Jump to content

Григорович М-5

(Перенаправлено с Григоровича М-20 )
М-5
Общая информация
Тип Разведывательная летающая лодка
Национальное происхождение Россия
Производитель Shchetinin
Дизайнер
Основные пользователи Императорский Российский Флот
Количество построенных в. 300
История
Первый полет 1915
Ушедший на пенсию 1920-е годы
Разработано на основе Григорович М-4 [ 1 ]
Варианты Григорович МУР-1
М-5 на марке России 2016 г.

Григорович М-5 (альтернативное обозначение Щ М-5 , иногда также Щетинин М-5 ) — успешная российская времен Первой мировой войны двухотсековая летающая лодка -биплан с неравным размахом и одноступенчатым корпусом , спроектированная Григоровичем . Это была первая летающая лодка массового производства, построенная в России.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Авиаконструктор Дмитрий Павлович Григорович завершил свою первую летающую лодку (модель М-1) в конце 1913 года и выпустил серию опытных образцов, постепенно совершенствуя конструкцию, пока весной 1915 года не появился М-5, которому предстояло стать его первый самолет, поступивший в серийное производство, было произведено не менее 100 штук, в первую очередь для замены самолетов иностранного производства, включая Curtiss Model K и FBA летающие лодки . [ 2 ]

М-5 имел деревянную конструкцию, корпус был обшит фанерой, крылья и хвостовое оперение - тканью. Позади ступеньки корпус резко сужался, превращаясь в немногим больше, чем стрелу, поддерживающую характерный одинарный киль и хвостовое оперение, которое скреплялось с помощью подкосов и тросов. Обычно он оснащался двигателем Gnome Monosoupape мощностью 100 л.с. , установленным в качестве толкателя между крыльями, но некоторые использовали Le Rhône мощностью 110 л.с. или Clerget мощностью 130 л.с. двигатели [ 3 ] Пилот и наблюдатель размещались бок о бок в большой кабине перед крыльями, наблюдатель имел один 7,62-мм пулемет «Виккерс» на поворотной установке.

Операционная история

[ редактировать ]

Большинство М-5 служили на Черном море и на Балтике , сначала в военно-морской авиации Императорской России, а затем в составе обеих сторон Гражданской войны в России . Некоторые оставались на вооружении до конца 1920-х годов в качестве учебно-тренировочных, разведывательных и служебных самолетов. [ 3 ]

Один М-5 попал в руки финнов, когда его нашли дрейфующим в Куоккале в 1918 году. Самолет эксплуатировался в ВВС Финляндии до 1919 года, когда он затонул. Сегодня в Стамбульском музее авиации в Турции сохранился только один экземпляр , сохранившийся в маркировке ВВС Османской империи . [ нужна ссылка ]

Варианты

[ редактировать ]
М-5
Основная версия.
М-6
М-5 с двигателем Sunbeam мощностью 150 л.с. (Неудачно). [ 4 ]
М-7
М-5 с закругленным корпусом и увеличенным килем. Плохие взлетные характеристики. [ 4 ]
М-8
Версия с еще более закругленным корпусом. Невозможность забора воды. [ 4 ]
М-10
Уменьшенная версия, построенная в 1916 году. Двигатель Gnome Monosoupape.
М-20
Двухместный разведчик. Двигатель Le Rhone мощностью 89 кВт (120 л.с.), построенный в ограниченном количестве с 1916 года.

Операторы

[ редактировать ]
М-5 на Черном море примерно в 1915 году во время Первой мировой войны.
 Финляндия
 Россия
 Российская СФСР
 Советский Союз

Технические характеристики (М-5)

[ редактировать ]
Крупный план М-5, вооруженного пулеметом Максим.

Данные от Тулина к Hornet

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 8,6 м (28 футов 3 дюйма)
  • Размах крыла: 13,62 м (44 фута 8 дюймов)
  • Площадь крыла: 37,9 м 2 (408 кв. футов)
  • Вес пустого: 660 кг (1455 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 960 кг (2116 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Gnome Monosoupape 9 Type B-2 9-цил. Роторно-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 75 кВт (101 л.с.)

Производительность

  • Максимальная скорость: 105 км/ч (65 миль в час, 57 узлов)
  • Выносливость: 4 часа
  • Практический потолок: 3300 м (10 800 футов)
  • Скорость набора высоты: 1,85 м/с (364 фута/мин)
  • Время набора высоты: 1000 м (3281 фут) за 9,6 минут. [ 3 ]
  • Нагрузка на крыло: 25 кг/м 2 (5,1 фунта/кв. фута)
  • Мощность/масса : 0,078 кВт/кг (0,05 л.с./фунт)

Вооружение

  1. ^ Дуркота, 1995, с. 271
  2. ^ Дуркота, Дарси и Куликов (1995). Императорская российская воздушная служба - знаменитые летчики и самолеты Первой мировой войны . Пресса о летающих машинах. ISBN  0-9637110-2-4 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Ганстон, Билл (1995). "Скопа" Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов . Оспри Аэроспейс. ISBN  1-85532-405-9 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Ганстон 1995, с. 83.

Источники

[ редактировать ]
  • Хейнонен, Тимо: От Тулина до Хорнета - Публикации Центральнофинляндского музея авиации 3 , Центральнофинляндский музей авиации, 1992, ISBN   951-95688-2-4
  • Куликов, Виктор (декабрь 1996 г.). «Увлекательная история гидросамолетов Димитрия Григоровича». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (45): 20–33. ISSN   1243-8650 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2b33b7d7952cddd3f0c3da33ac066ce__1726095660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/ce/e2b33b7d7952cddd3f0c3da33ac066ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grigorovich M-5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)