Российское антимонопольное законодательство
Вопросы антимонопольного законодательства в России регулируются одним законом: Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вступившим в силу 26 октября 2006 года. [ 1 ] «Третий антимонопольный пакет», вступивший в силу в январе 2012 года, свидетельствует об общей тенденции либерализации антимонопольного регулирования. [ 1 ] Действительно, заявленная цель заключалась в том, чтобы привести Россию в большее соответствие с европейскими правилами конкуренции.
История
[ редактировать ]Российский закон о конкуренции был ратифицирован Верховным Советом СССР в марте 1991 года . На заключительных этапах гласности и ухудшения привязи СССР различные советские республики увидели необходимость регулирования и стабилизации торговли. В марте 1991 года представители Верховного Совета СССР ратифицировали Закон « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке», который после выхода из СССР стал антимонопольной политикой внутри России. [ 2 ] Закон о защите конкуренции 2006 года призван вернуть эту политику обратно в закон. [ 3 ] [ 4 ]
Федеральный закон № 135-ФЗ
[ редактировать ]Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» принят 26 июля 2006 г. и вступил в силу 26 октября 2006 г.
Федеральная антимонопольная служба
[ редактировать ]Закон был «инициирован и разработан» Федеральной антимонопольной службой России (ФАС) ( русский : Федеральная антимонопольная служба России, ФАС России органом власти федерального уровня ), исполнительным , контролирующим соблюдение антимонопольного законодательства и конкуренции. Возглавляемая Игорем Артемьевым , она была создана Указом Президента России №314 от 9 марта 2004 года. [ 5 ]
Закон также наделяет ФАС полномочиями по одобрению сделок по слиянию компаний, предусматривая различные комбинации пороговых значений активов объединяющихся компаний, превышение которых потребует предварительного одобрения ФАС. Сфера регулирования ФАС сосредоточена на товарном рынке и финансовых услугах с полномочиями в отношении операций и сделок не только на территории Российской Федерации, но и тех, которые происходят за пределами России и которые могут иметь антиконкурентные последствия на российском рынке. . [ 6 ] Как и в случае с тенденцией в США и Европейском Союзе , ФАС также привлекла Microsoft к ответственности за антиконкурентное поведение, подав на Microsoft в суд 4 июня 2009 года. В 2021 году ФАС оштрафовала корпорацию поисковых систем Google за предполагаемое нарушение требований российского законодательства. закон о рекламе. [ 7 ]
Доминирование
[ редактировать ]Помимо западноевропейских законов о конкуренции, направленных против доминирования, Закон о конкуренции в России прямо предполагает существование доминирования, определяя пороговые значения.
- Компания считается «предполагаемой доминирующей», если ей принадлежит более 50% доли рынка.
- Доминирование должно быть установлено ФАС, если компания занимает более 35% доли рынка [ 1 ]
- Компания с долей рынка менее 35%, как правило, не считается доминирующей, если только ФАС не установит обоснование доминирования на основании таких факторов, как анализ конкуренции на рынке и стабильность рыночной доли.
- Коллективное доминирование существует, если рыночная доля каждого предприятия превышает 8% , а совокупная рыночная доля: [ 1 ]
- Превышает 50% для не более чем 3 субъектов
- Превышает 75% для не более чем 5 субъектов
- «безопасной гавани» Маржа в размере до 20 % рыночной доли на компанию для соглашений между компаниями разных сегментов цепочки поставок.
Прочие положения
[ редактировать ]Закон также налагает ограничения на помощь и политику государственных закупок федеральных, провинциальных или муниципальных органов власти, которые в противном случае способствовали бы антиконкуренции.
Помимо отдельного закона о конкуренции, в Кодекс административных правонарушений также были внесены поправки, ужесточающие ответственность за антиконкурентную практику. Карательные меры против антиконкурентной практики назначаются в процентах от доходов компании. Директора компаний могут быть привлечены к уголовной ответственности в случаях неоднократного злоупотребления – например, установления высоких монопольных или низких монопольных цен, необоснованного уклонения от исполнения договоров с отдельными покупателями, создания препятствий выходу на рынок других субъектов – и могут быть приговорены к тюремному заключению до к 7 годам лишения свободы. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Чернышов, Григорий (26 апреля 2012 г.). В центре внимания Москва: последние изменения в российском конкурентном законодательстве . В центре внимания Москва: последние изменения в российском конкурентном законодательстве. Уайт энд Кейс Москва.
- ^ Законодательная конкуренция в Российской Федерации: новый вызов антимонопольной политике (Доклад). Том. 22 декабря 1995 г. Антимонопольный бюллетень.
- ^ Антимонопольное регулирование (Отчет). Консеко Пресс.
- ^ Брайан Л. Зимблер и Кирилл Окороченков (2006). Новый антимонопольный закон России: краткий обзор (доклад). Путеводитель по России и Евразии.
- ^ Веб-сайт Федеральной антимонопольной службы (на английском языке)
- ^ Федеральная антимонопольная служба России судится с Microsoft (Отчет). PanARMENIAN. 2009.
- ^ «Антимонопольный регулятор неоднократно штрафовал Google за ненадлежащую рекламу» . ТАСС . Проверено 9 сентября 2021 г.