Вильгельм Шартрский (Доминиканский)
Вильгельм Шартрский ( французский : Guillaume de Chartres ; латынь : Guillelmus Carnotensis ) был королевским капелланом при короле Франции Людовике IX с 1254 года, а затем доминиканским монахом с 1264 года. Он принял участие в двух крестовых походах в 1248 и 1270 годах и написал биографию Луи. Эта последняя работа содержит самую раннюю из сохранившихся коллекций чудес, приписываемых Людовику после его смерти в 1270 году. Вильгельм умер между 1277 и 1282 годами.
Жизнь
[ редактировать ]Королевский придворный и капеллан
[ редактировать ]Об Уильяме мало что известно. Он или, по крайней мере, его семья были предположительно из Шартра . [ 1 ] Вероятно, он принадлежал к «низшему сословию недворянского происхождения». [ 2 ] Возможно, это Вильгельм Шартрский, описанный как священнослужитель и ученый из Верчелли , который был поручителем некоторых французов, обучавшихся в Италии в 1231 году. В 1248 году он работал при королевском дворе. В то время он был светским священнослужителем . [ 1 ] Возможно, внимание короля привлек к нему Роберт Дуэ , врач королевы. [ 2 ]
Уильям был частью ближайшего окружения Людовика во время Седьмого крестового похода . Он попал в плен вместе с королем в 1250 году. [ 3 ] [ 4 ] В марте 1251 года Людовик предоставил двум сестрам Вильгельма и их старшим сыновьям доход от ренты. [ 3 ] Он вернулся во Францию с Людовиком после пребывания в Иерусалимском королевстве в 1254 году. [ 5 ] В том же году Уильям стал каноником Сен-Кантена . В документах того времени он упоминается как «лорд Уильям» и был пристроен к королевской часовне. В 1254–1255 годах, выступая в качестве королевского агента, он приобрел недвижимость на левом берегу Сены для Сорбонны . [ 3 ] Одним из объектов недвижимости был дом Роберта Дуэ. [ 2 ] В 1255–1256 годах он был награжден лошадью и плащом. [ 3 ]
К февралю 1259 года Людовик назначил Вильгельма казначеем Сен-Фрамбурга де Санлиса . В документе 1261 года он назван священником. 6 июля 1262 года Вильгельм подписал в качестве свидетеля договор о дружбе между Людовиком IX и Яковом I Арагонским по случаю бракосочетания сына Людовика Филиппа и дочери Якова Изабеллы . [ 6 ]
Доминиканский крестоносец
[ редактировать ]По его собственным словам, Уильям занимал должность казначея пять с половиной лет. Последний раз он упоминается в этом качестве в декабре 1263 года и должен был вступить в Доминиканский орден в следующем году. [ 7 ] Он проживал в парижском монастыре Сен-Жак на левом берегу. В 1269–1270 годах принимал участие в подготовке Восьмого крестового похода . [ 8 ] Он присоединился к экспедиции в качестве королевского духовника, получил королевскую печать после смерти парижского архидьякона 20 августа и был рядом с Людовиком, когда король умер. [ 2 ] [ 8 ]
После смерти Людовика Уильям был отправлен обратно во Францию преемником Людовика Филиппом III вместе с двумя другими монахами, Жоффруа Болье и Жаном Монсским . Эти трое несли четыре письма от Филиппа, датированные 12 сентября 1270 года, информирующие церковных и мирских магнатов о смерти Людовика и подтверждающие Матфея Вандомского и Симона Нельского . регентство [ 9 ] Они путешествовали через Сицилию и Италию, пересекли Альпы и к началу октября прибыли в Париж. [ 10 ] Уильям оставался в Париже в течение следующих трех лет, работая приходским священником . [ 11 ]
Смерть
[ редактировать ]Вильгельм начал работу над своей биографией Людовика IX после января 1273 года, после смерти Жоффруа Болье, написавшего собственную биографию Людовика, и, по-видимому, папы Григория X. еще при жизни Скорее всего, он активно писал в 1274–1275 годах. [ 12 ] Последняя запись о Вильгельме - это недатированное письмо, которое он написал своему зятю Жилю де ла Шоссе, вероятно, в 1277 году. В нем он сообщает Жилю, что получил письма от Филиппа III с просьбой к Матфею Вандомскому принять сына Жиля Мэтью. в аббатство Сен-Дени . [ 2 ] [ 12 ] Вильгельм, вероятно, был мертв к 1282 году, поскольку он не давал показаний на следствии по канонизации Людовика . [ 13 ]
