Jump to content

Китти Клайв

Кэтрин Клайв «Китти», картина Виллема Верелста , 1740 год.

Кэтрин Клайв (урожденная Рафтор ; 5 ноября 1711 – 6 декабря 1785) Кэтрин «Китти» Клайв (1711–1785, работала в 1728–1769) была первой певицей и звездной комедийной актрисой британских театров. Клайв возглавил и создал новые формы английского музыкального театра. Ее прославляли как в высоких партиях (например, пение для нее музыки Генделя в «Мессии» , «Самсоне» и «Пути мира» ), так и в низких балладных оперных ролях. Ее изображение печаталось и продавалось в беспрецедентных объемах. На протяжении всей своей карьеры она защищала права женщин.

Кризис имиджа в конце 1740-х годов вынудил Клайва бросить серьезное пение и вместо этого высмеивать себя на сцене. Хотя эта самонасмешка вернула Клайву общественную благосклонность, и она правила как первая комедийная актриса до выхода на пенсию в 1769 году, сам успех этой стратегии привел к тому, что ее музыкальное наследие было пренебрегаемо и забыто. Полная биография Клайва, написанная Бертой Йонкус, появилась в 2019 году. [ 1 ]

Клайв была дочерью Уильяма Рафтора (вариант написания: Стропила), лишенного собственности якобитского землевладельца-католика из Килкенни, Ирландия, который эмигрировал в Лондон и женился на Элизабет Дэниел, дочери продавца кожи. [ 2 ] Точная дата рождения Клайва и ее имя при крещении неясны: историки отметили запись о крещении Элленор Рафтор от 15 июля 1711 года в реестрах Ковент-Гардена Святого Павла и предположили, что ее имя было изменено с Элленор на Кэтрин. . [ 3 ] Однако совсем недавно было обнаружено, что Элеонора, дочь Уильяма Рафтера, была похоронена 30 января 1713/14 года, как записано в книге захоронений Сент-Джайлс-ин-Филдс. [ 4 ] Клайв поздно написал, что она родилась 15 ноября 1711 года. [ 5 ] Возможно, она родилась на один или два года раньше, поскольку в заявлении о ее браке с Джорджем Клайвом в 1731 году говорилось, что она была «старой старой девой в возрасте старше двадцати одного года». [ 6 ]

Самый ранний биограф Клайв, суфлер «Друри-Лейн» Уильям Четвуд, рассказывает, как она впервые пришла выступать в этом театре. Безудержная популярность « Оперы нищего » в Линкольнс-Инн-Филдс и ее 17-летней звезды Лавинии Фентон в январе 1728 года вдохновила менеджера Друри-Лейн Колли Сиббера нанять свою собственную 17-летнюю актрису-сопрано. Клайв прошел прослушивание на роль Сиббера по настоянию своего сына Теофила и Четвуда, который был соседом по дому младшего Сиббера. [ 7 ] Учитель пения Клайв Генри Кэри, создавший ее первые средства передвижения, возможно, также приложил руку к прослушиванию: он был композитором Друри-Лейн с 1714 по 1717 год, а с 1723 года снова начал снабжать его музыкой. [ 8 ]

Фрэнсис Хейман и студия, Сцена из «Дьявола, который должен заплатить», 1730-е годы. Холст, масло. С разрешения владельца.

В отличие от Фентона, Клайв был одаренным и профессионально подготовленным музыкантом. Во время своего официального дебюта (2 января 1729 года) она сыграла Доринду в «Буре» , исполнив перселловскую мелодию «Дорогая хорошенькая молодежь». [ 9 ] Английские мелодии, особенно в масках, быстро стали центральными в репертуаре Клайва. Позже в том же месяце Сиббер представил свою собственную форму балладной оперы, «пастораль», которая с Клайвом, ведущим комический сюжет, должна была составить конкуренцию « Опере нищего» . Названный «Любовь в загадке» , в первый вечер он был близок к тому, чтобы его зашипели на досках - участи, которой, как сообщается, удалось избежать только из-за очарования пения Клайва. [ 10 ]

