Женщины-художницы Бангладеш
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Бангладешские женщины-художницы сыграли значительную роль в развитии искусства в Бангладеш , несмотря на различные социальные и культурные проблемы. В этой статье представлен обзор истории и вклада женщин-художников в Бангладеш, от колониальной эпохи до современного периода.
Исторический контекст
[ редактировать ]Традиционная роль женщин в бенгальском искусстве
[ редактировать ]Традиционно женщины в бенгальском обществе участвовали в различных формах народного искусства и ремесел, таких как:
- Керамика
- Ткачество
- Альпана (покраска пола)
- Накшикантха (пошив лоскутных одеял с вышивкой)
Однако женщины, как правило, не были частью формальных ремесленных традиций или гильдий в досовременной Бенгалии. [ 1 ] Что касается художников, то первой женщиной-художницей, упомянутой в санскритской литературе, является Читралекха . Она сбежала из внутренних покоев бана, царя Прагджьотишпура . Навыки живописи спутников Радхи неоднократно упоминаются в вайшнавской литературе.
Колониальная эпоха
[ редактировать ]Приход британцев в Бенгалию открыл для женщин новые возможности заниматься изобразительным искусством. В XIX веке, когда искусство отделилось от наследственных семейных мастерских, женщины из семей высшего сословия начали выходить на арену изобразительного искусства наряду с мужчинами.
В отличие от традиционных каст ремесленников, таких как читракар (художник) или малакар (изготовитель гирлянд), профессия художника совпала с колонизацией британцев. Это стало результатом выставок, художественных организаций, художественных учебных заведений и публикаций об искусстве. [ нужна ссылка ]
Женщины на выставке изобразительного искусства
[ редактировать ]Впервые мы слышим о большом количестве женщин, участвующих в художественной выставке, в 1879 году на выставке изящных искусств, проходившей в Калькутте. В этом шоу приняли участие двадцать пять женщин, большинство из них были бенгальками. В 1939 году женщинам была предоставлена возможность поступить в качестве студенток в Государственную художественную школу Калькутты, и они с удовольствием ею воспользовались. Апарна Рэй была ученицей первой группы женщин и впоследствии стала учителем в той же школе. Но мы встречаемся с женщинами еще до профессионального входа в сферу искусства, которые работали с материалами и техникой профессиональных художников и также выразили свои индивидуальные качества в их творчестве. Излишне говорить, что они занимались искусством параллельно со своей семейной деятельностью. Возможно, поэтому в их работе есть своеобразие. Более того, женское искусство, которое практиковалось до сих пор, было создано для другого мира и преследовало другие цели. Таким образом, искусство этих женщин-художниц демонстрирует стремление найти собственное пространство внутри этих противоречий. Следует помнить, что вход в эту новую сферу был для женщин почти актом вторжения, поскольку давал возможность познакомиться с общественным миром за пределами домашнего хозяйства.
Современная эпоха
[ редактировать ]![]() | Возможно, эту статью необходимо реорганизовать, чтобы она соответствовала рекомендациям Википедии по оформлению . ( Июль 2024 г. ) |
Мы знаем имена нескольких женщин-художниц. Однако в большинстве случаев мы почти не видим произведений искусства, соответствующих художникам. Причина в том, что женщины создали искусство как хобби наряду с другими семейными обязанностями. В большинстве случаев они были посвящены не только искусству. Таким образом, количество выполненной ими работы было сравнительно намного меньше, чем у мужчин. Поэтому сложно составить четкое представление об их работе. Мы можем слышать об их работе, но возможности увидеть их работу очень мало. Именно поэтому творчество женщин-художниц по большей части неизвестно, непризнано, неанализировано и неоценено. Когда женщина доказывает свои выдающиеся качества, ее личность подавляет ее работу и становится более важной. Ее творчество становится лишь гранью ее личности. Все это необходимо учитывать при оценке работ женщин-художников, иначе работы половины населения Бенгалии останутся без внимания. Большинство женщин-художниц происходят из образованных семей высшего или среднего класса.
