Jump to content

Женщины-художницы Бангладеш

Бангладешские женщины-художницы сыграли значительную роль в развитии искусства в Бангладеш , несмотря на различные социальные и культурные проблемы. В этой статье представлен обзор истории и вклада женщин-художников в Бангладеш, от колониальной эпохи до современного периода.

Исторический контекст

[ редактировать ]

Традиционная роль женщин в бенгальском искусстве

[ редактировать ]

Традиционно женщины в бенгальском обществе участвовали в различных формах народного искусства и ремесел, таких как:

Однако женщины, как правило, не были частью формальных ремесленных традиций или гильдий в досовременной Бенгалии. [ 1 ] Что касается художников, то первой женщиной-художницей, упомянутой в санскритской литературе, является Читралекха . Она сбежала из внутренних покоев бана, царя Прагджьотишпура . Навыки живописи спутников Радхи неоднократно упоминаются в вайшнавской литературе.

Колониальная эпоха

[ редактировать ]

Приход британцев в Бенгалию открыл для женщин новые возможности заниматься изобразительным искусством. В XIX веке, когда искусство отделилось от наследственных семейных мастерских, женщины из семей высшего сословия начали выходить на арену изобразительного искусства наряду с мужчинами.

В отличие от традиционных каст ремесленников, таких как читракар (художник) или малакар (изготовитель гирлянд), профессия художника совпала с колонизацией британцев. Это стало результатом выставок, художественных организаций, художественных учебных заведений и публикаций об искусстве. [ нужна ссылка ]

Женщины на выставке изобразительного искусства

[ редактировать ]

Впервые мы слышим о большом количестве женщин, участвующих в художественной выставке, в 1879 году на выставке изящных искусств, проходившей в Калькутте. В этом шоу приняли участие двадцать пять женщин, большинство из них были бенгальками. В 1939 году женщинам была предоставлена ​​возможность поступить в качестве студенток в Государственную художественную школу Калькутты, и они с удовольствием ею воспользовались. Апарна Рэй была ученицей первой группы женщин и впоследствии стала учителем в той же школе. Но мы встречаемся с женщинами еще до профессионального входа в сферу искусства, которые работали с материалами и техникой профессиональных художников и также выразили свои индивидуальные качества в их творчестве. Излишне говорить, что они занимались искусством параллельно со своей семейной деятельностью. Возможно, поэтому в их работе есть своеобразие. Более того, женское искусство, которое практиковалось до сих пор, было создано для другого мира и преследовало другие цели. Таким образом, искусство этих женщин-художниц демонстрирует стремление найти собственное пространство внутри этих противоречий. Следует помнить, что вход в эту новую сферу был для женщин почти актом вторжения, поскольку давал возможность познакомиться с общественным миром за пределами домашнего хозяйства.

Современная эпоха

[ редактировать ]

Мы знаем имена нескольких женщин-художниц. Однако в большинстве случаев мы почти не видим произведений искусства, соответствующих художникам. Причина в том, что женщины создали искусство как хобби наряду с другими семейными обязанностями. В большинстве случаев они были посвящены не только искусству. Таким образом, количество выполненной ими работы было сравнительно намного меньше, чем у мужчин. Поэтому сложно составить четкое представление об их работе. Мы можем слышать об их работе, но возможности увидеть их работу очень мало. Именно поэтому творчество женщин-художниц по большей части неизвестно, непризнано, неанализировано и неоценено. Когда женщина доказывает свои выдающиеся качества, ее личность подавляет ее работу и становится более важной. Ее творчество становится лишь гранью ее личности. Все это необходимо учитывать при оценке работ женщин-художников, иначе работы половины населения Бенгалии останутся без внимания. Большинство женщин-художниц происходят из образованных семей высшего или среднего класса.

