Boris Kroyt
Boris Kroyt | |
---|---|
Рожденный | Одесса , Россия | 3 июня 1897 г.
Умер | 15 ноября 1969 г. Нью-Йорк , США | (72 года)
Образование | Консерватория Штерна , Берлин |
Род занятий | Классический скрипач и альтист |
Родственники | Энтони Брандт (внук) |
Борис Кройт (3 июня 1897 — 15 ноября 1969) — классический скрипач и альтист . Он был альтистом Будапештского струнного квартета с 1936 года до расформирования ансамбля в 1967 году. Кройт родился в еврейско-украинской семье в Одессе , но свою молодость и карьеру провел в Германии, где он был вундеркиндом-скрипачом. С начала Второй мировой войны и до своей смерти в возрасте 72 лет он жил в Соединенных Штатах и стал натурализованным гражданином США в 1944 году. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кройт родился в Одессе в семье Осипа Кройта и его второй жены Цецилии. Его отец, торговец табаком, родился в России недалеко от границы с Австро-Венгерской империей . Его мать была австрийкой. У Кройта были старшая сестра Берта (1893 г.р.) и младший брат Мирон (1902 г.р.). Квартира семьи в еврейском гетто Одессы была местом встреч молодых радикалов, включая Льва Троцкого и других членов семьи Бронштейнов, двоюродных братьев и сестер отца Кройта. Кройты сдали одну из своих комнат студенту-художнику, который по совместительству был скрипачом-любителем. Четырехлетний Борис слушал его и пытался подпевать его игре. Воспользовавшись музыкальными способностями ребенка, он сделал ему из картона скрипку. Позже он купил Кройту его первую настоящую скрипку и убедил своего друга-скрипача дать ребенку правильные уроки. [ 2 ]
Мать Кройта изначально была против того, чтобы ее сын стал музыкантом, но по совету скрипача-виртуоза Александра Фидеманна, который слышал, как Борис играл струнное трио Гайдна с двумя другими детьми, в конце концов уступила и записала его в Императорское музыкальное училище в Одессе. Его учителем был брат Фидеманна Макс. Кройт впервые выступил на концерте в возрасте девяти лет в сопровождении Макса Фидеманна на фортепиано. В возрасте десяти лет мать Кройта решила отправить его в Берлин учиться в консерватории Штерна у Александра Фидемана, который предложил оплатить его поездку в Берлин и расходы на проживание. Перед отъездом из Одессы Кройт дал концерт, чтобы собрать дополнительные средства для учебы в Берлине. он собрал 1400 рублей . На концерте, который посетила тысяча человек, [ 3 ] [ 2 ]
Когда Кройт прибыл в Берлин, Фидеман убедил банкира Франца фон Мендельсона (родственника композитора Феликса Мендельсона ) предоставить Кройту стипендию и профинансировать аренду залов и оркестров для его будущих концертов. Мендельсон также подарил Кройту скрипку, сделанную Лоренцо Сториони . Кройт вернулся в Одессу в 1910 году для проведения бар-мицвы и выступления на Одесской фабрике, промышленной и художественной выставке. Это был последний раз, когда он посещал родной город. Кройт жил в пансионах в Берлине до 1912 года, пока в Берлин не приехали его мать и младший брат Мирон (студент-пианист). Его отец и сестра присоединились к ним в 1913 году. Позже в том же году Кройт окончил консерваторию с золотой медалью Гюстава Холландера. [ 3 ] [ 2 ]
Музыкальная карьера и брак
[ редактировать ]После окончания консерватории Стерна Кройт начал международную концертную карьеру скрипача, играя в сольных концертах и скрипичных концертах, а также со струнными квартетами . Играл как солист на скрипке под руководством дирижёров Рихарда Штрауса и Эриха Кляйбера , а также в камерных ансамблях с виолончелистом Пабло Казальсом , пианистами Артуром Шнабелем и Артуром Рубинштейном . Он основал свой собственный струнный квартет в 1921 году, а с 1927 года также играл с первоначальным квартетом Гварнери в течение семи лет в качестве его альтиста. Будучи подростком, он выучил игру на альте за три дня, когда Александр Фидеманн, у которого в то время был собственный струнный квартет, настоял на том, чтобы Кройт заменил заболевшего альтиста квартета. В 1924 году Кройт сыграл в первом после Первой мировой войны исполнении Шенберга « Лунного Пьеро» в ансамбле, в который входили Шнабель, виолончелист Грегор Пятигорский и сопрано Мария Гютейл-Шодер . Когда началось представление, разразился громкий шум с улюлюканьем и воплями антимодернистов. Теоретик музыки Фриц-Фридолин Виндиш выскочил на сцену, чтобы продолжить протесты, и его пришлось насильно удалить. В этот момент Шнабель, Кройт и Пятигорский начали играть цирковую польку. Публика рассмеялась, после чего спектакль продолжился без перерыва и имел успешный прием. Чтобы пополнить свой скудный заработок классического музыканта в 1920-х годах, Кройт также играл джаз в кафе Ruscho и Tariffa в Берлине и руководил небольшим оркестром, который исполнял и записывал песни. музыка танго и мелодии оперетты . Не желая, чтобы его настоящее имя ассоциировалось с оркестром, он выступал с ними как «Тино Валерио». [ 4 ] [ 5 ] [ 2 ] [ 1 ]