После раздела Индии в 1947 году нынешний Институт изящных искусств при Университете Дакки был основан в 1948 году как «Правительственный институт искусств». Первыми пятью женщинами, принятыми в это учреждение на сессии 1954–55 годов, были Тахера. Ханам, Рошан Ара, Хасина Али, Джубайда Актер Хатун и Саеда Мойина Ахсан. За исключением Мойены Ахсан, все остальные закончили пятилетний курс обучения. Все эти женщины происходили из городских и просвещенных семей, за исключением Джубайды Актер. Известно, что со стороны их семей никогда не было противодействия их карьере в мире искусства. Позже Тахера Ханам вышла замуж за известного художника Каюма Чоудхури и продолжает рисовать (рис. 1.15). Надо признать, что эти женщины, должно быть, были очень смелыми и самоуверенными, чтобы не обращать внимания на любопытные взгляды общества и взяться за изучение столь необычного предмета. Верно также и то, что в дальнейшем женщины, учившиеся в художественных заведениях, не применяли свое образование к явно творческой деятельности. Многие не закончили академическое образование. Кажется, нелегко совмещать социальные и семейные обязанности женщин с основной художественной практикой. Таким образом, только те женщины, которые отказались от социальной и семейной жизни и только до тех пор, пока они это делали, могли внести свой вклад в мейнстримное искусство. В этом отношении Новера Ахмед – исключительная личность этой страны. Она вернулась в страну после получения диплома по скульптуре в Англии в 1956 году. Она занималась скульптурой, которая не только не была в обращении; это также может вызвать религиозные разногласия. Скульптура прошла долгий путь благодаря ее искренности и преданности своему делу. Она исследовала необычный материал — цемент и железный стержень. Более того, она провела множество экспериментов с фольклорным сюжетом и формой (рис. 1.14). Первая выставка скульптур, первая скульптура на открытом воздухе и создание первой рельефной фрески на общественном здании в Дакке — все это ее заслуга. Она также участвовала в создании национального памятника Шахид Минар, памятника мученикам языкового движения. Она стала причиной этих революционных инцидентов в Дакке между 1956 и 1960 годами и, возможно, уехала в Западный Пакистан из-за отсутствия покровительства. Однако сочетание фолк-направления с интернационализмом и ее четкое представление о мире современного западного искусства дали ей смелость ступить на порог многих новых дверей. Возможно, потому, что она выросла в поистине интернациональной и просвещенной среде, ее личность и ее патриотические идеи не были отягощены оковами неполноценности. Более того, как женщине у нее не было давления, необходимого для достижения общественного признания и профессионального успеха. Возможно, именно поэтому она смогла так спонтанно продолжить свои эксперименты. Она первый современный скульптор Бангладеш. Преподаватели и администрация государственного художественного института по-прежнему очень осторожно относились к включению скульптуры в учебную программу, опасаясь, что люди начнут думать, что они поощряют неисламские практики в мусульманской стране. Первой женщиной, устроившей персональную выставку картин в Дакке, была Дурре Ханам. Она была более известна как Руми Ислам из-за брака с художником Аминулом Исламом. Позже они развелись. Ее выставка состоялась в 1960 году, через два года после окончания учебы в Институте изобразительных искусств. На этой выставке были представлены работы, написанные маслом и темперой, а картины демонстрировали явный уклон в сторону абстракции (рис. 1.16). Выставка получила высокую оценку Зайнула Абедина, Аль Хатиба и Садека Хана. Ее работы подали большие надежды, но позже она полностью исчезла из мира искусства Бангладеш. Мы замечаем в обоих случаях Новере Ахмеду и Руми Исламу, что они вошли в мир мужественно-ориентированного искусства, хотя были женщинами. Должно быть, большой талант, твердость и целеустремленность следовали за ними по их стопам. Тем не менее, поскольку они пошли вразрез с общественными нравами, чтобы войти в это царство, контролируемое мужчинами, они не смогли продержаться там долго. Точно так же новые горизонты, на которые они указывали, и их историческое значение не подлежали оценке патриархальным обществом.
Известные художники
[ редактировать ]Эпоха до раздела (до 1947 г.)
