Jump to content

Проект Занаду

(Перенаправлено с проекта «Занаду» )

Проект Занаду ( / ˈ z æ n ə d / ZAN -doo ) [1] был первым гипертекстовым проектом, основанным в 1960 году Тедом Нельсоном . Администраторы проекта Xanadu заявили, что он превосходит Всемирную паутину , с формулировкой миссии: «Сегодняшнее популярное программное обеспечение имитирует бумагу. Всемирная паутина (еще одна имитация бумаги) упрощает нашу первоначальную гипертекстовую модель с помощью односторонних, постоянно разрывающихся ссылок и никакого управления версией или содержимым». [2]

Журнал Wired опубликовал статью под названием «Проклятие Занаду», назвав проект «Занаду» «самой продолжительной пустой историей в истории компьютерной индустрии». [3] Первая попытка реализации началась в 1960 году, но неполная реализация была выпущена только в 1998 году. Версия, описанная как «рабочий результат », OpenXanadu , была доступна в 2014 году.

Идея Нельсона заключалась в создании «схемы цифрового хранилища для электронных публикаций по всему миру». Нельсон утверждает, что идея возникла в 1960 году, когда он был студентом Гарвардского университета . Он предложил программу на машинном языке, которая будет хранить и отображать документы, а также иметь возможность редактировать их. Он отличался от текстового процессора (который еще не был изобретен) тем, что его функциональность включала визуальное сравнение различных версий документа - концепцию, которую Нельсон позже назвал «взаимным сравнением». [4]

Помимо этой основной идеи, Нельсон хотел облегчить непоследовательное письмо, при котором читатель мог бы выбирать свой собственный путь через электронный документ. Он развил эту идею в докладе Ассоциации вычислительной техники (ACM) в 1965 году, назвав новую идею «списками на молнии». Эти списки с застежкой-молнией позволят составные документы формировать из частей других документов. Эта концепция называется трансклюзией . [5] [4] В 1967 году, работая в Harcourt, Брейс назвал свой проект Xanadu, в честь стихотворения « Кубла Хан » Сэмюэля Тейлора Кольриджа . [4]

Выступление Нельсона на ACM предсказало многие особенности современных гипертекстовых систем, но в то время его идеи не оказали большого влияния. Хотя исследователи были заинтригованы его идеями, Нельсону не хватало технических знаний, чтобы продемонстрировать, что эти идеи могут быть реализованы. [3]

1970-е годы

[ редактировать ]

Тед Нельсон опубликовал свои идеи в своей книге 1974 года «Компьютерная библиотека/Машины снов» и «Литературные машины» 1981 года .

Книга Computer Lib/Dream Machines написана непоследовательно: это сборник мыслей Нельсона о компьютерах, среди других тем, в произвольном порядке. Он содержит две книги, напечатанные одна за другой, которые можно перелистывать. Computer Lib содержит мысли Нельсона на темы, которые его разозлили, а Dream Machines обсуждает его надежды на то, что компьютеры смогут помочь искусству.

В 1972 году Кэл Дэниэлс завершил первую демонстрационную версию программного обеспечения Xanadu на компьютере, который Нельсон арендовал для этой цели, хотя вскоре у Нельсона закончились деньги. В 1974 году, с появлением компьютерных сетей, Нельсон превратил свои мысли о Занаду в централизованный источник информации, назвав его « документальной версией ».

Летом 1979 года Нельсон возглавил последнюю группу своих последователей, Роджера Грегори , Марка С. Миллера и Стюарта Грина , в Суортмор, штат Пенсильвания . В доме, арендованном Грином, они обдумывали свои идеи относительно Занаду; но в конце лета пути группы разошлись. Миллер и Грегори создали систему адресации, основанную на трансфинитных числах , которую они назвали тумблерами , что позволяло ссылаться на любую часть файла.

1980-е годы

[ редактировать ]

Группа продолжала свою работу практически до банкротства. Однако в 1983 году Нельсон встретил Джона Уокера , основателя Autodesk , на The Hackers Conference , конференции, изначально предназначенной для людей, упомянутых в книге Стивена Леви « Хакеры» , и группа начала работу над Xanadu при финансовой поддержке Autodesk.

