Мастер Аахенского алтаря

Неимя « Мастер Аахенского алтаря» присвоено анонимному художнику поздней готики , работавшему в Кёльне между 1495 и 1520 годами. [ 1 ] или 1480 и 1520, [ 2 ] назван в честь своей главной работы — триптиха «Аахенский алтарь», принадлежащего казначейству Ахенского собора . Наряду с Мастером Святого Северина и Мастером легенды о Святой Урсуле, он входит в группу художников, которые работали в Кельне в начале шестнадцатого века и были последними значительными практиками поздней готической живописи в Кельне.

Стиль
[ редактировать ]Как и всех художников Кельна второй половины пятнадцатого века, Мастера Ахенского алтаря нельзя отождествить ни с одним из художников, упомянутых в архивах того периода. Поскольку точные даты и источники почти полностью отсутствуют, атрибуцию произведений приходится проводить путем стилистических сравнений.
Что отличает его работы от современников, так это энергичный темперамент, который он вложил в свои изображения. Это проявляется в беспокойном движении его фигур, плотно упакованных сценах, бурных композициях, богатых контрастах, атмосферных пейзажах, современных архитектурных темах и яркости красок. Его работы характеризуются удивительными, часто радикальными внешними влияниями, такими как натуралистическое изображение симптомов больного сифилитом . человека, [ 3 ] и ребенок с синдромом Дауна на Аахенском алтаре.
В изображении людей Мастер Аахенского алтаря демонстрирует способность создавать индивидуальные портреты, как, например, в реалистичном изображении основателя Штифта на рередо в Ливерпуле , а также в изображении Иоганна фон Мелема Младшего, сын кёльнского патриция Франкфуртского Иоганна фон Мелема . Это изображение сейчас выставлено в Старой пинакотеке в Мюнхене , и его обычно приписывают Мастеру Аахенского алтаря. Что Иоганн фон Мелем Младший, а также его тесть, мэр Кельна и оптовый торговец Герман Ринк были среди клиентов художника, помимо создания Ахенского алтаря для религиозного ордена кармелитов и настенной росписи для Кельнского ордена. Семья Харденрата свидетельствует о высоком уважении, которым пользовался Мастер Аахенского алтаря.
Влияния и воздействия
[ редактировать ]Корни Мастера Аахенского алтаря в кельнской живописи не подлежат сомнению. Его близость к Мастеру Священного Рода , очевидная как в стилистических вопросах, так и в принятии сюжетов и мотивов, позволяет предположить, что Мастер Аахенского алтаря получил образование в мастерской Мастера Священного Рода. Мастер Святого Северина также оказал важное влияние на Мастера Аахенского алтаря, о чем свидетельствует сходство их фигур и методов живописи. Возможно сотрудничество в качестве подмастерьев в этой мастерской. Зрелые работы Мастера Ахенского алтаря, такие как панели Марии, демонстрируют явное влияние Мастера Алтаря Святого Варфоломея . Далее художник позаимствовал важные намеки у нидерландских художников, таких как искусство Хуго ван дер Гуса .
Влияние, которое Мастер оказал на более поздних художников, похоже, не было большим. Однако некоторые работы Бартеля Брюйна Старшего раскрывают детальное понимание работы Мастера Аахенского алтаря и предполагают, что Брюн часто взаимодействовал с сочинениями более раннего Мастера.
Работает
[ редактировать ]Время между самой ранней работой « Поклонение королей в Бонне» (1493–1495) или «Портретом Иоганна фон Мелема» (1492–1497) и его последней работой «Аахенский алтарь» (1515–1520) дает представление о добрых двадцать лет. Более длительный период деятельности нельзя приписать Мастеру. Лишь относительно небольшое количество работ можно с уверенностью идентифицировать как работу Мастера: два ретабла, разрушенная настенная живопись, два рисунка и семь отдельных панно, некоторые из которых большего формата:
Алтари
- Страстный триптих , 1505-1510. Центральная панель: Национальная галерея , Лондон . Левая панель, интерьер Пилат, моющий руки , внешний вид Месса Святого Григория , Художественная галерея Уокера , Ливерпуль . Правая панель, интерьер Оплакивание Христа , экстерьер Коленопреклоненные доноры , Художественная галерея Уокера, Ливерпуль. Вероятно, это пожертвование Св. Колумбе в Кельне коленопреклоненными жертвователями, изображенными на правой панели, чьи гербы идентифицируют их как Германа Ринка и его жену Гертруду фон Даллем.