В 1932 году Кройт женился на Софи (Соне) Блюмин. Она родилась в Литве в 1908 году и была дочерью богатого еврейского архитектора. Семья поселилась в Москве, но во время большевистской революции бежала из России в Германию . По образованию она была балериной, а также изучала право в Берлинском университете . В следующем году у них родилась дочь и единственный ребенок Янна. Жизнь еврейских музыкантов в условиях нацистской Германии становилась все труднее. В самой Германии Кройт мог играть только за еврейские организации, и ему нужно было сконцентрироваться на зарубежных проектах, чтобы поддержать свою семью. В мае 1936 года он принял предложение играть в оркестре в Тель-Авиве, который формировали Уильям Стейнберг и Бронислав Губерман . Однако позже в том же месяце его старый друг Йозеф Ройсман (1900–1974), который был первой скрипкой Будапештского струнного квартета , попросил его заменить их недавно ушедшего в отставку альтиста Иштвана Иполи . Не желая переезжать со своей молодой семьей в Палестину , имея неопределенное будущее и видя большое количество международных концертов, на которые был заключен контракт с квартетом, Кройт принял предложение Ройсмана. Свой первый концерт с квартетом он отыграл 31 августа 1936 года в Норвегии и оставался их альтистом до расформирования ансамбля в 1967 году. [ 6 ] [ 2 ]
Будапештский струнный квартет находился в Соединенных Штатах, когда в Европе разразилась Вторая мировая война. Они приняли предложение Библиотеки Конгресса стать там резидентом, играя на струнных инструментах Страдивари из коллекции библиотеки в ежегодной серии из 20 концертов в зале Элизабет Спрэг Кулидж . Семья Кройтов поселилась в доме на северо-западе Вашингтона, округ Колумбия , где они стали известны своими вечерами, на которых присутствовали известные музыканты и политические деятели. Кройт, его жена и дочь стали натурализованными гражданами США в 1944 году и прожили в Соединенных Штатах всю оставшуюся жизнь. [ 2 ] [ 1 ]
и играл на нем Кройт владел альтом Deconet . Когда Будапештский струнный квартет поселился в Библиотеке Конгресса, библиотека дополнительно предоставила всем своим членам инструменты Страдивари. [ 3 ]
Спустя годы
[ редактировать ]К 1964 году деятельность Будапештского струнного квартета начала сходить на нет. Кройт все чаще выступал с сольными концертами на альте или с другими ансамблями. В 1964 году он также присоединился к коллективу музыкальной школы и фестиваля Мальборо, где тренировал недавно основанный квартет Гварнери . Их название было предложено Кройтом, который раньше играл в одноименном квартете до того, как присоединился к Будапештскому квартету. Его протеже стал молодой пианист Мюррей Перайя , с которым он там познакомился. Кройт назвал его своим «музыкальным крестником». Другой выпускник Marlboro, скрипач Хайме Ларедо , охарактеризовал Кройта как человека, оказавшего на него наибольшее музыкальное влияние в его жизни. Кройт также тренировал студенческие струнные квартеты в Университете Буффало , где жил Будапештский квартет. Последними выступлениями квартета как ансамбля стали три концерта в Буффало в феврале 1967 года. [ 2 ] [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]
Музыкальный критик Майкл Стейнберг вспоминал встречу с Кройтом в Буффало в прошлом году:
Это был вечер, который закончился тем, что Кройты отвезли нас в наш отель на совершенно потрясающем автомобиле размером с моторный катер, обставленном в насыщенных синих тонах, пугающе тихом и олицетворяющем образ жизни, который у меня не ассоциировался с игрой на камерных инструментах. музыка. Помню также человека редкостной теплоты, обаяния и юмора, который щедро, проницательно и с приятной непочтительностью отзывался о своих коллегах из музыкального мира. [ 9 ]
