Проект Изингласс
Проект Изингласс | |
---|---|
Роль | Самолет-разведчик |
Статус | Отменено в 1967 г. |
Основной пользователь | Центральное разведывательное управление |
Количество построенных | 0 |
Проект Isinglass — кодовое название, присвоенное двум строго засекреченным самолетам-разведчикам с экипажем, изучавшимся Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) в качестве потенциальной замены Lockheed A-12 и SR-71 в середине 1960-х годов. [ 1 ] Первое предложение под названием Isinglass - высотный самолет, способный летать со скоростью 4–5 Маха (4900–6100 км / ч; 3000–3800 миль в час), было сочтено недостаточным достижением по сравнению с существующими самолетами; вторая, гораздо более совершенная конструкция, иногда называемая Project Rheinberry , [ 2 ] представлял собой планирующий самолет с ракетным двигателем , развивающий скорость 20 Маха (24 500 км / ч; 15 200 миль в час), который должен был использовать очень высотную траекторию, чтобы избежать защиты. Разработка этого самолета была сочтена слишком дорогостоящей, и в 1967 году от проекта отказались.
Происхождение
[ редактировать ]Проект Isinglass был разработан в результате уязвимости существующих пилотируемых самолетов-разведчиков, таких как Lockheed U-2 и Lockheed A-12 , для советской ПВО в начале 1960-х годов, чему способствовал сбитый в мае 1960 года самолет Фрэнсиса Гэри. Полномочия . [ 3 ] Хотя продолжались планы облететь Советский Союз на самолете А-12, который ЦРУ называл проектом Oxcart. [ 4 ] – этому не суждено было сбыться, [ 3 ] и ЦРУ начало планировать создание самолета с превосходными характеристиками, который заменит Oxcart. [ 5 ]
Предложение Конвэйра
[ редактировать ]Первоначальный самолет, предложенный под названием Project Isinglass Convair был разработан подразделением компании General Dynamics , на основе работ, проделанных по программам Super Hustler , FISH и Kingfish , а также на основе работы, проделанной над F-111. тактическим бомбардировщиком . [ 5 ] В конструкции Convair использовались авионика и гидравлические системы, которые были разработаны для использования на F-111 и были предназначены для полета со скоростью от 4 до 5 Маха на высоте 98 000 футов (30 км). Технико-экономическое обоснование, проведенное General Dynamics, было завершено осенью 1964 года; Было установлено, что самолет слишком дорогостоящий, а также все еще считается потенциально уязвимым для прогнозируемых возможностей советской ПВО, поэтому проект был остановлен. [ 5 ]
Предложение Макдоннелла
[ редактировать ]Проектирование и разработка
[ редактировать ]Модель 192, построенная компанией McDonnell Aircraft в 1965 году, обычно считается частью проекта Isinglass, однако в некоторых документах самолет упоминается как имеющий кодовое название Project Rheinberry. [ 5 ] Предложенный Макдоннеллом планирующий самолет, представленный ЦРУ независимо от предложений Convair Isinglass, представлял собой небольшой ракетный корабль с экипажем и высоким аэродинамическим качеством. [ 6 ] он будет запущен с воздуха бомбардировщиком B-52 во время полета над Атлантическим океаном. [ 3 ] Самолет запустит ракетный двигатель и выберет траекторию, которая позволит ему пролететь над Советским Союзом со скоростью 20 Маха. [ 1 ] [ 5 ] [ № 1 ] и на высоте более 200 000 футов (61 км), [ 5 ] перед тем, как спуститься над Тихим океаном и приземлиться на озере Грум , штат Невада , в качестве планера приземлиться на дно озера с помощью полозкового шасси. [ 3 ]
Считалось, что концепция Isinglass/Rheinberry превосходит спутники-шпионы по ряду показателей, включая быстрое время выполнения работ и возможность быстрого реагирования. [ 3 ] Поскольку из бюджета ЦРУ было мало средств, Макдоннелл разработал самолет на собственные средства, хотя техническая поддержка, полученная от Oxcart, была предоставлена ЦРУ. [ 3 ] Модель McDonnell Model 192 имела форму, похожую на форму космического корабля "Шаттл" , хотя и значительно уменьшенную в размерах. [ 3 ] Модель самолета в поперечном сечении в 1/3 была построена для иллюстрации принципов, использованных при его конструкции. [ 3 ]
