Jump to content

Жорж Рапсает

Жорж Рапсает
Рожденный ( 1947-08-03 ) 3 августа 1947 г. (77 лет)
Национальность бельгийский
Альма-матер Свободный университет Брюсселя
Научная карьера
Поля Классический археолог ,
историк античности
Учреждения Свободный университет Брюсселя

Жорж Рапса (родился 3 августа 1947 г.) — бельгийский классический археолог и историк античности . Его основные исследовательские интересы — археология древних технологий, особенно тяговых систем в греко-римском наземном транспорте и сельском хозяйстве, производство и торговля древней керамикой и более широкие социально-экономические последствия этих технологий, а также Римской Галлии . Его методы включают использование экспериментов .

Рапсает родился в 1947 году в восточно-фламандском городе Ауденарде , Бельгия. В 1969 году он получил степень магистра древней истории, а в 1972 году — степень магистра искусств и археологии, оба в Брюссельском университете. В 1977 году он защитил диссертацию на тему Pagus Condrustis и романизации Северной Галлии . В следующем году Рапсает стал старшим преподавателем Свободного университета Брюсселя , где он был назначен профессором в 1992 году и преподавал до выхода на пенсию в 2007 году. Его курсы были сосредоточены, в частности, на классической археологии, древней экономической и социальной истории, истории до -промышленные технологии, археология Римской Галлии и техника раскопок. Он основал и руководил исследовательскими подразделениями университета, Лабораторией классической археологии и Центром археологических исследований .

С 1997 по 1999 год Раепсает руководил исследовательской программой процесса технологических инноваций в древности и средневековье. В настоящее время он работает экспертом Европейского научного фонда и возглавляет научный комитет Королевского музея Маримонта . С 1970 года Рапсает входит в редакционную коллегию бельгийского журнала L'Antiquité Classique , для которого он ежегодно рецензирует около тридцати книг по классической археологии, экономической истории и древней технологии.

Галло-римский жнец по имени Валлус

С 1970 года Рапсает участвовал и руководил несколькими археологическими раскопками и полевыми работами в Западной Европе и восточном Средиземноморском бассейне. К ним относятся подводные раскопки в Мартиге , Франция, и Аматусе на Кипре , а также полевые работы на месте Диолка на перешейке и Стиры на Эвбее (1984–88). Он также принимал участие в раскопках в Апамее , Сирия (1978–79) и в многочисленных археологических проектах римского периода в своей родной Бельгии (с 1968). В Брюсселе он отвечал за временные выставки древнегреческого мрамора ( Marbres helléniques , 1987–88) и фракийского золота ( Europalia Bulgarie , 2002).

С 1997 по 2007 год Раепсает провел ряд испытаний в экспериментальной археологии по древним земледельческим приемам, в частности по эффективности галло-римских упряжей , дышла и жатки ( валлюс ). На протяжении многих лет Раепсает также активно занимался изучением технологии и торговли римской керамикой , ее дистрибьюторской и транспортной сети в римских провинциях , а также связанных с ней коммерческих и юридических аспектов.

Древние технологии и производительность

[ редактировать ]

Большая часть исследований Рапсаета, начиная с 1970-х годов, была посвящена и подвергнута сомнению идее, все еще доминирующей в то время, о недостаточной производительности римской экономики . Рапсает раскритиковал «эпистемологические предрассудки», особенно распространенные в исследованиях 1960-х и 1970-х годов: они анализировали классический мир с точки зрения застоя и технологической блокировки, эффективно не позволяя ученым приблизиться к значительному корпусу доказательств обратного с непредвзятой точки зрения. [ 1 ]

Раепсает сосредоточил внимание на ключевой роли тяговых систем в наземном транспорте и пахоте — области, в которой тогда доминировали сильные примитивистские взгляды. Он продемонстрировал, что древние транспортные мощности на самом деле были во многом идентичны транспортным мощностям более поздних периодов, вплоть до XIX века, а также столь же развиты и эффективны, но при этом римляне пользовались дополнительным преимуществом, заключавшимся в наличии в их распоряжении превосходной дорожной сети . Изучая галло-римские упряжи, Рапсет отверг раннюю, но влиятельную теорию Ришара Лефевра де Ноэтта о неэффективности римского конского хомута . Действительно, тягловые животные в древности были способны перемещать по суше тяжелые грузы в несколько десятков тонн, что проявляется, например, в частых перевозках древних монолитов или регулярном использовании корабельных путей Диолка . [ 1 ]

