Королевская часовня Сокровищ Святого Януария
Королевская капелла Сокровищ Святого Януария , или Reale cappella del Tesoro di San Gennaro , — часовня, расположенная в соборе Неаполя , Италия, и посвященная святому Януариусу , покровителю города. Это самая богато украшенная часовня собора, в которой собраны произведения ведущих в стиле барокко художников Неаполя .
История
[ редактировать ]В период с 1526 по 1527 год Неаполь пережил осаду французов, вспышку чумы и извержение вулкана Везувий с сопровождавшими его землетрясениями. Выжившие неаполитанцы обязались воздвигнуть часовню своему святому покровителю, святому Януарию . В 1527 году население избранного города в нотариально заверенном документе обещало тысячу дукатов на скинию и 10 000 дукатов на постройку новой часовни. [ 1 ] 5 февраля 1601 года «избранник города» назначил комитет из двенадцати мирян, созвавший «Депутацию» для строительства новой часовни. Работы начались в 1608 году, закончились в 1646 году. Стоимость превысила 480 000 скуди . Работы были временно отложены, поскольку кардинальный архиепископ Франческо Бонкомпаньи решительно выступил против освобождения Депутации от юрисдикции епархиального ордена, хотя церковь не финансировала ее строительство; однако в 1605 году депутация фактически добилась папской буллы Папы Павла V о начале строительства священного места. Спустя столетия, после присоединения Неаполя к Итальянскому королевству, часовня была исключена из списков религиозных сооружений, конфискованных государством. Благодаря различным папским буллам настоящая Казначейская капелла Сан-Дженнаро принадлежит не епархиальной курии, а городу Неаполю и представлена древним учреждением, существующим и по сей день, «Депутацией», избираемой из различных зон Неаполя. Неаполь.
В течение 17 и 18 веков часовня также использовалась для музыкальной деятельности, в ней присутствовали такие мастера, как Чимароза , Паизиелло , Франческо Провансале, Франческо Дуранте , Скарлатти и Шарль Броски .
Расписное Украшение
[ редактировать ]Выбор и размещение живописных украшений были сагой, в которой участвовали многие ведущие художники Рима и Неаполя начала 17 века. Депутация, отвечавшая за строительство и украшение часовни, первоначально поручила живописное оформление часовни Джузеппе Чезари , также называемому Кавалером д'Арпино . [ 2 ] Художник был популярен в Риме при папе Клименте VIII Альдобрандини и оставался таковым при папе Павле V Боргезе . Запрос был отправлен в 1616 г., а договор был подписан 7 марта 1618 г. [ 3 ] Но Чезари не спешил переезжать в Неаполь, и депутация в 1620 году аннулировала его контракт и вместо этого предложила эту должность Гвидо Рени . Рени, после долгого торга по поводу оплаты, отказалась от задания. [ 4 ] и, наконец, заказ был предложен художнику Фабрицио Сантафеде , который сотрудничал с Баттистело Караччоло и болонским учеником Рени Франческо Джесси , чтобы предложить дизайн. Депутацию, однако, этот план не удовлетворил. Вскоре после этого Сантафеде умер, а команда Караччоло и Гесси была уволена.
2 декабря 1628 года они разослали запросы на новые предложения, на этот раз включая местных неаполитанских художников. Ни одно из представлений не было удовлетворительным. В 1630 году депутация заказала образец картины художнику Доменико Зампьери (Доменичино), который, как и Рени, был учеником Карраччи в Риме. Они попросили его представить картину, изображающую Мученичество Сан-Дженнаро (сейчас находится в музее дель Тесоро ди Сан-Дженнаро). Довольный подчинением, он был принят на работу в 1631 году.
Доменикино выполнил большую часть фресок капеллы. Он нарисовал четыре вершины: « Клятва, данная неаполитанцами в 1527 году» , «Встреча святого Дженнаро со Христом в небесной славе» , «Ходатайство Богородицы за Неаполь» и «Покровительство святых Дженнаро, Агриппины и Аньелло Абате» . Он также нарисовал историю жизни Сан-Дженнаро в трех люнетах (1633 г.) и арках. Четыре больших запрестольных образа, написанные Доменикино маслом на меди, изображают: Усекновение главы святого Януария , Чудо немощного, исцеленного масляной лампадой , Немощного у гроба Святого и Воскресение мертвеца . Доменикино внезапно скончался 6 апреля 1641 года. Через несколько месяцев его сменил другой последователь Карраччи, находившийся тогда в Риме, Эмилиан, Джованни Ланфранко . [ 5 ] Однако депутация 6 июня 1646 года решила попросить местного живописца Массимо Станционе завершить алтарный образ «Чудо одержимых» , оставленный Доменикино незавершенным. В конечном итоге заявка Станционе не была принята, и работу поручили Хусепе де Рибера , который нарисовал Сан-Дженнаро, выходящего невредимым из печи Чимитиле .
