Диолкос

Диолкос Δίολκος ( . , от греческого di διά , «поперек», и holkos ὁλκός , «волоковая машина») [1] ) — мощеная дорога недалеко от Коринфа в Древней Греции , по которой лодки могли перемещаться по суше через Коринфский перешеек . Короткий путь позволил древним судам избежать долгого и опасного кругосветного плавания по полуострову Пелопоннес . Фраза «быстро, как коринфянин», написанная комическим драматургом Аристофаном , указывает на то, что дорога была общеизвестна и приобрела репутацию быстроходной. [2]
Основной функцией Диолка была переброска грузов, хотя во время войны он также становился предпочтительным средством ускорения морских кампаний. Дорога длиной от 6 до 8,5 километров ( от 3 + 3 ⁄ 4 до 5 + 1 ⁄ 4 миль) была рудиментарной формой железной дороги . [3] и работал с c. 600 г. до н. э. до середины первого века н. э. [4] Диолки объединили два принципа железной дороги и сухопутного транспорта кораблей в масштабах, которые оставались уникальными в древности . [5]
Функция
[ редактировать ]Диолки спасали корабли, идущие из Ионического моря в Эгейское море , в опасное морское путешествие вокруг Пелопоннеса, три мыса которого имели репутацию штормовых, особенно мыс Матапан и мыс Малеа . [6] Напротив, и Коринфский , и Саронический заливы были относительно защищенными водами. Кроме того, сухопутный проход через перешеек, перешеек шириной 6,4 км (4,0 мили) в самом узком месте, предлагал гораздо более короткий путь в Афины для кораблей, плывущих к ионическому побережью Греции и обратно.
Диолкос также выполнял коммерческую функцию по перевозке товаров. Мало что известно о его успехе в увеличении торговли, но, учитывая длительность его существования, предполагается, что он оказал некоторое положительное влияние. Помимо торговли, во время войны «Диолкос» мог использоваться для перевозки более легких кораблей по суше. [7]
История
[ редактировать ]
Древняя литература умалчивает дату постройки Диолка. Для Фукидида (460–395 до н. э.) Диолк уже казался чем-то древним. [8] Раскопанные письма и связанная с ними керамика, найденные на этом месте, указывают на дату строительства в конце 7-го или начале 6-го века до нашей эры, то есть примерно в то время, когда Периандр был тираном Коринфа . [9]
Сообщается, что Диолки оставались на регулярной службе по крайней мере до середины I века нашей эры, после чего письменных упоминаний больше не появляется. [10] Возможно, дорога была выведена из строя из-за неудавшегося строительства канала Нероном в 67 году нашей эры. [11] Гораздо позже перевозки военных кораблей через перешеек в конце 9 века. [12] и около 1150 года, предполагается, что они использовали другой маршрут, а не Диолкос, из-за большой задержки во времени. [13]
Роль в войне
[ редактировать ]Диолки играли важную роль в древней морской войне. Греческие историки отмечают несколько случаев с V по I век до нашей эры, когда военные корабли переправлялись через перешеек, чтобы ускорить военно-морскую кампанию. [14] В 428 году до нашей эры спартанцы планировали переправить свои военные корабли через Диолк в Саронический залив, чтобы угрожать Афинам . [15] а позже, во время Пелопоннесской войны , в 411 г. до н. э., они переправили эскадру, быстро направлявшуюся для операций на Хиосе . [16] В 220 г. до н. э. Деметрий Фаросский приказал своим людям перетащить флот из примерно пятидесяти судов через перешеек в Коринфский залив. [17]
Три года спустя македонский переправил Филипп V флот из 38 судов , а более крупные военные корабли обогнули мыс Малеа. [18] После победы при Акциуме в 31 г. до н. э. Октавиан как можно быстрее двинулся вперед против Марка Антония часть своих 260 либурнийцев через перешеек. , приказав перебросить [19] В 868 году нашей эры византийский адмирал Никита Орифас приказал перетащить весь свой флот из ста дромонов через перешеек в ходе быстро проведенной операции. [20] но это произошло, скорее всего, по другому маршруту. [13]
Роль в коммерции
[ редактировать ]Несмотря на частое упоминание Диолка в связи с военными действиями, современные ученые предполагают, что основной целью пути должна была быть транспортировка грузов, учитывая, что военным кораблям не так уж часто требовалась транспортировка таким способом, и древние историки всегда больше интересуется войной, чем торговлей. [21] Комментарии Плиния Старшего и Страбона , в которых описывается, что Диолки находились на регулярной службе в мирное время, также подразумевают коммерческое использование пути. [22] Совпадая с ростом монументальной архитектуры в Греции , строительство Диолкоса, возможно, первоначально служило, в частности, для перевозки тяжелых грузов, таких как мрамор , монолиты и древесина, в точки на запад и восток. [23] Неизвестно, какие пошлины взимал Коринф с Диолка на своей территории, но тот факт, что путь использовался и обслуживался еще долгое время после его строительства, указывает на то, что на протяжении большей части античности он оставался для торговых судов привлекательной альтернативой плаванию вокруг мыса Малеа. [24]