Переоценка Раепсетом технологического уровня древних тяговых систем была поддержана и продолжена поколением ученых-классиков и историков техники, проводящих исследования в различных областях древних технологий. Результатом их совместных усилий выйти за рамки бесплодной дихотомии примитивизма и модернизма стала, например, Брилла серия «Технологии и изменения в истории» и « Справочник по инженерии и технологиям в классическом мире» , получившие в 2009 году книжную премию Общества История техники . [ 2 ] [ 3 ] Все более позитивное восприятие древних технологических достижений и их экономического воздействия также способствовало переоценке эффективности древней экономики в целом. [ 4 ]

Избранные работы

[ редактировать ]
Керамика и археология римских провинций
  • Керамика terra sigillata с бельго-римской виллы Робельмонт. Кампании 1968–1971 гг ., Брюссель: Editions de l'Université, 1974, ISBN   2-8004-0412-4
  • Галлия Бельгика и Германия уступают. Двадцать пять лет исторических и археологических исследований , в Темпорини, Х. (редактор), Aufstieg und Niedergang der römischen Welt , II.4, Берлин и Нью-Йорк: W. de Gruyter, 1975, стр. 3–299 (соавтор), ISBN   3-11-004570-2
Экономическая история, наземный транспорт и сельскохозяйственная технология
  • Соединения и методы транспортировки в греко-римском мире , Брюссель: Книга Тимпермана, 2002, ISBN   90-71868-62-1
  • Носилки и запряженный транспорт между Сеной и Рейном от античности до средневековья , Treignes: Ecomusée, 1995 (соредактор и соавтор)
  • Почва и араир в древности , Материалы коллоквиума Жемеля, 26 апреля 1997 г., Брюссель: Université Libre de Bruxelles, 1998 (соредактор и соавтор).
  • Галло-римский комбайн , Материалы Брюссельского дня исследований, 24 апреля 1999 г., Брюссель: Université Libre de Bruxelles, 2000 (соредактор и соавтор).
  • Наземный транспорт, Часть 2: Езда, ремни безопасности и транспортные средства , Олесон, Джон Питер (редактор), Справочник по инженерии и технологиям в классическом мире, Оксфорд: Oxford University Press, 2008, стр. 580–605, ISBN   978-0-19-518731-1
  • «Осел» , «Наземный транспорт» , «Мул» , «Лошадь» , «Скот» , в Der Neue Pauly , Штутгарт: Мецлер, 1997–
Греко-римская история и археология
  • Греческое влияние. Посвящение Шарлю Дельвуа , Брюссель: Editions de l'Université, 1982 (соредактор и соавтор), ISBN   2-8004-0776-X
  • Фракийское золото. Сокровища Болгарии. Каталог выставки Европалия , Брюссель, 2002 (редактор и соавтор), ISBN   90-5349-401-4

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Рапсает, Жорж: «Наземный транспорт, Часть 2: Езда, ремни безопасности и транспортные средства», в Олесоне, Джон Питер (редактор), Справочник по инженерии и технологиям в классическом мире , Оксфорд: Oxford University Press, 2008, стр. 580– 605, ISBN   978-0-19-518731-1
  2. ^ Брилл: Технологии и изменения в истории
  3. ^ Общество истории технологий: Премия Фергюсона. Архивировано 3 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Шайдель, Уолтер ; Моррис, Ян ; Саллер, Ричард (ред.): Кембриджская экономическая история греко-римского мира , Cambridge University Press, 2007, ISBN   978-0-521-78053-7
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e72c0a19eb287f9ffdac37f25ba217f4__1673475840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/f4/e72c0a19eb287f9ffdac37f25ba217f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Georges Raepsaet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)