Григорович М-5
М-5 | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Разведывательная летающая лодка |
Национальное происхождение | Россия |
Производитель | Shchetinin |
Дизайнер | |
Основные пользователи | Императорский Российский Флот |
Количество построенных | в. 300 |
История | |
Первый полет | 1915 |
Ушедший на пенсию | 1920-е годы |
Разработано на основе | Григорович М-4 [ 1 ] |
Варианты | Григорович МУР-1 |

Григорович М-5 (альтернативное обозначение Щ М-5 , иногда также Щетинин М-5 ) — успешная российская времен Первой мировой войны двухотсековая летающая лодка -биплан с неравным размахом и одноступенчатым корпусом , спроектированная Григоровичем . Это была первая летающая лодка массового производства, построенная в России.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Авиаконструктор Дмитрий Павлович Григорович завершил свою первую летающую лодку (модель М-1) в конце 1913 года и выпустил серию опытных образцов, постепенно совершенствуя конструкцию, пока весной 1915 года не появился М-5, которому предстояло стать его первый самолет, поступивший в серийное производство, было произведено не менее 100 штук, в первую очередь для замены самолетов иностранного производства, включая Curtiss Model K и FBA летающие лодки . [ 2 ]
М-5 имел деревянную конструкцию, корпус был обшит фанерой, крылья и хвостовое оперение - тканью. Позади ступеньки корпус резко сужался, превращаясь в немногим больше, чем стрелу, поддерживающую характерный одинарный киль и хвостовое оперение, которое скреплялось с помощью подкосов и тросов. Обычно он оснащался двигателем Gnome Monosoupape мощностью 100 л.с. , установленным в качестве толкателя между крыльями, но некоторые использовали Le Rhône мощностью 110 л.с. или Clerget мощностью 130 л.с. двигатели [ 3 ] Пилот и наблюдатель размещались бок о бок в большой кабине перед крыльями, наблюдатель имел один 7,62-мм пулемет «Виккерс» на поворотной установке.
Операционная история
[ редактировать ]Большинство М-5 служили на Черном море и на Балтике , сначала в военно-морской авиации Императорской России, а затем в составе обеих сторон Гражданской войны в России . Некоторые оставались на вооружении до конца 1920-х годов в качестве учебно-тренировочных, разведывательных и служебных самолетов. [ 3 ]
Один М-5 попал в руки финнов, когда его нашли дрейфующим в Куоккале в 1918 году. Самолет эксплуатировался в ВВС Финляндии до 1919 года, когда он затонул. Сегодня в Стамбульском музее авиации в Турции сохранился только один экземпляр , сохранившийся в маркировке ВВС Османской империи . [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]- М-5
- Основная версия.
- М-6
- М-5 с двигателем Sunbeam мощностью 150 л.с. (Неудачно). [ 4 ]
- М-7
- М-5 с закругленным корпусом и увеличенным килем. Плохие взлетные характеристики. [ 4 ]
- М-8
- Версия с еще более закругленным корпусом. Невозможность забора воды. [ 4 ]
- М-10
- Уменьшенная версия, построенная в 1916 году. Двигатель Gnome Monosoupape.
- М-20
- Двухместный разведчик. Двигатель Le Rhone мощностью 89 кВт (120 л.с.), построенный в ограниченном количестве с 1916 года.
Операторы
[ редактировать ]
Технические характеристики (М-5)
[ редактировать ]
Данные от Тулина к Hornet
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 8,6 м (28 футов 3 дюйма)
- Размах крыла: 13,62 м (44 фута 8 дюймов)
- Площадь крыла: 37,9 м 2 (408 кв. футов)
- Вес пустого: 660 кг (1455 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 960 кг (2116 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Gnome Monosoupape 9 Type B-2 9-цил. Роторно-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 75 кВт (101 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 105 км/ч (65 миль в час, 57 узлов)
- Выносливость: 4 часа
- Практический потолок: 3300 м (10 800 футов)
- Скорость набора высоты: 1,85 м/с (364 фута/мин)
- Время набора высоты: 1000 м (3281 фут) за 9,6 минут. [ 3 ]
- Нагрузка на крыло: 25 кг/м 2 (5,1 фунта/кв. фута)
- Мощность/масса : 0,078 кВт/кг (0,05 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 1 7,62-мм (0,300 дюйма) пулемет Виккерс .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дуркота, 1995, с. 271
- ^ Дуркота, Дарси и Куликов (1995). Императорская российская воздушная служба - знаменитые летчики и самолеты Первой мировой войны . Пресса о летающих машинах. ISBN 0-9637110-2-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ганстон, Билл (1995). "Скопа" Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов . Оспри Аэроспейс. ISBN 1-85532-405-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ганстон 1995, с. 83.
Источники
[ редактировать ]
- Хейнонен, Тимо: От Тулина до Хорнета - Публикации Центральнофинляндского музея авиации 3 , Центральнофинляндский музей авиации, 1992, ISBN 951-95688-2-4
- Куликов, Виктор (декабрь 1996 г.). «Увлекательная история гидросамолетов Димитрия Григоровича». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (45): 20–33. ISSN 1243-8650 .