Мультиплан (аэронавтика)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В авиации мультиплан включающий — это самолет с неподвижным крылом, несколько плоскостей крыла. Плоскости крыла могут располагаться одна над другой, одна за другой или и то и другое вместе.Типы, имеющие небольшое количество плоскостей, имеют конкретные названия и обычно не описываются как мультиплоскости:
- Биплан – два крыла, сложенные одно над другим.
- Триплан – три крыла, сложенные друг над другом.
- Тандемное крыло – две основные плоскости, расположенные одна за другой. Тандем-тройная или тандем-тройная конфигурация имеет три подъемные поверхности, расположенные одна за другой.
Хотя конструкции триплана, квадруплана и тандема относительно редки, самолеты с более чем четырьмя наборами крыльев встречаются редко - ни один из них не оказался успешным.
Квадрупланы
[ редактировать ]
Конфигурация квадруплана развивает подход триплана , используя эффективные крылья с большим удлинением и складывая их друг на друга, чтобы обеспечить компактную и легкую конструкцию. В годы зарождения авиации и Первой мировой войны некоторые конструкторы искали эти потенциальные преимущества по разным причинам, в основном без особого успеха.
С 1908 года американский изобретатель Мэтью Бэкон Селлерс-младший совершил серию полетов на квадруплане, постепенно оснащаемом силовыми установками уменьшающейся мощности, с целью исследования полета на малой мощности. В конце концов он достиг полета всего на 5–6 л.с. со скоростью 20 миль в час.
Компания Pemberton-Billing Ltd. изготовила два прототипа цеппелинов истребителей , Pemberton-Billing PB29E и Pemberton-Billing PB31E, соответственно, в 1915 и 1917 годах. Это были сравнительно большие двухмоторные истребители. После того, как компания сменила название на Supermarine , PB31E стал называться Supermarine Nighthawk .
После испытательных полетов прототипа Armstrong Whitworth FK9 в 1916 году было произведено небольшое количество Armstrong Whitworth FK10 квадрупланов-разведчиков , но ни один из них не участвовал в боевых действиях.
Частный истребитель- Wight Quadruplane разведчик совершил полет в 1917 году.
Euler Vierdecker 1917 года необычно отличался стандартной трехпланной компоновкой неподвижных крыльев с четвертым верхним крылом, состоящим из левой и правой сочлененных поверхностей, которые действовали как полноразмахные элероны. Было построено два экземпляра с разными двигателями.
Также в 1917 году Фридрихсхафен создал еще более необычный истребитель-разведчик Friedrichshafen FF54 , имевший второе и третье крылья с узкой хордой, а стойки соединяли только верхнюю и нижнюю пару плоскостей. Прототип оказался непригодным в воздухе и позже был модифицирован как столь же неудачный триплан, опять же с промежуточным самолетом с короткой хордой.
Квадрупланный истребитель Naglo D.II 1918 года имел стандартную трехпланную схему с меньшим четвертым крылом, прикрепленным под основным узлом, что в некоторой степени аналогично полутораплану . Он участвовал во втором немецком конкурсе типа D в 1918 году и получил высокую оценку за свою конструкцию и качество изготовления.
В 1922 году Бессон построил H-5 , прототип квадруплана- летающей лодки . Было необычно, что две скрепленные бипланные стойки крыльев были расположены глубоко в шахматном порядке и смещены по вертикали, так что четыре плоскости крыла были уложены в общем зигзагообразном порядке. [1] Единственный экземпляр был поврежден, и разработка была прекращена.
Более четырех самолетов
[ редактировать ]
Любой самолет с более чем четырьмя [ нужна ссылка ] Плоскости крыла можно назвать мультиплоскостью. Самолеты могут располагаться вертикально, как в биплане, или располагаться один перед другим, как в случае с тандемным крылом. Оба принципа можно комбинировать.
Сложенные мультипланы
[ редактировать ]
В 1890-х годах Хирам Максим сконструировал паровой летательный аппарат, который он запускал по рельсам в качестве испытательного стенда. Он начинался как биплан, а позже были добавлены дополнительные подъемные поверхности и поверхности управления, чтобы создать причудливый мультиплан. Однажды подъемная сила была настолько велика, что рельс был поврежден. Максим не позволил установке взлететь, поскольку у нее не было эффективных органов управления.
