Элизабет Гриффит
Элизабет Гриффит (1727 – 5 января 1793) [ 1 ] XVIII века, родившимся в Уэльсе была драматургом , писателем, эссеистом и актрисой , которая жила и работала в Ирландии.
Биография
[ редактировать ]Элизабет Гриффит родилась в Гламоргане, Уэльс, в семье менеджера дублинского театра Томаса Гриффита и Джейн Фокскрофт Гриффит 11 октября 1727 года. [2] «Семья поселилась в Дублине, где воспитывали Элизабет общительным ребенком, веселым и непринужденным среди театральной среды». [ 2 ] Томас Гриффит не только предоставил ей доступ к театральному миру, но и обучил Элизабет французской и английской литературе. Ее отец умер в 1744 году, что привело к экономическим трудностям для семьи. Ее актерский дебют в Дублине состоялся 13 октября 1749 года, когда она сыграла Джульетту значительно старшему Ромео в исполнении Томаса Шеридана в театре Smock Alley . Гриффит специализировался на трагических ролях, таких как Джейн Шор в » Николаса Роу «Трагедии Джейн Шор и Корделия в «Короле Лире» .
Элизабет встретила своего родственника и будущего мужа Ричарда Гриффита в 1746 году. [2] 12 мая [3] В 1751 году они тайно поженились. Элизабет родила двоих детей, Кэтрин и Ричарда . Через сына среди ее потомков были австралийский политик Артур Хилл Гриффит , который был ее внуком, и франко-канадская актриса Джессика Паре . [ 3 ]
Пятилетние ухаживания Элизабет и Ричарда послужили основой для ее первой публикации « Серия подлинных писем между Генри и Фрэнсис» , опубликованной в шести томах между 1757 и 1770 годами. В письмах содержится множество ссылок на «литературные и философские темы, представляющие взаимный интерес, такие как письма Джонатана Свифта Александра Поупа или Цицерона канцелярии и »; Гриффит ценила возможность продолжить свое образование. [ 4 ] Письма между Генри и Фрэнсис сразу же имели успех и принесли обоим писателям славу, но не богатство. Ричард путешествовал после того, как пара поженилась, и отсутствовал подолгу. Он занял крупную сумму денег для развития льняной мануфактуры , которая обанкротилась в 1756 году. В это время, пока Ричард избегал долгового суда, доход, полученный от сочинений Гриффита, поддерживал семью. Гриффит продолжила свою актерскую карьеру в Ковент-Гардене в Лондоне с 1753 по 1755 год. [ 5 ] хотя она никогда не играла ничего, кроме второстепенных персонажей.
Воспользовавшись первоначальным успехом « Письм» , Элизабет перевела множество французских произведений и пьес. Между 1764 и 1769 годами она написала четыре пьесы с разной степенью успеха. Третья пьеса Гриффит, «Двойная ошибка» (1766), была хорошо принята в Ковент-Гардене, что воодушевило ее обратиться к Дэвиду Гаррику за помощью в постановке ее следующей пьесы. Гриффит сотрудничала с Гарриком при создании ее самой успешной комедии «Школа повес » в 1769 году. [3] Хотя у них были бурные отношения, влияние Гаррика на Гриффита было очевидным. После его смерти в рекламе печатного издания The Times Гриффит приписал «первую идею этого произведения» покойному Гаррику. Хотя она хвалила Гаррика как человека, оказавшего на него наибольшее влияние, связи, которые она установила в театре Smock Alley в Дублине, внесли больший вклад в постановку пьесы. Ричард Бринсли Шеридан , сын ее наставника по актерскому мастерству Томаса Шеридана, продюсировал «Таймс » на Друри-Лейн . Хотя ее слава не была прямым результатом ее актерской карьеры, театральные связи Гриффит сыграли неоценимую роль в ее успехе.
Литературная деятельность Элизабет Гриффит была стабильной с 1760 по 1779 год, что принесло ей значительную известность в литературных кругах Лондона. Она публиковала очерки, эпистолярные романы, повести, переводы и литературную критику. Как трудолюбивый профессиональный писатель, она написала большое количество разнообразных произведений. Последнее десятилетие ее жизни было свободно от финансовых проблем, которые она и ее муж пережили на протяжении всего своего брака.
