Фредерик Уильям Савидж
Фредерик Уильям Савидж | |
---|---|
Рожденный | 1862 |
Умер | 28 сентября 1935 года (73 года) |
Национальность | Британский |
Другие имена | SAP UPA (для людей Мизо ) |
Образование | Бакалавра, доктор философии |
Занятие | Христианский миссионер |
Известен для | Происхождение христианства , литературы и образования в Мизораме |

Фредерик Уильям Савидж (1862 - 1935) был пионерским английским христианским миссионером на северо -востоке Индии . Он и Джеймс Герберт Лоррейн принесли протестантизм в Мизорам и некоторые части Ассама и Аруначал -Прадеш . Вместе они были полностью ответственны за создание письменного языка в Мизо , начало грамотности , происхождения формального образования и создания церквей в Мизораме . Они разработали оригинальные алфавиты Mizo на основе римского сценария , подготовившись первой книгой и словарем в Мизо, начал первую школу среди Мизоса. [ 1 ] Мизорам стал самым христианским населением в Индии. Как профессиональный педагог Сэвидж в одиночку отвечал за внедрение качественного образования в Мизораме (в настоящее время второй по величине уровень грамотности в Индии). [ 2 ] Он заслуженно известен как отец образования Мизо. [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фредерик Уильям Савидж родился в 1862 году в Стрэтам , небольшой деревне в Кембриджшире . Его семья принадлежала баптистской церкви . У него были степень бакалавра и доктора философии. Он работал школьником в Лондоне , где встретил своего будущего миссионерского партнера Дж. Лоррейн. Они стали друзьями через свое собрание в баптистской церкви Хайгейт -роуд в Лондоне. В 1891 году он принял миссионерский пост, предлагаемый миссией аборигенов Артингтона для работы в Индии. Он покинул свою преподавательскую работу и покинул Англию в октябре 1891 года. Он отправился в Индию и прибыл в Калькутту в ноябре. Он присутствовал на евангельской кампании в Брахманбарии (ныне в Бангладеш ), организованной новозеландскими баптистами, где он встретил Лоррейна. Лоррейн уже был в Индии с 1 января 1890 года. [ 4 ] [ 5 ]
Миссия в Индии
[ редактировать ]Артингтон Миссия
[ редактировать ]Савидж и Лоррейн должны были начать кемпинг и работать в Трипуре в соответствии с планом миссии аборигенов Артингтона . Из Брахманбарии они направились на восток в Трипуру , где их визит был прямо против правителя Махараджа . Удрученные, они отправились на север в Читтагонг . Здесь они остались в ожидании разрешения на въезд в Лушай Хиллз (теперь Мизорам). находился в Поскольку Lushai Hills все еще Район пострадал от нехватки продовольственных запасов, и инфекционные заболевания были безудержными. Они оставались на несколько месяцев под постоянным голодом. Чтобы защитить себя от любого племенного вторжения, комиссар Рангамати предоставил им винтовку. К сожалению, ни у одного из них не было никакого опыта в стрельбе, и не удалось ударить в джунгли -птицы, порщающиеся вокруг их хижины. Затем они страдали от сильной дизентерии . Врач посоветовал им переехать в Дарджилинг Где более холодный климат возродит их. После того, как они восстановили, врач предложил вернуться в Англию из страха перед своим здоровьем. Они были более решительны, чем когда -либо, и вскоре искали проход к Мизорам . Они оставались в Силчане в течение одного года в 1893 году. К счастью, они могли время от времени встречаться с некоторыми посетителями Мизо, чтобы они могли начать изучать свой язык. Наконец, было выдано разрешение, и они сразу же отправились на реку Тлаунг в каноэ в День бокса 1893 года. Они прибыли в Айзавл 11 января 1894 года. В настоящее время этот день отмечается, что в государственном празднике в государственном дне. [ 6 ] [ 7 ] Они сделали лагерь в Thingpui Huan Tlang, Macdonald Hill, Zarkawt. Они были первыми иностранцами, которых Мизо когда -либо видел, не имея ни одного авторитета, так что вскоре они заработали прозвище SAP Vakvai («Vagabond Sahahs»). Они сразу же работали над созданием алфавитов Mizo на основе римского сценария . Спустя всего два с половиной месяца Савидж начал первую школу 1 апреля 1894 года. Их первыми и единственными учениками были Суака и Тангфунга. Первая книга в Mizo Mizo Zir Tir Bu (Lushai Primer) была выпущена 22 октября 1895 года. [ 8 ] [ 9 ] Они перевели и опубликовали Евангелия Люка и Иоанна и Деяния Апостолов . Они также подготовили грамматику и словарь языка Lushai (Dulien Dialect), который они опубликовали в 1898 году, и стали основой языка Mizo. [ 10 ]
Миссия в Арунахалис
[ редактировать ]Миссия Артингтона поручила миссионерам переехать на новые поля, и передала свою область в Уэльскую Пресвитерианскую миссию в 1897 году. Миссия валлийцы возражала против продолжения службы Савджа и Лоррейна из -за их баптистского убеждения. Они покинули Айзавл в Англию 31 декабря 1897 года. После краткого курса медицины они вернулись в Индию во имя Ассамской границы, независимой миссии. Сначала они работали в Сэди в Ассаме (ныне Аруначал -Прадеш) среди племен Абора и Мири . Они подготовили Евангелия на своем языке и собрали словарь абер-Мири . [ 4 ] [ 11 ]