После раздела Индии в 1947 году нынешний Институт изящных искусств при Университете Дакки был основан в 1948 году как «Правительственный институт искусств». Первыми пятью женщинами, принятыми в это учреждение на сессии 1954–55 годов, были Тахера. Ханам, Рошан Ара, Хасина Али, Джубайда Актер Хатун и Саеда Мойина Ахсан. За исключением Мойены Ахсан, все остальные закончили пятилетний курс обучения. Все эти женщины происходили из городских и просвещенных семей, за исключением Джубайды Актер. Известно, что со стороны их семей никогда не было противодействия их карьере в мире искусства. Позже Тахера Ханам вышла замуж за известного художника Каюма Чоудхури и продолжает рисовать (рис. 1.15). Надо признать, что эти женщины, должно быть, были очень смелыми и самоуверенными, чтобы не обращать внимания на любопытные взгляды общества и взяться за изучение столь необычного предмета. Верно также и то, что в дальнейшем женщины, учившиеся в художественных заведениях, не применяли свое образование к явно творческой деятельности. Многие не закончили академическое образование. Кажется, нелегко совмещать социальные и семейные обязанности женщин с основной художественной практикой. Таким образом, только те женщины, которые отказались от социальной и семейной жизни и только до тех пор, пока они это делали, могли внести свой вклад в мейнстримное искусство. В этом отношении Новера Ахмед – исключительная личность этой страны. Она вернулась в страну после получения диплома по скульптуре в Англии в 1956 году. Она занималась скульптурой, которая не только не была в обращении; это также может вызвать религиозные разногласия. Скульптура прошла долгий путь благодаря ее искренности и преданности своему делу. Она исследовала необычный материал — цемент и железный стержень. Более того, она провела множество экспериментов с фольклорным сюжетом и формой (рис. 1.14). Первая выставка скульптур, первая скульптура на открытом воздухе и создание первой рельефной фрески на общественном здании в Дакке — все это ее заслуга. Она также участвовала в создании национального памятника Шахид Минар, памятника мученикам языкового движения. Она стала причиной этих революционных инцидентов в Дакке между 1956 и 1960 годами и, возможно, уехала в Западный Пакистан из-за отсутствия покровительства. Однако сочетание фолк-направления с интернационализмом и ее четкое представление о мире современного западного искусства дали ей смелость ступить на порог многих новых дверей. Возможно, потому, что она выросла в поистине интернациональной и просвещенной среде, ее личность и ее патриотические идеи не были отягощены оковами неполноценности. Более того, как женщине у нее не было давления, необходимого для достижения общественного признания и профессионального успеха. Возможно, именно поэтому она смогла так спонтанно продолжить свои эксперименты. Она первый современный скульптор Бангладеш. Преподаватели и администрация государственного художественного института по-прежнему очень осторожно относились к включению скульптуры в учебную программу, опасаясь, что люди начнут думать, что они поощряют неисламские практики в мусульманской стране. Первой женщиной, устроившей персональную выставку картин в Дакке, была Дурре Ханам. Она была более известна как Руми Ислам из-за брака с художником Аминулом Исламом. Позже они развелись. Ее выставка состоялась в 1960 году, через два года после окончания учебы в Институте изобразительных искусств. На этой выставке были представлены работы, написанные маслом и темперой, а картины демонстрировали явный уклон в сторону абстракции (рис. 1.16). Выставка получила высокую оценку Зайнула Абедина, Аль Хатиба и Садека Хана. Ее работы подали большие надежды, но позже она полностью исчезла из мира искусства Бангладеш. Мы замечаем в обоих случаях Новере Ахмеду и Руми Исламу, что они вошли в мир мужественно-ориентированного искусства, хотя были женщинами. Должно быть, большой талант, твердость и целеустремленность следовали за ними по их стопам. Тем не менее, поскольку они пошли вразрез с общественными нравами, чтобы войти в это царство, контролируемое мужчинами, они не смогли продержаться там долго. Точно так же новые горизонты, на которые они указывали, и их историческое значение не подлежали оценке патриархальным обществом.

Известные художники

[ редактировать ]

Эпоха до раздела (до 1947 г.)