[ редактировать ]Гирмадрамохини Даси (1858–1924)
[ редактировать ]Гирмадрамохини Даси родилась в Калькутте. Ее отцом был Харанчандра Митра. Она писала стихи и рисовала. Она преуспела в написании божеств и пейзажей. Леди Минто, жена вице-короля, увидела одну из ее картин и отправила ее в Австралию на выставку живописи. Ее картины воспроизводились в ее собственных сборниках стихов, а также в журналах Бхарати, Манашиан и Мармабани.
Сучару Деви (1874–1959)
[ редактировать ]Ее Высочество Махарани Сучару Деви (или Сучара Деви ) (9 октября 1874 г. - 14 декабря 1959 г.) была Махарани штата Маюрбхандж в Индии. ( Полная статья... )
Она училась живописи маслом у европейской учительницы по имени Шорт. После замужества с Махараджем Шрирамчандрой Бхандж Део она стала более увлечена искусством и приобрела опыт работы с западным искусством в Европе. Она умела писать пейзажи маслом. В сборнике картин под названием «Бхакти-Аргаше» (рис. 1.10) картина иллюстрировала детство ее отца. Она Сунаяни Деви выразила в своих картинах горечь смерти мужа и сына и боль собственной одинокой жизни...
Сунаяни Деви (1875–1962)
[ редактировать ]Сунаяни Деви (18 июня 1875 — 23 февраля 1962) — индийский художник, родившийся в аристократической семье Тагора в Калькутте , Западная Бенгалия . Она была художницей-самоучкой, не имела академического образования в области искусства. Вдохновленная своими братьями Абаниндранатом Тагором , Гаганендранатом Тагором и Самарендранатом Тагором, она начала рисовать только в 30 лет. В 12 лет она вышла замуж за внука раджи Рама Мохана Роя. ( Полная статья... )
Индийское общество восточного искусства организовало ряд выставок ее картин в Европе, но при жизни у нее не было выставок дома. [ нужна ссылка ]
Мехербану Ханам (1885–1925)
[ редактировать ]Ханам ( 1885 – 3 октября 1925) была Мехербану художницей и дворянкой из Бенгалии кашмирского происхождения. Она была дочерью наваба сэра Ходжи Ахсануллы Бахадура и его жены Наваба Бегум Камруннесы. ( Полная статья... )
Шухалата Рао (1886–1969)
[ редактировать ]Шухалата Рао (1886–1969) был индийским социальным работником, художником и автором детских книг. Родившаяся в Калькутте в Бенгальской провинции Британской Индии , она была дочерью Упендракишора Рэя Чоудхури и сестрой Сукумара Рэя . Она училась в Бетьюн-колледже и получила степень бакалавра. ( Полная статья... )
Хасина Ханам (1892-?)
[ редактировать ]Хасина Ханам была упомянута [ кем? ] как первая мусульманка-художница в «Чаритабхидхане», изданном Академией Бангла. Некоторые ее акварели и эскизы были опубликованы в журналах Sawgat, Basumati.
Пратима Деви (1893–1969)
[ редактировать ]Пратима Деви (1893–1969) была индийской бенгальской художницей, широко известной своими художественными способностями. Она была женой Ратиндраната Тагора . Особое внимание поэтесса уделила развитию своих способностей. ( Полная статья... )
Шанта Деви (1893–1984)
[ редактировать ]Шанта Деви родилась в Калькутте. Ее отцом был Рамананда Чаттерджи, редактор журналов Prabasi, Modern Review и Bishal Bharat, а матерью - Монорама Деви. Она начала писать и рисовать с детства из-за семейной обстановки. Она училась живописи у Абаниндраната и Нандалала Боса. Позже в Шантиникетане она училась живописи под руководством Нандалала. Там она также изучала технику масляной живописи у Андре Карпеллеса. Шанта Деви писала в индийском стиле, но выбранный ею сюжет отражал ее оригинальность (рис. 1.12). Она играла на эсрадже, писала и вышивала кантху (стеганую вышивку). Ее картины выставлялись и получали награды в Калькутте, Мадрасе и Янгоне. Ей было почти девяносто лет, когда ее картины и другие произведения искусства были выставлены в Академии Бирла.
