Джененне-Дженно
Подобно иену | |
---|---|
Расположение | Джененне Круг , Мали |
Координаты | 13 ° 53´26 ″ с.ш. 4 ° 32'25 ″ с 13 89056 ° с.ш. 4,54028 ° С |
Официальное имя | Старые города Джененне |
Тип | Культурный |
Критерии | III, iv |
Назначен | 1988 [ 1 ] |
Ссылка №. | 116-01 [ 1 ] |
Состояние | Должен был |
Область | Список сайтов всемирного наследия в Африке |
Джененне-Дженно (также Дженн-Джено ; / ˈ dʒ n iː расположенное dʒ ʌ ˌ n oʊ / )-это место всемирного наследия ЮНЕСКО, в долине реки Нигер в стране Мали . Буквально переведенный как «Древний Джененне», это оригинальный сайт как Джененне , так и Мали и считается одним из старейших урбанизированных центров и самых известных археологических мест в Западной Африке. [ 2 ] [ 3 ]
Это археологическое место расположено примерно в трех километрах (в двух милях) от современного города, и, как полагают, участвовал в торговле на большие расстояния и, возможно, одомашнивание африканского риса. [ 3 ] Считается, что сайт превышает 33 гектара (82 акра) в области; Однако это еще не подтверждено обширной работой. [ 3 ] С помощью археологических раскопок, главным образом, Родерика и Сьюзен Макинтош , известно, что участок был занят от 250 до н.э. до 900 г. н.э. Ранее ученые не считали, что передовые торговые сети и сложные общества развивались в Западной Африке, пока торговцы не стали приехать с севера. Тем не менее, такие сайты, как Джененне Дженно, опровергают это, так как эти традиции в Западной Африке процветали задолго до этого. [ 4 ]
Совсем недавно ученые пришли к выводу, что эгалитарная цивилизация Дженна-Дженно, вероятно, была установлена предшественниками народа Бозо . Их обитание места охватывало период с 3 -го века до 13 века. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В то время как Дженн-Дженно является одним из старейших городских участков в бассейне Нигера, аналогичное поселение в диапазоне существовало около 900 г. до н.э. и достигло пика около 600 г. до н.э. [ 6 ] Устные традиции утверждают, что Дженна Дженно была основана иммигрантами из DIA. [ 7 ]
Фаза i
[ редактировать ]Радиоуглеродные знакомства подсчитали, что люди впервые обосновались в Дженне-Джено на постоянном месте примерно в 250 г. до н.э. Это первое занятие участка (которое длилось от 250 до 50 г. н.э.) известно как фаза I и является одним из самых ранних доказательств производства железа в Западной Африке. [ 8 ] Этот начальный этап не связан с более поздним каменным веком , и никогда не было занятия с этого периода на участке, или доказательства того, что он никогда не был найден. До 250 г. до н. [ 9 ] Геоморфологические данные показывают, что в то время регион состоял в основном из Swampland. Группы начали постоянно занимать территорию только после сухого эпизода, в котором годовые наводнения отступали и уменьшали размер болот. [ 9 ] Фауна остается на месте этой оккупации, включала сома и окунь Нила, но в основном корова, что приводит к предположению, что этот первый этап может быть связан с охотниками-собирателями или пастырскими способами существования. Считается, что эти люди могли быть производителями риса , хотя пока не было обнаружено определенных доказательств. [ 8 ] Сахарские керамические стили похожи на самую старую керамику, обнаруженную в Дженне-Дженно, датированную 250 г. до н.э. [ 10 ]
Фаза II
[ редактировать ]Фаза II определяется большей популяцией и окончательными доказательствами массового производства риса. [ 8 ] Границы участка расширились в течение этого периода (возможно, охватывая 100 000 квадратных метров или более). Другие разработки включают в себя наличие архитектуры постоянного кирпича, в том числе городской стены, вероятно, построенной во второй половине первого тысячелетия нашей эры с использованием цилиндрической кирпичной технологии », которая имела 3,7 метра на базе и пробежала почти в двух километрах вокруг города. ". [ 3 ] [ 11 ] Из этого выводится, что одомашнивание риса могло бы привести к увеличению численности населения, или в этот период приводили к более высокой популяции к одомашниванию риса.