Сын Гриффита работал в Ост-Индской компании бухгалтером и вернулся в Ирландию в 1786 году богатым человеком. Он поселился в Миллисент-Хаусе в Килдэре, и Гриффит и ее муж прожили остаток своих дней в этой резиденции. Гриффит умер в Миллисент-Хаусе в 1793 году. [2]
Работает
[ редактировать ]Гриффит написала для театра ряд комедий, пять из которых были поставлены: «Платоническая жена» (1765), «Двойная ошибка» (1766, хотя некоторые исследователи ставят под сомнение ее авторство этого текста), «Школа для повес» (1769, адаптация Бомарше » «Эжени ), «Правая жена» (1772, также известная как «Терпение — лучшее лекарство» ) и «Таймс» (1779). Из этих пьес «Школа повес» была самой популярной и принесла Элизабет достаточно денег, чтобы устроить ее сына в Ост-Индскую компанию. [2]
Она также опубликовала два научно-популярных текста. «Мораль шекспировской драмы в иллюстрациях» (1775 г.) представляла собой обширный критический комментарий к пьесам Шекспира. В своем предисловии она утверждает, что Элизабет Монтегю в своем «Очерке о сочинениях и гениальности Шекспира» вдохновила ее на попытку защитить Шекспира от Вольтера. 529-страничный том Гриффита имеет большое значение, поскольку это одно из самых ранних заявлений, наряду с Монтегю, о национальной важности Шекспира. Второе, «Очерки, адресованные молодым замужним женщинам» (1782 г.), было опубликовано посмертно в Соединенных Штатах под названием «Письма, адресованные молодым замужним женщинам» (1796 г.). В этом сборнике эссе содержатся советы по воспитанию детей, гендерным ролям и финансовой ответственности.
Гриффит зарабатывала деньги для своей семьи переводческой работой, переводя с французского на английский. Ее работы включали преимущественно мемуары и сборники писем таких людей, как Нинон де л'Энкло , Марта-Маргарита, маркиза де Кайлюс и даже Вольтер . Она также перевела некоторые французские романы, такие как « Принцесса Клевская: исторический роман Мари -Мадлен, графини де Ла Файет» .
Гриффит был первым и, пожалуй, наиболее известным писателем. «Нежное горе» (1769 г.) было опубликовано вместе с произведением ее мужа, романом «Гордиев узел» (1769 г.), в четырехтомном наборе. Форматом художественной литературы она выбрала эпистолярный роман , как в «Истории леди Бартон» (1771 г.), так и в «Истории леди Джулианы Харли» (1776 г.). Она также опубликовала одно драматическое стихотворение «Амана» (1764).
Темы и связи
[ редактировать ]Хотя первые пьесы Гриффит содержали глубокую критику обращения с женщинами, вскоре после ее переезда в Лондон ее работа претерпела изменения. Гриффит подверглась нападкам со стороны лондонских критиков, и ее сочли смелой за то, что она требовала уважения к женщинам. Необходимость зарабатывать деньги, чтобы содержать мужа и детей, заставила ее соответствовать предпочтениям аудитории.
После этого сдвига основным направлением деятельности Гриффита стала домашняя сфера . Именно в этот момент она отказалась от умной главной героини и начала создавать кротких, многострадальных и глубоко страдающих женских персонажей, которые несут на себе основную тяжесть травмирующей жизни с бездельником (и часто жестоким) мужем. Отсюда ее работа стала весьма моралистической ; например, «Таймс» представляет собой критику декадентского общества и предупреждение об опасностях азартных игр. Но, хотя ей пришлось подать это по-другому, чтобы сохранить аудиторию, она никогда полностью не теряла внимания к женским проблемам, а ее женские персонажи всегда морально превосходят своих коллег-мужчин. В целом ее тексты сосредоточены на необходимости морального развития (литература как дидактическая ), и она склонна использовать своих женских персонажей в качестве барометра моральной правильности.
Гриффит не считала себя одинокой в этом моральном поиске. Она редактировала сборник произведений женщин-драматургов, таких как Элиза Хейвуд и Афра Бен . Хотя в то время эти женские пьесы были связаны с сексуальной безнравственностью, Гриффит вместо этого утверждал, что эти женщины были драматургами-преподавателями, которые пытались научить мир правильной морали. Вероятно, это была первая переоценка творчества Бена в частности, а также работ женщин-писателей в целом, и она иллюстрирует то важное значение, которое Гриффит придавала надлежащей морали.
Современный прием
[ редактировать ]При жизни Гриффит, вероятно, больше всего ценили за письма между ней и ее мужем, которые были опубликованы в шести томах. Серия подлинных писем между Генри и Фрэнсис (1757–1770) была знаменитой серией, в которой были представлены отредактированные письма мистера и миссис Гриффит в процессе их ухаживания к браку. В «письмах» подлинная сентиментальность является способом рассуждения , и женщин, кажется, привлекает Гриффит как образец женственности, иллюстрирующий такие востребованные качества, как интеллект, размышление и юмор. Фрэнсис Берни написала в своем дневнике, что « Письма » «вдвойне приятны и очаровательны для меня своей искренностью - они усилили мое удовольствие от подробного , проникновенного письма и воодушевили меня в моих попытках высказать мнение о книгах, которые я читаю». [3]
Ее пьесы получили неоднозначные отзывы. В «Словаре литературной биографии» говорится, что рецензенты произведений Гриффита иногда жаловались «на плохой сюжет или отсутствие происшествий», но в целом аудиторию привлекали «замечательные» чувства и мораль Гриффита (175). Хотя зрители иногда жаловались, что ее женские персонажи были слишком выдвинуты на передний план, женщины Гриффит часто были серьезными персонажами с хорошо развитыми личными ценностями. Во многих своих работах Гриффит считалась моралисткой, и иногда ее обвиняли в неприличном использовании сатиры, поскольку она не считалась женской.
