Президентство Мухаммада Хатами
![]() Хатами в 2003 году | |
Мухаммад Хатами 3 августа 1997 г. - 3 августа 2005 г. | |
Мохаммад Хатами | |
Кабинет | Первый кабинет , Второй кабинет |
Вечеринка | Боевые священнослужители |
Выборы | 1997 , 2001 |
Сиденье | Здание Пастер-стрит |
|
Мухаммада Хатами Срок полномочий на посту пятого президента Ирана начался с его инаугурации с 3 августа 1997 года по 3 августа 2005 года.
Президентство Хатами
[ редактировать ]Выступая в рамках программы реформ, Хатами был избран президентом 23 мая 1997 года на выборах, которые многие назвали выдающимися. Явка избирателей составила почти 80%. Несмотря на ограниченное телевизионное эфирное время, большая часть которого досталась консервативному спикеру парламента и кандидату, предпочитавшему Али Акбару Натек-Нури , Хатами получил 70 процентов голосов. «Даже в Куме, центре богословской подготовки в Иране и оплоте консерваторов, 70% избирателей отдали свои голоса за Хатами». [ 1 ] Он был переизбран 8 июня 2001 года на второй срок и ушел в отставку 3 августа 2005 года, отбыв максимум два срока подряд в соответствии с конституцией Исламской Республики .
Сторонников Хатами описывают как «коалицию странных товарищей, включая традиционных левых , ... лидеров бизнеса, которые хотели, чтобы государство открыло экономику и разрешило больше иностранных инвестиций», а также «женщин и молодых избирателей». [ 1 ]
День его избрания, 2-е число Хордада 1376 года, по иранскому календарю считается датой начала «реформ» в Иране. Поэтому его последователей обычно называют « 2-м движением Хордада ».
Хатами считается первым президентом-реформатором Ирана, поскольку в центре внимания его предвыборной кампании были верховенство закона, демократия и вовлечение всех иранцев в процесс принятия политических решений. Однако его политика реформ привела к неоднократным столкновениям с жесткими и консервативными исламистами в иранском правительстве, которые контролируют влиятельные правительственные организации, такие как Совет стражей , члены которого назначаются Верховным лидером. Хатами проиграл большую часть этих столкновений, и к концу его президентства многие из его последователей разочаровались в нем.
На посту президента, согласно иранской политической системе, Хатами уступал Верховному лидеру . Таким образом, Хатами не имел юридической власти над ключевыми государственными институтами: вооруженными силами, полицией, армией, стражами революции, государственным радио и телевидением, тюрьмами и т. д. (см. «Политика Ирана» ).
Хатами представил в парламент так называемые «двойные законопроекты» во время своего пребывания у власти. Эти два законопроекта внесут небольшие, но ключевые изменения в национальное избирательное законодательство Ирана, а также дадут четкое определение полномочий президента по выборам. предотвращать конституционные нарушения со стороны государственных учреждений. Сам Хатами назвал «двойные законопроекты» ключом к прогрессу реформ в Иране. Законопроекты были одобрены парламентом, но в конечном итоге на них наложил вето Совет стражей.
Экономическая политика
[ редактировать ]Экономическая политика Хатами следовала приверженности предыдущего правительства индустриализации . На макроэкономическом уровне Хатами продолжил либеральную политику, которую Рафсанджани начал в первом пятилетнем плане экономического развития государства (1990–1995). 10 апреля 2005 года Хатами назвал экономическое развитие, крупномасштабную деятельность частного сектора на экономической арене страны и шестипроцентный экономический рост среди достижений своего правительства. Он выделил $5 млрд частному сектору на развитие экономики, добавив, что стоимость подписанных в этой связи контрактов достигла $10 млрд.
Через год своего первого срока на посту президента Ирана Хатами признал экономические проблемы Ирана, заявив, что экономика «хронически больна... и так будет и дальше, если не произойдет фундаментальная реструктуризация».