Более поздние этапы
[ редактировать ]Фаза III датируется примерно от 300 до 900 г. н.э. и, как считается, имеет еще более высокую популяцию, основанную на многолюдных кладбищах. [ 3 ] У сайта также есть доказательства более интенсивного занятия через глубокие месторождения дома, возможно, из нескольких поколений. [ 8 ] Сдвиг в торговых путях помог этому росту населения, включая привлечение иммигрантов из DIA. По C. 800 г. н.э., Дженна и ее окрестности размещали около 50 000 человек. [ 7 ]
Поскольку нет никаких доказательств четвертого этапа, ожидается, что к концу фазы III в городе было медленное снижение населения и в конечном итоге полное оставление. [ 8 ] Тем не менее, очень мало известно о том, почему произошел этот упадок, и необходимы дополнительные исследования. К концу занятие площадки создало большую плату в форме слез (известный как рассказ ), состоящий из слоя на слое занятий, который со временем накапливался. Этот рассказ был окружен 69 холками и создан его людьми через здание и восстановление их домов. [ 12 ] На протяжении всего сайта фрагменты керамики в изобилии. [ 13 ]
Терракоттские фигурки из внутреннего региона Дельты Нигер
[ редактировать ]Некоторые из наиболее интересных глинистых артефактов начинаются на фазе II с терракоттскими статуэтками и представлениями о людях и животных на глиняной посуде. [ 13 ] Эти статуэтки важны для понимания фазы II, потому что наряду с этим искусством первое доказательство масштабного выращивания риса и роста населения. Все эти атрибуты обычно связаны со сложными обществами государственного уровня. Считается, что эти артефакты создавали ритуальную функцию, а не домашнюю функцию. Некоторые из этих глинистых фигурков аналогичны тем, которые сделаны современными скотоводами -фулани для детей, что может быть доказательством важности одомашненных коров на месте. [ 8 ] Одна человеческая статуэтка, в частности, была причиной больших дебатов. Он был найден на полу дома вокруг небольших мисок, полных подозреваемых предложений. [ 3 ] Два других были обнаружены в аналогичном контексте в 11 километрах от места Джененне-Дженно, и предполагается, что они являются представлениями о домашнем духе, поскольку из известно, что приводные культы процветали в этом районе в конце 20-го века. [ 3 ]
Джененне-Дженно славится своими терракостскими фигурками, которые изображают людей и животных, включая змей и лошадей. Перед раскопками сайта в 1977 году многие из этих скульптур были в обращении, продавая в качестве туристических сувениров и изобразительного искусства на западе. [ 4 ] За это время Мали испытывал голод; И для многих было вряд ли было расстроено любыми деньгами, которые пришли в страну. [ 4 ] Продажа культурных древности была запрещена с 1970 года, при этом создание Конвенции ЮНЕСКО о средствах запрета и предотвращении незаконного импорта, экспорта и передачи владения культурной собственностью , которые в соответствии с соглашением установили все такие культурные собственности в защиту. Конфликт между владением и контролем артефактов по -прежнему остается проблемой в регионе, а также во многих других частях мира, поскольку существует разница между запретами и фактическими, внутренними законами и международными законами и договорами, регулирующими эксгумацию, права на владение, экспорт и импорт такого материала. [ 4 ] Например, правительство США только повлияло на запрет на импорт малийских древности в 1993 году. AB Другие скульптуры в Западной Африке столкнулись с аналогичными проблемами. В Нигерии фигурки культуры NOK , датируемые 800 г. до н.э., также стали популярными в торговле на черном рынке в 1990 -х годах. США и Нигерия подписали двухстороннее соглашение по этому вопросу только в 2022 году. [ 4 ] Несмотря на то, что некоторые считают, что на этих фигурках было проведено небольшая научная работа, и что большинство из них находятся в обращении по всему миру сегодня, факт заключается в недостаточном количестве данных, чтобы определить, сколько материала остается неоплачиваемым. Недавно 300 км (200 миль) от Джененне-Дженно, в Тимбукту культурной собственности также угрожали. Этические битвы за древность трудно определить, поскольку «конфликты многогранные, вопросы невиновности и вины - не всегда - трудно - трудно определить». [ 4 ] Художественные дилеры и коллекционеры зависят от такой торговли, в то время как разграбление артефактов из археологических мест разрушает их исторический контекст и облакает их целостность. Можно также разумно утверждать, что объекты, оставленные в земле, находятся под постоянным давлением со стороны наводнений, сдвигают землю и строительные мероприятия. Многие предположили, что у многих есть отключение информации о тех фигурках, которые не были раскопаны с научной точки зрения, которая в первую очередь включает в себя предметы черного рынка, поскольку считается, что привлечение внимания западного к этим предметам увеличит их рыночную стоимость. Некоторые утверждают, что это может повредить историкам и дилерам искусства, так как им было бы трудно узнать, как отличить артефакты от подделок. [ 4 ] Тем не менее, существуют как субъективные, так и научные средства, такие как комбинация термолюминесцентного (TL) тестирования и компьютерного сканирования, которые могут надежно идентифицировать фальшивые и скомпрометированные (пастишные) работы.
