Jump to content

Когнитивная наука новых религиозных движений

Когнитивная наука о новых религиозных движениях — это изучение новых религиозных движений (НРД) с точки зрения когнитивной науки . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В этой области используются методы и теории из различных дисциплин, включая когнитивную науку о религии , социологию религии , научное исследование религии , антропологию и искусственную жизнь . Ученые в этой области стремятся объяснить происхождение и эволюцию новых религиозных движений с точки зрения обычных универсальных когнитивных процессов.

Эта область уходит корнями в зарождение когнитивной науки о религии в 1990-х годах, особенно в Харви Уайтхауса работе о « карго-культах » в Папуа-Новой Гвинее. [ 3 ] и когнитивистские работы социологов религии Уильяма Симса Бейнбриджа и Родни Старка . [ 1 ]

В статье 2005 года под названием «К когнитивной науке новых религиозных движений» Афзал Упал концептуализировал эту область и предложил социальное моделирование на основе агентов как хорошее дополнение к антропологическому подходу Уайтхауса к исследованию происхождения новых религиозных движений. [ 1 ] Упал разработал социальную симуляцию на основе модели информационного предпринимательства для изучения происхождения и эволюции новых религиозных движений. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

В 2008 году Киммо Кетола использовал антропологическое исследование Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896–1977), основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН, движения Харе Кришна), чтобы выявить когнитивные процессы, лежащие в основе религиозной харизмы. [ 7 ] В 2013 году, основываясь на работе Уайтхауса, Олав Хаммер изучил распространение религиозных идей нового века на Западе и определил контексты, которые позволяют им процветать. [ 8 ]

В серии публикаций, [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Упал пересмотрел классическое религиозное объяснение контринтуитивности, чтобы подчеркнуть роль контекста, и разработал контекстно-ориентированную модель минимальной контринтуитивности . Используя эту обобщенную модель, Упал утверждал, что новизна доктрины нового религиозного движения дает ему преимущества в запоминаемости по сравнению с более традиционными религиозными идеями и, таким образом, объясняет постоянные религиозные инновации. Он провел углубленное исследование происхождения Ахмадийского Мусульманского Джамаата, чтобы подчеркнуть, как такой когнитивный подход может помочь объяснить происхождение и эволюцию новых религиозных движений. [ 2 ]

В статье 2009 года Джастин Лейн применил рассказ Тодда Тремлина о мысленном механизме «устройства обнаружения агентств» к изучению небольших и инновационных религиозных групп. [ 3 ] [ 15 ]

В ходе психологического исследования членов множества новых религиозных движений в Бельгии Корали Буксан, Василис Сароглу, Стефания Казальфиоре и христиане Луи-Леона из Центра психологии религии Католического университета Лувена обнаружили, что «модель результатов хорошо согласуется с тем, что мы знаем из психологии обращения в целом». [ 16 ]

Алистер Локхарт (2020) провел первый обширный обзор области когнитивной науки новых религиозных движений и пришел к выводу, что изучение когнитивной науки религии применительно к новым религиозным движениям и квазирелигиям показывает больше общих тем, чем обычно предполагается. [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Упал, Мухаммад Афзал (2005). «К когнитивной науке новых религиозных движений» (PDF) . Журнал познания и культуры . 5 (1–2): 214–239. дои : 10.1163/1568537054068598 . Архивировано из оригинала 30 августа 2006 года.
  2. ^ Jump up to: а б Упал, Мухаммад Афзал (2017). Умеренные фундаменталисты: Ахмадийский мусульманский джамаат через призму когнитивной науки о религии . Варшава, Польша: Де Грюйтер. ISBN  9783110556643 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Локхарт, Аластер (2020). «Новые религиозные движения и квазирелигия: Когнитивная наука о религии на задворках» . Архив психологии религии . 42 : 101–122. дои : 10.1177/0084672420910809 . S2CID   216244102 .
  4. ^ Упал, Мухаммад Афзал (2005). «Имитирование возникновения новых религиозных движений» . Журнал искусственных обществ и социального моделирования . 8 (1).
  5. ^ Упал, Мухаммад Афзал; Эрфани, Рашид (2005). «Когнитивная способность и формирование идеологической группы» . Материалы 13-го ежегодного собрания Североамериканской ассоциации вычислительных социальных и организационных наук .
  6. ^ Упал, Мухаммад Афзал; Эрфани, Рашид (2005). «Появление идеологических групп» . Материалы 13-го ежегодного собрания Североамериканской ассоциации вычислительных социальных и организационных наук .
  7. ^ Кетола, Киммо (2008). Основатель кришнаитов глазами преданных: когнитивное исследование религиозной харизмы . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN  978-90-474-3326-2 .
  8. ^ Хаммер, Олав (2013). «Когнитивно оптимальная религиозность: Нью-Эйдж на примере» . Духовность Нью Эйдж: переосмысление религии : 265–298.
  9. ^ Упал, М. Афзал (2009). «Альтернативное объяснение минимального эффекта нелогичности» . Исследование когнитивных систем . 11 (2): 194–203. дои : 10.1016/j.cogsys.2009.08.003 . ISSN   1389-0417 . S2CID   36907532 .
  10. ^ Упал, М. Афзал (1 января 2005 г.). «Роль контекста в запоминаемости интуитивных и контринтуитивных концепций» . Труды ежегодного собрания Общества когнитивных наук . 27 (27). Электронная стипендия Калифорнийского университета. OCLC   1114707311 .
  11. ^ Упала, М. Афзал; Гонс, Лорен О.; Твини, Райан Д.; Слоун, Д. Джейсон (6 мая 2007 г.). «Контекстуализация контринтуитивности: как контекст влияет на понимание и запоминаемость контринтуитивных концепций» . Когнитивная наука . 31 (3): 415–439. дои : 10.1080/15326900701326568 . ISSN   0364-0213 . ПМИД   21635303 .
  12. ^ Упал, М. Афзал (1 января 2010 г.). О привлекательности неожиданных идей: как память о контринтуитивных идеях управляет культурной динамикой . Электронная стипендия Калифорнийского университета. OCLC   1114702232 .
  13. ^ Упал, М. Афзал (3 февраля 2011 г.). «От индивидуальной к социальной нелогичности: как слои инноваций переплетаются вместе, образуя многослойные полотна человеческих культур» . Разум и общество . 10 (1): 79–96. дои : 10.1007/s11299-011-0083-8 . ISSN   1593-7879 . S2CID   14188189 .
  14. ^ Упал, М. Афзал (2014). Когнитивная основа для понимания противоречивых историй (PDF) . Замок Дагштуль — Центр компьютерных наук Лейбница. OCLC   892943402 .
  15. ^ Лейн, Джастин (2009). Потенциальные причины ритуальной нестабильности в доктринальных новых религиозных движениях: когнитивная гипотеза . Сакра , 2, 82–92.
  16. ^ Буксант, Корали; Сароглу, Василис; Казальфиоре, Стефания; Христиане, Луи-Леон (май 2007 г.). «Когнитивные и эмоциональные характеристики членов Нового религиозного движения: Новые вопросы и данные по проблеме психического здоровья» . Психическое здоровье, религия и культура . 10 (3): 219–238. дои : 10.1080/13694670600621506 . ISSN   1367-4676 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1d56d416f59a4cbed27338ff4b10e2e__1724699400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/2e/e1d56d416f59a4cbed27338ff4b10e2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cognitive science of new religious movements - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)