассматривали подарки и Северо-Западную конную полицию как средство умиротворения и стимула начать процесс заключения договора с Канадой. [ 17 ]
Большой Медведь начал переговоры с канадским правительством в 1870-х годах для разработки договора. Большой Медведь никогда не был открыт идее резервной жизни, так как боялся потерять свободу и идентичность охотника. [ 18 ] Но он знал, что лучший способ для него и его группы избежать голодной смерти — это подписать договор с канадским правительством. К 1876 году все основные вожди равнинного кри подписали Договор №6, за исключением Большого Медведя. Большой Медведь приостановил подписание договора, поскольку считал, что канадское правительство нарушит договор. Большой Медведь сказал: «Нам не нужны подарки Королевы: когда мы ставим ловушку для лисиц, мы разбрасываем вокруг куски мяса, но когда лиса попадает в ловушку, мы бьем ее по голове. Нам не нужны приманки. Пусть ваши вожди приходят, как мужчины и поговорите с нами». [ 19 ] : 70 Большой Медведь считал, что канадское правительство говорит ему и его коллегам то, что они хотят услышать. Это заставило «Большую Медведицу» сопротивляться подписанию и добиваться лучших условий по Договору №6. [ 19 ]
Большой Медведь предпринял несколько попыток предостеречь остальных от подписания шестого договора. ресурсы. [ 19 ] Большой Медведь также публично сопротивлялся как в Форт-Карлтоне, так и в Питте, где подписывался договор. Большой Медведь понимал, как важно извлечь максимальную выгоду из этого договора, поскольку он будет иметь последствия для будущих поколений. «Большой Медведь» также поставил под сомнение евроцентристское мировоззрение и новый порядок, установленный этими договорами. [ 19 ]
Другие пытались дискредитировать Большого Медведя в его попытке изменить Договор №6. Джон Макдугалл несколько раз пытался обесценить его. Он утверждал, что Большой Медведь был чужаком, что он не из этого района и не заслуживает того уважения, которое он пользовался среди жителей этого района. [ 19 ] : 75–6 Это было неправдой, поскольку он был кри , но его отцом был Солто (другая группа аборигенов, присутствовавшая при подписании Договора 6). Он был не аутсайдером, а, скорее, лидером группы людей, в которых были элементы обеих культур. [ 19 ] : 76 Большой Медведь сопротивлялся подписанию, но подписал шестой договор в 1882 году. Он сделал это, потому что считал, что у него нет другого выбора. [ 18 ] Большой Медведь считал, что другие вожди предали его, подписав договор после всех его предупреждений.
Северо-Западное восстание
[ редактировать ]Северо -Западное восстание представляло собой пятимесячное восстание 1885 года против канадского правительства, в котором в основном боролись метисы и их союзники из числа коренных народов из-за растущего страха, отсутствия безопасности и белых поселенцев на быстро меняющемся Западе. [ 20 ] Результатом этой битвы стало соблюдение канадских законов, подчинение коренных народов равнин и осуждение Луи Риэля. [ 20 ]
Участие Большого Медведя в Северо-Западном восстании было замечено в его защите более выгодной сделки с канадским правительством в рамках Договора 6. К концу 1870-х годов коренные народы равнин столкнулись с голодом из-за исчезновения стад бизонов. В 1880 году Большой Медведь и Кроуфут основали конфедерацию, чтобы решить проблемы своего народа. [ 20 ] В 1885 году канадское правительство урезало пайки, чтобы заставить Большого Медведя осесть, поскольку он все еще сопротивлялся переводу своих людей в резерв. [ 20 ]
под предводительством сына Большого Медведя Маленького Плохого Человека и Вождя Странствующего Духа Их группа разбила лагерь вдоль Фрог-Лейк и считала, что может взять дело в свои руки после получения известия о том, что метисы разгромили северо-западную конную полицию у Дак-Лейк 26 марта 1885 года. [ 2 ] 1 апреля 1885 года несколько поселенцев-метисов и неметисов были взяты в плен; На следующий день Блуждающий дух убил федерального агента Томаса Трумана Куинна, который отказал своим людям в продовольственных пайках. [ 2 ] Хотя Большой Медведь пытался остановить насилие, воины убили еще девять человек. [ 2 ] Это стало известно как резня на озере Лягушка . Как только новость об этом инциденте распространилась, канадское правительство решило привлечь Большого Медведя к ответственности как активного участника восстания, хотя на тот момент он не имел контроля над своей бандой. [ 2 ]
Жизнь после шестого договора и суда над Большим Медведем