[ редактировать ]

Гирмадрамохини Даси (1858–1924)

[ редактировать ]

Гирмадрамохини Даси родилась в Калькутте. Ее отцом был Харанчандра Митра. Она писала стихи и рисовала. Она преуспела в написании божеств и пейзажей. Леди Минто, жена вице-короля, увидела одну из ее картин и отправила ее в Австралию на выставку живописи. Ее картины воспроизводились в ее собственных сборниках стихов, а также в журналах Бхарати, Манашиан и Мармабани.

Сучару Деви (1874–1959)

[ редактировать ]

Ее Высочество Махарани Сучару Деви (или Сучара Деви ) (9 октября 1874 г. - 14 декабря 1959 г.) была Махарани штата Маюрбхандж в Индии. ( Полная статья... )

Она училась живописи маслом у европейской учительницы по имени Шорт. После замужества с Махараджем Шрирамчандрой Бхандж Део она стала более увлечена искусством и приобрела опыт работы с западным искусством в Европе. Она умела писать пейзажи маслом. В сборнике картин под названием «Бхакти-Аргаше» (рис. 1.10) картина иллюстрировала детство ее отца. Она Сунаяни Деви выразила в своих картинах горечь смерти мужа и сына и боль собственной одинокой жизни...

Сунаяни Деви (1875–1962)

[ редактировать ]

Сунаяни Деви (18 июня 1875 — 23 февраля 1962) — индийский художник, родившийся в аристократической семье Тагора в Калькутте , Западная Бенгалия . Она была художницей-самоучкой, не имела академического образования в области искусства. Вдохновленная своими братьями Абаниндранатом Тагором , Гаганендранатом Тагором и Самарендранатом Тагором, она начала рисовать только в 30 лет. В 12 лет она вышла замуж за внука раджи Рама Мохана Роя. ( Полная статья... )

Индийское общество восточного искусства организовало ряд выставок ее картин в Европе, но при жизни у нее не было выставок дома. [ нужна ссылка ]

Мехербану Ханам (1885–1925)

[ редактировать ]

Ханам ( 1885 – 3 октября 1925) была Мехербану художницей и дворянкой из Бенгалии кашмирского происхождения. Она была дочерью наваба сэра Ходжи Ахсануллы Бахадура и его жены Наваба Бегум Камруннесы. ( Полная статья... )

Шухалата Рао (1886–1969)

[ редактировать ]

Шухалата Рао (1886–1969) был индийским социальным работником, художником и автором детских книг. Родившаяся в Калькутте в Бенгальской провинции Британской Индии , она была дочерью Упендракишора Рэя Чоудхури и сестрой Сукумара Рэя . Она училась в Бетьюн-колледже и получила степень бакалавра. ( Полная статья... )

Хасина Ханам (1892-?)

[ редактировать ]

Хасина Ханам была упомянута [ кем? ] как первая мусульманка-художница в «Чаритабхидхане», изданном Академией Бангла. Некоторые ее акварели и эскизы были опубликованы в журналах Sawgat, Basumati.

Пратима Деви (1893–1969)

[ редактировать ]

Пратима Деви (1893–1969) была индийской бенгальской художницей, широко известной своими художественными способностями. Она была женой Ратиндраната Тагора . Особое внимание поэтесса уделила развитию своих способностей. ( Полная статья... )

Шанта Деви (1893–1984)

[ редактировать ]

Шанта Деви родилась в Калькутте. Ее отцом был Рамананда Чаттерджи, редактор журналов Prabasi, Modern Review и Bishal Bharat, а матерью - Монорама Деви. Она начала писать и рисовать с детства из-за семейной обстановки. Она училась живописи у Абаниндраната и Нандалала Боса. Позже в Шантиникетане она училась живописи под руководством Нандалала. Там она также изучала технику масляной живописи у Андре Карпеллеса. Шанта Деви писала в индийском стиле, но выбранный ею сюжет отражал ее оригинальность (рис. 1.12). Она играла на эсрадже, писала и вышивала кантху (стеганую вышивку). Ее картины выставлялись и получали награды в Калькутте, Мадрасе и Янгоне. Ей было почти девяносто лет, когда ее картины и другие произведения искусства были выставлены в Академии Бирла.

Шукумари Деви (умерла в 1938 г.)

