Скрытое лицо
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2010 г. ) |
Люди часто видят скрытые лица в вещах . В зависимости от обстоятельств это называется парейдолией — восприятием или распознаванием определенного образца или формы в чем-то существенно ином. Таким образом, это тоже своего рода оптическая иллюзия . Когда художник замечает, что две разные вещи имеют схожий внешний вид, и рисует или пишет картину, подчеркивающую это сходство, он создает изображения с двойным смыслом. Многие из этих изображений представляют собой скрытые лица или черепа.
Эти иллюзионистические картины предоставляют зрителю мысленный выбор из двух интерпретаций: голова или пейзаж, голова или предметы, голова или архитектура и т. д. Обе они действительны, но зритель видит только одну из них, и очень часто он не может увидеть обе. интерпретации одновременно.
Случайные изображения
[ редактировать ]Есть повседневные примеры скрытых лиц, это «случайные изображения», в том числе лица в облаках, фигуры теста Роршаха и человека на Луне . Леонардо да Винчи писал о них в своей записной книжке: «Если вы посмотрите на стены, окрашенные или сделанные из разных камней, вам может показаться, что вы видите в них некие живописные виды гор, рек, скал, деревьев, равнин, широких долин, и холмы разной формы. В них также можно найти сражения и быстро движущиеся фигуры, странные лица и костюмы, а также бесконечное множество вещей». Франсуа и Жан Робер собрали и опубликовали множество фотографий «случайных лиц».
Скрытые лица, созданные художниками
[ редактировать ]мастер маньеризма при императорских дворах Габсбургов XVI века в Вене и Праге, Джузеппе Арчимбольдо из Милана, был, вероятно, самым известным художником, создавшим необычайные скрытые лица. Он расположил на холсте цветы, овощи, фрукты, ракушки, гребешки и других животных, книги и разные вещи таким образом, что вся коллекция предметов образовала портрет. Его серия «Времена года», кажется, является первым использованием этого подхода и техники. Составные головы Арчимбольдо прославлялись и подражали его современникам, но они были относительно забыты, пока участники художественных движений двадцатого века не открыли их заново, привлекая к ним внимание историков искусства. Его считают предшественником дадаизма и сюрреализма . [ нужна ссылка ]
Некоторые другие известные художники эпохи Возрождения и барокко создавали скрытые лица: [ нужна ссылка ]
- Тобиас Стиммер
- Ганс Гольбейн Младший
- Мэтью Мериан
- Maria Sibylla Merian
- Маркус Герартс Старший
- Венцель Холлар
- Жосс де Момпер
Сальвадор Дали был очарован техникой Арчимбольдо, а его параноидально-критический метод находился под влиянием художника -маньериста . Для Дали эффект Арчимбольдо был формой самосокрытия, и казалось, что этот художник-эксгибиционист на протяжении всей своей жизни, постоянно позируя, скрывал свое истинное «я» за яркой внешностью своего поведения. Larvatus prodeo, «Я ношу маску», — мог бы он сказать вместе с Декартом и использовал эту цитату французского философа в качестве эпиграфа к своему роману « Скрытые лица » . [ нужна ссылка ] Вероятно, его самое известное «скрытое лицо» — это Вольтер на картине маслом: « Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера ». Другие художники- сюрреалисты заново открыли для себя технику скрытых лиц в первой половине 20 века:
Иштван Орос пытается объединить технику анаморфозы со скрытыми лицами. Анаморфозой называют те произведения искусства, которые были искажены и неузнаваемы посредством искусных геометрических построений. Но при взгляде с определенной точки или через помещенный на нее отражающий предмет скрытый образ предстает в своем истинном виде, то есть подвергается ретрансформации. Орос экспериментировал с анаморфозами не только для возрождения старой техники, но и для ее улучшения и развития. Вместо бессмысленного искаженного изображения его намерение состоит в том, чтобы придать смысл основной анаморфной картине, придав ей смысл сам по себе, а его второе прочтение раскрывается при просмотре его с другой точки зрения, например, при взгляде на него через специальное зеркало. [1] Двусмысленные слои, возникающие при таком подходе, используют связь или контраст двух изображений в пределах одной и той же картинки, независимых друг от друга. [2]
Есть много других современных работ со скрытыми лицами:
-
Двусторонняя голова с корзиной фруктов , масло, панно, Джузеппе Арчимбольдо, ок. 1590 г.