На протяжении большей части своего первого срока Хатами руководил реализацией второго пятилетнего плана развития Ирана. 15 сентября 1999 года Хатами представил Меджлису новый пятилетний план. План, рассчитанный на период с 2000 по 2004 год, предусматривал экономическую реконструкцию в более широком контексте социального и политического развития. Конкретные экономические реформы включали «амбициозную программу приватизации нескольких крупных отраслей промышленности… создание 750 000 новых рабочих мест в год, среднегодовой рост реального ВВП на шесть процентов за этот период, сокращение субсидий на основные товары… плюс широкий ряд финансовых и структурных реформ». Безработица оставалась серьезной проблемой, поскольку пятилетний план Хатами отставал в создании рабочих мест. В первый год действия плана было создано всего 300 000 новых рабочих мест, что намного меньше запланированных 750 000. по Ирану за 2004 год В докладе Всемирного банка делается вывод, что «после 24 лет, отмеченных внутренними послереволюционными раздорами, международной изоляцией и глубокой экономической нестабильностью, Иран медленно выходит из длительного периода неопределенности и нестабильности». [ 2 ]
На макроэкономическом уровне реальный ВВП вырос с 2,4 процента в 1997 году до 5,9 процента в 2000 году. Безработица сократилась с 16,2 процента рабочей силы до менее чем 14 процентов. Индекс потребительских цен упал до менее 13 процентов с более чем 17 процентов. Как государственные, так и частные инвестиции увеличились в энергетическом секторе, строительной отрасли и других секторах промышленной базы страны. Внешний долг страны сократился с $12,1 млрд до $7,9 млрд, что является самым низким уровнем со времени между Ираном и Ираком прекращения огня . Всемирный банк выделил 232 миллиона долларов на проекты в области здравоохранения и канализации после семилетнего перерыва. Правительство впервые после массовой финансовой национализации 1979 года разрешило создание двух частных банков и одной частной страховой компании. ОЭСР снизила фактор риска для ведения бизнеса в Иране до четырех с шести (по семибалльной шкале). [ 3 ]
По данным правительства, число людей, живущих за абсолютной чертой бедности, в 2001 году составляло 15,5 процентов от общей численности населения — по сравнению с 18 процентами в 1997 году, а число людей, находящихся за чертой относительной бедности, — 25 процентов, таким образом, около 40 процентов людей классифицируются как бедные. . Частные оценки указывают на более высокие цифры. [ 4 ]
Среди 155 стран в мировом опросе 2001 года Иран при Хатами занимал 150-е место с точки зрения открытости мировой экономике. По шкале человеческого развития Организации Объединенных Наций Иран занял 90-е место из 162 стран, что лишь немногим лучше, чем его предыдущее положение, когда он занимал 97-е место из 175 стран четырьмя годами ранее. [ 5 ] Общий риск ведения бизнеса в Иране улучшился лишь незначительно с «D» до «C». [ 4 ] [ 6 ]
Внешняя политика
[ редактировать ]
Во время президентства Хатами внешняя политика Ирана начала процесс перехода от конфронтации к примирению. В концепции внешней политики Хатами не было « столкновения цивилизаций », вместо этого он предпочитал « диалог между цивилизациями ». Отношения с США оставались омраченными взаимными подозрениями и недоверием, но в течение двух сроков Хатами Тегеран все активнее прилагал усилия, чтобы играть более значительную роль в регионе Персидского залива и за его пределами.
