Полдень


Полдень — это время между полуднем и закатом или вечером . [1] Это время, когда солнце опускается от своей вершины на небе до точки, предшествующей конечной точке на горизонте на западе. В человеческой жизни оно занимает примерно вторую половину стандартного рабочего и школьного дня. В буквальном смысле это относится ко времени, конкретно после полудня.
Терминология
[ редактировать ]Полдень часто определяют как период между полуднем и закатом . [2] Если принять это определение, конкретный диапазон времени изменяется в одном направлении: полдень определяется как время, когда солнце достигает своей самой высокой точки на небе, [3] но граница между днем и вечером не имеет стандартного определения. Однако до периода перехода от 12 к 14 векам полдень вместо этого относился к 15:00. Возможные объяснения включают в себя изменение времени молитв и полуденного приема пищи, в соответствии с которым было определено одно понятие полудня — и поэтому полдень относился к более узким временным рамкам. [4]
Слово «день» , происходящее от слов «после» и «полдень» , датируется примерно 1300 годом; В среднеанглийском языке присутствовали как день , так и синоним aftermete . Стандартная формулировка использовалась во второй половине дня в 15 и 16 веках, но с тех пор изменилась на вторую половину дня . [5] В диалектах американского английского слово вечер иногда используется для обозначения всего времени между полуднем и полуночью . [6] В ирландском языке есть четыре разных слова, обозначающих временные интервалы от позднего вечера до наступления темноты; этот период считается мистическим. [7] Метафорически слово «полдень» относится к относительно позднему периоду во времени или в жизни. [2]
Эквивалент полудня Земли на другой планете будет относиться к времени, когда главная звезда этой планетной системы будет спускаться со своего главного меридиана , если смотреть с поверхности планеты.
События
[ редактировать ]Полдень — это время, когда солнце спускается с дневной вершины. Во второй половине дня солнце перемещается примерно из центра неба глубоко на запад. Ближе к вечеру солнечный свет особенно яркий и ослепительный, потому что солнце находится на небе под низким углом. [8] Стандартное рабочее время в большинстве промышленно развитых стран длится с утра до позднего вечера или раннего вечера — обычно с 9:00 до 17:00 — поэтому вторая часть этого времени приходится на послеобеденное время. [9] Школы обычно выпускают своих учеников около 15:00 во второй половине дня. [10] В Дании днем считается период с 13:00 до 17:00. [11]
Влияние на жизнь
[ редактировать ]Гормоны
[ редактировать ]У дневных животных уровень гормона кортизола в крови , который используется для повышения уровня сахара в крови , улучшения метаболизма , а также вырабатывается в ответ на стресс , обычно наиболее стабилен во второй половине дня после снижения в течение утра. Однако уровень кортизола также наиболее чувствителен к изменениям окружающей среды, не связанным со сном и дневным светом, во второй половине дня. В результате это время суток считается оптимальным для исследователей, изучающих стресс и уровень гормонов. [12] У растений обычно самый высокий уровень фотосинтеза в течение дня в полдень и в начале второй половины дня из-за высокого угла солнца в небе. Широкое распространение посевов кукурузы по всей Земле вызвало крошечные, безвредные колебания нормального уровня углекислого газа в атмосфере , поскольку эти культуры в это время фотосинтезируют большое количество углекислого газа, и этот процесс резко снижается во второй половине дня и вечером. [13]
Температура тела
[ редактировать ]У людей температура тела обычно самая высокая в середине или конце дня. [14] Однако спортсмены-люди, которых проверяли на физическую выносливость на тренажерах, после обеда не показали статистически значимой разницы. [14] Владельцам промышленных ферм рекомендуется использовать здания с ориентацией восток-запад (в отличие от север-юг) для содержания скота , поскольку ориентация восток-запад обычно означает более толстые стены на востоке и западе, чтобы выдерживать острый угол солнца и интенсивный свет во второй половине дня. Когда этим животным слишком жарко, они с большей вероятностью станут агрессивными и непродуктивными. [8]
Бдительность
[ редактировать ]
Вторая половина дня, особенно ранняя половина дня, связана с провалом в различных областях когнитивного и продуктивного функционирования человека. Примечательно, что дорожно-транспортные происшествия чаще происходят во второй половине дня, когда водители предположительно только что закончили обед. [15] Исследование автомобильных аварий в Швеции в период с 1987 по 1991 год показало, что в период около 17:00 произошло наибольшее количество аварий: около 1600 в 17:00 по сравнению с примерно 1000 в 16:00 и 18:00. . На эту тенденцию, возможно, повлиял дневной час пик , но утренний час пик показал гораздо меньший рост. [16] В Финляндии несчастные случаи в сельском хозяйстве чаще всего происходят во второй половине дня, особенно в сентябре в понедельник. [17]