Моделирование показало, что самолет будет практически невозможно остановить существующей или проектируемой системой ПВО; даже ракеты «земля-воздух», вооруженные ядерными боеголовками, не могли сделать ничего лучше, чем заставить самолет изменить курс, чтобы избежать побочных эффектов взрывов. [ 3 ]
Отмена
[ редактировать ]За четырнадцать месяцев работы Макдоннелл довел самолет до такой степени, что были сделаны серьезные предложения по его постройке. [ 3 ] Ни у ЦРУ, ни у Национального разведывательного управления не было официальной потребности в таком самолете. Прогнозируемая стоимость самолета была астрономической: стоимость восьми самолетов прогнозировалась в 2,6 миллиарда долларов США в долларах 1965 года (с поправкой на инфляцию 25,14 миллиарда долларов США в 2024 году). [ 3 ] [ 7 ] сумма считается слишком высокой для имеющегося бюджета. [ 5 ] Также были опасения, что траекторию самолета можно принять за траекторию приближающейся баллистической ракеты. [ 3 ]
Когда ЦРУ не удалось получить одобрение на финансирование, Макдоннелл обратился с предложением ВВС США об этом проекте к . ВВС оказались не заинтересованы в принятии проекта ЦРУ. [ 3 ] несмотря на поддержку генерала Бернарда Шривера , начальника командования систем ВВС . [ 3 ] В конце 1967 года деятельность компании Isinglass была прекращена. [ 3 ] с безуспешной попыткой возродить проект в 1968 году. [ 3 ]
Разработка двигателя
[ редактировать ]Хотя разработка самолета Isinglass/Rheinberry велась на собственные средства McDonnell, [ 7 ] США профинансировала Лаборатория ракетных двигателей ВВС разработку предполагаемого двигателя Pratt & Whitney XLR-129 , предназначенного для использования в качестве ракетного двигателя многоразового использования. [ 8 ] Будет работать на жидком водороде и жидком кислороде и развивать тягу 250 000 фунтов -силу (1100 кН) на полном газу. Разработка XLR-129 продолжилась после отмены проекта Isinglass и рассматривалась для использования на космическом корабле "Шаттл" , но была отменена в начале 1970-х годов. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]- Аврора - самолет, по слухам
- Блэкстар (космический корабль)
- НАСА X-43 – беспилотный экспериментальный гиперзвуковой самолет США, 1991–2000 гг.
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Боинг Х-20 Дайна-Сор
- Локхид CL-400 Загар
- Локхид SR-71 Блэкберд
- Цыбин РСР - прототип самолета-разведчика Цыбина 1959 года.
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с «Документация к самолету-разведчику A-12 OXCART, отчет о ходе реализации программы, Приложение II, ISINGLASS» . ЦРУ , страница A01. 02.06.1967. Архивировано из оригинала (gif) 23 марта 2012 г. Проверено 2 января 2010 г.
- ^ Ришельсон 2001, стр.100.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р День 2010 года
- ^ Рич 1994, стр.201.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Предполагаемый преемник U-2: проект Oxcart, 1956–1968» . Центральное разведывательное управление. 1968-12-31. п. 49. Архивировано из оригинала (gif) 8 марта 2012 г. Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Свитман 2008
- ^ Jump up to: а б «Интервью с Джеймсом А. Каннингемом-младшим (директором отдела проектов развития)» . ЦРУ. 04.10.1983.
- ^ Атертон 1971, с. 2.
- Библиография
- Атертон, Роберт Р. (январь 1971 г.). «Программа многоразовых ракетных двигателей ВВС XLR129-P-1, том 1» . Уэст-Палм-Бич, Флорида: Pratt & Whitney Aircraft. Архивировано из оригинала 12 марта 2012 г. Проверено 5 декабря 2010 г.
- Дэй, Дуэйн А. (2010). «Летучая мышь из ада: продолжение OXCART ISINGLASS 22 Маха» . Космический обзор . Проверено 4 декабря 2010 г.
- Рич, Бен Р .; Лео Янош (1994). Скунс работает . Little, Brown & Co. Нью-Йорк: ISBN 0-316-74300-3 .
- Ричелсон, Джеффри (2001). Волшебники из Лэнгли: Внутри Управления науки и технологий ЦРУ . Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 978-0-8133-6699-9 .
- Свитман, Билл (1 мая 2008 г.). «Материалы Сандия обеспечивают гиперзвуковой полет». Международная организация оборонных технологий . Нью-Йорк: Неделя авиации и космических технологий.
- Дальнейшее чтение
- Роуз, Билл (2008). Секретные проекты: Военно-космические технологии . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-296-2 .