Случайная машина времени
![]() Издание в мягкой обложке | |
Автор | Джо Холдеман |
---|---|
Художник обложки | Аннетт Фиоре-ДеФекс |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Эйс Книги |
Дата публикации | август 2007 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 275 (издание для массового рынка) |
ISBN | 978-0441014996 |
«Случайная машина времени» — научно-фантастический роман, написанный Джо Холдеманом и опубликованный издательством Ace Books в 2007 году. История рассказывает о главном герое Мэтью Фуллере, научном сотруднике по физике Массачусетского технологического института , который случайно создает машину, которая может только прыгать. вперед во времени, каждый раз на экспоненциально более длительные периоды. Фуллер отправляется в 2252 год, где он обнаруживает, что общество было уничтожено войной и превратилось в теократию, основанную на Втором пришествии Иисуса, которое произошло 71 год назад, и в 4346 год, где он обнаруживает, что обществом управляет искусственный интеллект. К Фуллеру присоединяются Марта из 2252 и Ла из 4346, которые путешествуют дальше в будущее, пока не встретят других путешественников во времени, которые смогут отправить их назад во времени. Роман исследует темы общественной и индивидуальной восприимчивости к формам автократии . Роман стал финалистом премий Nebula Award и Locus Award .
Фон
[ редактировать ]Американскому писателю-фантасту Джо Холдеману на момент публикации «Случайной машины времени» было 64 года . Его самой известной работой была серия «Вечная война» , два романа которой получили премии «Хьюго» и «Небьюла» . Его последние романы «Камуфляж» и «Старая двадцатая» были опубликованы в 2004 и 2005 годах соответственно, причем «Камуфляж» получил премию «Небьюла» как лучший роман . В это время Холдеман также работал адъюнкт-профессором, преподававшим письмо в Массачусетском технологическом институте , где «Случайной машины времени» частично происходит действие .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Главный герой, Мэтью Фуллер, научный сотрудник профессора физики Джонатана Марша в Массачусетском технологическом институте, в 2057 году создает калибратор , поставляющий один фотон в единицу времени. Когда он нажимает кнопку сброса, окно неожиданно исчезает на одну секунду. Когда он нажимает кнопку второй раз, он обнаруживает, что она исчезает примерно на 10 секунд. В третий раз он исчезает чуть меньше чем на три минуты. Фуллер приходит к выводу, что он движется вперед во времени с интервалами, примерно в 11,8 раз превышающими предыдущий интервал, а также делает вывод, как увлечь за собой другие объекты, такие как он сам. При седьмом нажатии кнопки Фуллер и ящик переносятся на 39 дней в будущее и неожиданно приземляются на оживленной дороге. Его арестовывают по подозрению в убийстве, но его освобождает из тюрьмы анонимный человек, который, как он полагает, является самим собой из будущего. Он продолжает двигаться вперед, 465 дней, затем 15 лет, когда его приветствует профессор Марш, который выследил Фуллера и рассчитал теоретическую физику путешествий во времени (и выиграл премию за это Нобелевскую премию ).
Неудовлетворенный, Мэтт отправляется в 2252 год, где узнает, что Второе пришествие Иисуса произошло и привело к Годовой войне. Сегодня обществом управляет теократия, возглавляемая Иисусом, и оно избегает технологий. Иисус ожидал появления Фуллера в Массачусетском институте теософии, где он был назначен профессором, а студентка по имени Марта была его ассистентом. Пока Фуллер пытается научно обосновать кажущееся всемогущество Иисуса, Иисус приказывает Фуллеру уничтожить машину времени, но вместо этого он убегает вместе с Мартой и приземляется в 4346 году за пределами Калифорнии . Там они находят общество, в котором все человечество богато и удовлетворено до апатии. Именно здесь они сталкиваются с искусственным интеллектом по имени Ла, который управляет Лос-Анджелесом . Ла интересуется своей собственной смертностью, и, узнав о машине времени Мэтта из исторических записей, она желает присоединиться к нему в путешествии на край времени ( тепловая смерть вселенной ), чтобы узнать, может ли она умереть.
Мэтт и Марта начинают получать сообщения во сне от существ, которые кажутся Мэтту будущими версиями его самого, а Марте - Иисусом . Он/они предупреждают Мэтта и Марту о готовности Ла пожертвовать своей жизнью ради достижения своей цели и советуют им тянуть время, чтобы позволить им наверстать упущенное. Мэтт и Марта в сопровождении Ла на космическом корабле начинают путешествовать дальше в будущее, открывая для себя все более незнакомые виды жизни, включая андрогинную эволюцию человечества и расу разумных медведей . Путешественники во времени не всегда приветствуются - некоторые общества будущего были опустошены болезнями, принесенными из прошлого такими путешественниками, к которым у будущих людей не было иммунитета, и поэтому рассматривают их как опасную угрозу.