Один профессор психологии, изучающий циркадные ритмы , обнаружил, что его студенты сдавали экзамены днем несколько хуже, чем утром, а вечером еще хуже. Однако ни одно из этих различий не было статистически значимым. [14] Четыре исследования, проведенные в 1997 году, показали, что испытуемые, которым проводились тесты на различение дорожных знаков , имели более длительное время реакции при тестировании в 15:00 и 18:00, чем в 9:00 и 12:00. Эти тенденции сохраняются во всех четырех исследованиях как по сложным, так и по абстрактным вопросам. [18] Однако один исследователь из Великобритании не смог обнаружить никакой разницы в успеваемости на экзаменах более чем 300 000 экзаменационных работ уровня A, сданных утром или днем. [19]
Производительность труда человека обычно снижается во второй половине дня. Электростанции продемонстрировали значительное снижение производительности во второй половине дня по сравнению с утром, при этом самые большие различия наблюдаются по субботам, а наименьшие — по понедельникам. [20] Одно исследование 1950-х годов, охватывающее двух фабричных работниц в течение шести месяцев, показало, что их производительность была на 13 процентов ниже во второй половине дня, причем наименее продуктивным временем был их последний час на работе. Было резюмировано, что различия возникли из-за личных перерывов и непродуктивной деятельности на рабочем месте. [21] Другое, более масштабное исследование показало, что снижение производительности во второй половине дня было сильнее во время более длительных рабочих смен. [22]
Не все люди имеют одинаковые циркадные ритмы. В одном исследовании, проведенном в Италии и Испании, студентам предлагалось заполнить анкету, а затем ранжировать их по шкале « утро-вечер ». Результаты представляли собой довольно стандартную колоколообразную кривую . Уровни активности в течение дня имели значительную корреляцию с оценками в анкете. Все категории участников — вечерние, утренние и промежуточные — имели высокий уровень активности примерно с 14:00 до 20:00, но за пределами этого окна их уровень активности соответствовал их баллам. [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "день, н." www.oed.com . Оксфордский словарь английского языка.
- ^ Jump up to: а б "Полдень" . Мерриам-Вебстер . Проверено 9 октября 2014 г.
- ^ "Полдень" . Мерриам-Вебстер . Проверено 9 октября 2014 г.
- ^ «полдень (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . 2001 . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «полдень (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . 2001 . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ "Вечер" . Мерриам-Вебстер . Проверено 9 октября 2014 г.
- ^ Экирх 2006 , с. xxxii
- ^ Jump up to: а б Аггарвал и Упадхьяй 2013 , с. 172
- ^ «С девяти до пяти» . Мерриам-Вебстер . Проверено 9 октября 2014 г.
- ^ Вогт, Кара (05 сентября 2018 г.). «Почему школьный день заканчивается за два часа до рабочего дня?» . Атлантика . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «полдень — Датский словарь» . ordnet.dk . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Бласкович 2011 , с. 74
- ^ Синклер и Вайс 2010 , с. 118
- ^ Jump up to: а б с Рефинетти 2006 , с. 556
- ^ Маккейб 2004 , с. 588
- ^ Рефинетти 2006 , с. 559
- ^ Маккейб 2004 , с. 471
- ^ Маккейб 2004 , с. 590
- ^ Квартель, Лара (2014). «Влияние циркадного ритма температуры тела на результаты экзамена A-level» . Бакалавриат по психологии . 27 (1).
- ^ Рэй 1960 , с. 11
- ^ Рэй 1960 , с. 12
- ^ Рэй 1960 , с. 18
- ^ Рефинетти 2006 , с. 561
Источники
[ редактировать ]- Аггарвал, Анджали; Упадхьяй, Рамеш (2013). Тепловой стресс и продуктивность животных . Издательство Спрингер . ISBN 978-8-132-20879-2 .
- Бласкович, Джим (2011). Социальная психофизиология для социальной и личностной психологии . Публикации SAGE. ISBN 978-0-85702-405-3 .
- Экирх, А. Роджер (2006). На исходе дня: Ночь в прошлые времена . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32901-8 .
- Маккейб, Пол Т. (2004). Современная эргономика . ЦРК Пресс. ISBN 0-8493-2342-8 .
- Рэй, Джеймс Т. (1960). Производительность человека как функция цикла работа-отдых . Национальная академия наук .
- Рефинетти, Роберто (2006). Циркадная физиология (2-е изд.). Группа Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-8493-2233-4 .
- Синклер, Томас М.; Вайс, Альберт (2010). Принципы экологии в растениеводстве . Университет Небраски, Линкольн / Университет Флориды .