Горацио Филлипс построил серию типов мультипланов с 1904 года. Его мультиплан Phillips I имел 20 сложенных друг на друга крыльев в довольно традиционной компоновке. Он оказался слишком нестабильным для длительного полета. К 1907 году его третья модель смогла пролететь 500 футов, совершив первый успешный полет с двигателем в Великобритании. Однако неутешительные результаты по сравнению с более традиционными современными моделями заставили Филлипса отказаться от своих идей.
В 1908 году Джон Уильям Рошон в Америке и Д'Эквильи во Франции разработали типичные конструкции многопланов. AEA Cygnet II , спроектированный Александром Грэмом Беллом и построенный Американской экспериментальной ассоциацией , имел ячеистую мультиплоскость, образованную сотнями тетраэдрических форм. Ни один из них не был способен летать.
Одним из самых печально известных мультипланов был Gerhardt Cycleplane 1923 года , управляемый человеком самолет с семью комплектами крыльев, который совершал один короткий прыжок только с помощью человека. Его хлипкая конструкция и последующее обрушение были сняты на видео, и это часто используется в качестве видеоматериала, высмеивающего ранние непрактичные конструкции самолетов.
Наконец умножение
[ редактировать ]Американский мультиплан Williams 1908 года имел четыре тандемных самолета, а секступлан Zerbe 1908 года - шесть. В том же году в Швейцарии тандемный триплан Dufaux 1908 представил первую в стране отечественную конструкцию в виде тандемной пары сложенных друг на друга крыльев триплана с меньшим бипланным горизонтальным стабилизатором.
Стеки в тандеме
[ редактировать ]Энтони Фоккер спроектировал свой причудливый Fokker V.8 примерно в то же время, что и свой знаменитый Fokker Dr.I. триплан Он имел тандемное расположение пяти плоскостей крыла, сгруппированных в виде сложенного переднего крыла-триплана и заднего крыла-биплана. В отличие от своего успешного родственника, он почти не летал и вскоре был заброшен.
Еще в 1921 году итальянец Джанни Капрони соединил три группы крыльев триплана из своей серии Caproni Ca.4 с единым фюзеляжем в тандемном тройном расположении, чтобы создать Caproni Ca.60 Noviplano прототип дальнемагистрального авиалайнера с девятью крыльями. Он оказался нестабильным и разбился во время своего первого полета.
Список многопланных самолетов
[ редактировать ]В этот список входят типы, имеющие четыре и более плоскостей крыла.
Тип | Страна | Сорт | Роль | Дата | Статус | Нет. | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Максим Летающая машина | Великобритания | от 2 до 7 самолетов | Экспериментальный | 1890-е годы | Испытательный стенд | 0 | Самолеты в основном штабелированы. Исследованы различные конфигурации. Удерживаемый на рельсах, он поднялся, но ему так и не позволили вылететь на свободу. |
испытательный стенд Филлипс | Великобритания | 41 самолет | Экспериментальный | 1893 | Испытательный стенд | 0 | Сложенные самолеты. Привязан к рельсам, поднят на 3 фута. |
Филлипс Мультиплан I | Великобритания | 20 самолетов | Экспериментальный | 1904 | Прототип | 1 | Сложенные самолеты. Подпрыгивает, но слишком нестабильно для продолжительного полета. |
Филлипс Мультиплан II | Великобритания | 200 самолетов | Экспериментальный | 1907 | Прототип | 1 | 4 тандемных стака по 50 самолетов в каждом. Первый успешный полет с двигателем в Великобритании. |
Рошон многоплановый | НАС | 26 самолетов | Экспериментальный | 1907 | Прототип | 1 | Тандемные стопки по 13 штук. Не удалось полететь. [2] [3] [4] |
Мультиплан Уильямс 1908 года | НАС | 4 самолета | Экспериментальный | 1908 | Прототип | 1 | Наконец самолеты. [5] |
Зербе Секступлан | НАС | 6 самолетов | Экспериментальный | 1908 | Прототип | 1 | Наконец самолеты. |
