Сатурн АЛ-51
АЛ-51 | |
---|---|
![]() | |
АЛ-51Ф1 на макете ЛТС «Шах и мат» на МАКС-2021. | |
Тип | ТРДД |
Национальное происхождение | Россия |
Производитель | НПО Сатурн , УМПО |
Первый запуск | 2016 |
Основные приложения | Су-57М (планируется) Сухой Су-75 Мат |
Сатурн АЛ-51 , [ № 1 ] internal development designation izdeliye 30 , [ Н 2 ] — форсажный малоконтурный турбовентиляторный двигатель, разрабатываемый НПО «Сатурн» в качестве замены Сатурну АЛ-41Ф-1 для улучшенных вариантов Су-57 , а также новых потенциальных тактических истребителей, таких как Су-75 «Шах и мат» .
Разработка
[ редактировать ]В 1990-х годах распад Советского Союза привел к срыву финансирования и длительным задержкам реализации проекта Микояна 1.44 MFI ( Многофункциональный фронтовой истребитель ) для программы истребителей пятого поколения вместе с его двигателями, переменными цикл 18 тонн (177 кН, 40 000 фунтов силы) класса НПО Люлька-Сатурн АЛ-41Ф , внутреннее обозначение изделие 20. [ 1 ] В 1999 году, когда от программ МФИ и ЛФИ постепенно отказывались, Министерство обороны России инициировало программу создания более доступного ПАК ФА истребителя нового поколения для замены МиГ-29 и Су-27 . Конкурс был объявлен в апреле 2001 года, и Сухой представил свое предложение по Т-50 с парой 14,5-тонных (142 кН, 32 000 фунтов силы) класса Люлька-Сатурн АЛ-41Ф1, получивших внутреннее обозначение « Изделие 117», для ПАК ФА. [ 2 ] [ 3 ] В апреле 2002 года компания «Сухой» была выбрана победителем конкурса, а в апреле 2004 года подписала контракт с «Люлька-Сатурн» (ныне НПО «Сатурн») на разработку АЛ-41Ф1. [ 4 ] предыдущего поколения Несмотря на свое название, двигатель на самом деле представляет собой сильно модернизированный и улучшенный вариант двигателя «Люлька АЛ-31» , изначально разработанного для Су-27. Хотя АЛ-41Ф1 использовал ту же базовую архитектуру, что и АЛ-31, в нем было на 80% новые детали и применены технологии от оригинального АЛ-41Ф компании «Люлька-Сатурн», который был слишком велик для Т-50. [ 5 ] [ 6 ]
Хотя "Сухой" указал в контракте АЛ-41Ф1, в бюро ожидают, что его конструкция Т-50, получившая в конечном итоге обозначение Су-57, станет основой для семейства малозаметных боевых самолетов, а в будущих вариантах будут использоваться более мощные двигатели. По результатам конкурса между НПО «Сатурн» и ММПП «Салют» первое было выбрано для разработки нового двигателя, получившего с чистого листа обозначение « Изделие 30», которым в середине 2020-х годов будет оснащен улучшенный вариант Су-57М. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] По сравнению с АЛ-41Ф1 новая силовая установка будет иметь увеличенную тягу, меньшую стоимость, лучшую топливную экономичность и меньшее количество движущихся частей; Двигатель также имеет впускные направляющие лопатки из стекловолокна (IGV) и новое сопло с зубчатыми закрылками для уменьшения радиолокационной заметности самолета. Эти функции, а также последующее повышение надежности и снижение затрат на техническое обслуживание улучшат летно-технические характеристики и надежность самолета. [ 10 ] [ 11 ] Изделие 30 спроектировано так , чтобы иметь меньше ступеней, чем АЛ-41Ф1, и быть до 18% более эффективным. [ 12 ] Полномасштабная разработка началась в 2011 году, а в декабре 2014 года начались стендовые испытания компрессора двигателя. [ 12 ] Первые испытания двигателей были завершены в 2016 году. [ 13 ] Новая силовая установка предназначена для замены АЛ-41Ф1 с минимальными изменениями в планере. [ 14 ]
Первый полет двигателя на прототипе Су-57 состоялся 5 декабря 2017 года на втором прототипе (Т-50-2, бортовой номер 052). [ 15 ] [ 16 ] Однако разработка двигателя шла медленными темпами; Первоначально планировалось ввести в эксплуатацию в начале 2020-х годов, запланированный ввод в эксплуатацию изделия 30 был отложен до середины 2020-х годов. [ 17 ] [ 18 ] В 2023 году двигатель получил обозначение АЛ-51 , базовый вариант — АЛ-51Ф-1. [ 19 ]
Дизайн
[ редактировать ]АЛ-51Ф-1 — двухвальный малоконтурный ТРДД с дожиганием. Архитектура представляет собой трехступенчатый вентилятор, приводимый в движение одноступенчатой турбиной низкого давления, и пятиступенчатый компрессор высокого давления, приводимый в движение одноступенчатой турбиной высокого давления. [ 10 ] В отличие от своего предшественника АЛ-41Ф1, двигатель оснащен стеклопластиковыми IGV и сужающимися-расширяющимися соплами, в которых используются зубчатые закрылки для уменьшения радиолокационной заметности, а также тяговооруженность выше на 19% , удельная тяга на 6,4% выше удельная тяга , а на 9% выше. % снижение удельного расхода топлива; расчетная тяга составляет 107,9 кН (24 300 фунтов силы) в сухом состоянии и 166,8 кН (37 500 фунтов силы) на форсажной камере. [ 20 ] АЛ-51Ф1 имеет полное цифровое управление двигателем (FADEC), обеспечивающее его надежность в различных условиях эксплуатации. [ 21 ]
Приложения
[ редактировать ]- Су-57М (планируется)
- Сухой Су-75 Мат (планируется, производная)
Технические характеристики (АЛ-51Ф-1)
[ редактировать ]Данные Key Aero, [ 21 ] Авиационная неделя, [ 10 ] НПО Сатурн и УМПО [ 20 ]
Общие характеристики
- Тип: Двухвальный ТРДД.