Структура
[ редактировать ]Курс
[ редактировать ]
Диолкос пролегал через самую узкую часть перешейка, где дорога повторяла местный рельеф по извилистому маршруту, чтобы избежать более крутых уклонов. [25] Дорога проходила через хребет перешейка на c. Высота 79 м (259 футов) со средним уклоном 1:70 (уклон 1,43%), [25] в то время как самые крутые участки поднимались с уклоном 1:16,5 (уклон 6%). [26] Его общая длина оценивается в 6–7 км (3,7–4,3 мили). [26] 8 км (5 миль) [25] или 8,5 км (5,3 мили) [27] в зависимости от количества предполагаемых изгибов, принимаемых во внимание. Археологически прослежено в общей сложности 1100 м (3609 футов), в основном на его западном конце, недалеко от Коринфского залива. [25] Там известная тропа начиналась у причала к югу от более раннего канала и шла параллельно водному пути на протяжении нескольких сотен метров, после чего поворачивала на северную сторону, проходя с небольшим изгибом на таком же расстоянии вдоль канала. [28] С этого момента Диолк следовал либо по прямой линии современного канала, либо по прямой линии. [29] или повернул на юг по широкой дуге. [30] Дорога заканчивалась у Саронического залива в деревне Скойнос, современный Каламаки , которую Страбон описал как восточную конечную точку дороги. [25] Участки Диолка были разрушены Коринфским каналом XIX века. [27] и другие современные установки. [31]
Отслеживание и транспорт
[ редактировать ]
Диолкос представлял собой дорогу, вымощенную твердым известняком. [27] с параллельными канавками, идущими на расстоянии около 1,60 метра (63 дюйма) друг от друга. [32] Ширина проезжей части составляла от 3,4 до 6 метров (от 11 до 20 футов). [27] Поскольку древние источники мало говорят о том, как переправлялись корабли, [25] способ морского транспорта во многом должен быть реконструирован на основе археологических данных. Следы указывают на то, что перевозка на «Диолкосе» осуществлялась на каком-то колесном транспортном средстве. [33] Либо судно и груз переправлялись на отдельных транспортных средствах, либо только груз переправлялся и перегружался на другое судно на другой стороне перешейка. [34]
Хотя технический анализ показал, что транспортировка триер (25 т , длина 35 метров (115 футов), ширина 5 метров (16 футов), хотя и трудная, [35] было технически осуществимо, [36] предполагается, что это обычно были лодки меньшего размера, а не корабли. [37] Во избежание повреждения киля при транспортировке используются гипозоматы , толстые тросы, идущие от носа к корме , для уменьшения провисания и провисания корпуса , [38] должно быть, использовался. Корабль и груз предположительно тащили люди и животные с помощью веревок и снастей. [39] и, возможно, также кабстаны . [40]
Ученый Толли стремился определить рабочую силу, необходимую для буксировки судов через перешеек. Если предположить, что триера, пропитанная водой, весит 38 тонн, включая ее тележку, и что человек может прилагать силу в 300 Н в течение длительного периода времени, тянущие бригады - в зависимости от уклона и поверхности пути тележки - должны иметь насчитывала от 112 до 142 человек с совокупным усилием от 33 до 42 кН, или весом около 3,8 тонны. Чтобы разогнать троллейбус до скорости, могло потребоваться до 180 человек. Если предположить, что скорость судна составит 2 км/ч на предполагаемой длине в 6 километров, то переход от моря к морю занял бы три часа. [41]
Предполагая меньшую нагрузку и трение качения , Raepsaet, напротив, рассчитывает максимальную тяговую силу в 27 кН, для чего потребовалась бы немного меньшая буксирная бригада. В этих обстоятельствах использование запряженных волов, что было опровергнуто Толли на основании их относительно ограниченных тяговых возможностей, [42] — стало бы возможным. Однако необходимые затраты энергии на Диолкосе в обоих сценариях следует считать значительными. [41]
Древняя железная дорога
[ редактировать ]По мнению британского историка науки М. Дж. Т. Льюиса, Диолкос представлял собой железную дорогу в основном смысле подготовленной дороги, которая так направляет движущиеся по ней транспортные средства, что они не могут сойти с нее. [3] Расстояние от 6 км (4 миль) до 8,5 км (5,3 мили), [43] и будучи открытым для всех за оплату, он представлял собой даже общественную железную дорогу - концепция, которая, по мнению Льюиса, не повторялась до ок. 1800. [5] Кроме того, его средняя ширина составляет около 160 см (5 футов 3 дюйма). [32] соответствует современным стандартам.