Наименее успешной пьесой Гриффита была «Жена справа» , которая открылась 9 марта 1772 года. После открытия было объявлено о втором показе на следующий вечер. Толпа ответила «криками за и против [...] были брошены яблоки и полпенса, сломана люстра». [3] , и выступление было отменено. Эта неожиданная неудача вынудила Гриффита опубликовать пьесу по подписке; Среди подписчиков были Гертруда Рассел, герцогиня Бедфорд , Эдмунд Берк , Джеймс Босуэлл , Элизабет Монтегю и сэр Джошуа Рейнольдс . [3]
Недавние исследования
[ редактировать ]Согласно «Литературно-биографическому словарю» , современные историки драмы обычно считают пьесы Гриффита «непримечательными, часто драматически неумелыми и утомительно сентиментальными» (175). Современные читатели часто чувствуют себя некомфортно из-за противоречивых отношений между способностями женщин и женским долгом, а также общим тоном подчинения мужчинам, заложенным в пьесе.
Хотя научных работ о жизни и литературе Гриффит осталось очень мало, ее работы представляют собой как интересную жизнь, так и иллюстрацию борьбы обычной женщины со скромным достатком, пытающейся сделать карьеру в 18 веке. Хотя она и не так известна в наше время, как ее современники (например, Сюзанна Сентливр ), она, безусловно, была плодовитым писателем в свое время и к моменту своей смерти сделала свое имя в литературном мире.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Элизабет Гриффит в Архиве поэзии восемнадцатого века (ECPA)
- Работы Элизабет Гриффит в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Миллисент Хаус, Килдэр, Ирландия [1]
- Элизабет Эгер, «Гриффит, Элизабет (1727–1793)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, по состоянию на 11 ноября 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Британский театр Белла: состоящий из самых уважаемых английских пьес , Том 30.
- ^ Эгер, Элизабет. «Гриффит, Элизабет (1727–1793)». Оксфордский национальный биографический словарь Элизабет Эгер. Ред. HCG Мэтью и Брайан Харрисон: OUP, 2004. Онлайн-ред. Лоуренс Голдман, май 2015 г. < http://www.oxforddnb.com/view/. артикул/11596 >.
- ^ Паре, LG « Семена: история жизни матриарха» , Люси Гриффит Паре (с Антуаном Паре), Les Entreprises de Carpent Perdu Inc., Сент-Люси-де-Лаурентид, Квебек, Канада, 1984, стр. 305–306 .
- ^ Ставс, Сьюзен. «Элизабет Гриффит». Реставрация и драматурги восемнадцатого века: третья серия. Эд. Паула Р. Бэкшайдер. Детройт: Гейл, 1989. Литературно-биографический словарь, том. 89. Литературный ресурсный центр. Веб. 1 декабря 2015 г.
- ^ Напье, Элизабет Р. «Элизабет Гриффит». Британские романисты, 1660–1800. Эд. Мартин К. Баттестин. Детройт: Гейл, 1985. Литературно-биографический словарь, том. 39. Литературный ресурсный центр. Веб. 1 декабря 2015 г.
- «Элизабет Гриффит». Английская драма, 1660–1800: Путеводитель по источникам информации . Фредерик М. Линк, изд. Детройт: Gale Research, 1976. 199.
- Финберг, Мелинда К. Женщины-драматурги восемнадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2001.
- Гриффит, Элизабет. Письма, адресованные молодым замужним женщинам . Филадельфия: Тернер, 1796.
- Гриффит, Элизабет. Деликатное бедствие. Синтия Бут Риккарди и Сьюзен Стейвс, изд. Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки, 1997.
- Стейвз, Сьюзен. «Элизабет Гриффит». Словарь литературной биографии: Реставрация и драматурги восемнадцатого века, третья серия . Детройт: Gale Research, 1989.
- Автор и Bookinfo.com
- 1720-е годы рождения
- 1793 смерти
- Ирландские писательницы XVIII века
- Ирландские писатели XVIII века
- Ирландские драматурги и драматурги XVIII века.
- Ирландские романисты XVIII века.
- Ирландские женщины-драматурги и драматурги
- Ирландские женщины-эссеистки
- ирландские эссеисты
- Ирландские женщины-писатели
- Писатели готической фантастики
- Британские эссеисты XVIII века