По словам экономиста Робина Хэнсона первый известный рынок корпоративных прогнозов , в 1990 году в Ксанаду был использован . Сотрудники и консультанты использовали его, например, для того, чтобы сделать ставку на споры о холодном синтезе в то время.

Находясь в Autodesk, группа под руководством Грегори завершила работу над версией программного обеспечения, написанной на языке программирования C , однако программное обеспечение не работало так, как они хотели. Однако эта версия Xanadu была успешно продемонстрирована на The Hackers Conference и вызвала значительный интерес. Затем новая группа программистов, нанятая из Xerox PARC , использовала проблемы с этим программным обеспечением как оправдание для переписывания программного обеспечения на Smalltalk . Это фактически разделило группу на две фракции, а решение о переписывании сделало сроки, установленные Autodesk, недоступными для команды. В августе 1992 года Autodesk продала группу Xanadu, которая стала Xanadu Operating Company, которая испытывала трудности из-за внутренних конфликтов и отсутствия инвестиций.

Чарльз С. Смит, основатель компании Memex (названной в честь гипертекстовой системы, предложенной Ванневаром Бушем). [6] ), нанял многих программистов Xanadu (в том числе ведущих архитекторов Марка С. Миллера , Дина Триббла и Рави Пандья) [3] и лицензировал технологию Xanadu, хотя вскоре Memex столкнулся с финансовыми трудностями, и программисты, которым тогда не платили зарплату, ушли, забрав с собой компьютеры (в конечном итоге программистам заплатили). Примерно в это же время Тим Бернерс-Ли занимался разработкой Всемирной паутины . Когда в Сети начался большой рост, которого не было у Занаду, команда Нельсона заняла оборонительную позицию в предполагаемом соперничестве, которое возникло, но которое они проигрывали. Magazine 1995 года Статья журнала Wired «Проклятие Занаду» вызвала резкое опровержение со стороны Нельсона, но разногласия в значительной степени угасли, поскольку в Занаду доминировала Сеть. [7]

1990-е годы

[ редактировать ]

В 1998 году Нельсон опубликовал исходный код Xanadu под названием Project Udanax. [8] в надежде, что используемые методы и алгоритмы помогут отменить некоторые патенты на программы . [9]

В 2007 году Project Xanadu выпустил XanaduSpace 1.0. [10]

2010-е годы

[ редактировать ]

Версия OpenXanadu, описанная как «рабочий результат», была доступна во Всемирной паутине в 2014 году. Она называется открытой, потому что «вы можете видеть все части», но по состоянию на июнь 2014 года на сайте указано, что исходный код «пока не открыт». На сайте создатели утверждают, что Тим Бернерс-Ли украл их идею, и что Всемирная паутина — это «причудливая структура, созданная произвольными инициативами разных людей, и у нее ужасный язык программирования», и что веб-безопасность — это «сложная задача». лабиринт". Далее они говорят, что гипертекст создан для того, чтобы быть бумажным, и что Всемирная паутина не допускает ничего, кроме мертвых ссылок на другие мертвые страницы. [11]

В 2016 году Тед Нельсон дал интервью Вернеру Херцогу в его документальном фильме Lo and Behold, Dreams of the Connected World . «Некоторые считали его сумасшедшим за то, что он цеплялся за людей», — сказал Херцог. «Для нас вы кажетесь единственным клинически здоровым человеком». [12] Нельсон был в восторге от похвалы. «Никто никогда раньше этого не говорил!» - сказал Нельсон. «Обычно я слышу обратное».