- Длина: ~ 4,9 м (190 дюймов) (по сравнению с АЛ-41Ф1)
- Диаметр: ~ 1,28 м (50 дюймов) (по сравнению с АЛ-41Ф1)
- Сухой вес: 1450 кг (3200 фунтов)
Компоненты
- Компрессор: 3-ступенчатый низкого давления, 5-ступенчатый высокого давления.
- Камеры сгорания : кольцевые
- Турбина : одноступенчатая низкого давления, одноступенчатая высокого давления.
Производительность
- Максимальная тяга :
- Тяговооруженность : 7,45:1 на сухой тяге, 11,5:1 на форсаже.
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Велович, Александр (1 августа 1995 г.). «Проблемы с двигателем АЛ-41 закончились, — говорит Люлька Сатурн» . Рейс Интернешнл .
- ^ «Новый АЛ-41 представлен на МАКС-2001» . Рейс Интернешнл . 27 августа 2001 г.
- ^ "Виктор ЧЕПКИН (Victor CHEPKIN interview), "Сатурн" выходит из-за туч" . Russia Today . June 2008. Archived from the original on 2010-06-16 . Retrieved 2012-09-21 .
- ^ Бутовски 2021, стр. 27.
- ^ "Плазменный мотор" . nplus1.ru . 6 March 2019.
- ^ "Подробнее" . Kommersant . 10 December 2007.
- ^ Чеберко, Иван (8 апреля 2010 г.). «Создание двигателя для истребителя пятого поколения» . Маркер(ОАО)(RU). Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 23 июня 2014 г.
- ^ "Новый двигатель с плазменной системой зажигания для Су-57. "Изделие 30" и искусство компромиссов" . naukatehnika.com . 19 March 2019 . Retrieved 15 June 2019 .
- ^ «Российский Су-57 с двигателем пятого поколения появится после 2025 года» . DefenseWorld.net . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Бутовский, Петр (6 января 2020 г.). «Будущее двигателя нового поколения Су-57 неопределенно» . Авиационная неделя .
- ^ «ВВС России получат первый серийный Су-57 в 2018 году — новости обороны» . Defense-update.com . 17 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 21 декабря 2017 года . Проверено 18 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б "Испытания нового двигателя, предназначенного для ПАК ФА, начнутся в 2014 году". — Российская авиация. Архивировано 23 октября 2014 года на Wayback Machine , RuAviation.com , 15 ноября 2012 года. Дата обращения: 19 ноября 2012 года.
- ^ "Стали известны сроки первого полета Су-57 с новыми двигателями" . Rossiyskaya Gazeta . Archived from the original on 26 September 2017.
- ^ Козлов, Дмитрий. Пресс-конференция «Сатурна». Архивировано 20 октября 2014 года в Wayback Machine (RU). AviaPort.ru (RU), 16 июля 2013. Дата обращения: 21 мая 2014.
- ^ «Российский истребитель пятого поколения Су-57 совершил первый полет с новым двигателем» . ТАСС.com . Архивировано из оригинала 6 декабря 2017 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ «ВИДЕО: Россия впервые подняла в воздух Су-57 с новым двигателем «Изделие 30» . Flightglobal.com . 5 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2017 года . Проверено 8 декабря 2017 г.
- ^ «Российский истребитель пятого поколения Су-57 совершил 16 испытательных полетов с новым двигателем второго этапа» . ТАСС . 6 декабря 2019 года . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Бутовский, Петр (6 января 2020 г.). «Будущее двигателя нового поколения Су-57 неопределенно» . Авиационная неделя .
- ^ Бутовский, Петр (24 июля 2023 г.). «Разработка истребительных двигателей в России идет медленно» . Авиационная неделя .
- ^ Jump up to: а б «АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ – ВЕНЦА ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ» . НПО Сатурн, УМПО. 10 ноября 2021 г. с. 8.
- ^ Jump up to: а б Бутовский 2021, стр. 89.
Библиография
[ редактировать ]- Бутовский, Петр (2021). Су-57 Фелон . Стэмфорд, Великобритания: Ключевые книги. ISBN 978-1-913870-44-7 .