- Ахенский алтарь , 1515-1520 гг., Сокровищница Ахенского собора , Ахен . Вероятно, идентичен алтарю, засвидетельствованному в монастыре кармелитов в Кельне . Дарителя в кармелитском облачении на алтаре нельзя идентифицировать с известным историческим персонажем — нет вообще никаких подтверждений идее о том, что это Теодерикус де Гауда, которая некритически повторяется в древней литературе. [ 4 ]
Рисунки
- Поклонение королей , 1505–1510, Кабинет рисунков Лувра , Париж . Этот набросок пером и тушью представляет собой этюд к панно «Поклонение царям», выставленному в Берлине.
- Воскресение Лазаря , 1510–1515, Купферстичкабинетт , Берлин . Перо и чернила.
Одиночные панели
- Портрет Иоганна фон Мелема , 1492–1497, Старая пинакотека , Мюнхен . Субъект, оптовый торговец из Франкфурта Иоганн фон Мелем Младший, родился в 1455–1460 годах, и в надписи указан его возраст - 37 лет, что дает приблизительную дату создания работы.
- Поклонение королей , 1493–1495, Рейнский земельный музей , Бонн (аренда).
- Поклонение королей , 1505–1510, Gemäldegalerie , Берлин . Панель обозначена знаком дома в левом нижнем углу как пожертвование Иоганна Пети из Кельна, вероятно, для Кельнского Чартерхауса .
- Христос как Спаситель мира , 1505–1510, Музей Вальрафа-Рихарца , Кёльн .
- Мария с Младенцем между Святой Екатериной и Святой Урсулой , 1510 год, Частное собрание .
- Месса Святого Григория , 1510–1515, Музей Catharijneconvent , Утрехт .
- Мария с Младенцем и ангелами, играющими музыку , 1515 год, Старая пинакотека , Мюнхен .
Библиография
[ редактировать ]- Марита — Беренс-Юрку. Мастер Аахенского алтаря. Майнц 2002 (Майнц, Университет, диссертация, 2000).
- Ульрика Нюрнбергер. Поворотный момент. Два кёльнских художника около 1500 года. Младший мастер Святого Родства, мастер Аахенского алтаря (= картины в фокусе ). Картинная галерея – Государственные музеи в Берлине Прусское культурное наследие, Берлин, 2000 г., ISBN 3-88609-310-7 (каталог выставки, Государственные музеи Берлина, Gemäldegalerie, 17 марта – 18 июня 2000 г.).
- Франк Гюнтер Цендер . Каталог старых кельнских картин (= Каталоги музея Вальрафа-Рихарца. Том 11, ISSN 0588-3431 ). Венаанд, Кельн, 1990.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марита Беренс-Юрку, Мастеру Аахенского алтаря. Майнц 2002, пас.
- ^ Герта Лепи, Георг Минкенберг, Сокровищница Ахенского собора , Бримберг, Аахен, 1995, ISBN 3-923773-16-1 , с. 47.
- ^ Эгон Шмитц-Кливер, Изображение сифилиса на так называемом Аахенском алтаре Кельнской школы живописи (около 1510 г.) в Архиве дерматологии и сифилиса. Том 192 № 2 (1950), стр. 164-174, ISSN 0365-6020 два : 10.1007/BF00362168 .
- ^ М. Беренс-Юрк, Der Meister des Aachener Altars, 2002, кат. 1, нет. 3–5.