[ редактировать ]«Большая Медведица» четыре года сопротивлялась подписанию шестого договора. Поскольку запасы продовольствия были на исходе, а его народу грозил голод, он был вынужден подписать Договор. [ 21 ] После подписания Договора Большой Медведь и его люди не могли решить, где будет их резерв. Хотя они не хотели жить в заповеднике, чтобы получать продовольственные пайки от правительства, нужно было определиться с местом. В первую зиму после подписания договора Большой Медведь и его люди не получали никакого пайка, так как не решили, на какой резерв жить. Это было в 1884 году, когда Большой Медведь встретил клерка компании Гудзонова залива Генри Росса Хэлпина в Фрог-Лейк, и вскоре пара стала друзьями. [ 22 ] В 1885 году Биг Бэар выбрал для проживания заповедник. После того, как Большой Медведь не смог быстро выбрать резерв, он начал терять влияние на свой народ. Вождь кри, странствующий дух, приобрел авторитет среди народа кри. [ 22 ] Когда метисы инициировали Северо-Западное восстание 1885 года под предводительством Луи Риэля и Габриэля Дюмона , Большой Медведь и его сторонники сыграли минимальную роль в общем восстании, сын Большого Медведя, Маленький Медведь, присоединился к вождю Блуждающему Духу, чтобы пойти к Лягушачьему озеру и убить нескольких человек. белых жителей. Большой Медведь сдался конной полиции 2 июля 1885 года в форте Карлтон. [ 20 ]
Большой Медведь пытался мирным путем решить проблемы между своим народом и канадским правительством. [ 23 ] Многие люди считали, что Большой Медведь будет признан «невиновным», поскольку он пытался остановить резню на Фрог-Лейк и пытался защитить тех, кто попал в плен. Генри Росс Хэлпин дал показания на суде, заявив, что он был таким же заключенным, как и он сам. На момент суда Большому Медведю было 60 лет. Суд сбил Big Bear с толку, поскольку суд проходил на английском языке, и его пришлось переводить на кри. Хью Демпси заявил в своей книге, что Стэнли Симпсон, человек, взятый в плен в Форт-Питте, был единственным человеком, представившим обвинение. Большая часть доказательств свидетельствовала в пользу невиновности Большого Медведя. Доказательства были очевидными: Большой Медведь не принимал участия в убийствах на Фрог-Лейк или в грабежах и взятии пленных в Форт-Питте. Однако судья Хью Ричардсон признал Большого Медведя виновным в государственной измене . [ 2 ] Он был приговорен к трем годам лишения свободы в тюрьме Стоуни-Маунтин в Манитобе и во время заключения обратился в христианство.
Смерть
[ редактировать ]Находясь в тюрьме, Большой Медведь заболел и в конце концов был освобожден в феврале 1887 года, отсидев примерно половину своего тюремного срока. [ 2 ] Он проживал в заповеднике Литл-Пайн, пока его плохое состояние здоровья не привело к его смерти 17 января 1888 года в возрасте 62 лет. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]Спустя долгое время после его смерти наследие Большого Медведя продолжает оставаться заметным и по сей день. Многим он запомнился как влиятельный вождь кри, который защищал права коренных народов и боролся против социально-экономической несправедливости, которую канадское правительство навлекло на его народ. [ 2 ] Кри избрали его и последовали за ним из-за его мудрости; это можно увидеть в том факте, что он сопротивлялся белым идеями, а не оружием или каким-либо насилием. [ 1 ]
Утверждалось, что память Большого Медведя следует увековечивать как часть продолжающегося процесса примирения с коренными народами Канады, поскольку он заслуживает общественного признания за все, чем он пожертвовал и за что отстаивал свои интересы во время своего пребывания на посту вождя. [ 24 ]
Вопрос о том, что вожди, такие как Большой Медведь, Паундмейкер и Одна Стрела, остаются осужденными за государственную измену, был поднят с целью их оправдания. [ 25 ] Было сказано, что эти убеждения были ложными, поскольку «тогдашнее правительство искало предлог, чтобы заставить замолчать лидеров коренных народов, которые настаивали на соблюдении договоров». [ 25 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В мини-сериале «Большой Медведь» (1998) режиссера Джила Кардинала Большого Медведя играет Гордон Тутузис .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вибе, Руди (2003). «МИСТАХИМАСКА (Большая Медведица)» . Словарь канадской биографии . Университет Торонто.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Паннекук, Фриц (2016). «Мистахимасква (Большая Медведица)» . Канадская энциклопедия . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Вибе 2008 , с. 7
- ^ Вибе 2008 , стр. 10–11.