Однако внимательное изучение раскопанных следов может дать иную картину. Хотя существует мнение, что канавки в восточной части были намеренно вырезаны в каменных плитах для направления колес телеги, [44] те, что в западном отделе, некоторые авторы интерпретируют как результат износа или вообще не появляются. [45] С другой стороны, отмеченные изгибы этого участка дороги могут указывать и на преднамеренные следы. [32] В целом различную форму канавок можно объяснить и длительным периодом эксплуатации «Диолкоса», в течение которого модификации и ремонты должны были существенно изменить внешний вид путевого полотна. [46]
Современные исследования
[ редактировать ]

Главный инженер Коринфского канала Бела Герстер провел обширные исследования топографии перешейка, но Диолка так и не открыл. [47] Остатки корабельного пути, вероятно, были впервые обнаружены немецким археологом Хаббо Герхардом Лоллингом в издании Бедекера 1883 года . [48] В 1913 году Джеймс Джордж Фрейзер сообщил в своем комментарии к Павсанию о следах древней тропы через перешеек. [49] а части западной набережной были обнаружены Гарольдом Нортом Фаулером в 1932 году. [48]
Систематические раскопки были наконец предприняты греческим археологом Николаосом Верделисом в период с 1956 по 1962 год. [50] и они обнаружили почти непрерывный участок длиной 800 м (2600 футов), а в целом проследили около 1100 м (3600 футов). [27] Несмотря на то, что отчеты о раскопках Верделиса продолжают служить основой для современных интерпретаций, его преждевременная смерть помешала полной публикации, оставив много открытых вопросов относительно точной природы сооружения. [51] Дополнительные исследования на месте , призванные дополнить работу Верделиса, были позже опубликованы Жоржем Рапсаетом и Вальтером Вернером. [52] [53]
Сегодня эрозия, вызванная движением кораблей по близлежащему каналу, привела к тому, что значительная часть Диолкоса находится в плохом состоянии, особенно на его раскопанной западной оконечности. Критики, обвиняющие Министерство культуры Греции в продолжающемся бездействии, подали петицию с просьбой спасти и восстановить зарегистрированный археологический объект. [54] [55]
Древние источники
[ редактировать ]О переброске кораблей через перешеек упоминают следующие античные писатели (в хронологическом порядке): [56]
- Фукидид 3.15.1, 8.7, 8.8.3–4
- Аристофан , Фесмофориазусы 647–648.
- Полибий 4.19.7–9 [318], 5.101.4 [484], фраг. 162 (изд. М. Бюттнер-Вольст)
- Ливий 42.16.6
- Страбон 8.2.1 [C.335], 8.6.22 [C.380], 8.6.4 [C.369]
- Плиний Старший , Естественная история , 4.9–11, 18.18.