Баптистская миссия в южный Мизорам
[ редактировать ]С тех пор, как миссия валлийцы управляла только северной частью Мизорама, баптистское миссионерское общество Лондона приняло новое поле. Опытные баптистские работники Сэвидж и Лоррейн были непосредственным выбором. Они приняли назначение и прибыли в Лангли 13 марта 1903 года и поселились в Серконе . Это ознаменовало установление баптистской церкви в Мизораме. [ 12 ] Для эффективной администрации Сэвидж занял образование и социальные работы, в то время как Лоррейн занимался пастырскими и переводами. Они оба поженились в течение этого периода. Savidges были полностью посвящены управлению школами, классами богословия, медицинским центрам и социальным услугам. [ 13 ] Их образовательные работы имели огромный успех, что к 1921 году в регионе уже было пятнадцать школ с 421 учащимся. [ 11 ] Медицинские услуги были укреплены как небольшой диспансер в 1919 году с помощью новых миссионеров. Диспансер в конечном итоге превратился в современную христианскую больницу Серкон . [ 14 ] Нынешняя баптистская высшая средняя школа, Серкон, была основана как продолжение школы Савиджа. [ 15 ] Евангелизация в Мизораме была зарегистрирована как наиболее успешное развитие в любом поле BMS в 20 -м веке. В период с 1919 по 1924 год общее баптистское сообщество увеличилось с 3670 до 8 770 и членство в церкви с 1017 до 3198. [ 16 ]
Почетные имена
[ редактировать ]Сэвидж и Лоррейн получили почетное название Zosap (что означает «Мизо Сахиб» или «уважаемый мастер». Обратите внимание, что « Сахиб » был принят из титула хинди, что означает «мастер») из -за их услуг для Mizos. Когда в 1897 году прибыл Дэвид Эван Джонс из Уэльской миссии, чтобы взять на себя миссию, Мизо назвал молодого валлийца «Зосаптара» (что означает «новый/свежий Мизо Сахиб»), Джонс автоматически стал «Zosaphluia» («Старый Мизо Сахиб»). ), и Сэвидж стал «SAP Upa» (просто «старый сахиб»), так как он был самым старым. Лоррейн, с другой стороны, из -за его разного цвета лица стал «Пу Буанга» («Мистер Грей»). Они были известны только их новыми именами среди Мизоса. [ 5 ] [ 11 ]
Более поздние годы
[ редактировать ]Сэвидж стал бедным в здоровье и ушел в отставку в 1925 году. Он покинул Мизорам 13 апреля 1925 года в Англии. Он принесла домой почву из Серкона, чтобы быть похороненным с ним. Он жил в Лондоне, но его здоровье ухудшилось сахарный диабет . После долгого страдания он умер 28 сентября 1935 года. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андерсон, Джеральд Х. (1999). Биографический словарь христианских миссий . Wm. B. Eerdmans Publishing. ISBN 9780802846808 .
- ^ Малсавма, Зари (1 ноября 1991 г.). «Мизос северо -восточной Индии: провозглашение Евангелия своим соседям близко и далеко» . Miison Frontiers . Получено 14 января 2014 года .
- ^ «История департамента образования» . Баптистская церковь Мизорам . Получено 14 января 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Hluna, JV (2003). Mizoram Hmar Bial Missional-Te Chanchin Айзавл, Индия: Совет по литературе и публикации синода. стр. 13–27.
- ^ Jump up to: а беременный "Пу Буанга и Сэвидж . 13 2014января
- ^ PTI (11 января 2014 г.). «Миссионерский день наблюдается в Мизораме» . The Times of India . Архивировано с оригинала 15 января 2014 года . Получено 14 января 2014 года .
- ^ "День Евангелия - 2012 " Мизорам Пресвитерианская Церковь Синод Получено 14 2014 года января
- ^ Дж. Мейрион Ллойд (1991). История церкви в Мизораме: сбор урожая на холмах . Синод Публикационный совет. С. 41–42.
- ^ Суреш К. Шарма (2006). Документы на северо-восточной Индии: Мизорам . Миттал публикации. С. 63–64. ISBN 9788183240864 .
- ^ Lorrain and Savidge 1898 . Мировой атлас языковых структур онлайн. 1898 . Получено 13 января 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Рис, Д. Бен, изд. (2002). Транспортные средства благодати и надежды: миссионеры по валлийцам в Индии 1800-1970 . Библиотека Уильяма Кэри. С. 122–124. ISBN 9780878085057 .
- ^ «Стр. 9: Лоррейн и Сэвидж возвращаются с баптистским миссионерским обществом» . История Мизо . Получено 14 января 2014 года .
- ^ «История» . Баптистская церковь Мизорам . Получено 14 января 2014 года .
- ^ «Христианская больница Серкон Лангли, Индия» . Сеть факультативных средств . Получено 14 января 2014 года .
- ^ «Баптистская высшая средняя школа Серкон, Мизорам» . Баптистская церковь Мизорам . Получено 14 января 2014 года .
- ^ "Мизорам" . BMS World Mission. Архивировано с оригинала 15 января 2014 года . Получено 14 января 2014 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Первый миссионер Мизорама: преподобный о. Доктор FW Savidge & Rev. JH Lorrain (Sap upa & Pu Buanga): An Sulhnu-Mizote Ro Hlu Bihchianna Отдел исследований и разработок, Академия интегрированных христианских исследований, 2012, страницы