Ирреализм (искусство)
Ирреализм — это термин, который использовался различными авторами в области философии, литературы и искусства для обозначения конкретных видов нереальности и/или проблем конкретного определения реальности. В то время как в философии этот термин конкретно относится к позиции, выдвинутой американским философом Нельсоном Гудманом , в литературе и искусстве он относится к множеству писателей и течений. Если этот термин, тем не менее, сохранил определенную последовательность в своем использовании в этих областях и потенциальных движениях, возможно, это отражает положение этого слова в общем английском использовании: хотя стандартное словарное определение слова «ирреальное» придает ему то же значение, что и «нереальное» , «ирреальное» очень редко используется по сравнению с нереальным . Таким образом, его обычно использовали для описания чего-то, что хотя и нереально, но очень специфическим или необычным способом, обычно подчеркивающим не просто «нереальное», но и некоторую форму отчуждения от нашего общепринятого чувства реальности.
Ирреализм в литературе
[ редактировать ]В литературе термин «ирреализм» впервые широко использовался в Соединенных Штатах в 1970-х годах для описания постреалистической «новой художественной литературы» таких писателей, как Дональд Бартельм или Джон Барт . В более общем плане оно описывало идею о том, что все формы письма могут «предлагать только конкретные версии реальности, а не фактические ее описания», и что история не обязательно должна предлагать четкое решение в конце. Джон Гарднер в книге «Искусство художественной литературы » цитирует в этом контексте работу Бартельма и его «кажущуюся безграничную способность манипулировать [литературными] техниками как способами восприятия, [которые] ничего не воспринимают». [ 1 ] Хотя Барт в интервью 1974 года заявил: «ирреализм – не антиреализм или нереализм, а ирреализм – это все, что, как я с уверенностью предсказываю, может характеризовать прозу 1970-х годов». [ 2 ] оказалось, что это не так. Вместо этого писательство в Соединенных Штатах быстро вернулось к своей реалистической ортодоксальности, и термин «ирреализм» вышел из употребления.
Однако в последние годы этот термин был возрожден в попытке описать и классифицировать в литературных и философских терминах то, чем творчество писателя-ирреалиста отличается от творчества писателей других, нереалистичных жанров (например, , фантазия Дж. Р. Р. Толкина , магический реализм Габриэля Гарсиа Маркеса ) и в чем значение этой разницы. Это можно увидеть в эссе Дина Суинфорда «Определение ирреализма: научное развитие и аллегорическая возможность» . [1] Подходя к проблеме со структуралистской и нарратологической точки зрения, он определил ирреализм как «особый вид постмодернистской аллегории», возникший в результате фрагментации и демонтажа современности хорошо упорядоченной и последовательной средневековой системы символов и аллегорий. Таким образом, лев, представленный в данном контексте в средневековой литературе, мог быть истолкован только одним, одобренным способом. Однако современная литературная теория отрицает приписывание таких фиксированных значений. По мнению Суинфорда, это изменение можно отчасти объяснить тем, что «наука и техническая культура изменили представления о мире природы, существенно изменили сам мир природы, тем самым изменив словарь символов, применимых к миру природы». эпистемологические и аллегорические попытки понять его». Таким образом, ирреальные произведения, такие как Итало Кальвино » «Космические комиксы и Хорхе Луиса Борхеса » «Фикционы , можно рассматривать как попытку найти новый аллегорический язык, чтобы объяснить наше изменившееся восприятие мира, которое было вызвано нашей научной и технической культурой, особенно такими понятиями, как квантовая физика или теория относительности. «Итак, ирреалистическая работа действует внутри данной системы», — пишет. Суинфорд, «и свидетельствует о ее правдоподобности, несмотря на то, что эта система и мир, который она представляет, часто являются мутацией, аберрацией».
