Jump to content

Элиза Хвассер

Элиза Хвассер
Элиза Хвассер
Рожденный
Эбба Шарлотта Якобссон

16 марта 1831 г.
Стокгольм , Швеция
Умер 28 января 1894 г. (62 года)
Другие имена Элиза Якобссон, Элиза Хвассер, Элиза Якобссон-Хвассер
Занятие Актриса
Супруг Дэниел Хвассер
Элиза Хвассер (1866)

Эбба Шарлотта Элиза Хвассер, урожденная Якобссон (16 марта 1831 — 28 января 1894) — шведская театральная актриса. ее называли ведущей дамой Королевского драматического театра . Она была элитной актрисой, и в середине 19 века [1]

Элиза Якобссон родилась в Стокгольме в семье смотрителя Йоханнеса Магнуса Якобсона и Катарины (Кайса) Марии Бергстрем. В детстве она работала на побегушках у своей старшей сестры и доставляла клиентам искусственные цветы, сделанные сестрой. [2]

В 1848 году она была зачислена студенткой Королевской академии драматического образования. В 1849 году ей дали должность актрисы-студентки Королевского драматического театра , а в 1850 году она стала актрисой, первоначально заменив Аврору Страндберг (1826-1850). . В 1853 году с ней заключили контракт в качестве ведущей актрисы театра. [1] а в 1863 году ей дали пожизненный контракт. [3]

Хвассер рано был отмечен высоким талантом. Уже в 1850 году Фредрик Август Дальгрен так отзывался о ней: «Актриса мадемуазель Якобсон играла превосходно. Она единственная драматическая актриса, которую стоит видеть в настоящее время. Играет с большой иллюзией. Ничего подобного я не видел на этой сцене уже много лет». [2]

Элиза Хвассер считалась первой на королевской сцене, способной по-настоящему занять место театральной актрисы Эмили Хёгквист (1812–1846) в так называемых партиях изобретательности и героини. [2] но постепенно ей стали давать главные роли и в реалистической драме, а ее карьера и развитие от романтической изобретательности до характерной актрисы, как говорят, иллюстрируют переход от романтизма к реализму, который произошел на шведской театральной сцене в годы ее работы в качестве ведущей элитной актрисы Королевский театр. [2] К 1860-м годам она была известна как актриса, олицетворявшая современное течение реализма в театре. Ее манера игры описывалась как разносторонняя, и критики хвалили ее как артистку, которая могла сыграть любую роль, что было новым изобретением в то время, поскольку до этого времени актеры часто придерживались только своего определенного жанра ролей. и не ожидалось, что он сможет играть разных персонажей. [4] [5]

Она с успехом сыграла Офелию , Джульетту (1872), Дездемону (1858), Марию Стюарт (1868) и Клеопатру (1881), но ее самые известные роли были персонажами популярных романов, таких как Джейн Эйр (1854). Убедительно сыграть Нору в «Кукольном доме» Ибсена ей удалось лишь в 1881 году, когда ей исполнилось пятьдесят лет, и она считалась едва ли не самым известным ибсеновским актером королевской сцены. Она пользовалась популярностью в так называемых «бриджи» ролях : ее голос описывали как очень глубокий и подходящий для таких ролей.

В 1865 году Элиза Хвассер стала первой женщиной, получившей Litteris et Artibus . В 1881 году ей была вручена Золотая медаль Шведской академии . [6]

Частная жизнь

[ редактировать ]

Частный образ жизни Элизы Хвассер считался эксцентричным, поскольку она любила курить сигары, трубки и пить пунш, что в то время считалось мужской привычкой, и ее считали эмансипированной женщиной. [2] Сообщается, что ее интересовало современное женское движение и то, как роли, которые она играла в пьесах, в которых она участвовала, изображали жизнь и обстоятельства женщин. [2] В этом отношении ее особенно интересовал Ибсен . [2]

В какой-то момент у Элизы Хвассер был короткий роман с наследным принцем, будущим шведским Карлом XV . Сообщается, что именно Чарльз посоветовал ей выйти замуж за Дэниела Хвассера (1817–1871), за которого она вышла замуж в 1858 году. [7]

В том же году ее супруг был назначен директором Королевского драматического театра. Параллельно Элизе Хвассер стали давать больше главных ролей в постановках театра, что привело к ее прорыву. Эта цепочка событий не осталась незамеченной, и тут же прозвучали обвинения в кумовстве. Однако, поскольку способности Элизы Хвассер были очевидны, дело вскоре заглохло. Главные роли ей давали благодаря собственному таланту на протяжении многих лет после того, как у наследного принца появилась новая возлюбленная, а ее супруг уже не был режиссером. В частном порядке чета Хвассер развлекала большой круг общения, не только в художественных кругах, но и общалась в интимном и неформальном интимном кругу короля Карла XV, особенно во время летних каникул королевского двора во дворце Ульриксдал . [2]

Элиза Хвассер вышла на пенсию в 1888 году.Она была матерью актрисы Анны Лизы Хвассер-Энгельбрехт (1861–1918). Она умерла на своей вилле Вестрит в Фискебекскиле в 1894 году. [8]

Репертуар

[ редактировать ]

Среди ее частей были:

  • Изабелла Португальская в En saga av... (Сказка...) Писца с Нильсом Альмлёфом , Шарлоттой Альмлёф и Зельмой Хедин , сезон 1851–52,
  • Изабель в «Школе для мужей» Мольера с Зельмой Хедин и Георгом Далквистом (1855–56),
  • основные партии в опере Берч-Пфайффер «Ладин ав Уорсли Холл» («Леди из Уорсли Холла») с Эдвардом Шварцем и Густавом Сундбергом,
  • «Эльвьюнгфрун» («Сказочная дева») Й. Хейберга с Нильсом Альмлёфом и Зельмой Хедин;
  • Фрекен де ла Сельер (Мисс де ла Сельер) Сандо (1857–1858), Дездемона в «Отелло» с Далквистом, Фаншон в «Сирсане» («Маленькая Фадетта») Жорж Санд с Шарлоттой Форсман и Каролиной Бок (1858–59),
  • Текла в Wallensteins död (Смерть Валленштена) Шиллера с Далквистом и Нильсом Альмлёфом 1859–1860, Пак в «Сне в летнюю ночь » (Сон в летнюю ночь) с Акселем Эльмундом и Нильсом Альмлёфом, Карин Монсдоттер в «Эрике XIV» Лиднера с Шварцем, Фанни Вестердал и Сигне Хеббе в 1860–61, учительница в «Бломморе и дривбанке» с Зельмой Хедин и Каролиной Бок 1862–63, Мирра в «Сарданапале» Байрона с Эдвардом Шварцем в 1864–65, Сигрид в «Брёллопет на Ульфасе » («Свадьба в Ульфасе») Хедберг напротив Акселя Эльмлунда 1865–66, в Konstens vapen («Оружие искусства») напротив Нильса Альмлёфа, Эльмлунда, Густава Фредрикссона, Хелфрида Кинманссона, Бетти Альмлёф , Клементины Шварц и Кнута Альмлёфа 1867–68, Сельмы в De Ungas forbund («Союз юноши) Ибсена 1869–70, Гермиона в «En vintersaga» (Зимняя история) Шекспира с Эдвардом Шварцем 1871–72, главная женская роль в «Män av ära » («Люди чести») Гаро и «Скредеспелерскан » (Актриса) Леффлера, 1873 –74, вошла мадемуазель де Мопа. Побежденный Лев (Побежденный Лев) Понсара напротив Густава Фредрикссона, Элмлунда и Сундберга 1875–76,
  • Лона в Samhällets pilare (Столп общества) Ибсена с Фердинандом Тегерстрёмом 1877–78, в Северо Торелли Копи с Георгом Торнквистом и Элмундом 1885–86, Каролина с Эллен Хартман , Фредрикссоном и Элмундом в 1887–88. Ее последней ролью была королева Анна в Ett glas vatten (Стакан воды) в сезоне 1887–88.
  1. ^ Jump up to: а б Норденсван, Георг, шведский театр и шведские актеры от Густава III до наших дней. Андра делен, 1842-1918, Боннье, Стокгольм, 1918 ['Шведский театр и шведские актеры от Густава III до наших дней. Вторая книга 1822–1918 '] (на шведском языке)
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час EC Элиза (Элиза) Хвассер, urn:sbl:13913 , шведский биографический лексикон (искусство Стига Торсслоу), получено 15 июня 2018 г.
  3. ^ «Аврора Вильгельмина Страндберг» . Шведский биографический словарь . Проверено 1 мая 2019 г.
  4. ^ Элен Олссон. «Эбба Шарлотта Элиза (Элиза) Хвассер» . Шведский женский биографический лексикон . Проверено 1 мая 2019 г.
  5. ^ Эрик Викланд. «Эмили Хёгквист» . Шведский биографический лексикон . Проверено 1 мая 2019 г.
  6. ^ «Письма и искусство» . kungahuset.se Проверено 1 мая 2019 г.
  7. ^ Поднимитесь Торсслоу. «Дэниел Хвассер» . Шведский биографический лексикон . Проверено 1 мая 2019 г.
  8. ^ «Энгельбрехт, Анна Мария Элизабет, урожденная Хвассер» . Художники Европы. 1887 год . Проверено 1 мая 2019 г.

Другие источники

[ редактировать ]
  • Ларс Лёфгрен (2003). Шведский театр (Стокгольм: природа и культура) ISBN   91-27-09672-6 . (на шведском языке)
  • Хенриксон, Альф (1988) До Ниброплана: о Королевском драматическом театре (Викен, Хёганес) ISBN   91-7024-445-6 (на шведском языке)
  • Торстен Даль (1944) Шведские мужчины и женщины. № 3 (Стокгольм: Боннье)
  • Остерберг, Карин, Левенхаупт, Инга и Уолберг, Анна Грета (1990) Шведские женщины: пионеры-новаторы (Signum, Lund) (шведский)
  • Норденсван, Георг (1918) Шведский театр и шведские актеры от Густава III до наших дней. Вторая часть, 1842–1918 (Стокгольм: Боннье) (шведский)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e310ab10cbe7a3f441064dc4eb3bac05__1703559360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/05/e310ab10cbe7a3f441064dc4eb3bac05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elise Hwasser - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)