Архитектурный и скульптурный вклад
[ редактировать ][ 6 ] Проектирование часовни было поручено театинскому священнику и архитектору Франческо Гримальди , который принимал активное участие в проектировании других церквей, включая церковь Санта-Мария-делла-Сапиенца , базилику Сан-Паоло-Маджоре и церковь Сант-Андреа-делле-Даме . Чтобы завершить строительство часовни Сан-Дженнаро, было снесено несколько зданий, в том числе несколько домов, несколько часовен и небольшая церковь Сант-Андреа. Часовня имеет план греческого креста с куполом.
В интерьере Франческо Солимена создал порфировый алтарь (1667 г.), обрамляющий серебряный фасад (1692–1695 гг.) работы Джована Доменико Виначчиа . За алтарем две ниши с серебряными дверями, подаренные Карлом II Испанским в 1667 году, охраняют флаконы с кровью Сан-Дженнаро . Реликварийный бюст Святого Дженнаро из золота и серебра был изготовлен тремя провансальскими ювелирами и подарен Карлом II в 1305 году. Самые большие бронзовые скульптуры, в том числе Святые Петр и Павел, стоящие по бокам входа, были созданы Джулиано Финелли , учеником Бернини. . Мраморное оформление часовни началось в 1610 году по плану Гримальди и завершилось под руководством Кристофера Монтероссо . Медные ворота часовни были спроектированы Козимо Фанцаго в 1630 году. [ 7 ] заменил тот, который построил Джованни Джакомо Конфорто в 1628 году.
Есть также пятьдесят четыре бюста-мощевика, все из серебра. Фрески Доменикино , Ланфранко и Риберы .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Исторический документ, датированный 13 января 1527 года, сейчас хранится и выставлен в Музее сокровищ Сан-Дженнаро : Die XIII Ianuarii 1527, Неаполис.
- ^ Х. Реттген, Кавалер Джузеппе Чезари д'Арпино. Великий художник в великолепии славы и удачи в Нель-Инконстанце , Боззи, Рим, 2002, с. 170. 171, 496, 497.
- ^ Франко Страццулло Часовня Сан-Дженнаро , Итальянская редакция Института графиков, Неаполь, 1994 г., страница. 64-66.
- ↑ Более поздние авторы приводили слухи о том, что клика местных художников угрожала убить Рени и заставила его бежать.
- ^ Ф. Страццулло Настоящая часовня сокровищ Св. Дженнаро: неопубликованные документы , Неаполь, Неаполитанская издательская компания, 1978, с. 85 н. 265
- ^ Сассо, Камилло Наполеоне (1856). История памятников Неаполя и архитекторов, их построивших: от установления монархии до наших дней . Том 1. Ларго Регина Коэли, Неаполь: типография Федерико Витале. стр. 237–238. ISBN 978-0-371-92589-8 .
- ^ Франко Страццулло, Архитекторы и инженеры-неаполитанцы с 500 по 700 годы, Неаполь, 1969, с. 91
Ссылки
[ редактировать ]- Беллори, Джованни Пьетро (1672). Vite de' Художник, скульптор и современный архитектор, Часть первая . Рим: Маскарди
- C. Война в М. Гуаланди, Картины часовни сокровищ Сан-Дженнаро в Неаполитанском соборе , в «Воспоминаниях об оригинальном изобразительном искусстве», серия V, вып. 178, 1844 г.
- Джузеппе Мария Галанти , Новое историко-географическое описание Обеих Сицилий в двух томах , Неаполь, 1788 г., Том II Литературный кабинет
- Пьетро Джанноне , Historia Civile королевства Неаполя, Милана, Боррони и Скотти 1846 г.
- Джанноне, Пьетро (1731) [1723]. Гражданская история Королевства Обеих Сицилий . Том. II. Перевод Джеймса Огилви. Лондон: Г. Страхан.
- Нисия, Ганнибал (1846 г.). Гражданская и литературная история Неаполитанского королевства . Том. Я. Неаполь: Г. Нобиле.
- Джино Дориа , История столицы Неаполя от ее зарождения до 1860 года , Неаполь, 1952 год.
- Франко Страццулло. Настоящая часовня сокровищ святого Дженнаро: неопубликованные документы , Неаполь, Неаполитанское издательство, 1978 г.
- Франко Страццулло, Часовня Сан-Дженнаро , Итальянская редакция Института графиков, Неаполь, 1994 г.
- Дениз Пагано, В раю: фрески Ланфранко в часовне сокровищ Сан-Дженнаро- Электа, Неаполь, 1996 г.
- Франко Страццулло, Неаполь, Сан-Дженнаро, Фонд Паскуале Корсикато, Неаполь, 1997 г.
- Х. Реттген, Кавалер Джузеппе Чезари д'Арпино. Великий художник в расцвете славы и удачи в Нель-Инконстанце, Боззи, Рим, 2002 г.
- Пол Хорио Франко-Реканатези, Десять чудес сокровищ Сан-Дженнаро , Государственная типография Рима, 2010 г.
См. также
[ редактировать ]