Жорж Рапсает
Жорж Рапсает | |
---|---|
Рожденный | |
Национальность | бельгийский |
Альма-матер | Свободный университет Брюсселя |
Научная карьера | |
Поля | Классический археолог , историк античности |
Учреждения | Свободный университет Брюсселя |
Жорж Рапса (родился 3 августа 1947 г.) — бельгийский классический археолог и историк античности . Его основные исследовательские интересы — археология древних технологий, особенно тяговых систем в греко-римском наземном транспорте и сельском хозяйстве, производство и торговля древней керамикой и более широкие социально-экономические последствия этих технологий, а также Римской Галлии . Его методы включают использование экспериментов .
Карьера
[ редактировать ]Рапсает родился в 1947 году в восточно-фламандском городе Ауденарде , Бельгия. В 1969 году он получил степень магистра древней истории, а в 1972 году — степень магистра искусств и археологии, оба в Брюссельском университете. В 1977 году он защитил диссертацию на тему Pagus Condrustis и романизации Северной Галлии . В следующем году Рапсает стал старшим преподавателем Свободного университета Брюсселя , где он был назначен профессором в 1992 году и преподавал до выхода на пенсию в 2007 году. Его курсы были сосредоточены, в частности, на классической археологии, древней экономической и социальной истории, истории до -промышленные технологии, археология Римской Галлии и техника раскопок. Он основал и руководил исследовательскими подразделениями университета, Лабораторией классической археологии и Центром археологических исследований .
С 1997 по 1999 год Раепсает руководил исследовательской программой процесса технологических инноваций в древности и средневековье. В настоящее время он работает экспертом Европейского научного фонда и возглавляет научный комитет Королевского музея Маримонта . С 1970 года Рапсает входит в редакционную коллегию бельгийского журнала L'Antiquité Classique , для которого он ежегодно рецензирует около тридцати книг по классической археологии, экономической истории и древней технологии.

С 1970 года Рапсает участвовал и руководил несколькими археологическими раскопками и полевыми работами в Западной Европе и восточном Средиземноморском бассейне. К ним относятся подводные раскопки в Мартиге , Франция, и Аматусе на Кипре , а также полевые работы на месте Диолка на перешейке и Стиры на Эвбее (1984–88). Он также принимал участие в раскопках в Апамее , Сирия (1978–79) и в многочисленных археологических проектах римского периода в своей родной Бельгии (с 1968). В Брюсселе он отвечал за временные выставки древнегреческого мрамора ( Marbres helléniques , 1987–88) и фракийского золота ( Europalia Bulgarie , 2002).
С 1997 по 2007 год Раепсает провел ряд испытаний в экспериментальной археологии по древним земледельческим приемам, в частности по эффективности галло-римских упряжей , дышла и жатки ( валлюс ). На протяжении многих лет Раепсает также активно занимался изучением технологии и торговли римской керамикой , ее дистрибьюторской и транспортной сети в римских провинциях , а также связанных с ней коммерческих и юридических аспектов.
