Дениз Шмандт-Бессера

Дениз Шмандт-Бессера (родилась 10 августа 1933 года в Ай, Марна , Франция) — франко-американский археолог и профессор искусства и археологии древнего Ближнего Востока на пенсии . Большую часть своей профессиональной карьеры она провела в качестве профессора Техасского университета . [1] Она наиболее известна своими работами по истории и изобретению письменности . Хотя ее исследование высоко цитируется, оно вызвало споры среди ученых. [2] [3] Споры, как подробно описано ниже, касаются интерпретации ранних токенов, особенно сложных; однако идея о том, что письменность возникла в результате подсчета, каталогизации, управления и операций с сельскохозяйственной продукцией, получила широкое признание.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Дениз Бессера родилась в семье юристов и виноделов. Ее раннее образование было в руках наставников. Ее семья эвакуировалась на юг Франции во время Второй мировой войны , после чего она училась в католической школе-интернате в Реймсе . Монахини школы направили ее на перспективную карьеру переводчика, для чего она провела несколько периодов в Ирландии и Германии, изучая языки. [1] Со своим будущим мужем Юргеном Шмандтом (философом и экспертом в области научной политики) она познакомилась в Бонне в 1954 году; они поженились в 1956 году. Жили в Париже, где в семье прибавилось трое сыновей (Александр, Кристоф, Филипп).
Решив возобновить учебу, она поступила в Школу Лувра . Она закончила учебу в 1965 году, после чего семья переехала в Кембридж, штат Массачусетс , где ее мужу предложили работу. Она подала заявку на стипендию в Музее археологии и этнологии Пибоди Гарвардского университета, чтобы изучить истоки использования глины в качестве пишущего материала на Ближнем Востоке. Ее первые результаты были опубликованы за 1978 год в книге «Самый ранний предшественник письменности» в журнале Scientific American . [1]
Она и ее семья переехали в Остин, штат Техас, в 1971 году, где она начала преподавать историю искусств.
Карьера
[ редактировать ]Шмандт-Бессера работал над происхождением письменности и счета . [4] и природа систем управления информацией в устных обществах. Среди ее публикаций по этим темам:
- Прежде чем писать (2 тома), Техасский университет Press, 1992;
- Как появилось письмо , Техасский университет Press, 1996;
- «История счета» , Морроу-младший, 1999 г. (детская книга);
- Когда пишу Met Art (Техасский университет Press, 2007); и
- многочисленные статьи в крупных научных и популярных журналах, в том числе Science , Scientific American , Archeology , American Journal of Archeology и Archeology Odyssey .
Ее работа широко освещалась в средствах массовой информации ( Scientific American, Science News, Time, Life, New York Times, The Washington Post, Los Angeles Times, Christian Science Monitor ). Она была показана в нескольких телевизионных программах, таких как Out of the Прошлое (канал Discovery), Discover (канал Disney); «Природа вещей» (CBC), «Поиск решений» (PBS) и «Говори правду» (NBC).
Она вышла на пенсию в 2004 году с должности профессора искусства и ближневосточных исследований Техасского университета в Остине .
В своей последней книге When Write Met Art (2007) Шмандт-Бессера исследовала влияние грамотности на изобразительное искусство. Она показала, что до письменности искусство древнего Ближнего Востока в основном состояло из повторяющихся мотивов. условности месопотамского письма , такие как семантическое использование формы, размера, порядка и размещения знаков на табличке Но после написания к изображениям были применены , что привело к созданию сложных визуальных повествований. Она также показывает, как искусство, в свою очередь, сыграло решающую роль в эволюции письменности от простой системы учета до литературы, когда на памятниках искусства начали появляться погребальные и вотивные надписи.
В настоящее время Шмандт-Бессера интересуется когнитивными аспектами системы токенов , которая функционирует как расширение человеческого мозга для сбора, манипулирования, хранения и извлечения данных. Она изучает, как обработка растущего объема данных на протяжении тысячелетий привела людей к более абстрактному мышлению. Однако некоторые из ее выводов были подвергнуты сомнению более поздними исследователями. [5] [6] [7] [8] Она также продолжает свои исследования неолитической символики на месте Айн-Газаля , недалеко от Аммана , Иордания . [9]
Награды и почести
[ редактировать ]Шмандт-Бессера получила Премию Уолтера Дж. Онга за карьерные достижения; преподавательская премия Холлоуэя; Книжная премия Юджина Кейдена Пресс и Книжная премия Гамильтона. назвала ее выдающейся женщиной в области гуманитарных наук Американская ассоциация женщин-университетов .
Ее книга « Как возникла письменность » была включена журналом American Scientist в число 100 книг, которые сформировали науку в 20 веке. [10]
Она внесена в список « Кто есть кто в Америке» .
На 180-летии Кеньон-колледжа она получила почетную степень.