После конфронтации, в которой им едва удалось избежать убийства Ла, они встречают людей, которые посылали им подсознательные сообщения. Эти существа говорят Мэтту и Марте, что будущее становится все более чуждым и неприятным, и предлагают отправить их обратно во времени, позволяя Ла продолжить прыжок вперед во времени. Существа могут указать либо точное время, либо точное место, куда будут отправлены Мэтт и Марта, но не то и другое (это ограничение похоже на принцип неопределенности ). Обеспокоенные тем, что пара, возможно, материализуется посреди океана или внутри горы, они предпочитают уточнить местонахождение и отправляют их в Массачусетский технологический институт.
По прибытии они обнаруживают, что на дворе конец 19 века, а главный кампус Массачусетского технологического института в Кембридже еще не построен. Не имея другого выбора, они живут в этом обществе, где Мэтт изучает и преподает физику, чему в значительной степени способствуют его глубокие познания как в физике, так и в исторических событиях. Однако он старается не изменить историю – например, он не опережает Альберта Эйнштейна в «открытии» теории относительности , как он легко мог бы сделать; скорее, он старается выглядеть талантливым, но не выдающимся профессором. У Мэтта и Марты несколько детей, и в конце книги выясняется, что профессор Марш (профессор Мэтта в Массачусетском технологическом институте в середине 21 века) на самом деле является потомком Мэтта.
Хронология и список обществ
[ редактировать ]- 2 февраля 2058 г.: Первый прыжок Мэтта - 39 дней. Появляется посреди улицы, все еще в Бостоне, штат Массачусетс .
- 15 мая 2059 г.: 465 дней спустя. Появляется на оживленной трассе.
- 2074: 15 лет спустя. Мэтт появляется на поле стадиона под названием «Спортивный центр Мэтью Фуллера». Общество похоже на 2057 год, но с достижениями в области науки и техники и новыми культурными тенденциями, такими как шрамы на лице.
- 2252: 177 лет спустя. Мэтт появляется недалеко от границы Нью-Гэмпшира в теократическом обществе, которым управляет существо, утверждающее, что он Иисус. Жители избегают технологий и изучения истории до Годовой войны, которая, по их мнению, велась между верующими и неверующими в Иисуса после его Второго пришествия . Они называют год 71.
- 4346: 2094 года спустя. Мэтт и Марта прибывают недалеко от Калифорнии в общество, которым управляет искусственный интеллект по имени Ла. Кажется, здесь нет бедности и болезней, а жители живут по правилам бартера, ориентированного на материальные блага.
- 24 709 лет спустя. Марта, Ла и Мэтт приземляются в Тихом океане у побережья Индонезии и отправляются в Австралию и Америку. Их встречает голограмма, которая не позволяет им контактировать с обществом из-за его опыта борьбы с болезнями, передаваемыми другими путешественниками во времени. В противном случае они сталкиваются с биоинженерными динозаврами и медвежьими людьми.
- 320 000 лет спустя. Кажется, на Земле нет жизни, и они отправляются на Луну. Они сталкиваются только с большими враждебными механическими существами.
- 3,5 миллиона лет спустя. Они встречают шестерых других путешественников во времени, которые отправляют Марту и Мэтта в прошлое, а Ла — в будущее.
- 1898. Марта и Мэтт возвращаются в Бостон.
Стиль и темы
[ редактировать ]Будущее, которое он посещает, — это скорее комментарии к современному обществу, а не попытки Холдемана предсказать, каким оно будет на самом деле. Но наука звучит хорошо, и использование других миров для комментирования своего настоящего — это жизнеспособный, информативный и занимательный литературный прием, корни которого уходят корнями в Джонатана Свифта , а, возможно, и дальше.