Популярный прорыв Клайв в балладной опере произошел только два с половиной года спустя, когда она впервые сыграла Нелл в «Дьяволе, который должен заплатить» ( 6 августа 1731 года). Это была постановка Drury Lane Summer Company, специальной группы, выступающей после регулярного сезона под руководством Теофила Сиббера. Ирландский игрок Чарльз Коффи помог «осуществить» старый фарс под названием «Дьявол жены» (1686), в котором превозносилось избиение жены. Почти наверняка Коффи выбрал для этого произведения вежливые общие мелодии и написал для Клайва энергичные стихи. [ 11 ] Исполняя эти номера, Клайв превратил свою роль – в пьесе оскорбленной, покорной жены сапожника – в роль жизнерадостной героини, приводившей в восторг публику. Чтобы продемонстрировать «Нелл» в регулярном сезоне 1731–1732 годов, «Дьявол платит» был быстро сокращен до сентиментального завершения с кульминационным дуэтом, аранжированным из арии Генделя, для Клайва и ирландского тенора Чарльза Стоппелера. В 1730-е годы Фрэнсис Хейман нарисовал Клайва в спектакле «Нелл»; это огромное масло, на котором было выгравировано несколько раз, висело в коробках для ужина в саду удовольствий Воксхолла. посвященная Клайву, Заключительная версия « Дьявола, который должен заплатить», была позже переведена и экспортирована в Париж и Лейпциг, где она положила начало новым жанрам комической оперы и зингшпиля . [ 12 ]

Успехи и имиджевые войны

[ редактировать ]

После признания Клайва в роли Нелл, отец и сын Сибберс с 1732 года начали монтировать серию комических машин Клайва, написанных Генри Филдингом, чья балладная опера 1730 года «Авторский фарс» в маргинальном театре произвела фурор. Машины Клайва Филдинга резко отошли от вокальных и сценических линий, которые Кэри до тех пор помогал создавать для своего бывшего ученика. Вместо англизированных высоких стилей Филдинг сбросил низкие общие мелодии, богатые сексуальным подтекстом. Филдинга Вместо жизнерадостных и честных героинь драматические персонажи для Клайва утратили девственность, нравственность и разум. Филдинг испортил первую в истории Клайва главную роль, «Трагедию Ковент-Гардена» (1 июня 1732 г.). Филдинг разыграл эту пародийную трагедию в таверне «Роза», печально известном борделе, реальный персонал которого он слегка выдумал, с Клайвом в роли главного докси. Зрители отшатнулись, и шоу закрылось. Филдингу, при поддержке летнего менеджера Теофила, пришлось изо всех сил стараться создать «оперированную» версию мольеровской пьесы. «Мнимый доктор» (23 июня 1732 г.), чьи сцены избиения жены совпадали с действием « Дьявол платит» . Хит «Мнимый доктор» открыл новую линейку умных главных героинь Клайва в переведенных французских комедиях. Этот тип сцены разрабатывали на протяжении всей ее карьеры Филдинг, позже авторы статей о транспортных средствах Клайва и сама Клайв. Мольера В своей адаптации «Скупого» Реньяра (1733) и «Интригующей горничной» (1734) Филдинг закрепил за Клайвом владение ранними ролями горничных. С 1733 года несколько граверов напечатали настоящее изображение Клайва; раньше единственным доступным изображением «Мисс Рафтер» был меццо-тинт полуобнаженной нимфы, написанный маслом семнадцатого века. [ 13 ]