Шукумари Деви (умерла в 1938 г.)
[ редактировать ]Отцом Шукумари Деви был заминдар Бородии из Чанпур-Комиллы, Рамкумар Маджумдар, а ее матерью была Анандамойи Деви. Шукумари овдовела в возрасте четырнадцати лет и три года спустя отправилась в Шантиникетан по настоянию Калимохана Гхоша из Шриникетана. Благодаря ее навыкам рукоделия и альпаны Рабиндранат посоветовал Нандалал нанять Шукумари учителем рукоделия в Кала Бхаване. Кроме того, она также научилась рисовать у Нандалала. Эпизоды из Пуран, боги и богини были главными сюжетами ее картин. Камаль Саркар отмечает, что ее картины, выполненные в ярких тонах и смелых линиях, носят слегка декоративный характер. Она также была высококвалифицированным специалистом в альпане и других ремеслах.
Пракрити Чаттападхьяй (1895–1934)
[ редактировать ]Пракрити Чаттападхья была дочерью художника Джаладхичандры (рис. 1.12) Шанты Мухападхья, который был внуком Джатиндрамохана Тагора. Она рисовала акварелью сцены «Деви», «Ребенок с куклой» из «Кришналилы», жизнь Будды, а также стихи и рассказы Рабиндраната Тагора. Она владела росписью левкасом, росписью по шелку, лаковой работой и эмалью. Ее вышивка и альпана были представлены в публикациях.
Индураани Синха (1905-?)
[ редактировать ]Индурани Синха родилась в Калькутте. Ее отцом был Акшай Кумар Митра, а матерью Раджлакшми Деви . Она вышла замуж за художника Сатишчандру Синха в 1920 году и почти шестнадцать лет спустя начала заниматься искусством под руководством мужа. Работала маслом, акварелью и пастелью. Она умела рисовать пейзажи, деревенских жителей, обнаженные и драпированные фигуры. В 1941 году она основала школу искусств для женщин.
Гури Бханджа (1907–1998)
[ редактировать ]Гури Бханджа (1907–1998) была индийской художницей, наиболее известной за вклад в создание оригинальной иллюминированной Конституции Индии и за то, что она посвятила несколько десятилетий своей жизни преподаванию в Кала Бхаване . Она была старшей дочерью Нандалала Боса , мастера индийского искусства . ( Полная статья... )
Индира Деви Рой Чоудхури (1910–1950)
[ редактировать ]Индирадеви Рой Чоудхури была дочерью Шришачандры Бхаттачарьи и Бинодини Деви из Гопалпура, Тангайл. Она была замужем за музыкантом Кумаром Бирендрой Кишором Роем Чоудхури из Гурипура, Мименсингх. После замужества она училась живописи у Кшитиндранатха Маджумдара и училась портретной живописи у Атула Боса. Ее картины, выполненные маслом и акварелью, выставлялись на многих выставках. Она получила лучший приз среди женщин в категории «Живопись в индийском стиле» на одиннадцатой ежегодной выставке Академии изящных искусств в Калькутте. [ нужна ссылка ]
Индусудха Гхош
[ редактировать ]Первые уроки живописи Индусудха Гхош дал фотографу из Мименсингха. Она отправилась в Шантиникетан в 1926 году и занималась декоративно-прикладным искусством во время правления Нандалала Боса. Она преуспела в живописи, декорировании и рукоделии. Она была единственной женщиной-членом организации «Карушангха», основанной художниками Шантиникетана. Она присоединилась к Шриникетану в качестве учителя после завершения учебы в Кала Бхаване. С 1931 по 1932 год она преподавала искусство в женской школе Ниведита в Калькутте под руководством Нандалала Боса. Она также была связана с революционной деятельностью и провела в тюрьме пять лет. В более позднем возрасте она работала с Махилой Шилпа Шикшалай и Нари Шеба Шанха, чтобы развить уверенность в своих силах среди бедных женщин.