[ редактировать ]

Отцом Шукумари Деви был заминдар Бородии из Чанпур-Комиллы, Рамкумар Маджумдар, а ее матерью была Анандамойи Деви. Шукумари овдовела в возрасте четырнадцати лет и три года спустя отправилась в Шантиникетан по настоянию Калимохана Гхоша из Шриникетана. Благодаря ее навыкам рукоделия и альпаны Рабиндранат посоветовал Нандалал нанять Шукумари учителем рукоделия в Кала Бхаване. Кроме того, она также научилась рисовать у Нандалала. Эпизоды из Пуран, боги и богини были главными сюжетами ее картин. Камаль Саркар отмечает, что ее картины, выполненные в ярких тонах и смелых линиях, носят слегка декоративный характер. Она также была высококвалифицированным специалистом в альпане и других ремеслах.

Пракрити Чаттападхьяй (1895–1934)

[ редактировать ]

Пракрити Чаттападхья была дочерью художника Джаладхичандры (рис. 1.12) Шанты Мухападхья, который был внуком Джатиндрамохана Тагора. Она рисовала акварелью сцены «Деви», «Ребенок с куклой» из «Кришналилы», жизнь Будды, а также стихи и рассказы Рабиндраната Тагора. Она владела росписью левкасом, росписью по шелку, лаковой работой и эмалью. Ее вышивка и альпана были представлены в публикациях.

Индураани Синха (1905-?)

[ редактировать ]

Индурани Синха родилась в Калькутте. Ее отцом был Акшай Кумар Митра, а матерью Раджлакшми Деви . Она вышла замуж за художника Сатишчандру Синха в 1920 году и почти шестнадцать лет спустя начала заниматься искусством под руководством мужа. Работала маслом, акварелью и пастелью. Она умела рисовать пейзажи, деревенских жителей, обнаженные и драпированные фигуры. В 1941 году она основала школу искусств для женщин.

Гури Бханджа (1907–1998)

[ редактировать ]

Гури Бханджа (1907–1998) была индийской художницей, наиболее известной за вклад в создание оригинальной иллюминированной Конституции Индии и за то, что она посвятила несколько десятилетий своей жизни преподаванию в Кала Бхаване . Она была старшей дочерью Нандалала Боса , мастера индийского искусства . ( Полная статья... )

Индира Деви Рой Чоудхури (1910–1950)

[ редактировать ]

Индирадеви Рой Чоудхури была дочерью Шришачандры Бхаттачарьи и Бинодини Деви из Гопалпура, Тангайл. Она была замужем за музыкантом Кумаром Бирендрой Кишором Роем Чоудхури из Гурипура, Мименсингх. После замужества она училась живописи у Кшитиндранатха Маджумдара и училась портретной живописи у Атула Боса. Ее картины, выполненные маслом и акварелью, выставлялись на многих выставках. Она получила лучший приз среди женщин в категории «Живопись в индийском стиле» на одиннадцатой ежегодной выставке Академии изящных искусств в Калькутте. [ нужна ссылка ]

Индусудха Гхош

[ редактировать ]

Первые уроки живописи Индусудха Гхош дал фотографу из Мименсингха. Она отправилась в Шантиникетан в 1926 году и занималась декоративно-прикладным искусством во время правления Нандалала Боса. Она преуспела в живописи, декорировании и рукоделии. Она была единственной женщиной-членом организации «Карушангха», основанной художниками Шантиникетана. Она присоединилась к Шриникетану в качестве учителя после завершения учебы в Кала Бхаване. С 1931 по 1932 год она преподавала искусство в женской школе Ниведита в Калькутте под руководством Нандалала Боса. Она также была связана с революционной деятельностью и провела в тюрьме пять лет. В более позднем возрасте она работала с Махилой Шилпа Шикшалай и Нари Шеба Шанха, чтобы развить уверенность в своих силах среди бедных женщин.