-
Сидящая женская фигура; около 12-15 века нашей эры; терракота; Художественный музей Krannert ( Иллинойс , США)
-
Связанная фигура; около 12-15 века нашей эры; терракота; Художественный музей Krannert ( Иллинойс , США)
-
Женская фигура на коленях; 15–18 века; Музей искусств Индианаполиса (США)
-
Фигура с арочной спиной; 15–18 века; Музей искусств Индианаполиса (США)
-
Женская фигура; 13–15 века; Терракота покрыта красной охрой; Высота: 37,5 см (14,7 дюйма), ширина: 31 см (12,2 дюйма), глубина: 24 см (9,4 дюйма); Музее дю -кваи Бранли (Париж)
-
Фигура лучника; около 13–15 века
-
Конная фигура; около 13–15 века
-
Сцена материнства; 1100–1400; Де Янг Музей ( Сан -Франциско , США)
Сельское хозяйство и городская организация
[ редактировать ]Исторически, что дельта внутреннего Нигера была идеальным местом для массового производства таких основных продуктов, как рис, просо и овощи, из -за его предсказуемых наводнений и летних дождей. [ 8 ] Многие считают, что эта область была лидером в одомашнивании африканского риса, однако необходимо больше исследований. Наряду с этим, на месте присутствуют доказательства для домашней коров, овец и коз. Земля, окружающая Джененне-Дженно, придала себе такие высокодоходные культуры из-за своей смесью горных и пойменных почв на разных высотах, которые допускали фермерское хозяйство риса на паводках. Кроме того, сайт Джененне-Дженно находится в непосредственной близости от ландшафта дюн, что позволяет проводить необходимый отдых для поддержания скота в поймах. В целом, диверсифицированные источники продовольствия обеспечивали продовольственную безопасность, которая позволила провести постоянный расчет в области летучих климатов. [ 9 ] Считается, что это производство продуктов питания, особенно производство африканского риса, является одним из основных участников роста населения в городе Джененне-Дженно и широко экспортировался в близлежащие центры (включая Тимбукту ). [ 8 ] Многие считают, что внутренний рис был введен из районов за пределами дельты [ ВОЗ? ] , но идея о том, что ее нельзя было манипулировать по всему региону, не должна быть отвергнута без дополнительных доказательств. Предполагается, что после снижения в водных ресурсах мы видим, что они эксплуатируются на фазе I, люди, адаптированные путем выращивания риса, вызывая этот взрыв населения. [ 8 ]
Городской комплекс Джененне-Дженно состоит из 40 курганов в радиусе четырех километров. [ 9 ] Конфигурация курганов помогла «сегментированным» сообществам преодолеть экологические проблемы, вызванные летучими погодными моделями, характерными для Среднего Нигера. Тот факт, что курганы были разрозненными, позволил общинам специализироваться в своей торговле, в то время как относительная близость насыпи способствовала обмену товаров и услуг между этими общинами. Считается, что вместо правящей элиты, Джененно-Дженно разделенная власть между корпоративными группами, и это можно увидеть с кластерной организацией на сайте. [ 14 ] Это означает, что в отличие от таких мест, как Египет, Джененне Дженно не была очень стратифицированной, и доказательство очень богатого правящего класса никогда не было найдено. Эта городская конфигурация стимулировала мирную взаимность между сообществами, что, в свою очередь, заставило общины специализироваться в дальнейшем, что привело к процветанию сообщества в целом. Предполагается, что кластеры держали людей с подобными этническими группами и специализациями ремесленного мастерства, что подчеркнет город для обширной торговли и роста. [ 14 ]
Торговля
[ редактировать ]Джененно-Дженно, вероятно, вырос до такого общего размера в результате региональной и местной торговли. [ 13 ] В течение многих лет предполагалось, что сложные общества, искусство и торговля на больших расстояниях пришли в этот регион с прибытием арабского в седьмом и восьмом веках. [ 4 ] Археологические данные, однако, подтверждают, что Джененне Дженно был частью доарабской транс-сахарской торговой сети. Было выдвинуто предположение, что город вырос как торговый центр из -за своего расположения в южной части сельскохозяйственной продуктивной области дельты. [ 13 ] Вполне вероятно, что рис, произведенный в этом регионе, был бы ценной торговлей для сахарских товаров, таких как соль, медь и сушеная рыба. Джененно-Дженно был бы отличным средним уровнем между торговцами из Северной Африки, а также средиземноморской и других частей Африки к югу от Сахары. Без сомнения, города близости к другим крупным городским центрам, таким как Тимбукту, также помогли этой торговой сети процветать.