Хашираши Деви
[ редактировать ]Хашираши Деви родилась в Гобарданге Двадцати четырех Парган. Ее отец был юристом из Динаджпура. Она интересовалась искусством с детства и познакомилась с Абаниндранатом. Горе по поводу смерти единственной дочери нашло выражение во многих ее картинах. Ее картины публиковались в таких журналах, как Бхаратбарша, Масик Басумати, Бичитра, Джаясри, Прабартак. Она стала известна своими юмористическими рассказами и карикатурными иллюстрациями.
Джамуна Сен (1912–2001)
[ редактировать ]Джамуна Сен (урожденная Бозе) (бенгальский: যমুনা সেন) (7 октября 1912 — 10 февраля 2001) — индийская художница, известная своими дизайнерскими работами в различных средах, включая батик и альпону, а также развивающейся в индийском контексте разнообразные традиционные ремесла со всего мира. Она была пионером в распространении практики батика (окрашивания воском) в Индии в наше время. Дочь Нандалала Боса , центральной фигуры современного индийского искусства, она выросла в художественной и интеллектуальной среде Шантиникетана и внесла значительный вклад в область дизайна. ( Полная статья... )
Рани Чанда (1912–1997)
[ редактировать ]Рани Чанда, сестра Мукулчандры Дея, родилась в Миднапуре. Она приехала в Кала Бхавану в 1928 году и изучала живопись, и ей посчастливилось находиться под руководством Нандалала Боса и Абаниндраната Тагора. Работала акварелью, темперой, мелом, мелом, гравюрой на дереве и линогравюрой. Она была заключена в тюрьму за участие в движении «Покиньте Индию».
Читранибха Чоудхури
[ редактировать ]Читранибха Чоудхури (27 ноября 1913 — 9 ноября 1999) — индийская художница двадцатого века, член Бенгальской школы искусств и одна из первых женщин-художников в Бенгалии . Она создала более тысячи произведений искусства, включая пейзажи, натюрморты, декоративное искусство, фрески и портреты. Она была ученицей Нандалала Боса и первой женщиной-учителем рисования в Кала Бхаване , Шантиникетан . Ее настоящее имя Нибханани Бос было изменено на Читранибха Бос Рабиндранатом Тагором . ( Полная статья... )
Камини Сундари Пол
[ редактировать ]Камини Сундари Пол была женой Шашибхушана Пола, основателя Школы искусств Махешварпаши в 1940 году. Она присоединилась к школе в качестве преподавателя рукоделия. Признание она получила благодаря своим вышитым картинам. У нее не было институциональной подготовки. Она родилась в Халишпуре, Кхулна, в 1883 году. Ее отца звали Райчан Дас. Предметом ее картин были портреты известных личностей и исторические события, такие как битва при Плесси.
Эпоха после раздела (после 1947 г.)
[ редактировать ]Фарида Заман (1953 г.р.)
[ редактировать ]Фарида Заман (род. 1953) — бангладешская художница и иллюстратор. Она является председателем и профессором кафедры рисунка и живописи факультета изящных искусств Университета Дакки . В знак признания ее вклада в искусство правительство Бангладеш наградило ее второй высшей гражданской наградой страны Экушей Падак в 2020 году. ( Полная статья... )
Рокейя Султана (1958 г.р.)
[ редактировать ]Рокейя Султана проявляла возросшую активность с девяностых годов. Ее творчество отличалось изображением ее самореализации и жизненного опыта. Она представляла свою повседневную борьбу в известных окрестностях своего города. Ее образы похожи на детское творчество. Сайед Манзурул Ислам уточняет: «Ее работы… . . черпайте силу из примитивной чувствительности или из неограниченного детского видения. Она работает в печатных изданиях и других СМИ. Ритмичные линии и образность придают ее работам неповторимость. Женское существование, опыт и чувственный мир в женском восприятии – это материалы, из которых состоит ее творчество.
Ахтар Джахан (1958 г.р.)