- ^ Вибе 2008 , с. 14
- ^ Вибе 2008 , с. 15
- ^ Вибе 2008 , с. 17
- ^ Фризен 1987 , стр. 148–149.
- ^ Jump up to: а б Дащук 2013 , стр. 99–100.
- ^ Фризен 1987 , с. 150
- ^ Дащук 2013.
- ^ Дащук 2013 , стр. 160–161.
- ^ «Большая медвежья торговля в Форт-Питте» . Наше Наследие . Архивы Университета Саскачевана. 1884.
- ^ Джениш, Д'Арси (1999). Индийская осень: последние великие дни равнинного кри и Конфедерации черноногих . Торонто, Онтарио: Penguin Group. п. 49. ИСБН 978-0-670-88090-4 .
- ^ Миллер 1996 , с. 58.
- ^ Миллер 1996 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Миллер 1996 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Аллард, Жан (2002). «Договор Большого Медведя: Дорога к свободе». Вторжения . 11 : 117.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маклеод, Нил (1999). «Переосмысление Шестого Договора в духе Миста Масква (Большая Медведица)» (PDF) . Канадский журнал местных исследований . XIX : 20. Архивировано из оригинала (PDF) 3 июня 2021 года . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бил, Боб; Маклауд, Род (2006). «Северо-Западное восстание» . Канадская энциклопедия . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Демпси 1984 , с. 120
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Кристиан (2004). Первые народы Саскачевана: жизнь в прошлом и настоящем . Университет Регины. п. 28.
- ^ Демпси 1984 , с. 122
- ^ Вайзер, Билл (4 октября 2020 г.). «Дело в память о вожде Большом Медведе: одном из первых защитников прав коренных народов» . ЦБК . Архивировано из оригинала 4 октября 2020 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Уорик, Джейсон (24 мая 2019 г.). «Оправдание главного Паундмейкера подстегивает призывы к дальнейшим историческим исправлениям» . Новости ЦБК . Проверено 15 февраля 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Дащук, Джеймс (2013). Очистка равнин: болезни, политика голода и гибель аборигенов . Университет Реджайны Пресс. ISBN 978-0-88977-296-0 .
- Демпси, Хью (1984). Большой Медведь: Конец свободы . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр. ISBN 0-88894-506-Х .
- Фризен, Джеральд (1987). Канадские прерии: история . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-6648-0 .
- Миллер, Джеймс Роджер (1996). Большой Медведь, Мистахимускуа . Торонто: ECW Press. ISBN 1-55022-272-4 .
- Вибе, Руди (2008). Необыкновенные канадцы: Большой Медведь . Пингвин Канада. ISBN 978-0-14-317270-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэр Стоунчайлд и Билл Вайзер. Верный до смерти: индейцы и северо-западное восстание (1997)
- Руди Вибе , Искушения Большого Медведя , Торонто: Макклелланд и Стюарт , 1995. ISBN 0-7710-3454-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- рождение 1820-х годов
- 1888 смертей
- Жители Северо-Западного края
- История первых наций в Канаде
- люди кри
- Люди Северо-Западного восстания
- Люди Саскачевана до Конфедерации
- Лидеры коренных народов Саскачевана
- Лица национального исторического значения (Канада)
- Люди, осужденные за государственную измену Канаде