Элиза Хвассер
Элиза Хвассер | |
---|---|
Рожденный | Эбба Шарлотта Якобссон 16 марта 1831 г. Стокгольм , Швеция |
Умер | 28 января 1894 г. (62 года) |
Другие имена | Элиза Якобссон, Элиза Хвассер, Элиза Якобссон-Хвассер |
Занятие | Актриса |
Супруг | Дэниел Хвассер |
Эбба Шарлотта Элиза Хвассер, урожденная Якобссон (16 марта 1831 — 28 января 1894) — шведская театральная актриса. ее называли ведущей дамой Королевского драматического театра . Она была элитной актрисой, и в середине 19 века [1]
Жизнь
[ редактировать ]Элиза Якобссон родилась в Стокгольме в семье смотрителя Йоханнеса Магнуса Якобсона и Катарины (Кайса) Марии Бергстрем. В детстве она работала на побегушках у своей старшей сестры и доставляла клиентам искусственные цветы, сделанные сестрой. [2]
Карьера
[ редактировать ]В 1848 году она была зачислена студенткой Королевской академии драматического образования. В 1849 году ей дали должность актрисы-студентки Королевского драматического театра , а в 1850 году она стала актрисой, первоначально заменив Аврору Страндберг (1826-1850). . В 1853 году с ней заключили контракт в качестве ведущей актрисы театра. [1] а в 1863 году ей дали пожизненный контракт. [3]
Хвассер рано был отмечен высоким талантом. Уже в 1850 году Фредрик Август Дальгрен так отзывался о ней: «Актриса мадемуазель Якобсон играла превосходно. Она единственная драматическая актриса, которую стоит видеть в настоящее время. Играет с большой иллюзией. Ничего подобного я не видел на этой сцене уже много лет». [2]
Элиза Хвассер считалась первой на королевской сцене, способной по-настоящему занять место театральной актрисы Эмили Хёгквист (1812–1846) в так называемых партиях изобретательности и героини. [2] но постепенно ей стали давать главные роли и в реалистической драме, а ее карьера и развитие от романтической изобретательности до характерной актрисы, как говорят, иллюстрируют переход от романтизма к реализму, который произошел на шведской театральной сцене в годы ее работы в качестве ведущей элитной актрисы Королевский театр. [2] К 1860-м годам она была известна как актриса, олицетворявшая современное течение реализма в театре. Ее манера игры описывалась как разносторонняя, и критики хвалили ее как артистку, которая могла сыграть любую роль, что было новым изобретением в то время, поскольку до этого времени актеры часто придерживались только своего определенного жанра ролей. и не ожидалось, что он сможет играть разных персонажей. [4] [5]
Она с успехом сыграла Офелию , Джульетту (1872), Дездемону (1858), Марию Стюарт (1868) и Клеопатру (1881), но ее самые известные роли были персонажами популярных романов, таких как Джейн Эйр (1854). Убедительно сыграть Нору в «Кукольном доме» Ибсена ей удалось лишь в 1881 году, когда ей исполнилось пятьдесят лет, и она считалась едва ли не самым известным ибсеновским актером королевской сцены. Она пользовалась популярностью в так называемых «бриджи» ролях : ее голос описывали как очень глубокий и подходящий для таких ролей.
В 1865 году Элиза Хвассер стала первой женщиной, получившей Litteris et Artibus . В 1881 году ей была вручена Золотая медаль Шведской академии . [6]
Частная жизнь
[ редактировать ]Частный образ жизни Элизы Хвассер считался эксцентричным, поскольку она любила курить сигары, трубки и пить пунш, что в то время считалось мужской привычкой, и ее считали эмансипированной женщиной. [2] Сообщается, что ее интересовало современное женское движение и то, как роли, которые она играла в пьесах, в которых она участвовала, изображали жизнь и обстоятельства женщин. [2] В этом отношении ее особенно интересовал Ибсен . [2]
В какой-то момент у Элизы Хвассер был короткий роман с наследным принцем, будущим шведским Карлом XV . Сообщается, что именно Чарльз посоветовал ей выйти замуж за Дэниела Хвассера (1817–1871), за которого она вышла замуж в 1858 году. [7]
В том же году ее супруг был назначен директором Королевского драматического театра. Параллельно Элизе Хвассер стали давать больше главных ролей в постановках театра, что привело к ее прорыву. Эта цепочка событий не осталась незамеченной, и тут же прозвучали обвинения в кумовстве. Однако, поскольку способности Элизы Хвассер были очевидны, дело вскоре заглохло. Главные роли ей давали благодаря собственному таланту на протяжении многих лет после того, как у наследного принца появилась новая возлюбленная, а ее супруг уже не был режиссером. В частном порядке чета Хвассер развлекала большой круг общения, не только в художественных кругах, но и общалась в интимном и неформальном интимном кругу короля Карла XV, особенно во время летних каникул королевского двора во дворце Ульриксдал . [2]