В частности, стеклянные шарики, найденные на месте, были датированы уже в третьем веке до нашей эры и, по -видимому, происходят из Азии до Средиземного моря на ближнем востоке . Медные украшения также были обнаружены в месторождениях ранней фазы II, что показывает, что эти торговые сети датируются ранее, чем предполагалось ранее. [ 13 ] Эти открытия оказывают поддержку существованию спорадических контактов между Западной и Северной Африкой в течение первого тысячелетия. [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Старые города Джененне» .
- ^ Макдональд, KC перед империей Ганы: скотоводство и происхождение культурной сложности в Сахеле . С. 71–103.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин Макинтош, Сьюзен Кич; Макинтош, Родерик Дж. (Февраль 1980). «Дженн-Джено: древний африканский город». Археология . 33 (1): 8–14.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час Коттер, Голландия (2 августа 2012 г.). «Опасное наследие для африканского искусства» . Нью -Йорк Таймс . Получено 18 ноября 2016 года .
- ^ Vydrin, Valentin (2018). "Манде языки" . Оксфордская исследовательская энциклопедия лингвистики . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acrefore/9780199384655.013.397 . ISBN 978-0-19-938465-5 .
- ^ Арази, Ноэми. «История отслеживания в DIA, во внутренней дельте Нигера Мали -Археологии, устные традиции и письменные источники» (PDF) . Университетский колледж Лондон . Институт археологии.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гомес, Майкл (2018). Африканское владение: новая история империи в ранней и средневековой Западной Африке . Принстон, Нью -Джерси: издательство Принстонского университета. п. 16-18. ISBN 9780691177427 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Макинтош, Сьюзен Кич; Макинтош, Родерик Дж. (Октябрь 1979 г.). «Первоначальные взгляды на доисторическое существование во внутренней дельте Нигера (почта)». Всемирная археология . 11 (2 пищи и питание): 227–243. doi : 10.1080/00438243.1979.9979762 . PMID 16470987 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый McIntosh & McIntosh 2003 .
- ^ Сукопова, Джитка (16 января 2013 г.). Круглые головы: самые ранние рок -картины в Сахаре . Кембриджские ученые издательство. ISBN 9781443845793 .
- ^ Шоу, Терстан. «Археология Африки: еда, металлы и города . Routledge, 1993, с. 632.
- ^ Макинтош и Макинтош 1981 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и Макинтош, Сьюзен Кич; Макинтош, Родерик Дж. (1981). «Внутренняя дельта Нигера перед империей Мали: доказательства Дженн-Джено». Журнал африканской истории . 22 (1): 1–22. doi : 10.1017/s0021853700018983 . S2CID 162284097 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Laviolette, Adria (2000). Этно-археология в Дженне, Мали: ремесло и статус среди кузнецов, гончанов и масонов . Оксфорд: археопресс. С. 4–5.
Источники
[ редактировать ]- Макинтош, Родерик Дж.; Макинтош, Сьюзен Кич (1981). «Внутренняя дельта Нигера перед империей Мали: доказательства Дженн-Джено». Журнал африканской истории . 22 (1): 1–22. doi : 10.1017/s0021853700018983 . JSTOR 182149 . S2CID 162284097 .
- Макинтош, Родерик Дж.; Макинтош, Сьюзен Кич (2003). «Ранние городские конфигурации на среднем Нигере: кластерные города и ландшафты власти». В Смит, Моника Л. (ред.). Социальное строительство древних городов . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги. С. 103–120. ISBN 9781588340986 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макинтош, Родерик Дж.; Макинтош, Сьюзен Кич (1986). «Дилетантизм и грабеж: незаконное движение в древнем малийском искусстве» (PDF) . Музей ЮНЕСКО . 38 (1): 49–57. doi : 10.1111/j.1468-0033.1986.tb00610.x . Ссылка на файл полной выпуска. Он содержит плохие изображения.
- Макинтош, Сьюзен Кич, изд. (1995). Раскопки и Дженно, Хэмбикео, Сона (Tower Niger, Mali), Hes 1981 . Берки: Университет Калифорнии Пресс. Ингн 0-520-09785-8 Полем Ссылка требует подписки на Алуку.
- Макинтош, Сьюзен; Макинтош, Родерик (сентябрь 1982). «Найти старейший город Западной Африки». National Geographic . Тол. 162, нет. 3. С. 396–418. ISSN 0027-9358 . OCLC 643483454 .
- Макинтош, Родерик Дж. (2005). Древний Средний Нигер: Урбанизм и самоорганизационный ландшафт . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-81300-x .