Весной 1733 года Клайв оказалась втянутой в свой первый конфликт с менеджерами театра. Теофил Сиббер, разгневанный тем, что не унаследовал управление Друри-Лейн от своего отца, убедил большинство игроков уйти и присоединиться к его конкурирующей компании. Клайв остался на Друри-Лейн – возможно, чтобы приобрести новые детали, особенно те, которые раньше принадлежали недавно умершей звезде комедийной актрисы Энн Олдфилд – как и Филдинг, который продолжал писать автомобили Клайва. В последовавшей судебной тяжбе главный судья Филип Йорк встал на сторону Теофила Сиббера, который вернулся со своей компанией в марте 1734 года, чтобы совместно управлять Друри-Лейн вместе с новым инвестором Чарльзом Флитвудом. Во время восстания Клайв подвергся нападкам в прессе как «мисс Прудели Кротчет», коварная певица, которая притворялась скромной, но высокомерно продвигала свои амбиции. Филдинг защищал Клайва, восхваляя ее реальные и воображаемые качества в своих введениях в сборник пьес.

Впервые появляется в театральной афише от 5 октября 1733 года как «миссис». Клайв», предполагалось, что в 1733 году она вышла замуж за непрактикующего адвоката Джорджа Клайва, отпрыска землевладельцев Шропшира и дядю будущего генерал-майора Роберта Клайва («Клайв Индийский»). На самом деле бракосочетание состоялось 30 марта 1731 года в церкви Святой Марии Савойской. [ 14 ] Этот брак почти наверняка был фикцией: со стороны Китти, чтобы завоевать респектабельное имя, одновременно скрывая ее доходы от любого мужа, со стороны Джорджа, чтобы скрыть его страстный интерес к мужчинам; Джордж Клайв продолжал жить с адвокатом старшего возраста, который оставил ему значительное наследство. [ 15 ]

В 1734 году переводчик Мольера Джеймс Миллер заменил Филдинга на посту автора «Друри-Лейн» о машинах Клайва. Уважение Миллера к сценическому таланту Клайва материализовалось в его хрупких французских партиях и остроумных эпилогах к ней; в их число входила «Кофейня» (1738, по мотивам Жана-Батиста Руссо), чья «Жизнь красавца» – Кэри написал музыку, Миллер – слова – стала одной из самых знаменитых песен Клайва и той эпохи.

В ноябре 1736 года Клайв снова выступил против Теофила Сиббера, который хотел дать своей новой жене Сюзанне (сестре домашнего композитора Томаса Арне) роли, которые, как предполагалось, принадлежали Клайву, начиная с Полли в «Опере нищего» . [ 16 ] В течение нескольких недель Клайв боролся с Сиббером в прессе; Была опубликована пародия ad hominem на конфликт на сцене в двух версиях, чтобы не отставать от разворачивающихся событий. В конечном итоге Клайв одержала победу, завоевав враждебную аудиторию Друри-Лейн 31 декабря 1736 года импровизированной сценической речью, событие, которое свидетельствует о ее неотразимом присутствии как исполнительницы.

С 1738 по 1743 год Клайв была в зените своей славы как первая певица Великобритании. Ее музыка и транспортные средства распространялись по всей стране в печати. Комус (1738 г.) - средство передвижения Клайва, Сюзанны Сиббер и ирландского трагика Джеймса Куина - взял штурмом Лондон, а также Дублин во время летнего турне 1741 г. Находясь в Дублине, Клайв разучил песню на ирландском гэльском языке и впоследствии поставил первую - когда-либо исполнение этого запрещенного тогда языка на лицензированной британской сцене. В Лондоне с 1738 года Клайв зарекомендовала себя как ведущая шекспировская комедийная актриса (часто с песней) в возрождении, часто инициируемом Шекспировским женским клубом. [ 17 ] Порция Клайва напротив Шейлока Чарльза Маклина в «Венецианском купце» (14 февраля 1741 г.) вошла в сценическую историю. Гендель подарил Клайву композицию для ее бенефиса в сезоне 1740 года (единственную подобную композицию в его карьере) - постановку для ее «Любви, но хрупкости» из «Пути мира » Конгрива . Затем Гендель нанял Клайва возглавить свою ораториальную труппу 1743 года. Гендель написал роль Далилы в «Самсоне» с учетом сценической линии и репутации Клайва и дал ей короткое, сделанное на заказ соло в «Мессии» . Они напомнили самые известные певческие партии Клайва: Евфросину, Богиню Веселья, в «Комусе » и аркадскую пастушку Филлиду в серии балладных опер; они спровоцировали более позднего друга Клайва Горация Уолпола жаловаться, что Гендель нанимает «богинь из фарсов». [ 18 ]