Критика
[ редактировать ]Соответствия между (простыми) жетонами и числовыми отпечатками позволяют предположить, что жетоны использовались в качестве числовых счетчиков в 4-м тысячелетии до нашей эры; хотя Шмандту-Бессерату часто приписывают открытие этих соответствий, первоначально они были замечены и опубликованы французскими археологами Пьером Амье. [11] [12] и Морис Ламберт [13] и другие ученые. [14] [15] За десятилетия, прошедшие после этих публикаций, эта идея получила широкое признание. Как заметил ассириолог Роберт К. Инглунд в 1998 году, «общее мнение в этой области имеет тенденцию поддерживать» аргумент о том, что простые знаки были «предшественниками запечатленных протоклинописных знаков, используемых для числовых и метрологических обозначений в самые ранние тексты, представляющие числа и меры продуктов перераспределительной архаической экономики» [16] : 258
Напротив, утверждения Шмандта-Бессерата о роли токенов как в числах, так и в написании, особенно сложных токенов, подверглись серьезной критике:
- Исторически сложилось так, что археологи имели тенденцию недостаточно собирать и документировать небольшие глиняные предметы, которые, возможно, использовались в качестве жетонов. [17] так что каталог Шмандта-Бессера, скорее всего, представляет собой искаженный образец.
- Не существует общепринятых стандартов для классификации токенов как числовых или предписывающих, а другие потенциальные социальные цели предполагаются контекстом находки (например, места захоронения и погребальные подношения). [16] Таким образом, неизвестная часть предметов, классифицированных Шмандтом-Бессератом как «жетоны», вряд ли использовалась для подсчета или ведения учета.
- Ее утверждение о том, что жетоны использовались только во взаимно однозначном соответствии, оказалось, вероятно, неверным в результате статистического анализа и исследований изображений, которые демонстрируют, что месопотамский счет организован в более чем дюжине специализированных последовательностей с определенными числовыми соотношениями. [18] [19] [20] [21]
- Ее утверждение о том, что жетоны представляли собой последовательную систему, использовавшуюся на всей Месопотамской равнине, начиная с 9-го тыс. Британской Колумбии были опровергнуты наблюдениями об их значительной изменчивости формы, размера и количества. [22]
- Ее утверждение о том, что сложные лексемы являются прямыми прообразами письменности, подвергалось критике по разным причинам. Например, существует лишь минимальное соответствие между сложными жетонами и изображениями, использовавшимися в качестве первых товарных этикеток. [16] Существуют также значительные различия между археологической распространенностью товаров и жетонов, которые указывали бы на них, если бы гипотеза Шмандта-Бессера была верна; например, сложные жетоны с разрезанным на четыре части кругом, обозначающим овцу , встречаются редко, но овцы были обычным товаром. [23]
- Ее утверждение о том, что месопотамские числа были особенно конкретными, вряд ли соответствует действительности: «Если... многовалентность и зависимость от контекста предполагают отсутствие абстрактных концепций чисел, то, как это ни парадоксально, квазиграмотные бухгалтеры из Урука были бы менее грамотными в счете, чем средний шумер, который не использовал тексты, только числовые слова». [6] : 4 Кроме того, «бухгалтеры и писцы, использовавшие [жетоны и цифры], были способны решать сложные административные задачи, и маловероятно, что они не осознавали, что «8 овец» и «8 бушелей зерна» имеют что-то общее». [5] : 502
- Ее утверждение о том, что неолитические народы не признавали количество, разделяемое между наборами физических объектов, включая жетоны, используемые в качестве счетчиков, «вряд ли было правдой, учитывая врожденную способность ценить небольшие количества, которую разделяли месопотамские народы, а также «связывание» отношения между жетонами, которые подразумевают способность считать, поскольку такие количества, как шесть и десять, выходят за пределы диапазона, воспринимаемого благодаря врожденной способности оценивать количество». [24] : 293
См. также
[ редактировать ]- Булла (тюлень)
- История письма
- История бухгалтерского учета
- История древних систем счисления
- Протоклинопись
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Остин American-Statesman , Майкл Барнс, Остинец, открывший происхождение письменности , 3 июля 2016 г., стр. Д1
- ^ Михаловский, Петр (1993). «Токенизм: перед письмом, том 1: от счета к клинописи. Прежде чем писать, том 2: каталог ближневосточных жетонов» . Американский антрополог . 95 (4): 996–999. дои : 10.1525/aa.1993.95.4.02a00110 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Крисомалис, Стивен, «Происхождение и коэволюция грамотности и счета» , Кембриджский справочник по грамотности , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 59–74, doi : 10.1017/cbo9780511609664.005 , получено 26 апреля 2022 г.
- ^ Радгли, Ричард (2000). Затерянные цивилизации каменного века . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 48–57.