-
Джузеппе Арчимбольдо: Библиотекарь , ок. 1566
-
Тобиас Штиммер : Скрытый портрет Папы (1577)
-
« Все — тщеславие » К. Аллана Гилберта . Жизнь, смерть и смысл существования переплетаются
-
Венцель Холлар (1607-1677): Пейзаж
См. также
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Новаторским исследованием по этому вопросу является академическая диссертация, неопубликованная до сих пор: Анита Джоплин, Антропоморфный ландшафт: исследование образов 16-го века (неопубликованная диссертация, Рид-колледж), 1974.
Об антропоморфных ландшафтах
[ редактировать ]- Фернан Халлен, «Антропоморфный пейзаж», Ив Жиро (редактор), Пейзаж в эпоху Возрождения , Фрибур: Editions universitaire de Fribourg, 1988, стр. 43 и далее.
- Мишель Уиманс и Жан-Юбер Мартен (редакторы), Антропоморфный пейзаж в эпоху Возрождения (материалы международной конференции, 2009 г.), Париж: Réunion des musées nationalaux (ожидает публикации).
- Мишель Уиманс, «Эрри встретил спящего торговца де Блеса: экзегетический и антропоморфный пейзаж», The Art Bulletin , Vol. 88, вып. 3, стр. 459–481.
- Андреас Хаузер, « «Волькенрайтер» Андреа Мантенья: проявления бесхитростной природы или происхождение искусства, похожего на головоломку? » Герхарт фон Гревениц, Стефан Ригер, Феликс Тюрлеманн (ред.), «Неизбежность изображений» , Тюбинген, 2001, стр. 147-172.
- Омар Калабрезе (2006): Автопортреты художников , ISBN 978-0-7892-0894-1 (В книге есть глава о художниках, которые скрывают автопортреты в своих картинах: например, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Ван Гог, Мунк, Дали, Альбрехт Дюрер , Веласкес, Элизабет Виже). -Лебрен, Энгр, Дега, Тулуз-Лотрек, Гейнсборо, Матисс, Джеймс Энсор, Эгон Шиле, Фрида Кало, Ман Рэй, Генри Мур, Роберт Раушенберг, Норман Роквелл и Рой Лихтенштейн.)
О криптообразах в более широком смысле
[ редактировать ]- Уолтер Мелион, Брет Ротштейн, Мишель Уиманс (ред.), Антропоморфная линза: антропоморфизм, микрокосмизм и аналогия в раннем современном мышлении и изобразительном искусстве , Лейден: Брилл, 2015.
- Жан-Юбер Мартен (редактор), Одно изображение может скрывать другое - Арчимбольдо, Дали, Раец (каталог выставки), Париж: Национальная галерея Гранд-Пале, 2009. ISBN 978-2-7118-5586-5
- Жан-Юбер Мартен, Стефан Андреэ (ред.), Бесконечная загадка. Дали и волшебники двусмысленности (каталог выставки, Дюссельдорф, Музей Кунст Паласт), Остфильдерн-Руит, 2003.
- Дарио Гамбони, Потенциальные образы: двусмысленность и неопределенность в современном искусстве , Лондон: Reaktion, 2002.
- Жан-Клод Лебенштейн, Искусство окрашивания: Введение в новый метод Александра Козенса , Париж: Éditions du Limon, 1990.
- Жан-Дидье Урбен, «Криптообраз или культовый палимпсест», Eidos , 5, 1991, с. 1-16 и
Случайные изображения
[ редактировать ]- Хорст В. Янсон, «Образ, созданный случайно» в мысли эпохи Возрождения», Миллард Мейсс (редактор), De Artibus opuscula XL. Очерки в честь Эрвина Панофски , Нью-Йорк, 1961, I, стр. 254–266, II, стр. 87–88.
- Хорст Вольдемар: «Случайные образы», в: Словарь истории идей. Исследования избранных ключевых идей , под ред. Филип П. Винер, том. 1, Нью-Йорк, 1973, стр. 340–353.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Анаморфоза с двойным смыслом: пейзаж и портрет Жюля Верна в зеркальном цилиндре» . галерея-diabolus.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
- ^ «Анаморфозы с двойным смыслом: театр и портрет Уильяма Шекспира. (Вид под узким углом!)» . галерея-diabolus.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.