В качестве президента Хатами встречался со многими влиятельными фигурами, включая Папу Иоанна Павла II , Коитиро Мацууру , Жака Ширака , Йоханнеса Рау , Владимира Путина , Абдулазиза Бутефлику и Уго Чавеса . В 2003 году Хатами отказался встретиться с воинствующим иракским священнослужителем Муктадой аль-Садром . [ 7 ]
После в 2003 году землетрясения в Баме иранское правительство отклонило Израиля предложение о помощи. 8 апреля 2005 года Хатами сидел рядом с президентом Израиля иранского происхождения Иоанна Павла II в алфавитном Моше Кацавом во время похорон Папы порядке . Позже Кацав утверждал, что пожал руку и поговорил с Хатами. Сам Кацав по происхождению иранский еврей , родом из части Ирана, близкой к дому Хатами; он заявил, что они говорили о своей родной провинции. Это сделало бы этот инцидент первым официальным политическим контактом между Ираном и Израилем после разрыва дипломатических отношений в 1979 году. [ 8 ] Однако после возвращения в Иран Хатами подвергся резкой критике со стороны консерваторов за то, что он «признал» Израиль в разговоре с его президентом. Впоследствии государственные СМИ страны сообщили, что Хатами категорически отрицал рукопожатие и общение с Кацавом. [ 9 ]
В 2003 году Иран обратился к Соединенным Штатам с предложениями обсудить все нерешенные вопросы, включая ядерную проблему и соглашение о двух государствах для Израиля и палестинцев . [ 10 ]
Валютный кризис
[ редактировать ]В течение 1995-2005 годов администрация Хатами успешно снизила темпы падения курса иранского риала, улучшив даже рекорд Мусави . валюта продолжала падать с 2046 до 9005 за доллар США Тем не менее, во время его пребывания на посту президента .
Хатами и парламентские выборы в Иране 2004 года
[ редактировать ]в феврале 2004 года На парламентских выборах Совет стражей запретил тысячам [ 11 ] кандидатов, включая большинство реформистских членов парламента и всех кандидатов от партии Исламский фронт участия Ирана, от участия в выборах. Это привело к завоеванию консерваторами не менее 70% мест. В выборах приняли участие около 60% населения, имеющего право голоса.
Хатами напомнил о своем решительном противодействии проведению выборов, которые его правительство считало несправедливыми и несвободными. Он также рассказал историю своего визита к Верховному лидеру Хаменеи вместе с представителем парламента (считающимся главой законодательного органа) и список условий, которые они ему передали, прежде чем смогли провести выборы. Список, по его словам, затем был передан в Совет стражей, который является юридическим надзорным органом и основным препятствием на пути проведения свободных и конкурентных выборов в последние годы. Члены Совета стражей назначаются непосредственно Верховным лидером и считаются исполняющими его волю. «Но», сказал Хатами, «Совет стражей порядка не сдержал ни слова Верховного лидера, ни своего собственного слова [...] и мы столкнулись с ситуацией, в которой нам пришлось выбирать между проведением выборов или риском огромных волнений [... ] и тем самым нанося ущерб режиму». В этот момент протестующие студенты неоднократно скандировали лозунг « Джаннати – враг нации», имея в виду председателя Совета стражей порядка. Хатами ответил: «Если вы представитель нации, то мы враги нации». Однако после разъяснений студентов о том, что «Джаннати, а не Хатами», он воспользовался возможностью, чтобы заявить о высокой степени свободы в Иране. [ 12 ]
Когда 30 января Совет стражей объявил окончательный список кандидатов, 125 членов парламента от реформистов заявили, что будут бойкотировать выборы и уйдут со своих мест, а министр внутренних дел от реформистов заявил, что выборы не состоятся в запланированную дату, в феврале. 20. Однако затем Хатами объявил, что выборы пройдут вовремя, и отклонил отставку членов своего кабинета министров и губернаторов провинций. Эти действия подготовили почву для проведения выборов и сигнализировали о расколе между радикальным и умеренным крылом реформистского движения. [ 13 ]
Культурный и политический имидж
[ редактировать ]Диалог между цивилизациями
[ редактировать ]Следуя более ранним работам известного философа Дариуша Шайегана , президент Хатами представил теорию диалога между цивилизациями как ответ на Сэмюэля П. Хантингтона теорию о столкновении цивилизаций . После представления концепции его теории в нескольких международных обществах (особенно в ООН) теория получила широкую международную поддержку. Следовательно, Организация Объединенных Наций провозгласила 2001 год Годом диалога между цивилизациями по предложению Хатами. [ 14 ] Призывая к морализации политики, Хатами утверждал, что «политический перевод диалога между цивилизациями будет состоять в утверждении, что культура, мораль и искусство должны преобладать над политикой».