Триплан Дюфо | Швейцария | 8 самолетов | Экспериментальный | 1908 | Прототип | 1 | Тандемная пара сложенных трипланных крыльев с бипланным горизонтальным стабилизатором меньшего размера. Первый швейцарский самолет. Не удалось полететь. |
Многоплан Д'Эквильи | Франция | 7 самолетов | Экспериментальный | 1908 | Прототип | 1 | Не удалось полететь. [2] |
AEA Сигнет II | НАС | 16 самолетов | Экспериментальный | 1908 | Прототип | 1 | Плоскости повторяющейся тетраэдрической формы, сложенные друг на друга. Сотовый мультиплан, разработанный Александром Грэмом Беллом . Не удалось полететь. |
Селлерс 1908 Квадруплан | НАС | 4 самолета | Экспериментальный | 1908 | Прототип | 1 | Исследование полета на малой мощности. |
Пембертон-Биллинг PB29E | Великобритания | 4 самолета | боец | 1915 | Прототип | Цеппелин-убийца. [6] | |
Армстронг Уитворт FK9 | Великобритания | 4 самолета | Истребитель-разведчик | 1916 | Прототип | ||
Армстронг Уитворт FK10 | Великобритания | 4 самолета | Истребитель-разведчик | 1917 | Производство | ||
Пембертон-Биллинг PB31E | Великобритания | 4 самолета | боец | 1917 | Прототип | Цеппелин-убийца. Стал Супермариновым Ночным Ястребом. | |
Супермариновый ночной ястреб | Великобритания | 4 самолета | боец | 1917 | Прототип | Цеппелин-убийца. Ранее Pemberton-Billing PB31E. | |
Уайт квадруплан | Великобритания | 4 самолета | боец | 1917 | Прототип | 1 | [6] |
Эйлера четырехэтажный | Германия | 4 самолета | боец | 1917 | Прототип | 2 | Стандартная трехпланная схема неподвижных крыльев с четвертым верхним крылом, состоящим из левой и правой сочлененных поверхностей, которые действовали как полноразмахные элероны. [6] |
Фридрихсхафен FF54 | Германия | 4 самолета | боец | 1917 | Прототип | Второе и третье крылья узкохордные, со стойками, соединяющими только верхнюю пару и нижнюю пару плоскостей. Позже модифицирован до трехпланной конфигурации. [6] | |
Нагло Д.II | Германия | 4 самолета | боец | 1918 | Прототип | Стандартная компоновка триплана с меньшим четвертым крылом, прикрепленным под основным узлом, аналогично полутораплану . | |
Fokker V.8 | Германия | 5 самолетов | боец | 1917 | Прототип | Тандемная компоновка, сгруппированная в виде сложенного трипланного переднего крыла и бипланного заднего крыла. | |
Джонс Мультиплан | НАС | 7 самолетов | Экспериментальный | 1919 | Прототип | 1 | Невозможно поддерживать управляемый полет. |
Зербе Эйр Седан | НАС | 4 самолета | Экспериментальный | 1919 | Прототип | 1 | Разбился во время первого полета. |
Капрони Ca.60 Новиплано | Италия | 9 самолетов | Транспорт | 1921 | Прототип | 1 | Три тандемных ряда крыльев триплана, всего девять. Летающая лодка. |
Бессон Н-5 | Франция | 4 самолета | Транспорт | 1922 | Прототип | Летающая лодка с двумя скрепленными бипланными рядами крыльев, глубоко расположенными в шахматном порядке и смещенными по вертикали, так что четыре плоскости крыльев были уложены зигзагообразным образом. [1] | |
Герхардт Велоплан | НАС | 7 самолетов | Экспериментальный | 1923 | Прототип | 1 | Сложенные крылья. Приведенный в действие человеком |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б [1] Рейс 15 февраля 1923 г., страницы 89–90.
- ^ Перейти обратно: а б Анджелуччи и Матрикарди (1977).
- ^ «Гейл переворачивает дирижабль Рошона» . Гаррисбергский телеграф . 29 октября 1907 г. с. 1 . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ «Рошон снова терпит неудачу» . Гаррисбергский телеграф . 29 ноября 1907 г. с. 1 . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Джейн (1913), стр. 19b.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грин и Суонборо (1994).
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи Э. и Матрикарди П.; World Aircraft – Origins – Первая мировая война , Сэмпсон Лоу, 1977.
- Грин В. и Суонборо Г.; Полная книга бойцов , Саламандра, 1994.
- Джейн, FT; Все самолеты мира, 1913 г. , Сэмпсон Лоу, 1913 г., факсимильная перепечатка Дэвида и Чарльза, 1969 г.