- Кассий Дион 51,5
- Исихий (изд. Шмидт, I, стр. 516.80)
- Суидас 2.92
- Георгий Сфранцес 1.33
- аль-Идриси (Жубер, Пенсильвания: Géographie d'Édrisi 2, Париж, 1840, стр. 123)
Другие пути корабля
[ редактировать ]Помимо Диолка в Коринфе, существует скудное литературное свидетельство существования еще двух кораблей с таким названием в древности, оба в Римском Египте : врач Орибасий [57] (ок. 320–400 гг. н.э.) записывает два отрывка из своего коллеги Ксенократа , жившего в I веке нашей эры , в которых последний случайно упоминает диолкос недалеко от гавани Александрии , который, возможно, находился на южной оконечности острова Фарос. [58] Другой диолкос упоминается Птолемеем (90–168 гг. н. э.) в его книге по географии (IV, 5, 10) как соединяющий ложное устье частично заиленного рукава Нила со Средиземным морем . [59] Ни Ксенократ, ни Птолемей не сообщают никаких подробностей о своем пути.
См. также
[ редактировать ]- Древнегреческая технология
- Архитектура древней Греции
- Коринфский канал
- История железнодорожного транспорта
- Хронология истории железных дорог
- тропа
Сноски
[ редактировать ]- ^ Лидделл и Скотт
- ^ Хатчинс, Р.М.: «Thesmophoriazusae», Великие книги западного мира , Нью-Йорк: Уильям Бентон, стр. 647f.
- ^ Jump up to: а б Льюис 2001 , стр. 8 и 15.
- ^ Верделис 1957 , с. 526; Кук 1979 , с. 152; Дрейверс 1992 , с. 75; Раепсает и Толли 1993 , с. 256; Льюис 2001 , с. 11
- ^ Jump up to: а б Льюис 2001 , с. 15
- ^ Дрейверс 1992 , с. 75; Льюис 2001 , с. 10; Вернер 1997 , с. 98
- ^ Макдональд 1986
- ^ Вернер 1997 , стр. 99 и 112.
- ^ Кук 1979 , с. 152; Дрейверс 1992 , с. 75; Раепсает и Толли 1993 , с. 256; Льюис 2001 , с. 11; Верделис 1957 , с. 526
- ^ Льюис 2001 , с. 11
- ^ Льюис 2001 , с. 11; Кук 1979 , с. 152 (сн. 8)
- ^ Кук 1979 , с. 152 (сн. 7); Вернер 1997 , с. 114
- ^ Jump up to: а б Кук 1979 , с. 152 (сн. 7); Льюис 2001 , с. 12
- ^ Хотя имя Диолка явно не упоминается в этих исторических источниках, его использование в этих случаях обычно предполагается, поскольку Диолк существовал раньше и был доступен позже. ( Кук 1979 , стр. 152 (сноска 7); Макдональд 1986 , стр. 192 (сноска 6))
- ^ Фукидид , История Пелопоннесской войны , 3.15.1
- ^ Фукидид , История Пелопоннесской войны , 8.7–8.
- ^ Полибий , Истории , 19.4.77–79.
- ^ Полибий , Истории , 5.101.4
- ^ Вернер 1997 , стр. 113f.
- ^ Вернер 1997 , с. 114
- ^ Кук 1979 , с. 152; Макдональд 1986 , с. 192; Раепсает и Толли 1993 , с. 235; Вернер 1997 , с. 112; Льюис 2001 , с. 13
- ^ Кук 1979 , с. 152
- ^ Рапсает и Толли 1993 , с. 256; Макдональд 1986 , с. 193; Льюис 2001 , с. 14
- ^ Макдональд 1986 , с. 195
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вернер 1997 , с. 109
- ^ Jump up to: а б Раепсает и Толли 1993 , с. 246
- ^ Jump up to: а б с д и Льюис 2001 , с. 10
- ^ Raepsaet & Tolley 1993 , стр. 237–246.
- ^ Рапсает и Толли 1993 , с. 238 (рис. 3)
- ^ Льюис 2001 , с. 10; Вернер 1997 , с. 108 (рис. 16)
- ^ Вернер 1997 , с. 106
- ^ Jump up to: а б с Льюис 2001 , с. 12
- ^ Кук 1979 , с. 152; Макдональд 1986 , с. 195; Вернер 1997 , с. 111
- ^ Льюис 2001 , с. 14; Кук 1979 , с. 153
- ^ Вернер 1997 , с. 109 (рис. 17)
- ^ Raepsaet & Tolley 1993 , стр. 259–261.
- ^ Льюис 2001 , с. 14; Дрейверс 1992 , с. 76
- ^ Вернер 1997 , с. 111
- ^ Вернер 1997 , с. 112
- ^ Льюис 2001 , стр. 12f.