Хатами как ученый
[ редактировать ]Основная область исследований Хатами — политическая философия . Одним из академических наставников Хатами был Джавад Табатабаи , иранский политический философ. Позже Хатами стал преподавателем в университете Тарбиат Модаррес, где преподавал политическую философию. Хатами также опубликовал книгу по политической философии в 1999 году. Он охватывает ту же тему, что и Джавад Табатабаи: платонизированная адаптация греческой политической философии Фараби (ум. 950), ее синтез «вечной мудрости» персидского языка. управление государством Абуль-Хасана Амири (ум. 991) и Мушкуя Рази (ум. 1030), юридические теории аль-Маварди и Газали, а также трактат Низама аль-Мулька о государственном управлении. Он завершается обсуждением возрождения политической философии в Сефевидском Исфахане во второй половине 17 века.
Далее, Хатами разделяет с Табатабаи идею «упадка» мусульманской политической мысли, начавшегося с самого начала, после Фараби.

Как и Табатабаи, Хатами привносит резко контрастирующий аристотелевский взгляд на политику, чтобы подчеркнуть недостатки мусульманской политической мысли. Хатами также читал лекции об упадке мусульманской политической мысли с точки зрения перехода от политической философии к королевской политике ( сиясат-и шахи ) и приписывании этого преобладанию «насильственного господства» (тагхаллуб) в исламской истории. [ 15 ]
В своем «Письме на завтра» он писал:
Это правительство с гордостью сообщает, что оно возвестило эпоху, когда святость власти превратилась в легитимность критики и критики этой власти, которая находится в доверии людей, которым были делегированы полномочия действовать в качестве представителей посредством избирательного права. . Таким образом, такая сила, когда-то считавшаяся Божественной Благодатью, теперь свелась к земной силе, которую могут критиковать и оценивать земные существа. Примеры показывают, что, хотя из-за некоторых следов деспотического образа жизни мы даже не выступали с справедливой критикой власть имущих, тем не менее считается, что общество, элита и интеллектуалы в частности, не должны оставаться равнодушными в рассвет демократии и позволить похитить свободу.
Члены кабинета министров
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Президентские выборы 1997 г.
- ^ «SJIR: Хатами и поиск реформ в Иране» . Архивировано из оригинала 7 марта 2007 г. Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ [Тахаволат, 98-138; Экономические тенденции, нет. 23 (Тегеран: Центральный банк, 2000–2001 гг.); и Иран: Временная стратегия помощи (Вашингтон: Всемирный банк, апрель 2001 г.).]
- ^ Jump up to: а б Проект МУЗА
- ^ ПРООН, Отчет о человеческом развитии 2001 (Нью-Йорк: ПРООН, 2001).
- ^ Экономика Ирана (Тегеран), июль/август 2001 г.
- ^ Институт Гувера - Дайджест Гувера - Порядок из хаоса. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Моше Кацав» . Yahoo! Новости . 8 апреля 2005 года. Архивировано из оригинала 11 апреля 2005 года . Проверено 9 января 2014 г.
- ^ Президент Ирана отрицает рукопожатие Израиля - Мировые новости - NBC News
- ^ Washington Post "Дорожная карта"
- ^ «Протест иранских реформистов продолжается» . CNN . 12 января 2006 года . Проверено 1 января 2007 г.
- ^ "FToI: Что на самом деле сказал Хатами?" . Архивировано из оригинала 25 сентября 2007 г. Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ Стратегический взгляд на политику Ирана после парламентских выборов 2004 г. Архивировано 18 июня 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Его Превосходительство г-н Мохаммед Хатами (5 сентября 2000 г.). «Круглый стол: Диалог между цивилизациями. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 5 сентября 2000 г. Предварительная дословная транскрипция» . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 16 февраля 2003 года . Проверено 9 января 2014 г.
- ^ Сказал Амир Арджоманд. «РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ДИСКУСЫ О СОВРЕМЕННОСТИ И ТРАДИЦИЯХ В СОВРЕМЕННОМ ИРАНЕ» . Архивировано из оригинала 13 июля 2006 года . Проверено 9 января 2014 г.