Хашираши Деви

[ редактировать ]

Хашираши Деви родилась в Гобарданге Двадцати четырех Парган. Ее отец был юристом из Динаджпура. Она интересовалась искусством с детства и познакомилась с Абаниндранатом. Горе по поводу смерти единственной дочери нашло выражение во многих ее картинах. Ее картины публиковались в таких журналах, как Бхаратбарша, Масик Басумати, Бичитра, Джаясри, Прабартак. Она стала известна своими юмористическими рассказами и карикатурными иллюстрациями.

Джамуна Сен (1912–2001)

[ редактировать ]

Джамуна Сен (урожденная Бозе) (бенгальский: যমুনা সেন) (7 октября 1912 — 10 февраля 2001) — индийская художница, известная своими дизайнерскими работами в различных средах, включая батик и альпону, а также развивающейся в индийском контексте разнообразные традиционные ремесла со всего мира. Она была пионером в распространении практики батика (окрашивания воском) в Индии в наше время. Дочь Нандалала Боса , центральной фигуры современного индийского искусства, она выросла в художественной и интеллектуальной среде Шантиникетана и внесла значительный вклад в область дизайна. ( Полная статья... )

Рани Чанда (1912–1997)

[ редактировать ]

Рани Чанда, сестра Мукулчандры Дея, родилась в Миднапуре. Она приехала в Кала Бхавану в 1928 году и изучала живопись, и ей посчастливилось находиться под руководством Нандалала Боса и Абаниндраната Тагора. Работала акварелью, темперой, мелом, мелом, гравюрой на дереве и линогравюрой. Она была заключена в тюрьму за участие в движении «Покиньте Индию».

Читранибха Чоудхури

[ редактировать ]

Читранибха Чоудхури (27 ноября 1913 — 9 ноября 1999) — индийская художница двадцатого века, член Бенгальской школы искусств и одна из первых женщин-художников в Бенгалии . Она создала более тысячи произведений искусства, включая пейзажи, натюрморты, декоративное искусство, фрески и портреты. Она была ученицей Нандалала Боса и первой женщиной-учителем рисования в Кала Бхаване , Шантиникетан . Ее настоящее имя Нибханани Бос было изменено на Читранибха Бос Рабиндранатом Тагором . ( Полная статья... )

Камини Сундари Пол

[ редактировать ]

Камини Сундари Пол была женой Шашибхушана Пола, основателя Школы искусств Махешварпаши в 1940 году. Она присоединилась к школе в качестве преподавателя рукоделия. Признание она получила благодаря своим вышитым картинам. У нее не было институциональной подготовки. Она родилась в Халишпуре, Кхулна, в 1883 году. Ее отца звали Райчан Дас. Предметом ее картин были портреты известных личностей и исторические события, такие как битва при Плесси.

Эпоха после раздела (после 1947 г.)

[ редактировать ]

Фарида Заман (1953 г.р.)

[ редактировать ]

Фарида Заман (род. 1953) — бангладешская художница и иллюстратор. Она является председателем и профессором кафедры рисунка и живописи факультета изящных искусств Университета Дакки . В знак признания ее вклада в искусство правительство Бангладеш наградило ее второй высшей гражданской наградой страны Экушей Падак в 2020 году. ( Полная статья... )

Рокейя Султана (1958 г.р.)

[ редактировать ]

Рокейя Султана проявляла возросшую активность с девяностых годов. Ее творчество отличалось изображением ее самореализации и жизненного опыта. Она представляла свою повседневную борьбу в известных окрестностях своего города. Ее образы похожи на детское творчество. Сайед Манзурул Ислам уточняет: «Ее работы… . . черпайте силу из примитивной чувствительности или из неограниченного детского видения. Она работает в печатных изданиях и других СМИ. Ритмичные линии и образность придают ее работам неповторимость. Женское существование, опыт и чувственный мир в женском восприятии – это материалы, из которых состоит ее творчество.

Ахтар Джахан (1958 г.р.)

[ редактировать ]

Ахтар Джахан — одна из немногих женщин-скульпторов. С девяностых она становится более продуктивной. Детские воспоминания, окружающая среда и природа нашли место в ее творчестве. Она работает с цементом, бронзой, листовым металлом, деревом, терракотой и т. д. Простая абстракция элементов и фигур из известного ей мира отличала ее работы.