- ^ Jump up to: а б Рапсает и Толли 1993 , стр. 252 и далее, 257–261.
- ^ Например, по мнению Толли, три пары волов могут оказывать только вдвое большую тяговую силу, чем одна Raepsaet & Tolley 1993 , с. 261.
- ^ Льюис 2001 , с. 10; Вернер 1997 , с. 109; Раепсает и Толли 1993 , с. 246
- ^ Льюис 2001 , с. 12; Вернер 1997 , с. 106; Раепсает и Толли 1993 , с. 243
- ^ Raepsaet & Tolley 1993 , стр. 237–243; Вернер 1997 , стр. 103–105.
- ^ Льюис 2001 , с. 13
- ^ Рапсает и Толли 1993 , с. 235
- ^ Jump up to: а б Вернер 1997 , с. 98
- ^ Рапсает и Толли 1993 , с. 236
- ^ Верделис, Николаос: «Диолкос перешейка», Бюллетень греческой корреспонденции , (1957, 1958, 1960, 1961, 1963)
- ^ Льюис 2001 , с. 10; Раепсает и Толли 1993 , с. 239
- ^ Рапсает и Толли, 1993 г.
- ^ Вернер 1997
- ^ Греческая статья на сайте GreatArchitechts.gr, в которой упоминается сайт петиций и показаны фотографии разрушения Диолкоса с 1960 по 2006 год , получено 19 августа 2010 г.
- ^ «Планы восстановления древнего Диолка получили добро» . 25 января 2022 г.
- ^ Все ссылки из Raepsaet & Tolley 1993 , стр. 233, за исключением Ливия и аль-Идриси ( Льюис 2001 , стр. 18)
- ^ Сб. С II, 58, 54-55 (ЦМГ VI, 1, 1)
- ^ Фрейзер 1961 , стр. 134 и 137.
- ^ Фрейзер 1961 , стр. 134f.
Ссылки
[ редактировать ]- Кук, Р.М. (1979), «Архаическая греческая торговля: три гипотезы 1. Диолк», Журнал эллинских исследований , 99 : 152–155, doi : 10.2307/630641 , JSTOR 630641 , S2CID 161378605
- Дрейверс, Ян Виллем (1992), «Страбон VIII 2,1 (C335): Портмейя и Диолки», Мнемозина , 45 : 75–78
- Фрейзер, премьер-министр (1961), «ΔΙΟΛΚΟΣ Александрии», Журнал египетской археологии , 47 : 134–138, doi : 10.2307/3855873 , JSTOR 3855873
- Льюис, MJT (2001), «Железные дороги в греческом и римском мире», Гай, А.; Рис, Дж. (ред.), Ранние железные дороги. Подборка статей с Первой международной конференции ранних железных дорог (PDF) , стр. 8–19 (10–15), заархивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 г.
- Макдональд, Брайан Р. (1986), «Диолкос», Журнал эллинских исследований , 106 : 191–195, doi : 10.2307/629658 , JSTOR 629658 , S2CID 250246094
- Рапсает, Жорж ; Толли, Майк (1993), «Диолкос на Коринфском перешейке: его планировка, его эксплуатация», Bulletin de Correspondance Hellenique , 117 : 233–261, doi : 10.3406/bch.1993.1679
- Верделис, Нью-Мексико (1956), «Диолк на Коринфском перешейке», Сообщения Немецкого археологического института, Афинский отдел , 71 : 51–59.
- Верделис, Нью-Мексико (1957), «Диолкос перешейка», Bulletin de Correspondance Hellenique , 81 : 526–529, doi : 10.3406/bch.1957.2388
- Верделис, Н.М. (1958), «Раскопки Диолка в 1957–1959 годах», Сообщения Немецкого археологического института, Афинский отдел , 73 : 140–145.
- Вернер, Вальтер (1997), «Крупнейшая судоходная дорога в древние времена: Диолкос на Коринфском перешейке, Греция, и ранние попытки построить канал», Международный журнал морской археологии , 26 (2): 98–119. , doi : 10.1111/j.1095-9270.1997.tb01322.x
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья о Коринфском канале (включая фотографии и карту)
- Статья о Диолкосе на сайте города Лутраки (архив Wayback Machine)
37 ° 56'59,95 "с.ш. 22 ° 57'40,61" в.д. / 37,9499861 ° с.ш. 22,9612806 ° в.д.