— Шарль де Линт , фэнтези и научная фантастика [ 1 ]
Как и другие художественные произведения, изображающие путешествия во времени , «Случайная машина времени» — это поучительная история. [ 1 ] [ 2 ] Роман иллюстрирует склонность народа к самодержавию . Главный герой Фуллер с подозрением относится к фигуре Иисуса, которая, кажется, контролирует общество в 2252 году. После того, как он пытается избежать теократии , он беспрекословно подчиняется столь же автократическому искусственному интеллекту Ла, который контролирует общество в 4346 году. Фуллер описывается как ученый и атеист , что делает его более восприимчивым к принятию научно контролируемого общества и подозрительным к теократии. Заподозрив, что Ла намерен бросить или предать его, и оказавшись во все более негостеприимной и чужой среде, Мэтт снова беспрекословно следует указаниям голосов, которые он слышит во сне, как это делает Марта (но в ее случае потому, что она верит, что они быть от Иисуса). Эту историю сравнивали с Герберта Уэллса » «Машиной времени за предупреждения о теократических мистификаторах и опасности самоуспокоенности. [ 3 ]
«Случайную машину времени» сравнивали и противопоставляли более ранним работам Холдемана из серии «Вечная война» , в которой аналогично рассказывается о путешествии главного героя в будущее. Однако в «Вечной войне » история рассказана с точки зрения солдата, испытывающего замедление времени, и основное внимание уделяется социальным системам, а не ученым, целенаправленно решившим идти вперед, а основной темой были политические и экономические системы. [ 3 ]
Публикация и прием
[ редактировать ]«Случайная машина времени» была выпущена в США 7 августа 2007 года в твердом переплете издательством Ace Books , научно-фантастическим издательством Berkley Books of the Penguin Group . Версии в мягкой обложке и электронная книга были выпущены годом позже, 29 июля 2008 года. Аудиокнига, озвученная Кевином Фри, была опубликована издательством Recorded Books в сентябре 2008 года. Книга была номинирована на премию Nebula Award 2008 как лучший роман . [ 4 ] и премия Locus Award 2008 года за лучший научно-фантастический роман . [ 5 ] [ 6 ]
Роман был охарактеризован как «веселой и увлекательно читаемый». [ 7 ] и вдумчивый. [ 2 ] [ 8 ] [ 9 ] Рецензент Magill Book Reviews обнаружил, что «к числу ярких моментов относятся ловкие зарисовки Холдемана интригующе изменившегося мира в разные периоды, отношения между Мартой и Мэттом и удовлетворительный выбор вернуть их из инопланетного, энтропийного далекого будущего в место, и период, который предлагает комфорт и награды». [ 10 ] Однако рецензенты также отметили неравномерный темп с медленным началом и «неистовой финальной серией глав». [ 11 ] Рецензент Карен Бёрнем в «Странных горизонтах» написала: «В конце концов, я думаю, что эта книга могла бы быть лучше, если бы мы сразу перешли к делу, исключив большую часть первой трети и потеряв романтическое образование Марты. Тогда это могло бы быть опубликовано как новелла, а не как роман». [ 3 ]
Взгляд Холдемана на эти общества грядущих столетий интригует и даже правдоподобен, хотя мне искренне жаль, что он не провёл больше времени в некоторых из них. Как только мы освоились, он снова отправился к следующему. Мне бы хотелось, чтобы Мэтт дольше оставался в будущей теократии (где буквально правит Иисус) и в будущей бартерократии (из-за отсутствия лучшего слова), поскольку они оба были многообещающими. Deus ex machina, который вступает в игру ближе к концу, тоже не зажег меня; [...] Я не знаю, чего именно я ожидал; в конце концов, мы знали, что путешествие было в один конец, и если Мэтту суждено было когда-либо вернуться в прошлое (что, как многие предполагали, и произошло), ему пришлось столкнуться с чем-то, способным повернуть процесс вспять. Думаю, в этом вопросе все, казалось, закончилось довольно внезапно. Эта книга могла бы быть длиннее на несколько сотен страниц, и я был бы счастлив.
- Майкл М. Джонс, « Случайная машина времени ». Сайт СФ . 2007. 14 октября 2010.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Де Линт, Чарльз (декабрь 2007 г.). «Книги, которые нужно искать». Фэнтези и научная фантастика . 113 (6): 27–28.
- ^ Jump up to: а б Кассада, Джеки (июль 2007 г.). «Случайная машина времени». Библиотечный журнал . 132 (12): 80.
- ^ Jump up to: а б с Бернэм, Карен (10 декабря 2007 г.). «Обзоры: Случайная машина времени Джо Холдемана» . Странные горизонты . Проверено 24 октября 2019 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 2007 года» . Миры без конца . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ «Финалисты премии Locus Awards» . Публикации Локуса . 23 апреля 2008 года . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 2008 года» . Миры без конца . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ Симпсон, Мартин. (15 июня 2007 г.). «Случайная машина времени». Обзоры Киркуса . 75 (12): 584.
- ^ «Финалисты премии Locus Awards» . Издательский еженедельник . 11 июня 2007 года . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ Хейс, Карл (июль 2007 г.). «Случайная машина времени». Список книг . 103 (21): 41.
- ^ Симпсон, Мартин. (февраль 2008 г.). «Случайная машина времени». Рецензии на книгу Мэгилла .
- ^ Вагнер, Томас М. (2007). «Случайная машина времени» . SFReview.net . Проверено 14 октября 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Случайная машина времени в Worlds Without End
- Американские романы 2007 года
- Романы Джо Холдемана
- Научно-фантастические романы 2007 года
- Романы о путешествиях во времени
- Фантастика, действие которой происходит в 2058 году.
- Романы, действие которых происходит в 2050-х годах.
- Действие фантастики происходит в 2059 году.
- Фантастика, действие которой происходит в 2074 году.
- Романы, действие которых происходит в 2070-х годах.
- Романы, действие которых происходит в 23 веке.
- Художественная литература, действие которой происходит в пятом тысячелетии.
- Художественная литература, действие которой происходит в 7-м тысячелетии или позже.
- Религия в научной фантастике