Дилара Бегум Джолли (1960 г.р.)

[ редактировать ]

Дилара Бегум Джолли бангладешский художник-гравер, скульптор, художник-инсталлятор и художник. Она известна своей работой, подчеркивающей дискриминацию женщин и открыто представляющей феминистские взгляды в своей работе. ( Полная статья... )

Фареха Зеба (1961 г.р.)

[ редактировать ]

Фареха Зеба в своем шоу под названием «Посвящение Фриде Кало» 1998 года попыталась раскрыть свою историю как женщины-художника через работы мексиканской художницы Фриды Кало. Боль трагической жизни Фриды, кажется, преодолевает барьеры времени и пространства и говорит в пользу Зебы. Примечательным аспектом этой выставки было дань уважения, сочувствие и сострадание женщины к другой женщине. Работы Зебы также изображают угнетение и дискриминацию женщин и женщин, успешно преодолевших эти препятствия. Ее форма образна, а использование средств выражает динамическую стремительность. Она выражает мощь и силу женщин в своих изображениях женщин, которые оставили свой след вовремя (рис. 1.27).

Фердоуси Приябхашини (1947 г.р.)

[ редактировать ]

Фердоуси Приябхашини (19 февраля 1947 — 6 марта 2018) — бангладешский скульптор. Она была первой, кто публично объявил себя Бирангоной — термин, придуманный шейхом Муджибуром Рахманом для обозначения жертв изнасилования во время Освободительной войны Бангладеш в 1971 году. Полная статья ( ... )

Атиа Ислам Энн (1962 г.р.)

[ редактировать ]

Атиа Ислам Энн бангладешская художница, известная своими работами о женских сожалениях, нуждах, отчаянии и разочаровании, а в более широком смысле — о насилии в отношении женщин. Наряду с такими художницами, как Дилара Бегум Джолли , Канак Чанпа Чакма и Фареха Зеба, Энн является частью движения женщин-художниц, чьи феминистские работы стали более популярными в 1990-е годы в Бангладеш. ( Полная статья... )

Нилуфар Чаман (1962 г.р.)

[ редактировать ]

Нилуфар Чаман — бангладешская художница из Читтагонга , Бангладеш , чьи работы посвящены темам социальной несправедливости и дискриминации в отношении женщин. ( Полная статья... )

Канак Чанпа Чакма (1963 г.р.)

[ редактировать ]

Канак Чанпа Чакма (родился 6 мая 1963 года) — бангладешский художник чакма . Она известна своими картинами, изображающими жизнь этнических меньшинств Бангладеш, уделяя особое внимание жизни женщин и их повседневной жизни, сочетая в одной рамке полуреалистическое и абстрактное. ( Полная статья... )

Насима Хаке Миту (р. 1967)

[ редактировать ]

Насима Хаке Миту выбрала в скульптуре технику резьбы. Ее работы уникальны использованием очень простых и чистых, но значимых и символических форм (рис. 1.30). Как будто цель состоит в том, чтобы искать внутренний смысл, а не объяснять. Ее работы очень тонко выражают дихотомию и отношения между мужчиной и женщиной.