- ^ Jump up to: а б Хрисомалис, Стивен (2009). «Когнитивные и культурные основы чисел». В Робсоне, Элеонора; Стедалл, Жаклин А. (ред.). Оксфордский справочник по истории математики . Издательство Оксфордского университета. стр. 495–517. ISBN 9780199213122 .
- ^ Jump up to: а б Крисомалис, Стивен (2005). «Оценка древнего счета: социальные и перспективные точки зрения на древнемесопотамскую нумерацию. Доклад, представленный на ежегодном собрании Общества Жана Пиаже (Ванкувер, Британская Колумбия)» . стр. 1–21 . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Оверманн, Каренли А. (2018). «Обновление различия «абстрактно-конкретно» в числах Древнего Ближнего Востока» . Журнал клинописной цифровой библиотеки . 1 :1–22 . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Гласснер, Жан-Жак (2003). Изобретение клинописи: письменность в Шумере . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 63–83. ISBN 9780801873898 .
- ^ 'Отчеты о раскопках в Айн-Газале, Том. 1 Символы в Айн-Газале
- ^ Филип Моррисон, Филис Моррисон (ноябрь – декабрь 1999 г.). «Приблизительно 100 книг, которые сформировали век науки» . Американский учёный . Архивировано из оригинала 28 декабря 2008 г. Проверено 3 августа 2008 г.
- ^ Амье, Пьер (1966). «5000 лет назад эламиты изобрели письменность». Археология . 12 (20): 16–23.
- ^ Амье, Пьер (1972). «Мемуары археологической делегации в Иране, Том XLIII, Миссия Сусианы». Мемуары археологической делегации в Иране . Париж: Пол Гетнер. ISSN 1148-6198 .
- ^ Ламберт, Морис (1966). «Почему письменность зародилась в Месопотамии». Археология . 12 :24–31.
- ^ Броман, Вивиан Л. (1958). Фигурки Ярмо . Кембридж, Массачусетс: Колледж Рэдклиффа. OCLC 79711397 .
- ^ Оппенгейм, Лев (1959). «Об оперативном устройстве месопотамской бюрократии» . Журнал ближневосточных исследований . 18 (2): 121–128. дои : 10.1086/371519 . JSTOR 543273 . S2CID 159942165 .
- ^ Jump up to: а б с Инглунд, Роберт К. (1998). «Рецензия на Д. Шмандта-Бессерата « Как возникла письменность ». Письменность и грамотность . 1 : 257–261. doi : 10.1075/wll.1.2.08eng .
- ^ Шмандт-Бессера, Дениз (1992). Прежде чем писать: От счета к клинописи . Остин, Техас: Техасский университет в Остине. OCLC 438875637 .
- ^ Дамероу, Питер; Инглунд, Роберт К. (1987). Системы числовых символов архаических текстов Урука . Берлин: Гебр. ОСЛК 255161013 .
- ^ Дамероу, Питер; Инглунд, Роберт К; Ниссен, Ханс Дж (1988). «Первые представления чисел и развитие понятия числа». спектр науки . 3 :46-55.
- ^ Ниссен, Ханс Дж; Дамероу, Питер; Инглунд, Роберт К. (1993). Архаичная бухгалтерия: Ранняя письменность и методы экономического управления на древнем Ближнем Востоке . Чикаго: Издательство Чикагского университета. OCLC 469457678 .
- ^ Дамероу, Питер; Мейнцер, Ганс Петер (1995). «Компьютерно-томографическое исследование невскрытых архаичных глиняных шаров из Урука, W 20987, 9, W 20987, 11 и W 20987, 12». Багдадские коммуникации . 26 :7–33.
- ^ Фриберг, Йоран (1994). «Дописьменный подсчет и учет на Ближнем Востоке: конструктивно критический обзор книги Шмандта-Бессера перед написанием ». Ориенталистическая литература . 89 (5): 477–489. дои : 10.1524/olzg.1994.89.56.477 . S2CID 163900636 .
- ^ Зиманский, Пол (1993). «Обзор книги Дениз Шмандт-Бессера перед написанием , тома I и II». Журнал полевой археологии . 20 (4): 513–517. дои : 10.2307/530080 . JSTOR 530080 .
- ^ Оверманн, Каренли А. (2021). «Новый взгляд на старые числа и что он говорит о нумерации» . Журнал ближневосточных исследований . 80 (2): 291–321. дои : 10.1086/715767 . S2CID 239028709 . Проверено 23 октября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дениз Шмандт-Бессера Домашняя страница Техасского университета в Остине
- «Айн-Газаль . Организовано MENIC, Сетевым информационным центром Ближнего Востока, государственной службой Центра ближневосточных исследований Техасского университета в Остине.
- Самый ранний предшественник письменности
- Два предшественника письменности: простые и сложные лексемы
- Расплата перед написанием
- Появление записи