В 1968 году у Кройта диагностировали рак желудка. Несмотря на операцию, его состояние ухудшилось, и ему пришлось отменить запланированный тур по Южной Америке с Мюрреем Перахией. Его последнее публичное выступление состоялось 18 октября 1969 года, когда он играл в исполнении Струнного квинтета Бетховена в зале Элис Талли . Он умер менее чем через месяц во Французской больнице в Нью-Йорке. На его похоронах выступил квартет Гварнери, а несколько дней спустя на своем сольном концерте в Питтсбурге Перахия посвятил сарабанду Баха. памяти Кройта [ 2 ] [ 1 ] [ 7 ]
После смерти Кройта его вдова Софи продолжила связи семьи с фестивалем Мальборо, выступая в качестве его социального директора до своей смерти в 1980 году в возрасте 71 года. [ 10 ]
Семья
[ редактировать ]Оба брата и сестры Кройта также эмигрировали в Соединенные Штаты и стали гражданами США. Его старшая сестра Берта, приехавшая первой в 1916 году, работала портнихой в Чикаго и умерла в 1947 году. Его младший брат Мирон был учителем игры на фортепиано и концертирующим пианистом. Он часто выступал со своей женой Клер Шефтель, альтисткой. Он умер в Нью-Йорке в 1984 году. Дочь Кройта Янна была телевизионным продюсером, в первую очередь на CBS и WNET . Ее телеадаптация « Щелкунчика» в главной роли с Михаилом Барышниковым для CBS была номинирована на премию «Эмми» в 1978 году. Ее муж Натан Брандт — писатель-историк и бывший главный редактор журнала American Heritage . В 1993 году он опубликовал Con Brio , историю Будапештского струнного квартета. Он и Янна также являются соавторами книги «В тени гражданской войны: Пассмор Уильямсон и спасение Джейн Джонсон», опубликованной издательством University of South Carolina Press в 2007 году. Янна Брандт погибла в следующем году в автокатастрофе в возрасте 74 лет. сын Энтони Брандт — композитор и профессор композиции и теории в Райса Университета Музыкальная школа Шеперда . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Раймонт, Генри (17 ноября 1969 г.). «Борис Кройт из Будапештского струнного квартета мертв» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Брандт, Натан (2000). Con Brio: Четверо россиян назвали Будапештский струнный квартет . Глава 8. « Адажио Молто и Место : Борис», стр. 65–80. iUniverse. ISBN 1462093973 (первоначально опубликовано в 1993 году издательством Oxford University Press). ISBN 0195081072 )
- ^ Jump up to: а б с Райли, Морис В. (1993). История альта Том. 1, с. 343. Браун-Брумфилд. ISBN 0960315020
- ^ Бартли, Маргарет (2006). Гриша: История виолончелиста Григора Пятигорского , с. 231. Отис Маунтин Пресс. ISBN 0976002302
- ^ Кинг, Терри (2014). Грегор Пятигорский: Жизнь и карьера виолончелиста-виртуоза , стр. 44–45. МакФарланд. ISBN 0786456264
- ^ sn (25 мая 1937 г.). «Жены знаменитых музыкантов поселились в Сиднее» . Сидней Морнинг Геральд , стр. 23. Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Стейнферст, Дональд (20 ноября 1969 г.). «Молодая пианистка Перахия, равная бредовым суждениям» . Питтсбург Пост-Газетт , стр. 14. Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Козинн, Аллан (8 января 1984 г.). «После «бума» камерная музыка никуда не денется» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 октября 2019 г.
- ↑ Стейнберг, Майкл (23 ноября 1969 г.). «Конец радостной эпохи» . Бостон Глоуб , стр. 140. Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ sn (15 января 1980 г.). «Софи Кройт, вдова альтиста» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ sn (22 июля 1947 г.). «Некрологи: Кройт» . Чикаго Трибьюн , стр. 20. Проверено 2 октября 2019 г.
- ↑ Бриггс, Джон (11 февраля 1959 г.). «Клэр Кройт услышала на виоле д'амур» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Институт исторического музыковедения. «Мирон Кройт» . Университет Гамбурга . Проверено 2 октября 2019 г. (на немецком языке) .
- ^ Академия телевизионных искусств и наук . Премия «Эмми»: Янна Кройт Брандт . Получено 2 октября.
- ↑ Острайх, Джеймс Р. (19 сентября 1993 г.). «Четверка скрипачей» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Смит, Дэвид Г. (декабрь 2009 г.). «Обзор: В тени гражданской войны: Пассмор Уильямсон и спасение Джейн Джонсон» . История гражданской войны , Vol. 55, № 4, стр. 514–516. Проверено 2 октября 2019 г. (для полного доступа требуется подписка).
- ^ sn (7 июня 2008 г.). «Женщина погибла в результате аварии на бульваре Сомилл-Ривер» . Новости 12 . Проверено 2 октября 2019 г.