Когнитивная наука новых религиозных движений
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Когнитивная наука о новых религиозных движениях — это изучение новых религиозных движений (НРД) с точки зрения когнитивной науки . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В этой области используются методы и теории из различных дисциплин, включая когнитивную науку о религии , социологию религии , научное исследование религии , антропологию и искусственную жизнь . Ученые в этой области стремятся объяснить происхождение и эволюцию новых религиозных движений с точки зрения обычных универсальных когнитивных процессов.
История
[ редактировать ]Эта область уходит корнями в зарождение когнитивной науки о религии в 1990-х годах, особенно в Харви Уайтхауса работе о « карго-культах » в Папуа-Новой Гвинее. [ 3 ] и когнитивистские работы социологов религии Уильяма Симса Бейнбриджа и Родни Старка . [ 1 ]
В статье 2005 года под названием «К когнитивной науке новых религиозных движений» Афзал Упал концептуализировал эту область и предложил социальное моделирование на основе агентов как хорошее дополнение к антропологическому подходу Уайтхауса к исследованию происхождения новых религиозных движений. [ 1 ] Упал разработал социальную симуляцию на основе модели информационного предпринимательства для изучения происхождения и эволюции новых религиозных движений. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
В 2008 году Киммо Кетола использовал антропологическое исследование Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896–1977), основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН, движения Харе Кришна), чтобы выявить когнитивные процессы, лежащие в основе религиозной харизмы. [ 7 ] В 2013 году, основываясь на работе Уайтхауса, Олав Хаммер изучил распространение религиозных идей нового века на Западе и определил контексты, которые позволяют им процветать. [ 8 ]
В серии публикаций, [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Упал пересмотрел классическое религиозное объяснение контринтуитивности, чтобы подчеркнуть роль контекста, и разработал контекстно-ориентированную модель минимальной контринтуитивности . Используя эту обобщенную модель, Упал утверждал, что новизна доктрины нового религиозного движения дает ему преимущества в запоминаемости по сравнению с более традиционными религиозными идеями и, таким образом, объясняет постоянные религиозные инновации. Он провел углубленное исследование происхождения Ахмадийского Мусульманского Джамаата, чтобы подчеркнуть, как такой когнитивный подход может помочь объяснить происхождение и эволюцию новых религиозных движений. [ 2 ]
В статье 2009 года Джастин Лейн применил рассказ Тодда Тремлина о мысленном механизме «устройства обнаружения агентств» к изучению небольших и инновационных религиозных групп. [ 3 ] [ 15 ]
В ходе психологического исследования членов множества новых религиозных движений в Бельгии Корали Буксан, Василис Сароглу, Стефания Казальфиоре и христиане Луи-Леона из Центра психологии религии Католического университета Лувена обнаружили, что «модель результатов хорошо согласуется с тем, что мы знаем из психологии обращения в целом». [ 16 ]
Алистер Локхарт (2020) провел первый обширный обзор области когнитивной науки новых религиозных движений и пришел к выводу, что изучение когнитивной науки религии применительно к новым религиозным движениям и квазирелигиям показывает больше общих тем, чем обычно предполагается. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Упал, Мухаммад Афзал (2005). «К когнитивной науке новых религиозных движений» (PDF) . Журнал познания и культуры . 5 (1–2): 214–239. дои : 10.1163/1568537054068598 . Архивировано из оригинала 30 августа 2006 года.
- ^ Jump up to: а б Упал, Мухаммад Афзал (2017). Умеренные фундаменталисты: Ахмадийский мусульманский джамаат через призму когнитивной науки о религии . Варшава, Польша: Де Грюйтер. ISBN 9783110556643 .
- ^ Jump up to: а б с д Локхарт, Аластер (2020). «Новые религиозные движения и квазирелигия: Когнитивная наука о религии на задворках» . Архив психологии религии . 42 : 101–122. дои : 10.1177/0084672420910809 . S2CID 216244102 .
- ^ Упал, Мухаммад Афзал (2005). «Имитирование возникновения новых религиозных движений» . Журнал искусственных обществ и социального моделирования . 8 (1).
- ^ Упал, Мухаммад Афзал; Эрфани, Рашид (2005). «Когнитивная способность и формирование идеологической группы» . Материалы 13-го ежегодного собрания Североамериканской ассоциации вычислительных социальных и организационных наук .
- ^ Упал, Мухаммад Афзал; Эрфани, Рашид (2005). «Появление идеологических групп» . Материалы 13-го ежегодного собрания Североамериканской ассоциации вычислительных социальных и организационных наук .
- ^ Кетола, Киммо (2008). Основатель кришнаитов глазами преданных: когнитивное исследование религиозной харизмы . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-474-3326-2 .
- ^ Хаммер, Олав (2013). «Когнитивно оптимальная религиозность: Нью-Эйдж на примере» . Духовность Нью Эйдж: переосмысление религии : 265–298.
- ^ Упал, М. Афзал (2009). «Альтернативное объяснение минимального эффекта нелогичности» . Исследование когнитивных систем . 11 (2): 194–203. дои : 10.1016/j.cogsys.2009.08.003 . ISSN 1389-0417 . S2CID 36907532 .
- ^ Упал, М. Афзал (1 января 2005 г.). «Роль контекста в запоминаемости интуитивных и контринтуитивных концепций» . Труды ежегодного собрания Общества когнитивных наук . 27 (27). Электронная стипендия Калифорнийского университета. OCLC 1114707311 .
- ^ Упала, М. Афзал; Гонс, Лорен О.; Твини, Райан Д.; Слоун, Д. Джейсон (6 мая 2007 г.). «Контекстуализация контринтуитивности: как контекст влияет на понимание и запоминаемость контринтуитивных концепций» . Когнитивная наука . 31 (3): 415–439. дои : 10.1080/15326900701326568 . ISSN 0364-0213 . ПМИД 21635303 .
- ^ Упал, М. Афзал (1 января 2010 г.). О привлекательности неожиданных идей: как память о контринтуитивных идеях управляет культурной динамикой . Электронная стипендия Калифорнийского университета. OCLC 1114702232 .
- ^ Упал, М. Афзал (3 февраля 2011 г.). «От индивидуальной к социальной нелогичности: как слои инноваций переплетаются вместе, образуя многослойные полотна человеческих культур» . Разум и общество . 10 (1): 79–96. дои : 10.1007/s11299-011-0083-8 . ISSN 1593-7879 . S2CID 14188189 .
- ^ Упал, М. Афзал (2014). Когнитивная основа для понимания противоречивых историй (PDF) . Замок Дагштуль — Центр компьютерных наук Лейбница. OCLC 892943402 .
- ^ Лейн, Джастин (2009). Потенциальные причины ритуальной нестабильности в доктринальных новых религиозных движениях: когнитивная гипотеза . Сакра , 2, 82–92.
- ^ Буксант, Корали; Сароглу, Василис; Казальфиоре, Стефания; Христиане, Луи-Леон (май 2007 г.). «Когнитивные и эмоциональные характеристики членов Нового религиозного движения: Новые вопросы и данные по проблеме психического здоровья» . Психическое здоровье, религия и культура . 10 (3): 219–238. дои : 10.1080/13694670600621506 . ISSN 1367-4676 .