Обонятельное искусство
Обонятельное искусство – это вид искусства используются , в котором ароматы в качестве медиума . Обонятельное искусство включает в себя духи , а также другие применения ароматов.
Этот вид искусства является признанным жанром по крайней мере с 1980 года. [ 1 ] Марсель Дюшан был одним из первых художников, впервые использовавших ароматы в искусстве. [ 2 ]
Примеры обонятельного искусства
[ редактировать ]В 1938 году поэт Бенжамен Пере поджарил кофе за ширмами на Международной выставке сюрреализма , организованной Марселем Дюшаном и, возможно, ставшей одним из первых настоящих примеров обонятельного искусства. (из книги «Салон биеннале - выставки, вошедшие в историю искусства», том 1: 1863-1959, твердый переплет – 2 июля 2008 г.) Брюс Альтшулер) [ нужна ссылка ]
Серию шахматных наборов, фигуры которых можно было отличить только по запаху, изготовил Такако Сайто в 1965 году. [ 2 ] В играх Spice Chess и Smell Chess в фигурах использовались специи или ароматизированные жидкости. [ 2 ] В Spice Chess черный король был ароматизирован асафетидой , черная королева - кайеной , а черные слоны - тмином . [ 2 ] В состав белых фигур входили коричные пешки, мускатные ладьи, рыжие кони и анисовая белая королева. [ 2 ]
Автопортрет в ароматах, эскиз №. 1 была выставкой Клары Урситти в 1994 году в Центре современного искусства в Глазго , Шотландия . [ 3 ] Он представлял собой небольшую, специально построенную комнату, оборудованную датчиками движения и дозаторами ароматов. [ 3 ] Историк искусства Каро Вербек, [ 4 ] из Vrije Universiteit и Рейксмузеума Амстердама, называет эту работу прорывом как в художественном, так и в технологическом плане. [ 5 ]
«Зеленая ария: опера ароматов» - это выставка Кристофа Лаудамиеля в Музее Гуггенхайма , на которой было представлено более двух десятков ароматов, прокачиваемых через специальные «ароматические микрофоны» на 148 мест в сопровождении музыки. [ 6 ] Некоторые ароматы были призваны напоминать натуральные ароматы, в то время как другие были описаны как «Индастриал» или «Абсолютный ноль». [ 6 ]
Sillage — это продолжающееся обонятельное публичное произведение Брайана Гельценлейхтера , в котором художник просит жителей города назвать запахи, связанные с различными регионами города. Затем он переводит ответы во флаконы ароматов, представляющих каждый регион. Кульминацией проекта является мероприятие в художественном музее, во время которого посетителей опрыскивают запахом их района и поощряют взаимодействовать с теми, кто пахнет по-другому. Получившийся парфюмерный портрет призван стимулировать разговор и дать представление о демографической группе музея. [ 7 ] в Художественном музее Санта-Моники (ныне Институт современного искусства в Лос-Анджелесе В 2014 году проект состоялся ). В 2016 году проект был реализован в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе. [ нужна ссылка ]
LacrimAu был экспонатом чешского художника Федерико Диаса на выставке в Шанхае . Человек мог войти в стеклянный куб, содержащий золотую слезинку высотой 30 дюймов. человека После надевания повязки мозговые волны будут считываться датчиками, которые преобразуют их в уникальный аромат. Это было описано как «неожиданный хит». [ 8 ]
Были предприняты различные попытки улучшить фильмы ароматами . Швейцарский профессор по имени Ганс Лаубе продемонстрировал эту концепцию на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году . [ 9 ] Система AromaRama выпускала ароматы через систему кондиционирования воздуха и впервые была использована в путеводителе « За Великой стеной» в декабре 1959 года. [ 10 ] [ 11 ] В фильме 1960 года «Таинственный запах» использовалась система Smell-O-Vision , расположенная под сиденьями, для выделения ароматов, которые были неотъемлемой частью истории. Компания Polyester (1981) использовала царапающие и нюхающие карты «Odorama» с 10 пронумерованными местами для достижения аналогичного эффекта. Ароматы также использовались в фильме 2023 года «Открытка с Земли» . [ 12 ]
Художники
[ редактировать ]- Петр Куперский
- Вольфганг Георгсдорф
- Брайан Гельценлейхтер
- Кристоф Лодамиэль
- Анник Менардо
- Гайил Наллс
- Гай Блюс
- Сиссель Толаас
- Клара Урситти
- Маки Уэда
- Аника Йи
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ Ларри Шайнер, Парфюмерия, обонятельное искусство и философия. Архивировано 5 апреля 2017 г. в Wayback Machine , 17 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ашраф Осман, Исторический обзор обонятельного искусства в ХХ веке. Архивировано 6 января 2018 г. в Wayback Machine , 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Урситти, Клара. «Автопортрет в ароматах, эскиз №1». Получено с: «Автопортрет Клары Урситти в ароматах, эскиз № 1» . Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 6 апреля 2017 г.