Клайв добавил к ее партиям «Жизнь красавчика», по-видимому, по своему желанию. Этот эфир отражает ее публичный профиль. Первоначально исполненная в роли собственной персоны Миллера («Мисс Китти») в «Кофейне» , Клайв изображается как дерзкая, рациональная, доброжелательная женщина-патриотка, призывающая к войне против Испании. В «Жизни красавца» врагом дома являются знатоки странной оперы, оплакивающие отъезд кастрата Фаринелли, который фактически покинул Лондон ради испанского двора. Помимо их популярности, неоднократные, самостоятельно спровоцированные Клайвом инсценировки гомофобии, возможно, помогли скрыть неправильность ее отношений с Джорджем Клайвом.

Имиджевый кризис

[ редактировать ]

К началу 1740-х годов Клайв стала самым высокооплачиваемым игроком компании «Друри-Лейн», и это ускорило ее тяжелейший карьерный кризис. Чарльз Флитвуд, ставший теперь менеджером, был пристрастием к азартным играм и начал тратить зарплату членов компании на оплату своих долгов.

К 1743 году Клайв был в отчаянии. Она, Маклин и восходящая звезда Дэвид Гаррик подстрекали своих коллег-игроков уйти, но из-за Закона о лицензировании 1737 года, который запретил все, кроме двух лицензированных театров, и сговора между менеджерами этих двух театров, игроки-бунтовщики стали бездомными. . Флитвуд заключил сделку с менеджером «Ковент-Гарден» Джоном Ричем, согласно которому повстанцам либо откажут в приеме на работу, либо наймут их с более низкой зарплатой. Клайв и ее последователи, в том числе ее партнер по вокалу Джон Берд и ее протеже Мэри Эдвардс , перебрались в Ковент-Гарден только для того, чтобы оказаться вдвойне жертвами: Рич не только предлагал меньше, чем Флитвуд, но и не хотел платить.

Разгорелась война в прессе, особенно после того, как Гаррик вернулся на Друри-Лейн после того, как поклялся (по словам Маклина) действовать только совместно с другими игроками-повстанцами. Клайв защищалась в брошюре «Дело миссис Клайв» (1744 г.). В ответ Флитвуд обвинил Клайва и Гаррика в том, что они зарабатывают выше их социального положения, и опубликовал годовой доход Клайва в размере около 700 фунтов стерлингов (что-то около 140 000 фунтов стерлингов сегодня). [ 19 ] Благодаря этому раскрытию более ранние утверждения о том, что Клайв был жадным, тщеславным и ревнивым, получили новую силу и затмили ее возможное возвращение на Друри-Лейн. Иллюстрированная баллада 1746 года якобы сообщала о «драке» в зеленой комнате между мужчинами-сторонниками Клайва и конкурирующей комедийной актрисой Пег Уоффингтон, и в том же году Сюзанна Сиббер опубликовала слегка оскорбительные репортажи о Клайве. К 1747 году, по словам Сэмюэля Фута, некогда легендарная «популярность» Клайва теперь казалась «малозначительной». [ 20 ]

Карикатуры, сценические произведения и карьера после 1750 года.

[ редактировать ]
Китти Клайв в роли миссис Риот Питера Ван Блика ок. 1750 г.