Оригинальные 17 правил

[ редактировать ]
  1. Каждый сервер Xanadu уникально и надежно идентифицирован.
  2. Каждый сервер Xanadu может работать независимо или в сети.
  3. Каждый пользователь однозначно и надежно идентифицируется.
  4. Каждый пользователь может искать, извлекать , создавать и хранить документы.
  5. Каждый документ может состоять из любого количества частей, каждая из которых может иметь любой тип данных.
  6. Каждый документ может содержать ссылки любого типа, включая виртуальные копии ( «включения» ) на любой другой документ в системе, доступный его владельцу.
  7. Ссылки видны, и по ним можно перейти со всех конечных точек.
  8. Разрешение на ссылку на документ явно предоставляется актом публикации.
  9. Каждый документ может содержать механизм роялти с любой желаемой степенью детализации, чтобы гарантировать оплату любой доступной части, включая виртуальные копии ( «включения» ) всего или части документа.
  10. Каждый документ уникально и надежно идентифицируется.
  11. Каждый документ может иметь безопасный контроль доступа .
  12. Каждый документ можно быстро найти, сохранить и извлечь, не зная пользователя о том, где он физически хранится.
  13. Каждый документ автоматически перемещается в физическое хранилище, соответствующее частоте доступа к нему из любого заданного места.
  14. Каждый документ автоматически сохраняется в резервном виде, чтобы обеспечить его доступность даже в случае чрезвычайной ситуации.
  15. Каждый поставщик услуг Xanadu может взимать со своих пользователей любую ставку за хранение, поиск и публикацию документов.
  16. Каждая транзакция безопасна и может быть проверена только сторонами этой транзакции.
  17. Протокол связи клиент-сервер Xanadu является открыто опубликованным стандартом. Приветствуется разработка и интеграция стороннего программного обеспечения. [13]

В компьютерной системе Xanadu тумблер представляет собой адрес любого диапазона контента или ссылки или набора диапазонов или ссылок. По словам Гэри Вулфа из Wired , идея тумблеров заключалась в том, что «адрес не только указывал читателю на правильную машину, но также указывал автора документа, версию документа, правильный диапазон байтов и ссылки, связанные с этими байтами». Тумблеры были созданы Роджером Грегори и Марком Миллером . [14] [15]

Идея тумблеров исходит из трансфинитных чисел . [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Режиссерская версия: Тед Нельсон о гипертексте, Дуглас Энглбарт, Занаду и другие . IEEE-спектр . 14 февраля 2018 г. Событие происходит в 7:43. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года — на YouTube .
  2. ^ Домашняя страница проекта
  3. ^ Jump up to: а б с Гэри Вольф (июнь 1995 г.). «Проклятие Занаду» . ПРОВОДНОЙ . Том. 3, нет. 6.
  4. ^ Jump up to: а б с Даниэле К. Струппа; Дуглас Р. Дечоу (14 июня 2015 г.). Переплетение: работа и влияние Теда Нельсона . Спрингер. стр. 60–62 . ISBN  978-3-319-16925-5 .
  5. ^ Нельсон, TH (1965). «Сложная обработка информации». Материалы 20-й национальной конференции 1965 года . АКМ '65. стр. 84–100. дои : 10.1145/800197.806036 . ISBN  9781450374958 . S2CID   2556127 .
  6. ^ Буш, Ванневар (июль 1945 г.). «Как мы можем думать» . Атлантика . Архивировано из оригинала 14 ноября 2010 года.
  7. ^ Ригл, Джозеф Майкл (2010). Добросовестное сотрудничество: культура Википедии . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN  978-0-262-01447-2 .
  8. ^ «Уданакс Грин» .
  9. ^ «Уданакс Голд» . это раскрытие также представляет собой известный уровень техники, который не позволяет кому-либо другому помешать вам использовать идеи, воплощенные в этом коде.
  10. ^ Тед Нельсон (25 июня 2007 г.). «Ксанаду Спейс» . Ксанарама.нет . Проверено 3 июля 2011 г.
  11. ^ Веб-страница Занаду. Пример документа: «Происхождение» Мо Джасте «открывается некоторое время, потому что он много загружается»
  12. ^ Херцог, Вернер, директор. И вот, мечты о подключенном мире . Магнолия Картинки, 2016
  13. ^ Часто задаваемые вопросы о Xanadu: Каким требованиям должны соответствовать системы Xanadu? , 12 апреля 2002 г., Эндрю Пэм
  14. ^ Jump up to: а б Вольф, Гэри (1 июня 1995 г.). «Проклятие Занаду» . Проводной . Проверено 25 декабря 2015 г.
  15. ^ Теодор Холм Нельсон (декабрь 1999 г.). «Ксанологическая структура. Сейчас она необходима больше, чем когда-либо: параллельные документы, глубокие ссылки на контент, глубокое управление версиями и глубокое повторное использование» . Обзоры вычислительной техники ACM . 31 (4): 33–с. CiteSeerX   10.1.1.418.7740 . дои : 10.1145/345966.346033 . S2CID   12852736 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8bb9ac89c529c70b20c507bfe294c00__1706682900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/00/e8bb9ac89c529c70b20c507bfe294c00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Project Xanadu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)