[ редактировать ]Ахтар Джахан — одна из немногих женщин-скульпторов. С девяностых она становится более продуктивной. Детские воспоминания, окружающая среда и природа нашли место в ее творчестве. Она работает с цементом, бронзой, листовым металлом, деревом, терракотой и т. д. Простая абстракция элементов и фигур из известного ей мира отличала ее работы.
Дилара Бегум Джолли (1960 г.р.)
[ редактировать ]Дилара Бегум Джолли — бангладешский художник-гравер, скульптор, художник-инсталлятор и художник. Она известна своей работой, подчеркивающей дискриминацию женщин и открыто представляющей феминистские взгляды в своей работе. ( Полная статья... )
Фареха Зеба (1961 г.р.)
[ редактировать ]Фареха Зеба в своем шоу под названием «Посвящение Фриде Кало» 1998 года попыталась раскрыть свою историю как женщины-художника через работы мексиканской художницы Фриды Кало. Боль трагической жизни Фриды, кажется, преодолевает барьеры времени и пространства и говорит в пользу Зебы. Примечательным аспектом этой выставки было дань уважения, сочувствие и сострадание женщины к другой женщине. Работы Зебы также изображают угнетение и дискриминацию женщин и женщин, успешно преодолевших эти препятствия. Ее форма образна, а использование средств выражает динамическую стремительность. Она выражает мощь и силу женщин в своих изображениях женщин, которые оставили свой след вовремя (рис. 1.27).
Фердоуси Приябхашини (1947 г.р.)
[ редактировать ]Фердоуси Приябхашини (19 февраля 1947 — 6 марта 2018) — бангладешский скульптор. Она была первой, кто публично объявил себя Бирангоной — термин, придуманный шейхом Муджибуром Рахманом для обозначения жертв изнасилования во время Освободительной войны Бангладеш в 1971 году. Полная статья ( ... )
Атиа Ислам Энн (1962 г.р.)
[ редактировать ]Атиа Ислам Энн — бангладешская художница, известная своими работами о женских сожалениях, нуждах, отчаянии и разочаровании, а в более широком смысле — о насилии в отношении женщин. Наряду с такими художницами, как Дилара Бегум Джолли , Канак Чанпа Чакма и Фареха Зеба, Энн является частью движения женщин-художниц, чьи феминистские работы стали более популярными в 1990-е годы в Бангладеш. ( Полная статья... )
Нилуфар Чаман (1962 г.р.)
[ редактировать ]Нилуфар Чаман — бангладешская художница из Читтагонга , Бангладеш , чьи работы посвящены темам социальной несправедливости и дискриминации в отношении женщин. ( Полная статья... )
Канак Чанпа Чакма (1963 г.р.)
[ редактировать ]Канак Чанпа Чакма (родился 6 мая 1963 года) — бангладешский художник чакма . Она известна своими картинами, изображающими жизнь этнических меньшинств Бангладеш, уделяя особое внимание жизни женщин и их повседневной жизни, сочетая в одной рамке полуреалистическое и абстрактное. ( Полная статья... )
Насима Хаке Миту (р. 1967)
[ редактировать ]Насима Хаке Миту выбрала в скульптуре технику резьбы. Ее работы уникальны использованием очень простых и чистых, но значимых и символических форм (рис. 1.30). Как будто цель состоит в том, чтобы искать внутренний смысл, а не объяснять. Ее работы очень тонко выражают дихотомию и отношения между мужчиной и женщиной.
Ссылки
[ редактировать ]![]() | Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem руководством не рекомендуются в Википедии по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( сентябрь 2020 г. ) |
- ^ Рамасвами, Виджая (январь 2010 г.). «Перспективы женщин и труда в доколониальной Южной Азии» . Международный журнал азиатских исследований . 7 (1): 51–79. дои : 10.1017/S1479591409990404 . ISSN 1479-5922 .
- 1. Роберт Скелтон, «Народное искусство, кроме картин и текстиля» в книге Роберта Скелтона и Марка Фрэнсиса (ред.) Искусство Бенгалии: Наследие Бенгалии и Восточной Индии (Лондон, 1979), 57.