Дэвид Гаррик, ныне со-менеджер «Друри-Лейн», стремился вернуть последователей Клайва. Пересматривая свою машину Клайва « Лета » 1740 года , в 1749 году Гаррик создал персонаж «Миссис Бунт» — роль in propria для Клайва с песнями Арне, которая высмеивала предполагаемые слабости Клайва и, возможно, также намекала на однополое желание, предложенное Клайвом. язвительные высказывания против мужчин в эпилогах, ее признания в любви своей протеже Джейн Поуп в письмах после выхода на пенсию и посмертно утверждает, что Клайв был «сафистом». [ 21 ] В роли миссис Райот в исполнении Гаррика, мужественного игрока, не связанного супружеским контролем, Клайв был грозным человеком; Благодаря обильному пыхтению Гаррика Лета стала гвоздем программы на сцене. А Клайв обрел новую популярность в ролях, причиняющих себе вред, обычно в роли блузочной пожилой Прекрасной Леди. Новые роли Клайва, например, «Кэтрин и Петручио» (1754), «Светская жизнь под лестницей» (1759) и «Тайный брак» (1766), также драматизировали ее злоупотребления.

С 1740 года Клайв публично протестовал против предубеждений в отношении женщин, особенно против женщин-писателей. В своем первом послеписанном произведении Клайв « Репетиция, или Байес в нижних юбках» (1750) она защищала женщин-драматургов, и иногда она возглавляла новые комедии, написанные женщинами, такие как Фрэнсис Шеридан » «Обманщик » Элизабет Гриффит (1763) и «Платоническая жена (1763 ). 1765) и «Школа повес» (1769). После 1750 года Клайв направила свою музыкальность в бурлеск, либо травя себя (как в ложно-пасторали 1749 года « Вененок» и ее продолжении 1751 года «Пастушеская лотерея» и лондонской «Прентис» 1754 года , «оперетте» на музыку Виллема ДеФеша), либо «взлетая» правящая итальянская примадонна – как она впервые сделала в «Мисс Люси в городе» Филдинга. (1742) - в имитационных музыкальных номерах, за которые она получила отдельный счет в рекламе.

В трудах Клайва содержатся важные свидетельства о ее карьере, ее зависимости от персонала ирландского театра в Лондоне и о британском театре XVIII века в целом. В дополнение к своей брошюре 1744 года и более ранним письмам в прессу, с 1750 года она добавила к своим сезонным пособиям свои собственные дополнения. В «Репетиции» она переделала маску Бойса 1740 года, чтобы положить конец своей карьере серьезной певицы. Другие ее произведения – «Каждая женщина в своем юморе» (1760) и «Набросок возвращения прекрасной дамы из бегства» (1763) – недоступны, равно как и ее дошедшая до нас переписка.

Клайв ушла со сцены в 1769 году. К 1754 году она поселилась в Литл-Земляничном холме, коттедже, предоставленном ей ее другом Горацием Уолполом, который назвал его «Логово Клайва» или Кливден. В письме, написанном 7 сентября 1782 года Эрлу Харкорту, Уолпол заметил: «Дам Кливден — единственная героиня среди всех нас, старых вдов; чудесный улов рыбы». [ 22 ] В письме своему другу Джорджу Монтегю он написал: «Клубника в совершенстве... апельсиновые деревья усыпаны цветами, Галерея вся в солнце и золоте, миссис Клайв вся в солнце и киновари». [ 23 ] Клайв пользовался большим спросом на карточных вечеринках и беседах. Босуэлл процитировал своего друга Сэмюэля Джонсона , который сказал о ней: «С Клайвом, сэр, приятно сидеть рядом; она всегда понимает, что вы говорите». [ 24 ] Она умерла 6 декабря 1785 года и была похоронена на кладбище церкви Святой Марии в Твикенхеме. На внешней стене церкви прикреплена мемориальная доска в ее память со стихотворением, написанным ее подругой, актрисой Джейн Поуп .

В 1796 году сообщалось, что ее пытались похоронить в Вестминстерском аббатстве, но Сэмюэл Хорсли , тогдашний декан , резко отклонил эту просьбу, заявив:

если мы не подведем черту в этом театральном стремлении к погребальной славе , мы вскоре сделаем Вестминстерское аббатство немногим лучше, чем готическая Зеленая комната ! [ 25 ]

Мемориальная доска Кэтрин Клайв

Избранные спектакли

[ редактировать ]
Фигурка из фарфора «Бант» , ок. 1750, как миссис Риот. С парой Генри Вудворда , возможно, самых ранних английских фарфоровых фигурок.

