Панталеон Хебенштрайт
Панталеон Хебенштрайт | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 15 мая 1750 г. | (81 год)
Занятия |
|
Известный | Изобретение панталона — клавишного инструмента |

Панталеон Хебенштрайт (27 ноября 1668 – 15 ноября 1750) был немецким учителем танцев, музыкантом и композитором. [ 1 ]
Сегодня его известность основана прежде всего на панталоне , клавишном инструменте, который он изобрел. [ 2 ] и который впоследствии стал рассматриваться некоторыми как предшественник современного фортепиано. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Хебенштрайт родился в Айслебене , [ 4 ] [ 5 ] недалеко к западу от Лейпцига, в 1668 году. Его отец, описанный в одном источнике как «Тюрмер» ( смотрящий ), умер в 1678 году. 29 января 1691 года Хебенштрайт поступил в Виттенбергский университет . К 1697 году он работал в Лейпциге скрипачом, клавишником и учителем танцев (т. е. учителем). [ 1 ] Должно быть, именно в это время во время одного из своих регулярных визитов к Жану-Батисту Волюмье в Берлин, как сообщает Иоганн Кунау, он провел много времени, оттачивая свои навыки игры на клавиатуре на чеканных цимбалах увеличенного типа , которые у него были. построил сам. В 1697 году он был вынужден покинуть Лейпциг, чтобы спастись от кредиторов, и занял должность частного репетитора в Мерзебурге , что дало ему возможность развивать свой инструмент: вскоре после этого его пригласили продемонстрировать его суду в Дрездене . [ 3 ] Хебенштрайт смог вернуться в Лейпциг, его долги, по-видимому, были погашены. [ 3 ]
заключил с ним контракт Между 1698 и 1703 годами Иоганн Георг, герцог Саксен-Вайсенфельсский, на работу над драмой и музыкой при дворе Вайсенфельса . [ 3 ] [ 6 ] В 1705 году он отправился со своим гигантским цимбалой во Францию. По словам Иоганна Маттесона , писавшего в своей Critica musica со ссылкой на французский источник, именно во время этого визита французский король Людовик XIV был настолько впечатлен как инструментом, так и мастерством Хебенштрайта, что переименовал его в «Le Pantalon»: название застрявший. [ 6 ]
Вернувшись из Франции, Хебенстрейт приступил к поиску подходящего места в суде в своем родном регионе. В 1707 году он занял должность музыкального руководителя и учителя танцев в Эйзенахе при дворе Саксен-Эйзенаха . [ 6 ] Его виртуозность скрипача получила высокую оценку. [ 1 ] В 1708 или 1709 году Георг Филипп Телеман занял должность при том же дворе и был назначен капельмейстером в августе 1709 года. Будучи упущенным на высшую должность, Панталеон вскоре после этого покинул Эйзенахский двор, вероятно, еще в 1709 году. [ 3 ] Сохранившиеся записи не оставляют сомнений в восхищении Телемана исключительной ловкостью Панталеона как исполнителя на клавишных и скрипке («eine ungemeine Geschicklichkeit»), которая, как Телеман писал в 1718 году, превосходила его собственный талант. [ 7 ] [ 8 ] Сам Телеман покинул двор Эйзенаха в 1712 году.