- 2. Сила Басак, Банглар Братапарбан, (Калькутта, 1998 г.), 2.
- 3. Нихарранджан Рой, Бангалир Итихас: Адипарба, (Калькутта, 1990), 483.
- 4. Там же, 484.
- 5. Пупул Джаякар, Мать-Земля (Калькутта, 1990), 117.
- 6. Стелла Крамриш, «Предисловие», там же, 21.
- 7. Судхансу Кумар Рэй, Ритуальное искусство братов Бенгалии (Калькутта, 1961), 42.
- 8. Басак С., указ. соч., 35.
- 9. Там же, 29.
- 10. П. Джаякар, соч. соч., 42–43.
- 13. Джасимуддин, «Паллишилпа» у Михира Бхаттарачая и Дипанкара Гхоша (ред.), Бангия Шилпа Паричой, (Калькутта, 2004), 50–58.
- 14. Мохаммад Сайидур Рахман, «Декоративное искусство», в Антологии ремесел Бангладеш; Энамул Хак (редактор), (Дакка, 1987),
- 15. Джасимуддин, соч. соч., 50.
- 16. Хайде-Геттнер Абендрот, «Девять принципов матриархальной эстетики», в книге «Искусство и его значение», Антология эстетики, Дэвид Росс (редактор), (Нью-Йорк, 1994), 568.
- 17. Партха Миттер, Искусство и национализм в колониальной Индии 1850–1922 гг. (Кембридж, 1994), 75.
- 18. Джогеш Чандра Багал, «История правительства». Колледж искусств и ремесел», Государственный колледж искусств и ремесел столетия Калькутты (Калькутта, 1966), 49–50.
- 19. Жермен Грир, «Гонка с препятствиями», (Нью-Йорк, 1979), 7.
- 20. Кама] Саркар, Бхоратер Бхаскар О Читрашилпи, (Калькутта, 1984), 50.
- 21. Там же, 217.
- 22. Там же, 221.
- 23. Кишор Чаттерджи, «Три женщины-художницы из Бенгалии», в книге «Ремесла Бенгалии и Восточной Индии», Р.П. Гупта (редактор), (Калькутта, 1982), 84.
- 24. Анупам Хаят , Мехербану Ханам (Дакка, 1997), 54.
- 25. Там же, 56.
- 26. Там же, 66.
- 27. К. Саркар, соч. соч., 216.
- 28. А. Хаят, соч. соч., 59.
- 29. К. Чаттерджи, соч. cit., 84–85 и К. Саркар, указ. соч., 109–110.
- 30. Виде К. Саркар, Там же, 199 и К. Чаттерджи, Там же, 85.
- 31. Саркар К., Там же, 216.
- 32. Там же, 108.
- 33. Там же, 26–27.
- 34. Там же, 54.
- 35. Там же, 25.
- 36. Там же, 27.
- 37. Там же, 236.
- 38. Там же, 169.
- 39. Там же, 187.
- 40. Там же, 57.
- 41. Мохаммад Назрул Ислам Аграни, Школа искусств Шилпи Шашибхусанпал О Махешварпаша, неопубликованная диссертация (1988), 18.
- 42. «Руми Ислам, женщина-художница», Современное искусство в Пакистане, Том. 11, № 4 (зима 1961 г.).
- 43. Насим Ахмед Надви, «Введение», групповая художественная выставка (Дакка, 1994).
- 44. Анна Ислам, 3-я персональная выставка, Найма Хейг (Дакка, 2000).
- 45. Абул Мансур, Дипа Хак Экак Читра Прадаршани, (Дакка, 1998).
- 46. С. Манзурул Ислам, Временная выставка работ Рокейи Султаны, Галерея, Дакка.
- 47. Формы и элементы, единство и разнообразие, составлено и отредактировано Насимулом Хабиром (Дакка, 2006 г.).
- 48. Абул Мансур, Анна, 2000 г., 1-я персональная выставка живописи (Дакка, 2000 г.).
- 49. Абул Мансур, Рисунки Нилуфар Чаман в смешанной технике, 1994, Дакка.
- 50. Место. цитировать