Ссылки и источники

[ редактировать ]
Ссылки
  1. Берта Джонкус, Китти Клайв, или Прекрасный певец (Boydell Press, 2019). Архивировано 7 июля 2020 года в Wayback Machine .
  2. ^ Патрик Дж. Крин, «Жизнь и времена Китти Клайв» (докторская диссертация, Лондонский университет, 1933), стр. 1–8.
  3. ^ Крин, «Жизнь и времена Китти Клайв», стр. 10–11,
  4. ^ «Китти Клайв, даты ее рождения и брака», Олив Болдуин и Тельма Уилсон, Theater Notebook, том 74, номер 1, 2020, стр. 2-7.
  5. ^ Джонкус с. 1
  6. ^ Болдуин и Уилсон, с. 5.
  7. ^ Четвуд, «Миссис. КЭТРИН КЛАЙВ (ранее Мисс РАФТОР)», «Всеобщая история сцены», с. 127; цитируется в Joncus, с. 28.
  8. ^ Гиллеспи, «Жизнь и творчество Генри Кэри», том. 1, стр. 61–70; цитируется в Joncus, с. 31.
  9. Эту музыку, скорее всего, написал Джон Уэлдон, а не Перселл. Маргарет Лори, «Установил ли Перселл «Бурю»?», Труды Королевской музыкальной ассоциации, 90-я сессия. (1963–64), стр. 43–57; цитируется в Joncus, с. 33.
  10. ^ [Джон Моттли?], «Полный СПИСОК всех английских драматических ПОЭТОВ», в Томасе Уинкопе [и Джоне Моттли?], Скандербег: Или, Любовь и Свобода. Трагедия… К которой добавлен Список всех драматических авторов (Лондон, 1747 г.), стр. 197; цитируется в Joncus, с. 43.
  11. ^ Джонкус, стр. 78-81.
  12. ^ Джонкус, стр. 81-98.
  13. ^ Патрик Дж. Крин, «Жизнь и времена Китти Клайв» (докторская диссертация, Лондонский университет, 1933), стр. 1–8.
  14. ^ Болдуин и Уилсон, с. 4.
  15. ^ Крин, «Жизнь и времена Китти Клайв», стр. 10–11.
  16. ^ Джонкус с. 1
  17. ^ Четвуд, «Миссис. КЭТРИН КЛАЙВ (ранее Мисс РАФТОР)», «Всеобщая история сцены», с. 127; цитируется в Joncus, с. 28.
  18. ^ Гиллеспи, «Жизнь и творчество Генри Кэри», том. 1, стр. 61–70; цитируется в Joncus, с. 31.
  19. ^ Патрик Дж. Крин, «Жизнь и времена Китти Клайв» (докторская диссертация, Лондонский университет, 1933), стр. 1–8.
  20. ^ Крин, «Жизнь и времена Китти Клайв», стр. 10–11.
  21. ^ [Патрик Дж. Крин, «Жизнь и времена Китти Клайв» (докторская диссертация, Лондонский университет, 1933), стр. 1–8.
  22. ^ Избранные письма Горация Уолпола, под редакцией У.С. Льюиса, издательство Йельского университета, 1973, стр. 253.
  23. ^ Придворная жизнь под лестницей; или «Лондон при последнем Джордже», Джозеф Фицджеральд Моллой, Лондон, Уорд и Дауни, 1885, с. 178.
  24. ^ Жизнь Джонсона Босуэлла, Джеймс Босуэлл, изд. Джордж Биркбек Хилл, Oxford Clarendon Press, Vol. IV.
  25. «Таймс» , 26 марта 1796 г., стр. 3
  26. ^ Полный список в Берте Джонкус, Китти Клайв или The Fair Songster (2019)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee1a9ccc500706f4d2d01f4ea2daa716__1718511240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/16/ee1a9ccc500706f4d2d01f4ea2daa716.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kitty Clive - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)