Работает
[ редактировать ]Сохранились три проповеди Уильяма. Они были проповеданы 2 февраля 1273 года в Сен-Лефруа и 12 и 19 февраля в Ла-Мадлен . Они находятся в Национальной библиотеке Франции (BnF), MS lat. 16481. [ 11 ] Пьер Дону считал их плохими проповедями и не стоящими публикации. [ 2 ] Они до сих пор не отредактированы. [ 11 ] В Национальном архиве , картонная коробка J 1030, документ №. 59 — это автограф письма Уильяма своему зятю. [ 14 ]
«О жизни и деяниях Людовика, короля франков знаменитой памяти», и о чудесах, провозглашающих его святость биография Людовика IX, написанная Вильгельмом Латинская , сохранилась вместе с Жоффруа Болье в единственной рукописи, BnF, MS lat. 13778, на листах 41–64 т. [ 15 ] Работа Уильяма никогда не цитировалась так широко, как работа Джеффри. [ 16 ] Кроме того, он короче и в нем отсутствуют заголовки глав. [ 17 ] Обе работы представляют собой агиографии , призванные продемонстрировать святость Людовика. [ 18 ] Книга Джеффри была первой, а книга Уильяма — второй биографией Людовика IX, и оба текста часто печатались вместе. [ 5 ] [ 15 ]
Уильям написал свою работу как дополнение к работе Джеффри. Он перечислил четыре области, в которых он намеревался завершить биографию Джеффри: «хорошие дни правления [Людовика]», его заключение, его смерть и чудеса, произошедшие у его могилы и благодаря его заступничеству. Именно в первом из этих направлений биография Уильяма наиболее интересна современным историкам. [ 19 ] Рассказывая о справедливости правления Людовика — например, о подавлении им частных войн и судебных разбирательств в битвах , — «О жизни и поступках» временами выглядит как зеркало принцев . [ 5 ] Это единственное свидетельство очевидца плена Луи. [ 20 ]
Как и стандартные жития того времени, «О жизни и поступках» состоит из двух основных частей: собственно жизни ( vita ) и чудес ( miracula ). [ 5 ] Абзацы 1–3 содержат метафоры, сравнивающие Людовика с солнцем среди звезд и библейским царем Иосией . Он также описывает биографию Джеффри, его собственные цели и методы. Параграф 4 представляет собой описание учреждения Людовиком ежегодного шествия реликвии тернового венца в Сент-Шапель . [ 21 ] В пункте 5 описывается, как царь соблюдал субботу (воскресенье). [ 22 ] Большая часть остальной работы посвящена темам, которыми Джеффри пренебрегал. Параграфы 6–10 посвящены Седьмому крестовому походу и плену Людовика в Египте; Правительство Франции Людовика описано в пунктах 12–27; его болезнь и смерть в 37–42 годах; и семнадцать посмертных чудес в 43–60 гг. (с вводным абзацем и по одному абзацу на каждое чудо). Уильям порывает с заявленными темами в параграфе 11, где он рассказывает, как Людовик предсказал, что он станет доминиканцем, и в параграфах 28–36, в которых описываются различные акты религиозной преданности Людовика: омовение ног , пост , раздача милостыни , уход за прокаженными, строительство больницы для бедных и благотворительные монастыри и церкви. [ 21 ]
Семнадцать чудес Уильяма составляют самую раннюю коллекцию чудес, приписываемых Людовику. Все произошло между октябрем 1270 года и августом 1271 года. [ 23 ] Уильям представляет все чудеса как достоверно подтвержденные, обычно датированные и, по-видимому, сам собрал многие из описаний. [ 24 ] [ 5 ] Возможно, он имел доступ к списку чудес, хранившемуся в Сен-Дени Томасом Хостоном по приказу Филиппа III. [ 24 ] Все семнадцать, записанные Уильямом, позже были включены в « Beatus Ludovicus» , что обеспечило им более широкую аудиторию, чем получила «О жизни и поступках» . [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гапошкин и Филд 2014 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Иордания, 2012 г. , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б с д Гапошкин и Филд, 2014 , стр. 20–21.