- ^ «Каро Вербек» (на голландском языке). Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Поллак, Барбара (1 марта 2011 г.). «Ароматы и чувствительность» . ARTnews.com . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Любов, Артур. (2009). Аромат музыки . Нью-Йорк Маг. Получено с: « Зеленая ария, опера для носа и ушей — журнал New York Magazine — Nymag» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2017 года . Проверено 6 апреля 2017 г.
- ^ «Комментарий: Пахнет… Вестсайдером: Весь мокрый газон и пот трофейной жены» . Лос-Анджелес Таймс . 3 июля 2014 г.
- ^ Поллак, Барбара. (2011). Ароматы и чувствительность. Artnews.com. Получено с: «Ароматы и чувствительность» . Март 2011 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2012 г. . Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Шойер, Филип (26 апреля 1959 г.). « 'ЗАПАХ ТАЙНЫ': Фильмы… Звуковые фильмы… а теперь — Вонючие!». Лос-Анджелес Таймс . Разд. В, с. 2.
- ^ Кроутер, Босли (10 декабря 1959 г.). «Запахи Китая; в фильме «За Великой стеной» используется AromaRama» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Монтефиоре, Кларисса Себаг (13 октября 2015 г.). «Фильм, который можно почувствовать запах» . Би-би-си . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Грей, Марк (7 октября 2023 г.). « Открытка с Земли»: фильм Даррена Аронофски в разрешении 18K потрясает сферу» . Телевидение и кино > Функции ТВ и кино. Роллинг Стоун . ISSN 0035-791X . Проверено 1 декабря 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Септимус Писсе, «Искусство парфюмерии» , 1857 г.
- Джим Дробник, «Читатель культуры запахов» , Berg Publishers, 2006 г., ISBN 1845202139
- Ашраф Осман и Клаус Ноппени, Обзор Belle Haleine – The Scent of Art , Basenotes , 20 февраля 2015 г.
- Ричард Стамельман, «Духи: радость, скандал, грех - культурная история аромата с 1750 года по настоящее время» , Риццоли, 2006 г., ISBN 0847828328
- Каро Вербек, Что-то в воздухе - Аромат в искусстве , Музей Вилла Рот, 2015 г.
- Сюань Сюй, «Запах риска», New York University Press, 2020 г.
- Кэтрин Хейли Эпштейн, «Первобытное искусство: заметки об аромате», 2016, Temporary Art Review [1]
- Хеншоу, В. (Ред.), Маклин, К. (Ред.), Медуэй, Д. (Ред.), Перкинс, К. (Ред.), Уорнаби, Г. (Ред.). (2018). Проектирование с запахом. Нью-Йорк: Рутледж, https://doi.org/10.4324/9781315666273.
- Гвенн-Аэль Линн (ред.) и Дебра Парр (ред.), «Ольфакторное искусство и политика в эпоху сопротивления» (Routledge, 2021)