Интернет-журнал The Cafe Irreal [2] , с другой стороны, определил ирреализм как тип экзистенциалистской литературы, в которой средства постоянно и абсурдно восстают против целей, которые мы для них определили. [ 3 ] Примером этого может служить Франца Кафки рассказ «Метаморфозы », в котором планы коммивояжера Грегора Замзы по обеспечению своей семьи и повышению служебного положения посредством упорного труда и решимости внезапно переворачиваются с ног на голову из-за его внезапного и необъяснимого превращения в насекомое размером с человека. Говорят, что такая фантастика подчеркивает тот факт, что человеческое сознание, будучи конечным по своей природе, никогда не сможет полностью осмыслить или успешно упорядочить вселенную, которая бесконечна в своих аспектах и возможностях. То есть, как бы мы ни пытались упорядочить наш мир с определённым набором норм и целей (которые мы считаем нашим реальным миром), парадокс конечного сознания в бесконечной вселенной создаёт зону ирреальности («что которое находится за пределами реального»), которое компенсирует, противостоит или угрожает реальному миру человеческого субъекта. Ирреалистические произведения часто подчеркивают эту ирреальность и наше странное увлечение ею, сочетая беспокойство, которое мы испытываем из-за того, что реальный мир не соответствует нашим желаниям, с повествовательным качеством состояния сна (где реальность постоянно и необъяснимым образом подрывается); Таким образом, считается, что он напрямую, «посредством чувства, а не артикуляции, передает неопределенность, присущую человеческому существованию, или, другими словами… несовместимость между человеческими стремлениями и человеческой реальностью». [3] Если ирреальную историю можно считать аллегорией, то это будет аллегория, представляющая собой «много указателей на неизвестный смысл», в которой смысл больше ощущается, чем он артикулируется или систематически анализируется.
Ирреализм в искусстве
[ редактировать ]Различные писатели обращались к вопросу ирреализма в искусстве. Многие выдающиеся наблюдения об ирреализме в искусстве можно найти в книге Нельсона Гудмана « Языки искусства» . Сам Гудман продюсировал несколько мультимедийных шоу, одно из которых вдохновлено хоккеем и называется « Хоккейный взгляд: кошмар в трех периодах и внезапная смерть» .
Гаррет Роулан в статье «Кафе Ирреальное » пишет, что недомогание, присутствующее в творчестве итальянского художника Джорджо де Кирико , «которое напоминает Кафку, связано с ощущением скрывающегося другого мира, витающего, подобно длинным теням, доминирующим в творчестве де Кирико». картины, на которых часто изображен пейзаж в неопределенный час сумерек, недомогание и тайна — все это побочные продукты взаимодействия реального и нереального, трения и нереальности. контакт двух миров, пойманных на мерцающей поверхности ирреализма». [4]
Писатель Дин Суинфорд, чья концепция ирреализма была подробно описана в разделе «Ирреализм в литературе», писал, что художница Ремедиос Варос в своей картине «Жонглер » «создает личную аллегорическую систему, опирающуюся на заранее определенные символы христианского и классическая иконография, но они быстро преобразуются в личную систему, основанную на научной информации и организованную как машина... в «Ирреальном» произведении аллегория действует согласно измененному, но измененному принципу. постоянная и упорядоченная иконографическая система».
Художник Тристан Тондино утверждает: «В ирреалистическом искусстве нет определенного стиля. Это результат осознания того, что каждое человеческое действие является результатом ограничений мира актера». [ 4 ]
В Австралии художественный журнал the art life недавно обнаружил наличие «нового ирреализма» среди художников этой страны, который описывается как «подход к живописи, который явно сдержан, применяет свои эффекты без театральной зрелищности, создавая при этом жуткий другой мир призрачных образов и абстрактных мазков». В чем именно заключался «старый» ирреализм, они не говорят.
Издание «Ирреалистическое искусство, кино и музыка»
[ редактировать ]Irrealist Art Edition — издательство, созданное в 90-х годах современным художником-пластиком Фредериком Ириарте . Вместе с эстонским поэтом, писателем и искусствоведом Ильмаром Лаабаном они разработали свою концепцию ирреализма посредством нескольких эссе, выставок, проектов, манифеста и книги «Ирреализация». Ирреалистическое художественное издание ISBN 91-630-2304-0
См. также
[ редактировать ]- Франц Кафка
- Николай Гоголь
- Рене Магритт
- Куп Эйб
- Джорджо де Кирико
- Магнус Миллс
- Хорхе Луис Борхес
- Дональд Бартельм
- Джон Барт
- Средства Варо
- Фредерик Ириарте
- Д. Харлан Уилсон
- Макс Блечер
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Гарднер, Джон (1984). Искусство фантастики . Нью-Йорк: А. Кнопф. ISBN 978-0-394-50469-8 .
- Беллами, Джо Дэвид (1974). Новая фантастика; Интервью с американскими писателями-новаторами . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-00430-8 .
- Суинфорд, Дин, «Определение ирреализма: научное развитие и аллегорическая возможность», Journal of the Fantastic in the Arts , 12.1 (2001): 77–89.
- Эванс, Г.С. и Элис Уиттенбург, «После Кафки: критика и стипендия Кафки как ресурс в попытке пропагандировать новый литературный жанр», Журнал Американского общества Кафки , 31/32 (1+2): 18–26.