  1. ^ Рамасвами, Виджая (январь 2010 г.). «Перспективы женщин и труда в доколониальной Южной Азии» . Международный журнал азиатских исследований . 7 (1): 51–79. дои : 10.1017/S1479591409990404 . ISSN   1479-5922 .
  • 1. Роберт Скелтон, «Народное искусство, кроме картин и текстиля» в книге Роберта Скелтона и Марка Фрэнсиса (ред.) Искусство Бенгалии: Наследие Бенгалии и Восточной Индии (Лондон, 1979), 57.
  • 2. Сила Басак, Банглар Братапарбан, (Калькутта, 1998 г.), 2.
  • 3. Нихарранджан Рой, Бангалир Итихас: Адипарба, (Калькутта, 1990), 483.
  • 4. Там же, 484.
  • 5. Пупул Джаякар, Мать-Земля (Калькутта, 1990), 117.
  • 6. Стелла Крамриш, «Предисловие», там же, 21.
  • 7. Судхансу Кумар Рэй, Ритуальное искусство братов Бенгалии (Калькутта, 1961), 42.
  • 8. Басак С., указ. соч., 35.
  • 9. Там же, 29.
  • 10. П. Джаякар, соч. соч., 42–43.
  • 13. Джасимуддин, «Паллишилпа» у Михира Бхаттарачая и Дипанкара Гхоша (ред.), Бангия Шилпа Паричой, (Калькутта, 2004), 50–58.
  • 14. Мохаммад Сайидур Рахман, «Декоративное искусство», в Антологии ремесел Бангладеш; Энамул Хак (редактор), (Дакка, 1987),
  • 15. Джасимуддин, соч. соч., 50.
  • 16. Хайде-Геттнер Абендрот, «Девять принципов матриархальной эстетики», в книге «Искусство и его значение», Антология эстетики, Дэвид Росс (редактор), (Нью-Йорк, 1994), 568.
  • 17. Партха Миттер, Искусство и национализм в колониальной Индии 1850–1922 гг. (Кембридж, 1994), 75.
  • 18. Джогеш Чандра Багал, «История правительства». Колледж искусств и ремесел», Государственный колледж искусств и ремесел столетия Калькутты (Калькутта, 1966), 49–50.
  • 19. Жермен Грир, «Гонка с препятствиями», (Нью-Йорк, 1979), 7.
  • 20. Кама] Саркар, Бхоратер Бхаскар О Читрашилпи, (Калькутта, 1984), 50.
  • 21. Там же, 217.
  • 22. Там же, 221.
  • 23. Кишор Чаттерджи, «Три женщины-художницы из Бенгалии», в книге «Ремесла Бенгалии и Восточной Индии», Р.П. Гупта (редактор), (Калькутта, 1982), 84.
  • 24. Анупам Хаят , Мехербану Ханам (Дакка, 1997), 54.
  • 25. Там же, 56.
  • 26. Там же, 66.
  • 27. К. Саркар, соч. соч., 216.
  • 28. А. Хаят, соч. соч., 59.
  • 29. К. Чаттерджи, соч. cit., 84–85 и К. Саркар, указ. соч., 109–110.
  • 30. Виде К. Саркар, Там же, 199 и К. Чаттерджи, Там же, 85.
  • 31. Саркар К., Там же, 216.
  • 32. Там же, 108.
  • 33. Там же, 26–27.
  • 34. Там же, 54.
  • 35. Там же, 25.
  • 36. Там же, 27.
  • 37. Там же, 236.
  • 38. Там же, 169.
  • 39. Там же, 187.
  • 40. Там же, 57.
  • 41. Мохаммад Назрул Ислам Аграни, Школа искусств Шилпи Шашибхусанпал О Махешварпаша, неопубликованная диссертация (1988), 18.
  • 42. «Руми Ислам, женщина-художница», Современное искусство в Пакистане, Том. 11, № 4 (зима 1961 г.).
  • 43. Насим Ахмед Надви, «Введение», групповая художественная выставка (Дакка, 1994).
  • 44. Анна Ислам, 3-я персональная выставка, Найма Хейг (Дакка, 2000).
  • 45. Абул Мансур, Дипа Хак Экак Читра Прадаршани, (Дакка, 1998).
  • 46. ​​С. Манзурул Ислам, Временная выставка работ Рокейи Султаны, Галерея, Дакка.
  • 47. Формы и элементы, единство и разнообразие, составлено и отредактировано Насимулом Хабиром (Дакка, 2006 г.).
  • 48. Абул Мансур, Анна, 2000 г., 1-я персональная выставка живописи (Дакка, 2000 г.).
  • 49. Абул Мансур, Рисунки Нилуфар Чаман в смешанной технике, 1994, Дакка.
  • 50. Место. цитировать
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e009a8cb6549653586eec8bf72f63998__1724269560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/98/e009a8cb6549653586eec8bf72f63998.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women artists of Bangladesh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)