- ^ Ричард 1992 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б с д и Ле Гофф 2009 , стр. 258–259.
- ^ Гапошкин и Филд 2014 , стр. 21–22.
- ^ Гапошкин и Филд 2014 , с. 23, но Ле Гофф 2009 , с. 258, пишет, что он стал доминиканцем через пять с половиной лет после возвращения из крестового похода, т. е. в 1259 или 1260 году.
- ^ Jump up to: а б Гапошкин и Филд, 2014 , стр. 23–24.
- ^ Гапошкин и Филд 2014 , стр. 24–25.
- ^ Гапошкин и Филд 2014 , с. 25 и н. 69, отвергает идею о том, что Джеффри и Уильям впоследствии вернулись в Африку, чтобы сопровождать кости Людовика обратно во Францию. Ле Гофф 2009 , с. 258, Уильям сопровождает кости Луи.
- ^ Jump up to: а б с Гапошкин и Филд 2014 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Гапошкин и Филд, 2014 , стр. 33–36.
- ^ Гапошкин и Филд 2014 , с. 34, и Ле Гофф 2009 , с. 258, согласен, но Jordan 2012 , с. 18, относит его смерть к 1280 году.
- ^ Гапошкин и Филд 2014 , с. 35, с фото.
- ^ Jump up to: а б Гапошкин и Филд 2014 , стр. 174, 177.
- ^ Jump up to: а б Гапошкин и Филд 2014 , с. 42.
- ^ Гапошкин и Филд 2014 , с. 49.
- ^ Гапошкин и Филд 2014 , с. 43.
- ^ Gaposchkin & Field 2014 , стр. 49–50, но Labarge 1968 , стр. 253–254, называет биографию Уильяма «более многословной и повторяющейся», чем биография Джеффри.
- ^ Ричард 1992 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б Гапошкин и Филд, 2014 , стр. 50–53.
- ^ Гапошкин и Филд 2014 , стр. 134–135.
- ^ Гапошкин и Филд 2014 , стр. 27–30, но Ле Гофф 2009 , стр. 259, относит их всех к 1271–1272 гг.
- ^ Jump up to: а б Гапошкин и Филд, 2014 , стр. 26–31.
Библиография
[ редактировать ]- Каролюс-Барре, Луи (1995). «Гийом де Шартр, священнослужитель короля, брат-проповедник, друг и историк Сент-Луиса» . Коллекция Французской школы Рима . 204 : 51–57.
- Делиль, Леопольд (1904). «Письмо из Сент-Луиса, посланное Вильгельмом Шартрским» . Библиотека Школы Чартеров . 65 : 310–312.
- Гапошкин, М. Сесилия; Филд, Шон Л., ред. (2014). Святость Людовика IX: Ранние жизни святого Людовика Джеффри Болье и Вильгельма Шартрского . Перевод Ларри Ф. Филда. Издательство Корнельского университета.
- Джордан, Уильям К. (2012). Мужчины в центре: искупительное управление при Людовике IX . Издательство Центральноевропейского университета.
- Лабарж, Маргарет Уэйд (1968). Сент-Луис: Людовик IX, христианнейший король Франции . Браун, Литтл и компания.
- Ле Гофф, Жак (2009) [1996]. Сент-Луис . Перевод Гарета Эвана Голрада. Издательство Университета Нотр-Дам.
- Ричард, Жан (1992) [1983]. Сент-Луис: король Франции-крестоносец . Перевод Джин Биррелл. Издательство Кембриджского университета.