Элиза Хвассер вышла на пенсию в 1888 году.Она была матерью актрисы Анны Лизы Хвассер-Энгельбрехт (1861–1918). Она умерла на своей вилле Вестрит в Фискебекскиле в 1894 году. [8]
Репертуар
[ редактировать ]Среди ее частей были:
- Изабелла Португальская в En saga av... (Сказка...) Писца с Нильсом Альмлёфом , Шарлоттой Альмлёф и Зельмой Хедин , сезон 1851–52,
- Изабель в «Школе для мужей» Мольера с Зельмой Хедин и Георгом Далквистом (1855–56),
- основные партии в опере Берч-Пфайффер «Ладин ав Уорсли Холл» («Леди из Уорсли Холла») с Эдвардом Шварцем и Густавом Сундбергом,
- «Эльвьюнгфрун» («Сказочная дева») Й. Хейберга с Нильсом Альмлёфом и Зельмой Хедин;
- Фрекен де ла Сельер (Мисс де ла Сельер) Сандо (1857–1858), Дездемона в «Отелло» с Далквистом, Фаншон в «Сирсане» («Маленькая Фадетта») Жорж Санд с Шарлоттой Форсман и Каролиной Бок (1858–59),
- Текла в Wallensteins död (Смерть Валленштена) Шиллера с Далквистом и Нильсом Альмлёфом 1859–1860, Пак в «Сне в летнюю ночь » (Сон в летнюю ночь) с Акселем Эльмундом и Нильсом Альмлёфом, Карин Монсдоттер в «Эрике XIV» Лиднера с Шварцем, Фанни Вестердал и Сигне Хеббе в 1860–61, учительница в «Бломморе и дривбанке» с Зельмой Хедин и Каролиной Бок 1862–63, Мирра в «Сарданапале» Байрона с Эдвардом Шварцем в 1864–65, Сигрид в «Брёллопет на Ульфасе » («Свадьба в Ульфасе») Хедберг напротив Акселя Эльмлунда 1865–66, в Konstens vapen («Оружие искусства») напротив Нильса Альмлёфа, Эльмлунда, Густава Фредрикссона, Хелфрида Кинманссона, Бетти Альмлёф , Клементины Шварц и Кнута Альмлёфа 1867–68, Сельмы в De Ungas forbund («Союз юноши) Ибсена 1869–70, Гермиона в «En vintersaga» (Зимняя история) Шекспира с Эдвардом Шварцем 1871–72, главная женская роль в «Män av ära » («Люди чести») Гаро и «Скредеспелерскан » (Актриса) Леффлера, 1873 –74, вошла мадемуазель де Мопа. Побежденный Лев (Побежденный Лев) Понсара напротив Густава Фредрикссона, Элмлунда и Сундберга 1875–76,
- Лона в Samhällets pilare (Столп общества) Ибсена с Фердинандом Тегерстрёмом 1877–78, в Северо Торелли Копи с Георгом Торнквистом и Элмундом 1885–86, Каролина с Эллен Хартман , Фредрикссоном и Элмундом в 1887–88. Ее последней ролью была королева Анна в Ett glas vatten (Стакан воды) в сезоне 1887–88.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Норденсван, Георг, шведский театр и шведские актеры от Густава III до наших дней. Андра делен, 1842-1918, Боннье, Стокгольм, 1918 ['Шведский театр и шведские актеры от Густава III до наших дней. Вторая книга 1822–1918 '] (на шведском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час EC Элиза (Элиза) Хвассер, urn:sbl:13913 , шведский биографический лексикон (искусство Стига Торсслоу), получено 15 июня 2018 г.
- ^ «Аврора Вильгельмина Страндберг» . Шведский биографический словарь . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ Элен Олссон. «Эбба Шарлотта Элиза (Элиза) Хвассер» . Шведский женский биографический лексикон . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ Эрик Викланд. «Эмили Хёгквист» . Шведский биографический лексикон . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ «Письма и искусство» . kungahuset.se Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ Поднимитесь Торсслоу. «Дэниел Хвассер» . Шведский биографический лексикон . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ «Энгельбрехт, Анна Мария Элизабет, урожденная Хвассер» . Художники Европы. 1887 год . Проверено 1 мая 2019 г.
Другие источники
[ редактировать ]- Ларс Лёфгрен (2003). Шведский театр (Стокгольм: природа и культура) ISBN 91-27-09672-6 . (на шведском языке)
- Хенриксон, Альф (1988) До Ниброплана: о Королевском драматическом театре (Викен, Хёганес) ISBN 91-7024-445-6 (на шведском языке)
- Торстен Даль (1944) Шведские мужчины и женщины. № 3 (Стокгольм: Боннье)
- Остерберг, Карин, Левенхаупт, Инга и Уолберг, Анна Грета (1990) Шведские женщины: пионеры-новаторы (Signum, Lund) (шведский)
- Норденсван, Георг (1918) Шведский театр и шведские актеры от Густава III до наших дней. Вторая часть, 1842–1918 (Стокгольм: Боннье) (шведский)