11 мая 1714 года Хебенштрайт принял приглашение занять должность в Избирательном суде Дрездена , главном суде Саксонии . Его годовое вознаграждение составляло 1200 талеров , описанное в источниках как «необычайно высокое». [ 1 ] [ 3 ] («с необычайно высокой зарплатой»). [ 6 ] Согласно судебным ведомостям, он отвечал за камерную музыку . [ 1 ] Иоганн Кунау , человек, который предшествовал И.С. Баху на посту Томаскантора в Лейпциге, однако официально заявил, что Панталеон Хебенштрайт вполне стоил своей зарплаты. [ 9 ] [ 10 ]
В обязанности Хебенштрайта, отвечавшего за придворную музыку, входила игра на органе в Королевской капелле , но в 1733 году, когда ему уже было под шестьдесят, и когда его зрение начало ухудшаться, он передал ответственность за этот аспект своей работы своему звездному ученику Иоганну Кристофу Рихтеру. . [ 1 ] Рихтер уже официально взял на себя некоторые другие свои придворные обязанности, включая обучение хору, в 1729 году. [ 1 ] и похоже, что к этому времени Хебестрайт сократил свою рабочую нагрузку. В 1740 году он был назначен тайным советником. [ 3 ]
15 ноября 1750 года умер Панталеон Хебенштрейт. [ 1 ] Через три дня он был похоронен в дрезденской Йоханнискирхе .
Репутация
[ редактировать ]Хотя три столетия спустя изобретенный им Панталон в значительной степени забыт, было бы неправильно думать, что репутация Хебенштрайта, простиравшаяся далеко за пределы Священной Римской империи , умерла вместе с ним. В 1772 году английский музыковед Чарльз Берни заметил «знаменитый Панталон» в доме Кристиана Зигмунда Биндера, сменившего Рихтера на посту главы придворного музыкального искусства. Было объяснено, что герцог не мог «отпустить инструмент». [ 1 ] [ 11 ] [ не удалось пройти проверку ] Самыми известными учениками Хебенштрайта были два венских панталеониста, Иоганн Баптист Гумпенхубер и Максимилиан Хеллман .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Роберт Эйтнер (1880), « Hebenstreit, Pantaleon », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 11, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 196–197.
- ^ Уитни, Вашингтон ; Смит, Б.Е. (1906). Словарь и циклопедия Century . Компания Century Co., с. 4262 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дэвид Чарльтон. «Панталеон Хебенстрейт (1667–1750)» . Классическая сеть . Проверено 7 сентября 2015 г.
- ^ Вайцманн, КФ ; Лессманн, О. [на немецком языке] ; Бейкер, Т. (1897). История игры на фортепиано и фортепианной литературы . Г. Ширмер. п. 256 – через Интернет-архив .
- ^ Американская гильдия органистов, изд. (1915). «Редакции» . «Обзор новой музыки» и «Обзор церковной музыки» . Том. 15–16. Новелло и компания. п. 205.
- ^ Jump up to: а б с д Лотар Хоффманн – Закон о наследстве (1969). «Хебенштрайт, Панталеон: мастер инструментов и композитор, * 1667 Айслебен, † 15 ноября 1750 года Дрезден. (Лютеранский) .... городской музыкант в Вайсенфельсе» . Новая немецкая биография . Баварская государственная библиотека (публикация онлайн). п. 168 . Проверено 7 сентября 2015 г.
- ↑ В 1718 году Телеман писал: «Господин Пантлон, я говорю, помимо своего опыта игры на многих инструментах одновременно, обладал необычайными способностями во французской музыке и композиции, из которых я извлек больше пользы, чем могу здесь упомянуть. "
- ^ Георг Филипп Телеман (10 сентября 1718 г.). «Лебенс-Лауф мой…. Разработан во Франкфурте-на-Майне» . Международное общество Телемана, Магдебург . Проверено 8 сентября 2015 г.
- ^ Иоганн Маттесон (1725 г.). «Оркестр Канзели» . Критика Музыка . Том 2. с. 237.
- ^ «Несмотря на то, что этого превосходного мастера года можно однажды выслушать перед королем, он все равно заслуживает своих неустрашимых усилий, которые он прилагал с юности до этого момента... это и многое другое». Иоганн Кунау , цитируется в печати Иоганном Маттесоном
- ^ Карл Гейрингер ; Ирен Гейрингер (1954). «Себастьян и его семья». Семья Бахов: семь поколений творческих гениев . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 193 . Проверено 8 сентября 2015 г. - из Интернет-архива .