Древние технологии и производительность
[ редактировать ]Большая часть исследований Рапсаета, начиная с 1970-х годов, была посвящена и подвергнута сомнению идее, все еще доминирующей в то время, о недостаточной производительности римской экономики . Рапсает раскритиковал «эпистемологические предрассудки», особенно распространенные в исследованиях 1960-х и 1970-х годов: они анализировали классический мир с точки зрения застоя и технологической блокировки, эффективно не позволяя ученым приблизиться к значительному корпусу доказательств обратного с непредвзятой точки зрения. [ 1 ]
Раепсает сосредоточил внимание на ключевой роли тяговых систем в наземном транспорте и пахоте — области, в которой тогда доминировали сильные примитивистские взгляды. Он продемонстрировал, что древние транспортные мощности на самом деле были во многом идентичны транспортным мощностям более поздних периодов, вплоть до XIX века, а также столь же развиты и эффективны, но при этом римляне пользовались дополнительным преимуществом, заключавшимся в наличии в их распоряжении превосходной дорожной сети . Изучая галло-римские упряжи, Рапсет отверг раннюю, но влиятельную теорию Ришара Лефевра де Ноэтта о неэффективности римского конского хомута . Действительно, тягловые животные в древности были способны перемещать по суше тяжелые грузы в несколько десятков тонн, что проявляется, например, в частых перевозках древних монолитов или регулярном использовании корабельных путей Диолка . [ 1 ]
Переоценка Раепсетом технологического уровня древних тяговых систем была поддержана и продолжена поколением ученых-классиков и историков техники, проводящих исследования в различных областях древних технологий. Результатом их совместных усилий выйти за рамки бесплодной дихотомии примитивизма и модернизма стала, например, Брилла серия «Технологии и изменения в истории» и « Справочник по инженерии и технологиям в классическом мире» , получившие в 2009 году книжную премию Общества История техники . [ 2 ] [ 3 ] Все более позитивное восприятие древних технологических достижений и их экономического воздействия также способствовало переоценке эффективности древней экономики в целом. [ 4 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Керамика и археология римских провинций
- Керамика terra sigillata с бельго-римской виллы Робельмонт. Кампании 1968–1971 гг ., Брюссель: Editions de l'Université, 1974, ISBN 2-8004-0412-4
- Галлия Бельгика и Германия уступают. Двадцать пять лет исторических и археологических исследований , в Темпорини, Х. (редактор), Aufstieg und Niedergang der römischen Welt , II.4, Берлин и Нью-Йорк: W. de Gruyter, 1975, стр. 3–299 (соавтор), ISBN 3-11-004570-2
- Экономическая история, наземный транспорт и сельскохозяйственная технология
- Соединения и методы транспортировки в греко-римском мире , Брюссель: Книга Тимпермана, 2002, ISBN 90-71868-62-1
- Носилки и запряженный транспорт между Сеной и Рейном от античности до средневековья , Treignes: Ecomusée, 1995 (соредактор и соавтор)
- Почва и араир в древности , Материалы коллоквиума Жемеля, 26 апреля 1997 г., Брюссель: Université Libre de Bruxelles, 1998 (соредактор и соавтор).
- Галло-римский комбайн , Материалы Брюссельского дня исследований, 24 апреля 1999 г., Брюссель: Université Libre de Bruxelles, 2000 (соредактор и соавтор).
- Наземный транспорт, Часть 2: Езда, ремни безопасности и транспортные средства , Олесон, Джон Питер (редактор), Справочник по инженерии и технологиям в классическом мире, Оксфорд: Oxford University Press, 2008, стр. 580–605, ISBN 978-0-19-518731-1
- «Осел» , «Наземный транспорт» , «Мул» , «Лошадь» , «Скот» , в Der Neue Pauly , Штутгарт: Мецлер, 1997–
- Греко-римская история и археология
- Греческое влияние. Посвящение Шарлю Дельвуа , Брюссель: Editions de l'Université, 1982 (соредактор и соавтор), ISBN 2-8004-0776-X
- Фракийское золото. Сокровища Болгарии. Каталог выставки Европалия , Брюссель, 2002 (редактор и соавтор), ISBN 90-5349-401-4
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Рапсает, Жорж: «Наземный транспорт, Часть 2: Езда, ремни безопасности и транспортные средства», в Олесоне, Джон Питер (редактор), Справочник по инженерии и технологиям в классическом мире , Оксфорд: Oxford University Press, 2008, стр. 580– 605, ISBN 978-0-19-518731-1
- ^ Брилл: Технологии и изменения в истории
- ^ Общество истории технологий: Премия Фергюсона. Архивировано 3 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Шайдель, Уолтер ; Моррис, Ян ; Саллер, Ричард (ред.): Кембриджская экономическая история греко-римского мира , Cambridge University Press, 2007, ISBN 978-0-521-78053-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Персональный сайт Свободного университета Брюсселя (на французском языке)
- Джудит А. Веллер: Римские тяговые системы — переоценка эффективности древних ремней безопасности на основе работ Рапсаета